Выбор темы курсового проекта
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
Барановичский государственный университет
ОСНОВЫ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Практическое руководство
по выполнению курсовых проектов
для студентов специальности
1-27 01 01 Экономика и организация производства
(по направлениям)
Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией
Инженерного факультета
Барановичи
РИО БарГУ
УДК
ББК
Составитель:
Н. В. Носова
Рецензенты:
Ю. Е. Горбач, м.э.н., старший преподаватель кафедры экономики и организации производства;
Д. И. Лис, главный экономист — начальник ПЭО ОАО Бархим
Основы предпринимательства [Текст] : практическое руководство по выполнению курсовых проектов для студентов специальности 1-27 01 01 Экономика и организация производства (по направлениям) / сост. Н. В. Носова. — Барановичи : РИО БарГУ, 2014. — с. — экз.
В практическом руководстве изложены общие требования к выполнению курсового проекта, приведен примерный перечень тем курсовых проектов и их содержание, а также рекомендуемая литература.
Издание предназначено для студентов экономических и инженерно-экономических специальностей.
УДК
ББК
© БарГУ, 2014
Содержание
Предисловие. 4
1 Выбор темы курсового проекта. 5
2 Содержание курсового проекта. 7
3 Примерный состав разделов бизнес-плана и их содержание. 9
4 Примерное содержание рекомендуемых тем курсового проекта. 18
5 Оформление курсового проекта. 31
Список рекомендуемых источников. 32
Предисловие
Рыночные преобразования, их темпы и успех в значительной степени зависят от решения проблем, которые связаны с развитием предпринимательской деятельности, определяющей в современном мире наиболее важные экономические процессы и тенденции. Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста валового внутреннего продукта. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Превращение предпринимательской деятельности в решающий фактор экономического развития непосредственно зависит от создания условий, которые позволяют в достаточно короткие сроки решительным и инициативным людям, обладающим необходимыми качествами и способностями, стать бизнесменами.
Целью преподавания дисциплины «Основы предпринимательства» является ознакомление студентов с сущностью предпринимательской деятельности и основами ее эффективного осуществления. Одной из важнейших форм учебного процесса является курсовой проект, который направлен преимущественно на практическую подготовку студента. Курсовой проект выполняется после изучения соответствующего теоретического курса.
Целями написания курсового проекта являются:
закрепление, расширение и углубление знаний студента по дисциплине «Основы предпринимательства»;
овладение навыками самостоятельной работы с литературой;
выработка умения формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать;
овладение навыками обоснования возможности создания и эффективного функционирования основных форм предпринимательской деятельности;
выработка учения поэтапно разрабатывать экономическую программу развития производства и роста реализации продукции (бизнес-плана);
овладение навыками расчета показателей эффективности функционирования субъектов предпринимательства;
выработка умения публичной защиты.
Студенты представляют выполненные курсовые проекты в установленный заданием срок (как минимум за две недели до начала сессии). По итогам проверки проекта руководитель пишет на нее рецензию. Положительная рецензия дает право на защиту курсового проекта, которая проводится согласно расписанию. По итогам защиты курсового проекта перед комиссией (два-три преподавателя, в том числе руководитель проекта) студенту выставляется дифференцированная оценка. Без защиты курсового проекта студент не допускается к сессии.
Выбор темы курсового проекта
Целесообразно выбирать тему курсового проекта с учетом научных интересов и возможности использования полученных результатов в практической деятельности. Студентам в течение заданного периода времени предоставляется право выбора темы курсового проекта на основании приведенной ниже примерной тематики.
1. Сущность и основы предпринимательской деятельности. Бизнес-план создания и функционирования Салона штор
2. Предпринимательство в оценке общественной мысли. Бизнес-план создания и функционирования Риэлтерского агентства
3. Современный предприниматель: деловой портрет и личные качества. Бизнес-план создания и функционирования Рекламного агентства
4. Культура и этика предпринимательства. Бизнес-план создания и функционирования Продовольственного магазина
5. Этапы развития предпринимательства. Бизнес-план создания и функционирования Кафе-пиццерии
6. Инфраструктура поддержки и развития предпринимательства. Бизнес-план создания и функционирования Хлебопекарни
7. Государственное регулирование предпринимательства. Бизнес-план создания и функционирования Парикмахерской
8. Частный бизнес в Республике Беларусь: проблемы и перспективы. Бизнес-план создания и функционирования Мастерской по ремонту техники
9. Формы хозяйствования в рыночной экономике. Бизнес-план создания и функционирования Образовательных курсов
10. Индивидуальное предпринимательство: сущность и особенности. Бизнес-план создания и функционирования Кадрового агентства
11. Хозяйственные товарищества как форма предпринимательской деятельности. Бизнес-план создания и функционирования Инвестиционного агентства
12. Хозяйственные общества как форма предпринимательской деятельности. Бизнес-план создания и функционирования Фотостудии
13. Производственный кооператив как форма предпринимательской деятельности. Бизнес-план создания и функционирования Фитнес-клуба
14. Унитарные предприятия как форма предпринимательской деятельности. Бизнес-план создания и функционирования Дизайн-студии
15. Виды предприятий в рыночной экономике. Бизнес-план создания и функционирования Образовательного центра
16. Объединения предприятий: цели создания и роль в современной экономике. Бизнес-план создания и функционирования Бюро переводов
17. Особенности создания и функционирования предприятий в свободных экономических зонах. Бизнес-план создания и функционирования Бильярдного клуба
18. Процесс принятия предпринимательского решения. Бизнес-план создания и функционирования Автомойки
19. Предпринимательская идея и ее выбор. Бизнес-план создания и функционирования Агроусадьбы
20. Предпринимательский капитал. Бизнес-план создания и функционирования Гостиницы для животных
21. Организация предпринимательской деятельности. Бизнес-план создания и функционирования Страусовой фермы
22. Учредительные документы юридического лица. Бизнес-план создания и функционирования Индивидуального пошива и ремонта обуви
23. Особенности налогообложения предпринимательской деятельности. Бизнес-план создания и функционирования Производства чипсов
24. Ведение учета в предпринимательстве. Бизнес-план создания и функционирования Пошива детской одежды
25. Товар как объект предпринимательской деятельности. Бизнес-план создания и функционирования Химчистки
26. Сущность и порядок разработки бизнес-плана. Бизнес-план создания и функционирования Прачечной
27. Состав и содержание бизнес-плана предпринимательской деятельности. Бизнес-план создания и функционирования Туристической фирмы
28. Финансовое планирование в предпринимательстве. Бизнес-план создания и функционирования Юридической компании
29. Предпринимательский риск и способы его уменьшения. Бизнес-план создания и функционирования Службы доставки
30. Инновационное предпринимательство. Бизнес-план создания и функционирования Салона оптики
31. Управление партнерскими связями. Бизнес-план создания и функционирования Службы помощи для худеющих
Студент, исходя из имеющихся наработок, может предложить свою тему курсового проекта. В этом случае требуется ее согласование с лектором.
Дублирование тем курсовых проектов у студентов не допускается. Если к определенному сроку студент не выбрал тему, она ему назначается лектором.
Темы курсовых проектов и их руководители утверждаются распоряжением заведующего кафедрой по представлению лектора на основании соответствующих заявлений студентов.
Содержание курсового проекта
Курсовой проект на любую тему в обязательном порядке должен содержать краткий (оперативный) бизнес-план предпринимательского проекта, разработанный студентом.
Для написания курсового проекта следует изучить нормативно-правовые акты Республики Беларусь, учебную литературу и периодическую печать, исследовательские работы отечественных и зарубежных авторов по выбранной теме. Результатом этого должен стать предварительный вариант плана курсового проекта, который следует согласовать с руководителем. Согласованный вариант плана определяет содержание курсового проекта.
Структура курсового проекта должна способствовать раскрытию темы и включать:
титульный лист;
задание;
содержание;
введение;
текст основных разделов;
заключение;
список использованных источников;
приложения.
На титульном листе приводятся следующие сведения: вышестоящий орган управления, наименование высшего учебного заведения и кафедры, где выполнен курсовой проект; наименование дисциплины и тема проекта; инициалы и фамилии студента и руководителя; город и год выполнения проекта.
Задание на курсовой проект выдается руководителем. В нем отражаются: фамилия, имя и отчество студента; тема проекта; срок сдачи студентом законченного проекта; исходные данные к проекту; перечень подлежащих разработке вопросов (план курсового проекта); дата выдачи задания. Задание утверждается заведующим кафедрой, подписывается руководителем и студентом.
В содержании последовательно приводят заголовки всех структурных элементов курсового проекта с указанием номеров страниц, на которых размещается начало соответствующих частей.
Во введении обосновывается актуальность, важность и значимость исследуемой проблемы; формулируется круг вопросов, требующих разрешения; определяется цель проекта с ее разделением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению для достижения цели; указываются объект исследования, используемые методы анализа и литературные источники.
Основная часть курсового проекта, как правило, состоит из двух разделов.
Первый (теоретический) раздел носит теоретико-методологический характер. В нем на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов студент излагает социально-экономическую сущность исследуемой проблемы. При этом характер изложения не должен быть сугубо описательным. На основе критического рассмотрения имеющихся точек зрения целесообразно излагать собственную позицию по тому или иному дискуссионному вопросу. Цитаты и цифровые данные следует приводить только с указанием их источника (посредством оформления ссылки).
Второй (проектный) раздел носит практическо-прикладной характер. В нем студент обосновывает возможность создания и разрабатывает программу эффективного функционирования конкретного субъекта предпринимательства в г.Барановичи. Для этого необходимо:
1) выбрать сферу и вид будущей деятельности на основе реальной информации о потребностях рынка;
2) определить ассортимент предлагаемой продукции (товаров, работ, услуг);
3) выбрать форму хозяйствования;
4) оценить перспективы будущего бизнеса;
5) определить необходимые затраты для организации предпринимательской деятельности;
6) рассчитать показатели эффективности будущего бизнеса.
Результат оформляется в форме бизнес-плана предпринимательской деятельности. Примерное содержание такого бизнес-плана рассмотрено в следующем разделе. При этом не допускается при написании второго раздела использование готовых бизнес-планов предприятий. Важен именно самостоятельный, творческий подход студента к выполнению курсового проекта.
В заключении последовательно излагаются основные теоретические и практические результаты исследования, а также выводы и предложения, сделанные на их основе. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о результатах, полученных в ходе выполнения курсового проекта.
Список использованных источников должен содержать перечень литературы и иных источников информации, использованных при выполнении курсового проекта.
Приложения содержат вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия курсового проекта, оценки ее научной и практической значимости, а именно:
- документы, содержащие исходные данные для исследования;
- промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;
- таблицы вспомогательных цифровых данных, таблицы большого формата;
- иллюстрации вспомогательного характера и т. п.
Примерный состав разделов бизнес-плана и их содержание
Бизнес-план — документ перспективный, и составлять его рекомендуется на 3-5 лет вперед. Для первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке (а при возможности — даже в помесячном разрезе). Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.
Основные рекомендации при подготовке бизнес-плана: краткость, т. е. изложение только самого главного по каждому разделу плана; доступность, т. е. бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам, и не изобиловать техническими подробностями. Бизнес-план должен быть убедительным, вызывать интерес у рецензента. Предприниматель может надеяться на успех своего дела, если он заинтересует потенциального инвестора.
Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы. Степень его детализации зависит от величины создаваемого предприятия, сферы, к которой он относится, от размеров предполагаемого рынка сбыта, перспектив роста, сложности продукции.
Рассмотрим наиболее распространенный состав разделов бизнес-плана для начинающего субъекта предпринимательства.
1 Резюме. Данный раздел является одним из наиболее важных, так как в нем кратко отражена суть проекта. С этого раздела начинается знакомство с проектом, и потенциальные инвесторы получают о нем первое впечатление, часто имеющее решающее значение для судьбы проекта в целом.
Основные требования к резюме — простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Необходимо добиться запоминающегося резюме. Данный раздел готовится после того, как проведена работа над всеми остальными разделами, и тогда одно-два предложения из каждого раздела, несколько наиболее ярких цифр повторяются в кратком содержании бизнес-плана.
Можно выделить следующие позиции данного раздела:
а) цели в бизнесе — описание того, каким бизнесом планируется заниматься, каким образом продукт или услуга будут способствовать удовлетворению потребностей клиентов, краткая информация о технологии, торговых секретах или уникальных характеристиках, которые позволяют достичь лидерства;
б) возможности для бизнеса и стратегия по их реализации — краткое описание существующих возможностей, каким образом они будут использоваться, планируется стратегия выхода на рынок;
в) намечаемые рынки и прогноз сбыта — краткое описание отрасли рынка; кто конкретно является основными потребителями; информация о структуре рынка, размере и темпах роста рыночных сегментов; оценка продаж в натуральном и стоимостном выражении; предполагаемая доля рынка; период окупаемости затрат на приобретение товаров и услуг и ценовая стратегия;
г) конкурентные преимущества — здесь показывают, насколько значительно конкурентное преимущество, которое имеет предприятие или может создать;
д) прогнозируемые финансовые результаты — обобщение экономических и финансовых сторон деятельности; ожидаемая рентабельность и т. п.;
е) компетенция и профессионализм управления команды предприятия — характеристика компетенции и профессионализма руководителя предприятия и всех членов его команды;
ж) требуемая сумма инвестиций — стоимостная оценка необходимого финансирования для запланированного проекта; каким образом капитал будет потрачен; в какой форме партнер (или кредитор) получит желаемую отдачу от вложенных средств.
2 Сведения о предприятии и отрасли. Данный раздел должен убедить инвестора в надежности и перспективности фирмы, предлагающей проект.
Данный раздел содержит: общие сведения о предприятии (наименование, организационно-правовая форма, юридический и почтовый адреса, местонахождение, занимаемая площадь, дата образования); финансово-экономические показатели деятельности предприятия (структура активов, основной и оборотный капитал, объем выпускаемой продукции, доля экспорта, описание текущего финансового состояния предприятия); структуру управления и кадровый состав; направления деятельности, продукцию, достижения и перспективы; отрасль экономики и ее перспективы; партнерские связи и социальная активность.
3 Описание продукции (услуг). Любой предпринимательский проект базируется на той продукции (услуге), которая будет предложена потребителю (покупателю) и принесет прибыль предпринимателю. Основой основ предпринимательской деятельности является знание того, что получит покупатель за свои деньги, — потребительские характеристики продукции (услуги) и их преимущества перед конкурентами.
Необходимо наглядное и убедительное представление товара или изделий (услуг), произведенных с помощью данной технологии. Лучше всего, если это будет натурный образец, его фотография, рисунок или же его описание, раскрытие идеи, замысла.
Данный раздел содержит: наименование продукции, назначение и область применения; краткое описание и основные характеристики; перспективы выпуска; возможность экспорта или импортозамещения; конкурентоспособность продукции (услуги) и возможности ее повышения; патентоспособность и авторские права; наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции; степень готовности; наличие сертификации качества продукции; безопасность и экологичность; условия поставки и упаковка; гарантии и сервис; эксплуатация; утилизация после окончания эксплуатации; особенности налогов и наличие льгот.
4 Маркетинг и сбыт продукции (услуг). В этом разделе необходимо описать конкурентоспособность продукции и конкуренцию, структуру рынка, пути реализации продукции и объемы сбыта:
а) требования к потребительским свойствам продукции — информация раздела призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для данной продукции (услуги) и способности ее продавать. Потребители (покупатели) характеризуются местом в цепочке реализации: оптовые покупатели — розничные продавцы — конечные потребители. Среди потребительских характеристик товара выделяют такие, как внешний вид (привлекательность), назначение, цена, прочность (срок службы), безопасность пользования;
б) конкуренция — характеризуются основные предприятия, работающие на рынке, продукция конкурентов; рассматриваются показатели: качество продукции, ассортимент, реклама, доступность, сервис продажи, гарантии, обслуживание покупателей, уровень продавцов. За основу сравнения принимаются требования покупателей к товару, мнения покупателей о конкурентах, уровень технологии, квалификацию персонала и финансовые возможности конкурентов;
в) рынок сбыта продукции (услуги) — дается оценка потенциальной емкости рынка и суммы продаж, своей доли на рынке (объем продаж);
г) каналы сбыта продукции — система, обеспечивающая поставку товара от места производства к месту продажи или потребления, в общем случае включает в себя: упаковку, складирование в месте производства, комплектование для отправки, транспортировку к месту продажи, предпродажный сервис, собственно, продажу. Продажа может быть осуществлена через следующие каналы сбыта: магазин розничной торговли, мелкооптовые базы или магазины;
д) стратегия продвижения на рынок — среди путей привлечения потребителей можно выделить следующие: рекламная компания через СМИ (газеты, радио, телевидение); бесплатное предоставление образцов для рекламы; рассылка рекламных сообщений потенциальным потребителям; установка рекламных щитов; распространение рекламных объявлений; участие в выставках; участие в конкурсах;
е) цена и объем сбыта продукции (услуги) — именно цена продажи продукта (услуги) определяет величину прибыли и доходность проекта. Необходимо обеспечить увязку параметров «цена - качество - рентабельность». При этом рекомендуется действовать в следующей последовательности: определить связку «потребительская ценность - приемлемая цена»; как на рынке идет ценообразование, кто диктует цены (производитель или покупатель); определить цель, достижению которой должно способствовать ценообразование; определить диапазон цен: минимально допустимая цена - максимально возможная цена. Данный раздел включает в себя: определение цены продукции; платежи и отчисления (налоги); объем сбыта по периодам.
5 Производственный план. В этом разделе необходимо описать обеспеченность проекта с производственной и технологической стороны: уровень технологии, обеспеченность производства оборудованием и инструментами, производительность и качество изделий:
а) месторасположение — во многих случаях является определяющим для успеха проекта. Руководствуются объективными (климат, инфраструктура и т. д.) и субъективными (личные привязанности, имеющаяся земля и т.д.) факторами. Особое внимание следует уделять наличию транспортных связей (автомобильного, железнодорожного транспорта и др.), инженерных сетей (электроэнергия, вода, тепло, канализация, связь и др.), ресурсов и их поставщиков (комплектующие, сырьё и материалы, кадры и др.), а также потребителей (рынок сбыта);
б) технология, качество и сертификация производства — реализуемость проекта зависит от уровня технологии производства, его сертификации, уровня квалификации и аттестации исполнителей;
в) технологический цикл производства и реализации продукции — описание производственного процесса, его стадий, операций: складирование, обработка, сборка, довершение, контроль качества, упаковка. Особо следует отметить, что целью любого проекта является не изготовление продукции «на склад» — её омертвление, а её реализация — получение оплаты;
г) производственные площади и помещения — потребность в площадях определяется после разработки технологического процесса производства продукции, товаров и услуг. Обеспечение площадями и помещениями возможно за счет различных источников: имеющихся собственных или арендуемых (срок аренды), реконструкции имеющихся, строительства новых, приобретения готовых, заключения договоров на аренду, поиска партнеров с необходимыми площадями и помещениями;
д) оборудование, оснастка и инструмент, необходимые для технологического процесса производства продукции;
е) исходное сырье, материалы и комплектующие — используются собственные или приобретаются у местных производителей, оптовиков (крупными партиями) или продавцов (небольшие количества). При выборе поставщиков особое внимание рекомендуется уделять экономичности (отпускная цена и транспортные расходы), надежности (постоянное наличие у поставщика), комплектности (максимальный ассортимент у одного поставщика), условиям оплаты (наличные, предоплата, в кредит или др.);
ж) определение потребности в рабочих кадрах: численность по профессиям и специальностям, заработная плата и система стимулирования, расчет фонда оплаты труда производственного персонала;
з) расчет косвенных производственных затрат: коммунальные затраты, электроэнергия, транспорт и др.;
и) расчет стоимости производства по всей номенклатуре производимой продукции;
к) экологичность и безопасность производства — в настоящее время идет постоянное ужесточение требований по обеспечению экологичности производства для окружающей среды и безопасности для работающих.
6 Организационный план. В этом разделе бизнес-плана описывается система управления предприятием. Организация управления должна включать разработанную структуру управления, функциональные обязанности, квалификационные требования к специалистам, размер заработной платы работников, возможность привлечения внештатных экспертов:
а) команда управления и ведущие специалисты — команда, реализующая проект, является ключом к успешной реализации проекта. Инвесторы отдают предпочтение сформировавшейся команде руководителей и ведущих специалистов, сочетанию технических, управленческих, коммерческих и деловых навыков, их образованию и опыту работы;
б) партнеры по реализации проекта — наиболее часто встречаются следующие партнеры: маркетолог, юрист, инвестор, снабженец, производитель, рекламный агент, сбытовик, продавец, специалисты сервиса для покупателя;
в) организационная структура реализации проекта — при формировании структуры управления необходимо учесть индивидуальные и групповые интересы всех участников проекта (в том числе партнеров и инвесторов), их опыт и традиции, социально-психологические особенности. Учитывается организация деятельности управленческой команды, распределение (баланс) и механизм реализации обязанностей, прав и ответственности, принципы взаимодействия, взаиморасчетов с партнерами;
г) график реализации проекта — необходимая часть бизнес-плана, показывающая профессионализм управленческой команды и ее готовность к реализации проекта, позволяет контролировать важнейшие работы и ключевые события реализации проекта, предусмотреть возможные сбои и уменьшить риски.
7 Финансовый план. Финансовый план является итоговым разделом бизнес-плана. При его разработке должны быть учтены налоговая среда, изменение курса валют, инфляция и другие возможные изменения в денежно-кредитной системе.
В финансовом плане должны быть представлены:
а) отчет о прибылях и убытках — отражает операционную (производственную) деятельность предприятия и показывает ее эффективность (покрытие производственных затрат доходами от реализации произведенной продукции или услуг), полученную прибыль;
б) отчет о движении денежных средств — показывают формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств предприятия в динамике от периода к периоду. Все поступления и платежи отображаются в периоды времени, соответствующие фактическим датам осуществления этих платежей, с учетом времени задержки платежей за поставки материалов и комплектующих изделий, условий реализации продукции (в кредит, с авансовым платежом), а также условий формирования производственных запасов;
в) прогнозный баланс — показывает, насколько устойчиво финансовое положение (платежеспособность и ликвидность) предприятия, реализующего проект в конкретный период времени. Баланс состоит из двух частей: актива и пассива, суммарные значения которых всегда должны быть равны между собой. Актив представляет собой перечень того, что имеет предприятие в собственности. Пассив показывает, кому и сколько предприятие должно. Другими словами, это равенство означает то, что чем предприятие владеет, оно должно или кредиторам, или его владельцам;
г) источники финансирования — отражаются источники, пути, размер, условия и сроки привлечения дополнительного недостающего капитала: за счет наращивания собственного (акционерного) капитала, получаемого в качестве вклада инвестора и за счет заемного капитала (краткосрочных и долгосрочных кредитов), предоставляемого коммерческим банком в качестве кредита под определенный процент. Сумма собственного и заемного капитала должна быть достаточной для покрытия отрицательной величины остатка денежных средств в любой период. Каждая из альтернативных схем финансирования должна быть просчитана и дана оценка последствий ее применения;
д) показатели эффективности реализации проекта — система показателей экономической эффективности должна быть представлена двумя группами показателей: показатели финансового состояния предприятия и показатели эффективности инвестиций, рассчитанные по выбранной схеме дисконтирования (срок окупаемости проекта, индекс прибыльности, чистый приведенный доход, внутренняя норма рентабельности);
е) анализ чувствительности проекта — целью анализа чувствительности является определение степени влияния варьируемых факторов на финансовый результат проекта. Наиболее распространенный метод, используемый для проведения анализа чувствительности, — имитационное моделирование. В процессе анализа чувствительности варьируются в определенном диапазоне значение одного из выбранных факторов при фиксированных значениях остальных и определяется зависимость интегральных показателей эффективности от этих изменений.
8 Юридический план. При создании нового предприятия надо определить его форму собственности и правовой статус этой формы собственности. Каждая из форм собственности имеет свои особенности. В этом разделе бизнес-плана должны быть описаны устав предприятия, а также другие положения, необходимые для нормальной правовой системы функционирования предприятия. Конкретное содержание этого раздела будет зависеть от выбранной формы собственности.
9 Оценка риска и страхование. Проблема риска в производственно-финансовой деятельности предприятия является одной из существенных. Для любого предприятия риск означает вероятность наступления неблагоприятного события, которое может привести к потере части его ресурсов, недополучению доходов или появлению дополнительных расходов. Конъюнктура рынка часто изменяется, поэтому предприятия постоянно сталкиваются с различного рода рисками. Изменяются формы и условия финансирования, система налогообложения и т. д. При составлении бизнес-плана должны быть учтены возможные изменения в рыночной ситуации. Необходимо проводить качественный и количественный анализ рисков, в результате чего определяются факторы риска и этапы работ при его появлении. Для уменьшения риска предприятие может использовать различные аналитические методы, позволяющие повысить надежность результатов инвестиций, методы математической статистики, экономико-математическое моделирование, анализ чувствительности. Для снижения появления рисков целесообразно привлекать экспертов, которые могут учесть возможность появления рисков и неопределенностей. Наиболее частыми критическими факторами рисков могут быть: объем сбыта продукции предприятия, цена продукции, инфляция и другие факторы. Перечень рисков очень широк. Это и пожары, различного рода конфликты, наводнения, другие стихийные бедствия, изменения в налоговой политике и колебания валютных курсов. С учетом возможности появления рисков разрабатываются организационные меры профилактики рисков и программа страхования от них.
Примерное содержание рекомендуемых тем курсового проекта
Тема 1. Сущность и основы предпринимательской деятельности. Бизнес-план создания и функционирования Салона штор
Введение
1. Сущность и основы предпринимательской деятельности.
1.1. Происхождение понятия «предприниматель».
1.2. «Предприниматель» как научное понятие.
1.3. Субъекты предпринимательской деятельности.
1.4. Сущность предпринимательства.
2. Бизнес-план создания и функционирования Салона штор
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 2. Предпринимательство в оценке общественной мысли. Бизнес-план создания и функционирования Риэлтерского агентства
Введение
1. Предпринимательство в оценке общественной мысли.
1.1. Краткая характеристика теорий о предпринимательстве в XVIII-XIX вв.
1.2. Выводы из классической экономической теории о предпринимательстве
1.3. Развитие учения о предпринимательстве в XX в.
2. Бизнес-план создания и функционирования Риэлтерского агентства
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 3. Современный предприниматель: деловой портрет и личные качества. Бизнес-план создания и функционирования Рекламного агентства
Введение
1. Современный предприниматель: деловой портрет и личные качества.
1.1. Кто может быть предпринимателем.
1.2. Личные характеристики предпринимателя.
1.3. Стиль работы предпринимателя.
1.4. Портрет типичного предпринимателя-менеджера западных стран, России и Республики Беларусь.
2. Бизнес-план создания и функционирования Рекламного агентства
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 4. Культура и этика предпринимательства. Бизнес-план создания и функционирования Продовольственного магазина
Введение
1. Культура и этика предпринимательства.
1.1. Сущность и значение культуры предпринимательства
1.2. Деловая и профессиональная этика
1.3. Деловые отношения - важнейшая часть культуры предпринимательства
1.4. Основные черты бизнесмена
2. Бизнес-план создания и функционирования Продовольственного магазина
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 5. Этапы развития предпринимательства. Бизнес-план создания и функционирования Кафе-пиццерии
Введение
1. Этапы развития предпринимательства.
1.1. Понятие и сущность предпринимательства
1.2. Этапы развития предпринимательства в Республике Беларусь
1.3. Комплекс мер по активизации предпринимательской активности в Республике Беларусь в условиях кризиса
2. Бизнес-план создания и функционирования Кафе-пиццерии
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 6. Инфраструктура поддержки и развития предпринимательства. Бизнес-план создания и функционирования Хлебопекарни
Введение
1. Инфраструктура поддержки и развития предпринимательства.
1.1. Характеристика, особенности и роль малого предпринимательства в экономике страны
1.2. Проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в РБ
1.3. Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства
1.4. Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства
2. Бизнес-план создания и функционирования Хлебопекарни
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 7. Государственное регулирование предпринимательства. Бизнес-план создания и функционирования Парикмахерской
Введение
1. Государственное регулирование предпринимательства.
1.1. Роль государства в развитии предпринимательского процесса
1.2. Цели государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.3. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.4. Правовое регулирование предпринимательства
1.5. Налоговое регулирование предпринимательства.
1.6. Государственная поддержка малого бизнеса.
2. Бизнес-план создания и функционирования Парикмахерской
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 8. Частный бизнес в Республике Беларусь: проблемы и перспективы. Бизнес-план создания и функционирования Мастерской по ремонту техники
Введение
1. Частный бизнес в Республике Беларусь: проблемы и перспективы.
1.1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике
1.2. Анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь
1.3. Проблемы и перспективы развития процесса бизнес-инкубирования в Республике Беларусь
2. Бизнес-план создания и функционирования Мастерской по ремонту техники
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 9. Формы хозяйствования в рыночной экономике. Бизнес-план создания и функционирования Образовательных курсов
Введение
1. Формы хозяйствования в рыночной экономике.
1.1. Виды хозяйствований в рыночной экономике
1.2. Роль хозяйствований и отраслей в экономике
1.3. Перспективы развития форм хозяйствования в рыночной экономике.
2. Бизнес-план создания и функционирования Образовательных курсов
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 10. Индивидуальное предпринимательство: сущность и особенности. Бизнес-план создания и функционирования Кадрового агентства
Введение
1. Индивидуальное предпринимательство: сущность и особенности.
1.1. Сущность и особенности индивидуального предпринимательства
1.2. Содержание и признаки предпринимательства
1.3. Цели и мотивы предпринимательской деятельности
1.4. Ответственность предпринимателя
2. Бизнес-план создания и функционирования Кадрового агентства
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 11. Хозяйственные товарищества как форма предпринимательской деятельности. Бизнес-план создания и функционирования Инвестиционного агентства
Введение
1. Хозяйственные товарищества как форма предпринимательской деятельности.
1.1. Формы предпринимательства по виду деятельности
1.2. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
1.3. Характеристика и особенности хозяйственных товариществ
2. Бизнес-план создания и функционирования Инвестиционного агентства
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 12. Хозяйственные общества как форма предпринимательской деятельности. Бизнес-план создания и функционирования Фотостудии
Введение
1. Хозяйственные общества как форма предпринимательской деятельности.
1.1. Виды и формы предпринимательства
1.2. Понятие хозяйственных обществ
1.3. Отличительные особенности хозяйственных обществ
1.4. Функционирование хозяйственных обществ и их виды
2. Бизнес-план создания и функционирования Фотостудии
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 13. Производственный кооператив как форма предпринимательской деятельности. Бизнес-план создания и функционирования Фитнес-клуба
Введение
1. Производственный кооператив как форма предпринимательской деятельности.
1.1. Понятие производственного кооператива
1.2. Организационные основы деятельности производственного кооператива
1.3. Возможная роль производственных кооперативов в развитии экономики
2. Бизнес-план создания и функционирования Фитнес-клуба
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 14. Унитарные предприятия как форма предпринимательской деятельности. Бизнес-план создания и функционирования Дизайн-студии
Введение
1. Унитарные предприятия как форма предпринимательской деятельности.
1.1. Понятие, признаки и формы унитарных предприятий
1.2. Порядок образования и учредительные документы унитарных предприятий
1.3. Прекращение деятельности унитарных предприятий
2. Бизнес-план создания и функционирования Дизайн-студии
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 15. Виды предприятий в рыночной экономике. Бизнес-план создания и функционирования Образовательного центра
Введение
1. Виды предприятий в рыночной экономике.
1.1. Сущность и формы предприятия. Трудовой коллектив предприятия.
1.2. Виды предприятий. Малые предприятия и их роль в экономическом прогрессе.
1.3. Система управления предприятием в условиях рынка.
1.4. Экономические проблемы предпринимательства и пути их решения.
2. Бизнес-план создания и функционирования Образовательного центра
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 16. Объединения предприятий: цели создания и роль в современной экономике. Бизнес-план создания и функционирования Бюро переводов
Введение
1. Объединения предприятий: цели создания и роль в современной экономике.
1.1. Понятие, сущность и виды объединений предприятий
1.2. Цели создания объединений
1.3. Роль объединений в современной экономике
2. Бизнес-план создания и функционирования Бюро переводов
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 17. Особенности создания и функционирования предприятий в свободных экономических зонах. Бизнес-план создания и функционирования Бильярдного клуба
Введение
1. Особенности создания и функционирования предприятий в свободных экономических зонах.
1.1. Концепция существования и функционирования свободных экономических зон
1.2. Гарантии, предоставляемые на территории СЭЗ
1.3. Создание и функционирование предприятий в свободных экономических зонах
2. Бизнес-план создания и функционирования Бильярдного клуба
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 18. Процесс принятия предпринимательского решения. Бизнес-план создания и функционирования Автомойки
Введение
1. Процесс принятия предпринимательского решения.
1.1. Особенности предпринимательского решения
1.2. Сущность и понятие предпринимательского решения
1.3. Технология принятия предпринимательских решений
1.4. Классификация предпринимательских решений
2. Бизнес-план создания и функционирования Автомойки
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 19. Предпринимательская идея и ее выбор. Бизнес-план создания и функционирования Агроусадьбы
Введение
1. Предпринимательская идея и ее выбор.
1.1. Сущность предпринимательской идеи
1.2. Общая схема предпринимательской деятельности
1.3. Логика действий предпринимателя по отбору предпринимательской деятельности
1.4. Варианты разработки проектов реализации предпринимательской идеи
1.5. Реализация принятой идеи
2. Бизнес-план создания и функционирования Агроусадьбы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 20. Предпринимательский капитал. Бизнес-план создания и функционирования Гостиницы для животных
Введение
1. Предпринимательский капитал.
1.1. Экономическая сущность и содержание предпринимательского капитала
1.2. Источники формирования предпринимательского капитала
1.3. Эффективность использования предпринимательского капитала
1.4. Пути ускорения оборачиваемости предпринимательского капитала
2. Бизнес-план создания и функционирования Гостиницы для животных
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 21. Организация предпринимательской деятельности. Бизнес-план создания и функционирования Страусовой фермы
Введение
1. Организация предпринимательской деятельности.
1.1. Предпринимательство в условия рыночной экономики
1.2. Правовые основы предпринимательской деятельности
1.3. Формы организации бизнеса
1.4. Виды предпринимательства
2. Бизнес-план создания и функционирования Страусовой фермы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 22. Учредительные документы юридического лица. Бизнес-план создания и функционирования Индивидуального пошива и ремонта обуви
Введение
1. Учредительные документы юридического лица.
1.1. Функции учредительных документов
1.2. Общие требования к учредительным документам юридических лиц
1.3. Документы, необходимые при первичной регистрации юридических лиц
2. Бизнес-план создания и функционирования Индивидуального пошива и ремонта обуви
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 23. Особенности налогообложения предпринимательской деятельности. Бизнес-план создания и функционирования Производства чипсов
Введение
1. Особенности налогообложения предпринимательской деятельности.
1.1. Малое предпринимательство как субъект налоговых правоотношений
1.2. Особенности налогообложения физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
1.3. Налоговые методы государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь
1.4. Перспективы развития налогообложения малого предпринимательства
1.5. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса
2. Бизнес-план создания и функционирования Производства чипсов
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 24. Ведение учета в предпринимательстве. Бизнес-план создания и функционирования Пошива детской одежды
Введение
1. Ведение учета в предпринимательстве.
1.1. Кто обязан и не обязан вести учет в предпринимательстве
1.2. Сущность ведения учета в предпринимательстве
1.3. Учетная политика и учетные документы
1.4. Ведение учета различных видов активов
2. Бизнес-план создания и функционирования Пошива детской одежды
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 25. Товар как объект предпринимательской деятельности. Бизнес-план создания и функционирования Химчистки
Введение
1. Товар как объект предпринимательской деятельности.
1.1. Особенности товара как объекта предпринимательской деятельности
1.2. Факторы, влияющие на товар
1.3. Роль и место товарной политики в предпринимательской деятельности
1.4. Меры по совершенствованию товарной политики
2. Бизнес-план создания и функционирования Химчистки
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 26. Сущность и порядок разработки бизнес-плана. Бизнес-план создания и функционирования Прачечной
Введение
1. Сущность и порядок разработки бизнес-плана.
1.1. Понятие, сущность, структура и формирование бизнес-плана
1.2. Цели и методика составление бизнес-плана
1.3. Оформление бизнес-плана
2. Бизнес-план создания и функционирования Прачечной
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 27. Состав и содержание бизнес-плана предпринимательской деятельности. Бизнес-план создания и функционирования Туристической фирмы
Введение
1. Состав и содержание бизнес-плана предпринимательской деятельности.
1.1. Определение бизнес-плана и его роль в современном предпринимательстве
1.2. Организация процесса бизнес-планирования
1.3. Структура и содержание бизнес-плана
2. Бизнес-план создания и функционирования Туристической фирмы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 28. Финансовое планирование в предпринимательстве. Бизнес-план создания и функционирования Юридической компании
Введение
1. Финансовое планирование в предпринимательстве.
1.1. Содержание, значение и задачи финансового планирования
1.2. Методы финансового планирования. Балансовый метод, его требования
1.3. Финансовые планы, их виды и характеристика
1.4. Финансовое прогнозирование, значение и сфера его применения
2. Бизнес-план создания и функционирования Юридической компании
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 29. Предпринимательский риск и способы его уменьшения. Бизнес-план создания и функционирования Службы доставки
Введение
1. Предпринимательский риск и способы его уменьшения.
1.1. Хозяйственный риск: истоки и сущность
1.2. Классификация предпринимательских рисков
1.3. Виды потерь в предпринимательстве
1.4. Показатели риска и методы его оценки
1.5. Страхование финансовых рисков
2. Бизнес-план создания и функционирования Службы доставки
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 30. Инновационное предпринимательство. Бизнес-план создания и функционирования Салона оптики
Введение
1. Инновационное предпринимательство.
1.1. Содержание инновационного предпринимательства
1.2. Формы инновационного предпринимательства
1.3. Формирование систем инновационного предпринимательства в Республике Беларусь
2. Бизнес-план создания и функционирования Салона оптики
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Тема 31. Управление партнерскими связями. Бизнес-план создания и функционирования Службы помощи для худеющих
Введение
1. Управление партнерскими связями.
1.1. Партнерские связи в сфере производства.
1.2. Партнерские связи в сфере товарообмена.
1.3. Сделки в сфере торговли
1.4. Партнерские связи в сфере финансовых отношений
2. Бизнес-план создания и функционирования Службы помощи для худеющих
Заключение
Список использованных источников
Приложения