Каждой категории – свою систему учета
Неравномерность распределения заработков в России носит уже не количественный, а качественный характер, который нельзя не учитывать, если мы не хотим превратить статистику в поставщика фальшивых социально-экономических показателей, на основе которых будут приниматься неверные государственные решения.
Поясним это на примере: в небольшом зоопарке имеются 100 особей – два льва (суточный рацион по 7 кг) и 98 волнистых попугайчиков (суточный рацион по 40 г), т.е. суточный рацион на одно животное составляет в среднем по 180 г в сутки. Согласно такому отчету о средних показателях руководству зоопарка надлежит принять срочные меры по спасению хищника от голода, а попугайчиков – от обжорства. Можно ли разумно управлять при такой фальшивой статистике, полученной путем сваливания в кучу качественно различных категорий и получения неких средних статистических показателей, которые не относятся ни к одной из категорий, не несут полезной информации и не имеют никакого практического смысла. Конечно, нет, но с такой статистикой удобно запутывать общество, обосновывать предоставление помощи «бедным хищникам» (в 2008–2009 гг. крупному бизнесу были розданы 6 трлн рублей поддержки из резервов страны, которые по заявлению президента РФ инициатора акции в основном ушли в зарубежные офшоры и ныне поддерживают экономику недружественных нам стран) и урезания потребления «обнаглевшим птичкам» (в 2016 г. за счет манипуляции с индексацией пенсий государство фактически обложило пенсионеров налогами в размере 9–13%, которые направляются на финансирование крупного бизнеса и на развитие международного спорта). Но если руководство зоопарка и страны потребуют раздельные отчеты по «львам» и «попугайчикам», то все становится на место.
Для получения корректных статистических показателей и проведения корректных международных сопоставлений необходимо поделить российских работников по уровню заработков хотя б на две части с неравномерностью распределения заработков внутри части, сопоставимой с таковой в странах ОЭСР:
часть первая – ординарные работники (группа I по таблице 2), составляющие 84% занятых, получающие 58% фонда зарплаты страны; максимальный заработок – 1,48 среднего по стране, средний заработок – 0,69 среднего по стране или 16 415 рублей (2014), коэффициент фондов – 5,0;
часть вторая – высокооплачиваемые работники (группы II, III, IV и V по таблице 2), составляющие 16% занятых, получающие 42% фонда зарплаты страны; заработки выше 1,48 среднего по стране, средний заработок – 2,63 средних по стране или 89 050 рублей, коэффициент фондов – 4,2.
Таблица 2.
Итак, мы обнаруживаем, что экономическая модель «либерал-реформаторов» привела к тому, что в нашей стране образовались две России, две страны, которые ради корректности статистических показателей необходимо учитывать раздельно: Большая Россия, охватывающая 5/6 работников страны с заработками и качеством жизни российского уровня, и Малая Россия, охватывающая 1/6 работников с заработками и качеством жизни мирового уровня. У этих двух Россий разные проблемы (у кого суп жидкий, а у кого бриллианты мелкие), они все более удаляются друг от друга, напряжение, недоверие и враждебность между ними непрерывно нарастают.
Далее речь пойдет только о Большой России, об ординарных работниках, составляющих 84% численности работников со средним заработком 16 415 рублей. Однако результаты расчетов и выводы, касающиеся ординарных работников, можно легко конвертировать в таковые для работников со средним заработком 23 790, 32 495, 38 405 или 89 050 руб. с помощью корректирующих коэффициентов 1,45, 1,98, 2,34 и 5,42 соответственно.
Заработки: мы и заграница
Четверть века назад Россия была основой второй державы мира, имела мощные производственные, научные, человеческие и природные ресурсы, которыми щедро делилась с 14 советскими республиками и десятками зарубежных стран мира. Рвущиеся к власти «реформаторы» обещали, что они прекратят помощь всем зарубежным странам (включая бывшие советские республики) и закроют внутренние неэффективные и затратные программы (особенно «ненужную нам» оборонную), а все освободившиеся ресурсы используют для осуществления рывка качества жизни населения до уровня экономически развитых стран. Все программы зарубежной помощи и внутреннего развития они действительно закрыли, но освободившиеся огромные средства направили не на заявленную цель, а на потребление узкой группы лиц из числа высшей бюрократии и крупного бизнеса. Более того, этого им показалось мало и они начали проведение широкой программы ограбления населения, охватывающей сбережения, пенсии, коммерциализацию казенных услуг, вал новых налогов и сборов, прекращение жилого строительства и пр., обратив особое внимание на заработки работников как основной доход населения.
Средний заработок российского ординарного работника в 2014 г. составил 727 USD и был по покупательной способности в 6,6–7,8 раза ниже среднего заработка работников пяти стран ОЭСР с самыми высокими заработками (Швейцария, Люксембург, Нидерланды, Германия и Норвегия), в 5,7 раза ниже, чем в США и в 4,8 раза ниже, чем по всем 34 странам ОЭСР в целом, где средневзвешенный средний заработок составил 3496 USD.
Таблица 3. (Нажмите на изображение, чтобы увеличить его)
Но размер валового заработка нужен государству для обложения его обязательными вычетами (налогами и взносами), а для работника важен чистый заработок, сопоставление по которому является более корректным. Система обязательных вычетов из заработка в странах ОЭСР отличается от существующей в России, во-первых, значительной зависимостью размера налога от размера заработка и семейного положения работника, а во-вторых, возложением на работника обязанности уплаты около трети социального страхового взноса с его заработка (остальную часть уплачивает работодатель).
Сопоставления чистых средних заработков стран обычно выполняют для одинокого работника, поскольку при этом не надо учитывать льготы и пособия, которые получают в странах ОЭСР семейные работники. Размер обязательных вычетов из валового среднего заработка одинокого работника в среднем по странам ОЭСР составляет 25,5%; наиболее велик он в Бельгии (42,3%), Германии (39,5%), Дании (38,1%) и других странах, где государство берет на себя обязанность обеспечить высокий уровень социальной защиты населения, и наиболее низок в Чили (7,0%), Мексике (10,0%) и Корее (13,4%). Отметим, что тут речь идет о вычетах из среднего по стране заработка; для части же заработка, превышающей размер среднего заработка, вычет выше и достигает 57% (в Швеции для части заработка свыше 1,5 средних по стране).
В России чистая средняя зарплата одинокого работника на 13% ниже валовой, в 2014 г. для ординарного работника она составила 632 USD и была в 5,4–7,4 раза ниже, чем в пяти странах ОЭСР с самыми высокими чистыми заработками (Швейцария, Люксембург, Нидерланды, Австралия, Норвегия), в 5 раз ниже, чем в США, и в 4,1 раза ниже, чем в странах ОЭСР в целом, где средневзвешенный чистый средний заработок составил 2600 USD.
Кстати, приступая к руководству страной в 1999 г., В.В. Путин сообщал, что согласно расчетам экспертов через 15 лет (т.е. в 2014 г.) по душевому ВВП Россия может достигнуть современного (1999) уровня Португалии и Испании, а то и самой Великобритании («Российская газета», 31.12.1999). Интересно сегодня подвести итоги нашего 15-летнего соревнования с указанными западными странами. Они представлены в таблице 3, из которой следует, что хотя за период 15 лет Россия увеличила душевой ВВП вдвое, она все же не достигла уровня этих стран 1999 года. Но более всего бросается в глаза то, что при душевом ВВП России 60–87% от уровня этих стран заработок ординарного работника в России составляет 21–36% от уровня этих стран.
Производительность труда
При международных сопоставлениях производительность труда (количество продукции, произведенной работником за один рабочий час) определяется как частное от деления ВВП на количество отработанных в стране часов.
Таблица 4. (Нажмите на изображение, чтобы увеличить его)
В таблице 4 приведены данные о производительности и доле заработка работника в стоимости произведенной продукции в странах ОЭСР (в т.ч. отдельно для США) и в России. Из граф 9–10 таблицы следует, что в России доля работника в стоимости продукции в 2,1 раза ниже, чем в странах ОЭСР, иначе говоря, работодатель обкрадывает российского ординарного работника, выдавая ему заработную плату в размере менее половины от мирового уровня. Общий размер недоплаты ординарным работникам за труд в 2014 г. составил 12,3 трлн рублей, что соответствует 0,545 трлн USD или $0,322 трлн по курсу при вывозе денег за границу. Этот супердоход российского и зарубежного капиталистов от обкрадывания российского работника гарантирован всей мощью Российского государства.