Тема 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1. Государство и рынок
Государство является формой политической самоорганизации людей на определенной четко очерченной территории. Особенность государства в отличии от других социальных организаций состоит в том, что оно воплощает всеобщую волю всех своих граждан и с этой точки зрения призвано выражать, защищать и реализовывать интересы всего общества. Государственное вмешательство рассматривается в качестве неизбежного и необходимого инструмента исправления негативных последствий рынка. Государственное регулирование в экономике может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. Рынок выполняет определяющую роль в установлении равновесия в экономике, однако он не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм собственности и результатов экономической деятельности. Малоимущие группы населения, такие, как престарелые, многодетные, одинокие матери, инвалиды нуждаются в поддержке, которую рынок не может им обеспечить. Государство, в лице правительства занимается организацией благотворительных фондов в помощь нуждающихся, инвестирует производство товаров для малоимущего населения. Рынок не может обеспечит и право на труд, для тех, кто может и хочет работать. Он не несет ответственности за побочные эффекты деятельности организаций (утилизация ресурсов, загрязнения и т.д.). Государство принимает меры, запрещающие монополию, по активной поддержке малого и среднего бизнеса. С помощью только рыночного производства невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, оборона, охрана общественного порядка, энергетическая система, решение межнациональных и межгосударственных проблем и т.д.
1.2 Теоретические модели различных школ взаимоотношений государства и экономики
1. Меркантилисты. Провозглашали активное вмешательство государства в экономику. Они утверждали, что главный показатель богатства страны – количество золота, а также активный торговый баланс[1]. В связи с последним они призывали поощрять вывоз товаров.
2. Представители классической школы А. Смит и его последователи говорили, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы: свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции, свобода торговли, а государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, т.е. делать то, что индивидуум не в состоянии сделать самостоятельно, либо делает это неэффективно.
3. Кейнсианская теория. В 30-е годы XX века Дж. Кейнс выдвинул теорию, в которой опроверг взгляды «классиков» на роль государства. Его теорию называют «кризисной», так как он рассматривал экономику в состоянии депрессии. Государство, по его теории, должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, т.к. причина капиталистических кризисов – перепроизводство товаров.
Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:
§ высокая доля национального дохода, перераспределяемая через государственный бюджет;
§ создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;
§ широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно – финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, отлаживание циклических колебаний, поддержание высоких темпов роста и высокого уровня занятости.
4. Неоклассическая теория. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого предлагалось использовать косвенные меры воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считали необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. В соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.
1.3 Функции государства в экономике
1.3.1. Антимонопольное регулирование
Регулирование осуществляется в двух направлениях:
§ При естественных монополиях государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением;
§ Антимонопольного законодательства:
1. В 1890 г. был принят закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо отрасли.
2. В 1914г. закон Клейтона, уточняющий некоторые пункты закона Шермана. Создание в этом же году Федеральной торговой комиссии (ФТК). В ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследование нечестных действий по своей инициативе. Закон о ФТК расширил диапозон незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований.
Основным нормативным актом, регулирующим антимонопольную деятельность в России является закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятый в марте 1991 г. Этот закон устанавливает, что:
1. Запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, или их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;
2. Подлежат наказанию фирмы, занимающееся недобросовестной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а так же техническую, производственную и торговую информацию;
3. Контроль за деятельностью монополистов осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС), созданная в 2004 г. на базе Государственного комитета по антимонопольной политике.
1.4. Методы государственного воздействия на рынок
Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и государственное предпринимательство.
Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки это затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.
Трансфертные платежи – это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, по инвалидности и т.д.
Налоги – основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов (см.разд. 9). Одни из них носят видимый характер, например, подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйство.
Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Регулирование осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субъектционной формах.
1.4.1. Инструменты государственного регулирования рыночной экономики
Методы административного регулирования находят эффективное применение в областях:
§ прямого контроля государства над монопольным рынком;
§ товаров неэластичного спроса, которые отнесены к монополии государства;
§ обеспечения экономической безопасности страны;
§ разработки стандартов;
§ определения и поддержания минимально допустимых параметров и норм жизнедеятельности человека;
§ защиты национальных интересов в сфере международных экономических отношений.
К административным методам прямого воздействия относятся: эмбарго, квотирование, лицензирование, контингентирование, государственная монополия на торговлю, договоренность о добровольном ограничении поставок и др.
1.4.2. Экономическое регулирование
Экономические методы воздействия государства на экономику больше подходят, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить. Экономические рычаги, применяемые государством, довольно разнообразны – это налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предпринимательская деятельность, амортизационная политика, кредитно-финансовые механизмы и др.
Государственное регулирование на уровне мировой экономики осуществляется:
§ через внешнеторговую политику, это касается экспорта и импорта товаров и услуг;
§ лицензирование экспортных потоков;
§ таможенное налогообложение;
§ нетарифные методы ограничения импорта, стимулирование национального производства заменителей импорта, социальные налоговые льготы для корпораций и т.д.;
§ программы помощи иностранным государствам;
§ инструменты внешней политики.