РЕЦЕНЗИЯ научного руководителя и критерии оценки курсовой работы
По результатам выполнения курсовой работы научный руководитель дает рецензию на работу студента. Отзыв содержит предварительную оценку, которая может измениться в ту или иную сторону в зависимости от результатов защиты курсовой.
Присвоение определенной оценки по курсовой работе осуществляется на основе ряда критериев, учитывающих качество работы. Данные критерии содержатся в отзыве руководителя вместе со шкалой оценок по каждому из критериев.
№ | Качественные характеристики работы | Макс. балл |
I. | Оценка работы по формальным критериям | |
Соблюдение сроков сдачи работы по этапам написания | ||
Внешний вид работы и правильность оформления титульного листа | ||
Соответствие содержания работы заголовкам в тексте и нумерации в работе | ||
Наличие в тексте сносок и правильность цитирования | ||
Наглядность в качестве иллюстративного материала | ||
Соответствие оформления работы методическим указаниям | ||
Дополнительные баллы могут быть присвоены за: | ||
Наличие и качество дополнительных приложений | ||
Использование зарубежной литературы в тексте работы и списке литературы | ||
II. | Оценка работы по содержанию | |
Обоснование актуальности проблематики | ||
Сбалансированность разделов | ||
Качество введения | ||
Использование методов научного исследования и приемов экономического анализа | ||
Соответствие содержания работы заявленной теме | ||
Соответствие содержания разделов их названию | ||
Наличие собственной точки зрения автора | ||
Наличие рекомендаций автора по теме исследования | ||
Практическая ценность работы | ||
Качество выводов и предложений | ||
Знание новейшей литературы | ||
Наличие выводов по главам | ||
Дополнительные баллы могут быть присвоены за: | ||
Наличие расчетов в рекомендательной части | ||
Наличие авторских предложений по результатам теоретического исследования | ||
Наличие ошибок принципиального характера* | -25 |
Максимальное количество баллов (без учета премиальных), которое может получить студент в результате выполнения работы – 60 баллов.
В работе студент может использовать следующие методы научного исследования:
а) экономико-статистический метод – это совокупность приемов, используемых для всесторонней характеристики явлений и процессов посредствам массовых цифровых данных. Используется при исследовании данных за ряд лет или для определения взаимосвязи между различными объектами наблюдения. К приемам этого метода относят: статистического наблюдения; экономической группировки; средних и относительных величин; графического приема; экономического сопоставления (сравнения); параллельных рядов; косвенного использования группировок; индексный; регрессионно-корреляционного и дисперсного анализа.
б) монографический метод предусматривает изучение отдельных объектов общей совокупности, характеристики которых достаточно типичны. При данном методе используют следующие приемы: комплексно-функционального анализа; сопоставления; детализации; изучения взаимосвязей с помощью аналитических показателей; цепных подстановок и разности; суммирования относительных показателей; выявления резервов производства.
в) балансовый метод – это совокупность приемов, обеспечивающих выявление существующих взаимосвязей и пропорциональности между различными явлениями и процессами. Этот метод состоит из следующей совокупности приемов: анализа исходного уровня явления или процесса; координации и сбалансирования на принципе двустороннего счета; прямого и нормативного счета; балансовых коэффициентов взаимосвязи; перегруппировки и структурный; калькуляции; контроль счетный; логический; встречный; обоснованности измерений; наблюдений и выполнения; шахматный баланс.
г) расчетно-конструктивный метод применяется, когда необходимо не только выявить современное состояние экономических явлений и процессов, закономерности их формирования, но и разработать перспективные решения по их развитию для повышения эффективности производства. Этот метод включает совокупность следующих приемов: выделения основного звена при проектных решениях; взвешивания; проектных расчетов с использованием данных, характеризующих явление; аналогии с учетом сезонных изменений явлений в предыдущие годы; разложения абсолютного прироста пропорционально темпам роста факторов; поэлементных и укрупненных расчетов; от достигнутого с учетом эффекта мероприятий; использования скользящих динамических рядов; экстраполяции; проектных расчетов с использованием статистико-экономических группировок; интегральных индексов; балльной оценки изучаемого явления; проектных расчетов с использованием нормативов; аналитических расчетов; коэффициентов прямых затрат; модифицированных расчетов; проектных решений с учетом принципа оптимальности и равенства условий; факториальных расчетов; проектных расчетов с учетом опыта.
д) экспериментальный метод – это способ исследования явлений и процессов путем организации опытов, обеспечивающих изучение влияния отдельных факторов при постоянстве других условий или моделированного явления в практике трудовой деятельности (экономический эксперимент). Основным приемом этого метода в экономике является техническое нормирование.
е) абстрактно-логический метод заключается в мысленном отрыве изучаемого явления от воздействующих на него отношений, в расчленении его на составные части, их вычленении с выявлением качественных особенностей, в мысленном нахождении первоисточника сущности с раскрытием закономерностей ее развития, в синтетическом восхождении от отвлеченного первоисточника сущности к сложной и многосторонней конкретной форме явления. Этот метод включает приемы: индукции и дедукции; анализа и синтеза; аналогии; сопоставлений; восхождения от абстрактного к конкретному; системно-структурный; формализации; моделирования; программирования; прогнозирования.
ж) экономико-математический метод – это отображение наиболее характерных свойств изучаемого явления или процесса с помощью определенной системы уравнений, функций, неравенств и других математических приемов, связывающих воедино показатели сущности и позволяющих не только описать ее свойства, структуру, взаимосвязи и функциональные параметры, но и найти оптимальное решение в динамическом процессе ее развития
Научная новизна – это критерий научного исследования, определяющий степень преобразования, дополнения и/или конкретизации научных данных.
Новизна работы может состоять в:
– новизне предмета,
– новизне цели,
– новизне методов,
– новизне материала,
– новизне результатов.
Наиболее типичными ошибками принципиального характера, которые снижают итоговый балл за курсовую работу, являются:
- использование в работе устаревших данных и устаревшего учебного и нормативного материала;
- несоответствие содержания параграфа его названию;
- отсутствие анализа во второй главе работы;
- проведение анализа по старым данным либо за менее, чем трехлетний период;
- использование для целей анализа проектных данных органов государственной власти, еще не получивших статус официального документа;
- отсутствие практических рекомендаций по теме исследования;
- большой процент заимствований в работе (плагиат).
Руководителем могут быть выявлены и другие ошибки, снижающие качество исследования.
При работе с отзывом студент особое внимание должен уделить анализу отмеченных недостатков, методическим советам преподавателя по их устранению, обратив внимание и на постраничные замечания руководителя.
Студент имеет право до защиты представить руководителю исправленный вариант, учитывающий замечания. Итоговый вариант работы должен быть сдан и проверен руководителем не менее, чем за неделю до установленной даты защиты курсовых работ.