Денежно-кредитное регулирование
Денежно-кредитная политика (ДКП) — это комплекс мероприятий в сфере денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции и обеспечение стабильности денежной единицы, обеспечение занятости населения и выравнивание платежного баланса.
Государственное кредитно-денежное регулирование осуществляется Центральным Банком.
Инструменты регулирования делятся на прямые и косвенные.
Косвенные инструменты денежно-кредитной политики:
Политика учетной ставки.
ЦБ выступает в качестве основного кредитора всех других банков. Ставка по таким кредитам называется учетной ставкой. Разница между учетной ставкой и ставками коммерческих банков является источником прибыли для последних. ЦБ имеет право в любое время изменить эту ставку. Повышая ее, он ограничивает спрос на заемные средства со стороны коммерческих банков, снижая ее, - стимулирует этот спрос. Снижение ставки также стимулирует частный сектор к новым инвестициям.
Политика учетной ставки.
Норма обязательного резерва - отношение суммы предписанного вложения коммерческого банка в центральном банке к срочным обязательствам этого банка. Суммы, представляющие собой обязательные минимальные резервы коммерческих банков, хранятся в ЦБ в форме бессрочных вкладов. Если коммерческий банк не выполняет данного требования, ему приходится выплачивать штрафные проценты. Центральный банк, повышая величину обязательного резерва, сдерживает деловую активность коммерческих банков, понижая - стимулирует ее.
Регулирование с помощью операций с ценными бумагами на открытом рынке.
Административные меры регулирования кредитно-банковской системы -прямые предписания банкам в форме директив, инструкций, а также применение санкций. ЦБ контролирует деятельность коммерческих банков, проводит их регулярные ревизии.
Структурная политика
Соотношения, которые отражают взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными частями экономики в процессе ее развития, характеризуются понятием «структура экономики».
Для государственного регулирования наибольшее значение имеют следующие основные виды структурных соотношений - воспроизводственная, отраслевая, социальная, региональная, внешней торговли.
Воспроизводственную структурухарактеризуют соотношения:
1. Между производством средств производства и производством предметов потребления.
2. Между возмещением использованных средств производства и вновь созданной стоимостью.
3. Между потреблением и накоплением.
4. Между производственными областями и инфраструктурой.
Отраслевая структура характеризует вклад отдельных производств, отраслей, межотраслевых комплексов в воспроизводство ВВП.
Региональная (территориальная) структура экономики характеризует взнос отдельных регионов в воспроизводство ВВП.
Социальная структура отражает распределение национальной экономики по организационно-правовыми формам хозяйствования, уровню доходов и жизни населения.
Своеобразным зеркалом состояния экономики является структура внешней торговли.
Структурная политика государства — это обоснование целей и характера структурных преобразований, определение комплекса мероприятий по поддержке развития тех элементов экономической системы, которые обеспечивают экономический рост и решение актуальных проблем настоящего.
Существует два типа структурной политики:
1. Пассивная структурная политика - государство создает правовую базу для свободного перелива капитала и труда из одних отраслей в другие, но непосредственно не вмешивается в эти процессы. Структура изменяется только вследствие изменений в нормах прибыли.
2. Активная структурная политика - государство с помощью системы мер и средств влияет на ускорение прогрессивных структурных сдвигов. Возможенцелый комплекс мероприятий: стимулирование перелива капитала в приоритетные отрасли; стимулирование развития отраслей, которые ускоряют внедрение достижений НТП; защиту и предоставление финансовой помощи отраслям, которые находятся в состоянии упадка и требуют коренной реконструкции производственного аппарата; свертывание части производств в депрессивных отраслях и т.п.
Концепция активной структурной политики основывается на четком определении наиболее эффективных направлений структурной трансформации экономики.
На данном этапе экономического развития к основным направлениям государственной структурной политики следует отнести:
1. Рост производства в отраслях, которые обеспечивают значительную часть экспорта готовой продукции.
2. Рост производства в отраслях, которые способны на внутреннем рынке заменить импортную продукцию.
3. Развитие производства товаров, конкурентоспособных на мировом рынке.
4. Поддержка производств, которые используют ресурсосберегающие технологии.
5. Рост производства в отраслях, которые способны повысить научно-технический уровень и качество продукции.
6. Развитие конкуренции через реструктуризацию и диверсификацию производства.
7. Развитие производства сырья, полуфабрикатов и комплектующих для замены импортируемых.
В настоящее время в России наблюдается процесс структурной деградации промышленности, выразившийся в трансформации структуры в сторону первичных, неквалифицированных. менее сложных в технологическом отношении производств, что, безусловно, влечет за собой как усиление зависимости национальной экономики от мирового рынка, так и последующую деградацию научно-технического потенциала страны.
При обсуждении структурной перестройки экономики России наиболее важными вопросами остаются:
1. конверсия отраслей военно-промышленного комплекса;
2. поддержка и развитие малого предпринимательства.
3. политика поддержки и развития отраслей реального сектора экономики.
В проводимых в России экономических реформах и перестройке системы управления важную роль играет реорганизация деятельности предприятий военно-промышленного комплекса. Частичная или полная переориентация предприятий (производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов) с военных на гражданские нужды представляет собой конверсию.
Приоритетами в сфере конверсии ВПК являются:
· формирование национальных научных центров по важнейшим (прорывным) технологиям;
· создание финансово-промышленных групп, технопарков, основанных на использовании технологий двойного на значения;
· образование транснациональных компаний, новых производств на основе прорывных и конкурентоспособных технологий как форм участия в мировом разделении труда;
· переход в полном объеме к государственной контрактной системе размещения заказов для нужд государства;
· нормативно-правовое обеспечение экономического механизма, соответствующего особенностям организации и экономики военно-промышленного комплекса.