Источник: Lucy Conger, Urban Age Magazine, World Bank, Spring 1999
При этом их априорные представления об общественном благе чаше всего продиктованы стремлением «поверхностно потрафить электорату».
Определение общественного блага — это не жонглирование «приятной», но часто лживой статистикой.
В реальности легитимизация приоритетов происходит беспорядочно, решения никогда не бывают безупречными, особенно когда речь идет о создании баланса интересов во имя общественного блага. Например, снижение лимитов скорости на городских улицах может спасти десять жизней, но приведет к потере времени для миллионов горожан. Решения во имя общественного блага могут быть непопулярными.
Разного рода кампании, которые проводят инициативные группы или благотворительные организации, иногда утрируют некоторые проблемы, однако это делают с правильными намерениями.
\280\
Превращение проблемы в сенсацию (а именно так поступили '"зеленые" с вопросами охраны окружающей среды) позволяет ввести её в политическую повестку дня. Частный бизнес, стремясь к получению прибыли, может одновременно действовать в интересах общества.
Гражданская креативность должна ориентировать бизнес на решение задач, способствующих общественному благу. Этого можно достичь, пробуждая в предпринимателях интерес к открывающимся в этой сфере возможностям.
Необходима особая организационная культура, легитимизирующая риск. Это же требует культурных перемен. Креативность не станет здесь движущей силой, пока не будут преодолены издержки бюрократического менталитета. Без этого творческих людей просто не удержать.
Их отпугнёт атмосфера, так как они быстро поймут, что их способность продуктивно работать ограничат. Они же имеют возможность лучше зарабатывать и в других местах.
Это проблема государственных организаций: они не только не могут создать для своих работников достаточные финансовые стимулы, но и не могут предоставить им самостоятельность в ходе осуществления тех или иных программ.
В государственной сфере идёт постоянная борьба с недостатками, которая создает у работников неуверенность.
Вспомним, как освещает пресса деятельность социальных работников, учителей или чиновников. Это деморализует, ведет к потере целеустремленности и отодвигает творческие способности на последнее место в списке достоинств. (См. также Leadbeatcr and Goss, 1998.)
\281\
Глава 8. Новое открытие креативного города. Матрица городских инноваций
{V: Ну что бы Лэндри понимал в матрицах городских инноваций!?}
Как оценивать креативность и инновационность городского проекта? Матрица инноваций даёт городам возможность определить своё место на шкале инноваций.
При этом рассматривают такие вопросы: "Насколько инновационен проект?", "Каков он в сравнении с примерами лучшей практики?" или "Что можно сделать иначе?"
Оценка и сравнение в сопоставимом масштабе способствуют рефлексии, пониманию и обучению.
Разумеется, на первом месте всегда стоит вопрос, насколько найденное решение соответствует местным потребностям, а креативный потенциал проекта рассматривается во вторую очередь.
Матрица инноваций описана в книге "Инновационные и устойчивые европейские города" (Hall and Landry, 1997). Она позволяет оценить уровень инновационности проекта. Метод оценки помогает оттачивать мысли и суждения. И он не предполагает, что город должен непрерывно генерировать инновации.
Матрица помогает показать, каково место города в мировой системе инноваций. Город может сделать и свою местную версию такой матрицы и задаться вопросом: "Что нового мы сделали в нашей ситуации?" Задача любого города втом, чтобы оценить свои достижения, сопоставив их с примерами лучшей практики.
\282\
Творческое воображение может включиться на любой стадии проекта, например, при создании оригинальной концепции, в использовании технологии, в применении новых механизмов менеджмента или внедрения проекта.
Инновации есть творчество: умение по-новому взглянуть на проблему, переформулировать её, получив совершенно иную проблему с иным набором возможных решений.
Порой креативный прорыв бывает фундаментальным. Таковы, например, предложения лечить психические заболевания вне психиатрических клиник, или не пытаться приспосабливать города к автомобилям, а решать транспортные проблемы путем ограничения движения в некоторых частях города.
Существует целый спектр инновационных решений. Их число зависит от позиции наблюдателя. Однако полезно рассмотреть семь типичных.
1. Смена парадигм — в том смысле, как это определил Томас Кун (1962), - принятие абсолютно нового способа концептуализации мира. Такая смена изменяет все сферы человеческой деятельности. Однако это бывает не часто.
Недавний пример - появление понятия «достойного развития», которое кардинально изменило наше понимание городской экономики, социальной и культурной жизни. Результат принятия этой парадигмы - переход от концепции города как машины к представлению его как живого организма.
2. Парадигмальный сдвиг. Это переосмысление проблемы или, может быть, открытие новой проблемы и нового решения, которые приводят к изменению стратегии. В таких случаях проблему переворачивают "вверх дном" и трактуют её как новую возможность, например, начинают рассматривать отходы как ресурс.
\283\
В иных случаях происходит полное переосмысление проблемы. Среди примеров можно отметить планирование транспортного развития с точки зрения ограничения, а не поощрения автомобильного движения. Иллюстрация паралигмального сдвига - ежегодное строительство ледяного замка в финском городе Кеми.
Создателям этого проекта удалось превратить в достоинства холод, снег и закрытие в городе бумажной фабрики. Благодаря привлечению туристов, проект придал устойчивость городской экономике. Еще один пример — помощь бездомным в обретении самостоятельности, оказанная журналом Big Issue.
3. Базисная инновация. Сдвиг парадигмы приводит к открытию новых путей достижения цели. Это влечёт появление новых конкретных решений. Примеры:
- идея преобразования городских центров в пешеходные зоны (впервые осуществленная в немецком городе Эссене в 1904 году);
- идея проведения на городских площадях фестивалей, способствующих привлечению туристов (как это сделано в Ковент-Гарден в Лондоне в 1970-е);
- принцип "нулевой толерантности" как способ борьбы с преступностью в Нью-Йорке.
- или вот нью-йоркский зоопарк первым представил на рынке новый коммерческий продукт — садовое удобрение под названием "зоопоо", сделанное из экскрементов животных. Впоследствии его стали делать в зоопарках по всему миру.
4. Лучшая практика. В эту категорию попадают яркие примеры идей, признанные уникальными. Примерами такой практики могут служить создание пешеходных зон в Мюнхене в 1970-е или возрождение приморской части Барселоны в 1990-е. В обоих случаях проекты связали с проведением Олимпийских игр.
\284\
В других областях примеры лучшей практики - внедрение новых форм комбинированной социально-экономической отчетности; экологического аудита; системы проектов, в которых дети выступили в роли планировщиков; или участия горожан в формировании городского бюджета.
5. Хорошая практика. Примеры - процедуры консультаций с местным населением; партнерство между муниципальным и частным секторами, направленные на возрождение района; издание ежегодных городских отчетов; хороший дизайн городской мебели и малых архитектурных форм; строительство жилья, соответствующего экологическим стандартам, и энергосберегающих зданий; создание аллей для верховой езды в городских парках.
6. Плохая практика. Продолжение практики, в которой уже найдены изъяны, например, строительство внутригородских магистралей, прорезающих устоявшиеся жилые районы или торговые центры городов; создание городских гетто путем концентрации жилья для малоимущих; уничтожение старой структуры города; или пренебрежение этническим разнообразием.
Такие решения лишают город возможностей достойного развития, так как раскалывают сообщества и усиливают социальное напряжение.
Обычно их причиной становится невежество.
Даже удивительно, как распространены до сих нор примеры плохой практики, несмотря на многочисленные и хорошо известные свидетельства их негативных последствий для города.
{V: Просто напрашивается проект ведения Глобальной Базы данных по Плохим и Катастрофическим Примерам (БД-ПКП). Ведь не только в строительной практике случаются ошибки! Это должна быть История Общечеловеческой Глупости – ни больше, ни меньше …}
\285\
7. Катастрофическая практика. Деятельность, которая нарочито направлена против принципов креативного, достойного и справедливого развития городов. Например, современное строительство, которое полностью игнорирует существующий городской контекст и предполагает снос традиционных районов; пренебрежение интересами социально незащищенных слоев населения, ведущее к их упадку; отказ от консультаций с теми, кого затрагивают те или иные решения. И в этом случае приходится только удивляться, насколько широко распространены подобные практики.
Начиная с парадигмального сдвига и кончая хорошей практикой, каждая фаза имеет свой жизненный цикл. Новые идеи рождают новую практику, которая становится общепринятой, но в какой-то момент может потребовать переосмысления, так как перестает удовлетворять новым требованиям.
Лучшая практика может со временем стать плохой практикой, в зависимости от контекста. Смена методов (парадигм) происходит потому, что старые методы деятельности перестают соответствовать сегодняшним задачам.
К примеру, парадигма «достойного развития» заняла место старой парадигмы "роста любой ценой".
Такие инновации, как ограничение дорожного движения, создание культурных кварталов, электронная демократия, деревни с солнечными батареями и т. п., были примерами лучшей практики, но после широкого их внедрения стали лишь образцами хорошей практики. Если проверенные и широко освоенные решения будут существовать слишком долго, то перед лицом нового знания они могут превратиться в образны плохой практики.
В любом городе на любой стадии развития городские политики должны задаваться вопросом, можно ли подойти к решению задач более творчески, чтобы достигать более сложных целей.
{V: Эта формулировка «более творчески» - просто очаровательна, но подобные формулировки настойчиво маскируют конструктивную практику – «работать с полными наборами альтернатив». Ведь слово «более» + слово «творчески» как раз и предполагают ИЗОБРЕТЕНИЕ новых альтернатив (или хотя бы их заинтересованную добычу на стороне. Пусть даже на той стороне Земного Шара, как в случае с городом Куритиба!)}
Креативность и инновационность можно оценивать в решении экологических проблем, в управлении и оценке эффективности.
\286\
Об этом речь ниже. Другие области приложения этого метода описаны в книге "Устойчивые и инновационные города"; они включают такие темы как:
- социальное согласие;
- коммуникация и участие граждан;
- развитие транспорта - от ограничительных мер до внедрения новейших способов передвижения людей в городе;
- городская инфраструктура;
- новые методы строительства, финансирования и управления жилищным фондом и, наконец,
- роль культуры в развитии своеобразия места.
Концептуальные вопросы
Можно говорить о таксономии урбанистических инноваций, показывая, как они зарождаются и распространяются. Классификация — инструмент полезный, однако она не является ни простой, ни линейной.
{V: Здесь должна быть учреждена «потребностно-методная матрица (ПММ) города», чтобы навсегда закрыть вопрос о поисках новых методов таксономии.}
Зависимость классификации от контекста, времени и пространства. Наибольшая трудность в том, что инновации возникают в специфических контекстах. Лишь немногие из них, скажем, использование интернет-технологий, распространяют затем в городах по всему миру без ограничений.
Большую же часть распространяют через сети родственных организаций, зачастую беспорядочным образом. Некоторые города развивают инновации раньше других, потому что они "готовы'' к ним.
{V: ПММ города – это «глобальный программный продукт», схватывающий методы всех городов мира в обеспечении потребностей населения. И точно также – БД-ПКП, упомянутая выше. Здесь мы должны заявить свой концептуальный и практический приоритет.}
Важнейшее место занимают "проблемы, ждущие своего решения", или наличие такого уровня понимания, при котором политики готовы принять новые идеи. В результате инновация может получить быстрое и широкое распространение, несмотря на то, что города едва лишь начали её применять. Германия, например, была пионером в создании пешеходных зон в городских центрах, и к середине 1970-х это стало стандартом в немецких городах. Другие европейские страны стали применять это решение значительно позже.
\287\
В самом общем случае границы возможного определяет местная ресурсная база. Так, для привлечения туристов на холодную северную территорию финны разработали прекрасную инновационную идею ледяного замка, которая совершенно нереализуема на юге; в то же время, они бы не смогли изобрести у себя деревню с солнечными батареями.
{V: Однако, понятие «контекстный кластер инноваций» (предлагаемых данному городу), которые легко извлекаем из глобальной ПММ городов, всегда может быть предложен конкретному городу как отражение контекста его природных и экономических возможностей. Это – новый вид информационного товара. Хорошо бы нам стать монополистами в этом вопросе. Это можно сделать, например, через ЮНЕСКО.}
Могут ли креативность и инновация быть навязаны силой?
{V: Инновации и могут и должны быть навязываемы силой. Это очень хорошо обосновано в работе коллектива авторов под руководством В. Иноземцева «Принуждение к инновациям – реальный путь для России». Ссылка есть.}
Инновации не обязательно приходят поодиночке («кластер инноваций»), чаще они концентрируются случайно, но иногда - в результате обдуманной политики. Проект Эмшер-Парка в Германии - один из примеров тщательно спланированного кластера инноваций, которые превращают слабые стороны ситуации в сильные.
Каждый проект имеет здесь свои особенности, однако уникальность ситуации заключается в синергии этих проектов в данном ландшафте, которая и делает достижения всего кластера большими, нежели сумма его частей.
В отличие от Эмшер-Парка, кластеры, которые обнаружены в северной Швейцарии, Южной Германии, вокруг Фрейбурга и Карлсруэ, в Эльзасе, Эмилии-Романье вокруг Болоньи и в Вене, не были специально спланированы. Они возникли в результате конкуренции, подражания и обмена квалифицированным персоналом, т.е. в результате процесса формирования креативной среды.
Конкуренция была не только сугубо экономической, скорее, это было соревнование за лучшее качество городской жизни. Ключ к успеху лежал в достойном культурном развитии, которое и служило источником благосостояния. Это обеспечивали разнообразными способами: от прогрессирующих тарифов на электроэнергию, направленных на обуздание расточительных пользователей, до интересных нововведений в работе с безработной молодежью или нелегальными мигрантами в Болонье.
\288\
Исключение линейного прогресса
Инновации не развиваются линейно.
Городская креативность часто включает рискованные попытки возвращения к истории и даже нового применения каких-то идей из прошлого:
- восстановление функций городских площадей оживляет старые традиции средневековых итальянских городов;
- обращение к местным традициям частично приостанавливает процесс глобализации;
- освоение зданий старой промышленной застройки раскрывает их уникальные свойства, например, использованные при их строительстве прекрасные материалы, которые не применяют в жилых зданиях.
У туземных народов есть "естественный принцип" менеджмента ресурсов. Для них западное учение о достойном культурном развитии означает лишь возвращение к старым истинам. Их добродетели сейчас возвращаются и оказываются инновационными, особенно для народов с короткой историей.
Инновации часто бывают цикличными: люди возвращаются к старым идеям и проектам, хотя и на другом технологическом уровне.
{V: Вторая жизнь инновации!}
Технологии и материалы, использованные для строительства площади, могут меняться, но ключевая идея создания публичного пространства остается прежней.
Связь инновационности и культуры
Культурные факторы относят к "нематериальным", но они играют определяющую роль. То, что в одном случае - пример лучшей практики, в другом может быть практикой плохой. Либерально-демократическая модель считается априори хорошей на Западе, но не в Сингапуре и не в исламском мире. Сама таксономия нововведений несёт в себе ценностную нагрузку и содержит ряд допущений, которые нуждаются в прояснении.
\289\
Мы утверждаем, что создание инструментов активного участия людей в политической жизни — положительное явление; что партнерство и связи создают синергию; что культура имеет первостепенное значение для создания городской среды. Можно и полезно подходить с едиными мерками к инновациям в рамках Европы ("западного общества"), либо в рамках исламского мира, но они не применимы в глобальном масштабе.
Это заставляет поставить фундаментальный вопрос:
- существуют ли принципы креативного развития городов, которые являются истинными независимо от местных обстоятельств?
- существуют ли "истины", относящиеся к внешнему облику городов или к их жизнеспособности, которые оставались бы неизменными во времени и пространстве, как неизменно "золотое сечение" в архитектуре или коллективные "истины" Мамфорда, Линча и Джейкобс?1
- можно ли сформулировать универсальные принципы, которые будут применимы в течение всей истории городов?
И здесь снова на сцену выходят культурные факторы. Градостроительные принципы исламской, греческой, римской и индийской традиций по разному отвечают на вопросы, что создает гармонию и целостность городов, и как должны люди "себя вести" в городской среде.
- можно ли совместить эти принципы различных культур?
В самом обшем случае это так. Все они, например, стремятся соблюсти необходимый баланс между частной и публичной жизнью, соотношение пришельцев и коренных жителей. Однако в деталях обнаруживаются существенные различия. Для исламской традиции существенно, чтобы чужой не мог заглянуть внутрь дома.
1 Льюис Мамфорд (Mumford) — американский философ и социолог. По его мнению, техника и технология должны служить человеку и выражать собственно человеческие ценности. Один из путей такого служения — "интегративный дизайн", разработанный Мамфордом способ соединения искусства и массового производства.
2 Кевин Линч (Lynch) — один иэ первых информационных архитекторов, географ, автор книги ''Образ города". Линч первым начал строить ментальные карты.
3 Джейн Джейкобс (Jacobs) — американский социолог и урбанист, автор книги "Жизнь и смерть великих американских городов" (1961).
\290\
Архитектура должна это учитывать — для этого возводили высокие стены и тщательно выбирали расположение окон. Общие принципы достойной среды одинаковы для всех культур, однако их применение различается. Например, структуры взаимопомощи, («махалля»), имеют прочные корни в некоторых культурах, в то время как культуры, склонные к индивидуализму, их отвергают.
Американские индивидуалистические подходы отличаются от традиций, которые культивируют коллективные действия. Будет ли полезен и эффективен свободный рынок в любом культурном контексте?
Возможность воспроизведения проекта
Возможность повторить проект в новой ситуации определяется как культурными факторами, так и уровнем развития города. На первый взгляд, проекты в принципе воспроизводимы, однако на практике это получается не всегда. Особенности ситуации влияют.
Важно провести оценку факторов и механизмов, ведущих к успеху проекта. Люди бывают разочарованы тем, что не могут достичь успеха, используя проверенные где-то рецепты.
Воспроизведение инновационного проекта - будь то техника мозгового штурма, или форма жилищного кооператива, или инициатива по переработке мусора - зависит от навыков и опыта включенных в него людей. Важными являются также цели, приоритеты и личные отношения заинтересованных сторон.
Непредусмотренные слабости
В любом образце лучшей практики может скрываться невидимая слабость. Например, может оказаться, что пешеходные улицы ночью пустеют и это вызывает рост преступности или страх перед ней. В результате может потребоваться дополнительное нововведение, скажем, допуск транспорта на пешеходные улицы с какого-то вечернего часа.
\291\
В результате мозгового штурма жители района Истерхаус в Глазго открыли собственную букмекерскую контору, чтобы не зависеть от коммерческих заведений такого рода, резонно полагая, что если уж они так часто играют на скачках, то пусть уж доходы остаются в местных карманах.
Абсолютная и относительная креативность. Редкий проект бывает "абсолютно" креативным. Такими являются лишь ключевые нововведения. Чаще проекты являются новаторскими только в данных обстоятельствах и в данном месте.
В этом нет ничего плохого. Это не ослабляет проект, пока его исполнители учатся у предшественников. Важна не абсолютная иниовационность затеи, но эффектность решения проблемы. И конечно же, "копия" инновации может испытать не меньше трудностей при внедрении, чем испытал в свое время оригинал.
Подсчет стоимости внедрения образцов лучшей практики
Не было пока ни одной попытки подсчитать организационные затраты, финансовые и человеческие ресурсы, необходимые для применения в городе пакета уже существующих в городах образцов лучшей практики. Если логика креативного города в целом верна, то следование лучшим образцам должно дать городу конкурентные преимущества и максимизировать его потенциал.
\292\
Это объясняется особенностями лучших практик, в частности, в отношении принципа "добиваться большего меньшей ценой". Только кажется, что лучшие практики обходятся дороже, ибо они ориентированы на последующую экономию ресурсов. Но не только в ресурсах дело: значение может иметь, например, и вопрос о том, способствует ли инновация сокращению преступности в районе.
В ходе внедрения в городе образцов лучших креативных практик возникают две взаимосвязанные проблемы. Первая относится к созданию в городе креативной среды. Вторая — к нехватке людей, которые могли бы последовать за инновационными идеями и быть их носителями.
Жизненные циклы
Креативная идея имеет срок годности. Инициативы рождаются, развиваются, но в какой-то момент от них придётся и отказаться. Понимание жизненных циклов позволяет рассматривать рождение, расцвет и упадок как естественный процесс, предохраняет от самодовольства.
Оно даёт возможность чувствовать направление эволюции и отдавать себе отчёт в том, насколько воплощается замысел и насколько он способствует развитию городских креативных идей и инноваций. Понимание жизненных циклов предполагает создание бюджета инноваций, проведение оценки с помощью эталонного тестирования проекта.
Это не значит, что проект должен непрерывно изменяться. Некоторые вещи останутся без изменений.
таблица 8.1 / экономическое возрождение
Пример | Время и место | |
Смена парадигм | Услуги как ключевая отрасль экономики До этого доминировало физическое производство Информация и знания как двигатель городской экономики | Бостон (США), 1975 Район Силиконовой Долины (США), начало 1990-х |
Парадигмальный Сдвиг | Корпорации городского развития -передача особых полномочий и автономии низшим уровням власти для развития городских районов - создана возможность партнерства между частным и муниципальным секторами Предпринимательские зоны - предоставление специальных стимулов и концессий для ускорения процесса развития города на пустынных и изъятых участках | Нью-Йорк (США), 1975 |
Инновация | Новое использование старых зданий - до этого преобладала политика уничтожения - понимание, что приспособленные здания развивают ощущение своеобразия, идентичности места и могут приносить доход Городской и индустриальный туризм - за исключением мировых городов (таких как Лондон или Париж) и городов-сокровищниц мирового искусства (таких как Флоренция) туризм в основном был способом покинуть город | Лоуэлл (США), 1977 Середина 1970-х |
Лучшая практика | Культурные города - использование культуры как импульса для возрождения и маркетинга городов Система ежегодных культурных столиц Европейского Союза Развитие прибрежной зоны - - реинтеграция старых портовых зон в городскую среду - часто важное средство возрождения городов - мореходство как форма досуга, а не торговли | Афины (Греция), начиная с 1985 и по- ныне Барселона (Испания), 1987 Балтимор (США), начало 1980-х |
Хорошая практика | Переоборудование старой индустриальной застройк - различное использование: от офисов, центров искусств и выставочных площадок до жилья | начиная с 1980-х и по настоящее время |
Плохая практика | Уничтожение старых структур - продолжающаяся практика, вызывающая "потерю памяти" и социальную напряженность в рамках существующих сообществ и потерю экономического потенциала | Сингапур, начиная с1980-х и по настоящее время |
\294\
таблица 8.2 / окружающая среда
Пример | Время и место | |
Смена парадигм | Устойчивое развитие | Осло (Норвегия), 1987 и ранее (см., напр., "Пределы роста", доклад Римского клуба, 1972) |
Парадигмальный сдвиг | Устойчивое развитие города Принцип "кто загрязняет, тот платит– Устойчивое развитие региона | Фрейбург (Германия), начало 1970-х- 1980-е Эмшер-Парк (Герма- ния), начиная с 1991 и по настоящее время |
Инновация | Устойчивый транспорт Автобусы на газе Деревня на солнечных батареях Мониторинг качества воздуха Эскалаторы как транспорт | Амстердам (Нидерлан- ды), начало 1990-х; Гренобль (Франция), Стокгольм (Швеция), Бристоль (Великобри- тания), 1996 В окрестностях Афин (Грециия), 1978 Страсбург (Франция), Перуджа, Орвието, 1970-е |
Лучшая Практика | Экологический аудит Экологический город Система Autoplus1 | Мюлуз (Франция), 1991 Напр., Лестер (Велико- британия), 1991 Ля Рошель (Франция), |
Хорошая Практика | Развитие велосипедного движения Раздельный сбор отходов, компостные кучи на заднем дворе | Монпелье (Франция), Амстердам (Нидерлан -ды), 1970-е Германия, начало 1980-х Оэйрас (Португалия), 1993 |
Плохая практика | Энергетически эффективное строительство Зеленая лесополоса вдоль железнодоро- жных путей Строительство жилья вдоль сильно загруженных автомагистралей | Вена (Австрия), Гамбург (Германия), середина 1980-х Мадрид (Испания) 1980-е, |
1 Autoplus — мультимодальная концепция развития общественного транспорта, применяемая во французском городе Ля-Рошель. Она предполагает эффективное и экологичное использование не только автобусов, но и автомобилей, лодок, велосипедов и государственных такси.
\295\
И всё же в долгосрочной перспективе должно измениться многое. Креативный город - это процесс, так сказать, -путешествие, а не пункт назначения. Проблема никогда не получает окончательного решения. Это — двигатель всякого творческого процесса. Такой подход близок к принципу тотального менеджмента качества в бизнесе, где непрерывен цикл улучшения.
Понимание жизненных циклов помогает вовремя определять, удовлетворяет ли проект текущим потребностям. Оно позволяет решать, следует ли внедрять новую инновацию, или лучше оставить все по-старому.
Каждый элемент организации и каждый внешний проект должны быть объектом анализа и могут стать предметом инновационной деятельности. Опасность в том, что креативные проекты часто развиваются на периферии и почти ничем не угрожают ядру организации.
Их рассматриваются как дополнение, как средство решения частной проблемы, в то время как причина проблемы может исходить от самого организационного ядра. Креативность требует формирования нового организационного этоса, в котором адаптация и перемены выходят на передний план.
Это заставляет задавать такие вопросы:
- Создан ли достаточный импульс для развития?
- Нуждается ли проект в подкреплении?
- Идёт ли он правильным путем?
- Не нуждается ли он в изменении?
- Должен ли он распространяться шире?
Благодаря этому достигается внутреннее понимание процесса развития. Идея жизненного цикла предоставляет нам систему анализа, инструмент для контроля деятельности и оценки достижений. Политики могут разбить проект на фазы и, соответственно, группировать вопросы по следующим рубрикам:
\296\
таблица 8.3 / управление
Пример | Время и место | |
Смена парадигм | Предоставление прав и возможностей гражданам, социальная справедливость | Мыслители XIX века, доклад Скеффинггона (Великобритания), 1969 |
Парадиг- мальный сдвиг | Переход от иерархии к матрице и другие организационные нововведения Технологии участия Развитие техники charette | Литература по менедж- менту, напр., Морган и Стенда, конец 1980-х Напр., Байкер, Ньюкасл (Великобритания), 1970-е США, 1975 "Разговор с Орегоном", 1989. Телеконференция Аляски,1990 США, конец 1970-х |
Инновация | Электронная демократия Партнерство между государственным, муниципальным и частным секторами | Кирклис, 1991 |
Лучшая практика | Внутренняя реструктуризация, направленная на достижение открытости Детские офисы Участие граждан в составлении бюджета Коммунальная собственность Дети в роли планировщиков Участие горожан в планировании Женщины в роли планировщиков | Унна (Германия) и Невшатель (Швейцария), 1990 Реджио-Эмилья, 1993 Респонд, Дублин, 1981 Китее (Финляндия), 1996 Сальтсьёбаден (Швеция), Эребру (Норвегия), 1992 |
Хорошая практика | Процедуры консультаций Предоставление услуг группами добровольцев Партнерство между государственным, муниципальным и частным секторами | Конец 1990-х |
Плохая практика | Игнорирование вклада городских сообществ | Встречается весьма часто |
Начальная стадия.
В чём была задача и первопричина инновации?
На решение какой проблемы она была направлена?
В чем суть проблемы и каков ее масштаб?
Каким образом появилась инновация, в чем заключается её концепция?
Что сделало возможным эту инновацию?
Кто был включен в процесс на начальной стадии, какие интересы и властные интриги повлияли на ход событий?
Кто платил за это?
Как решали эти проблемы прежде?
\297\
таблица 8.4 / оценка эффективности