Рассмотрим необходимую инфраструктуру институтов развития по ее элементам.
Универсальные институты развития
А) Формирование «Корпорации развития Республики Башкортостан» стало важным шагом к созданию инфраструктуры развития, но деятельность этой структуры, судя по содержанию обсуждения с ее руководством, существенно тормозится. Следует полагать, что это торможение вызвано нечетким определением функционала КР, который должен быть нацелен на решение нескольких задач:
Служить «бизнес-инкубатором», главной функцией которого является развитие проектной культуры как в научно-образовательной среде, так и в среде бизнеса и в администрациях городов и районов республики.
Служить аналитическим центром для предварительной оценки инвестиционных предложений, в дальнейшем направляемых соответствующему подразделению правительства РБ для подготовки решений, и для поддержки доведения проекта до необходимой кондиции.
Служить консультационным, методическим центром для Зональных агентств развития по мере их становления. Осуществлять подготовку и проведение как закрытых, так и открытых конкурсов на проектные предложения по решению значимых в масштабе республики задач и осуществлять их доработку до формата бизнес-плана.
Формировать информационный банк, содержащий и постоянно обновляющий данные о реальных агентах модернизации и инновационного развития в республике и за ее пределами.
При полноценном осуществлении названных функций возникает шанс создания условий, при которых разрозненные, разобщенные идеи и инициативы могли бы складываться в единую, постоянно актуализуемую картину возможностей модернизации и инновационного развития.
Б) Уже не только теоретический, но и практический опыт, имеющийся в России (в частности, опыт Калужской области), показывает, что, наряду с Корпорацией Развития, необходимо создание Инвестиционного агентства как чрезвычайно важной вспомогательной системы, единственной функцией которой является опережающая поддержка инвестора: от первых шагов в административных инстанциях до полного запуска проекта. Дополнительным ресурсом такой работы сегодня является создание правительством Российской Федерации российского Агентства стратегических инициатив (http://asi.ru) с перспективой формирования сети его региональных отделений.
С учетом отечественных административно-управленческих реалий складывание такой инфраструктуры требует аккуратного согласования различных инициатив и интересов с целью поиска и построения организационно-управленческих схем, которые позволяли бы рассчитывать на достижение реальных результатов в направлении модернизации и инновационного развития, не требуя коренных революционных изменений в системе управления в целом.
Отраслевые агентства
Они могут формироваться как государственные автономные учреждения, в дальнейшем преобразуемые в акционерные общества (по используемой в республике модели «Заявочного центра инноваций»), либо исходно формироваться как закрытые акционерные общества, в которых первоначально контрольный, а в дальнейшем блокирующий пакет остается у республики.
Постановка задачи формирования Центра российской нефте- и газовой химии на базе Салаватско-Стерлитамакского промышленного узла порождает множество специальных задач, решение которых зависит в первую очередь от политики федерального правительства и политики корпораций. Соответственно, вопросы развития новых (или до настоящего времени не задействованных в больших масштабах) технологий, детально рассмотренные на международном форуме «Большая химия» в Уфе, затрагивают прежде всего предмет деятельности Зональных агентств развития.
Иная ситуация с теми программами, в разработке которых ключевую роль берут на себя республиканские организации. Здесь наиболее интересна и выразительна программа формирования Энергомашиностроительного кластера. Мы имеем дело с действительно привлекательным замыслом, однако и сроки, и темп выхода на прибыль, и возможности одного технопарка «Авиационные технологии» организовать столь сложное взаимодействие в сжатые сроки вызывают обоснованные сомнения.
Машиностроительный сектор
Представляется, что реализация столь амбициозной программы нуждается в поддержке со стороны республиканского Агентства развития машиностроения, способного оказывать содействие в осуществлении расчетов, сведении разнохарактерных типов технической документации и программного обеспечения, используемых разными участниками проекта. С другой стороны, именно через такое агентство возможно резко ускорить трансфер ноу-хау и технологий от прорывного по значению ЭМ-Кластера к иным предприятиям машиностроения, представленным в республике.
Именно такое агентство необходимо для решения масштабной задачи развития малого и среднего предпринимательства применительно к машиностроению. Малое предпринимательство Башкирии, ориентированное на выпуск наукоемкой инновационной продукции, как правило, использует производственные мощности имеющихся в республике машиностроительных и иных предприятий.
Естественно, что такие возможности есть не у всех. Следовательно, необходимо решить вопрос об организации доступа к такому оборудованию всех желающих, то есть о создании специализированной инфраструктуры в виде Парка высокотехнологичных производственных мощностей так называемого общего, или коллективного пользования.
За рубежом эта проблема обычно решается путем создания технопарков на производственной базе вполне работоспособных предприятий, по тем или иным причинам не работающих. В России многие регионы также идут по этому пути. Поскольку в Башкирии ситуация иная, и большинство крупных предприятий избежали распада, задача агентства заключается в выборе площадки, на которой становление подобной кооперативной структуры наиболее целесообразно.