Малое предпринимателсьвто как субьуект мировой и национальной экономики
Малым предпринимательствомпризнается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики по установленным законом критериям (показателям), констатирующим сущность этого понятия.
Малое предприятие– это предприятие с небольшими количеством работников и объемами производства, значительной частью рисковой (производственной, торговой, научной и т. п.) деятельности, собственник которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения с целью присвоения прибыли.
Несоответствие между большим количеством малых предприятий численностью занятых на них работников, с одной стороны, и относительно незначительной величиной валового дохода, вклада в создание товаров и услуг – с другой, объясняется следующими факторами:
– более низкой фондовооруженностью труда на таких предприятиях
(по сравнению с крупными);
– невозможностью внедрять новейшие крупные достижения науки и техники;
– высокими банковскими процентами на получаемые кредиты;
– в определенной степени дискриминационными контрактными отношениями значительного количества малых предприятий с крупнейшими компаниями;
– стремлением многих людей, которые не имеют предпринимательского таланта, способностей и подготовки, создавать новые предприятия, а также отсутствием знаний и опыта управления у лиц, обладающих таким талантом;
– ограниченной возможностью повышения квалификации наемных работников, их профессиональной переподготовки;
– значительными трудностями с финансированием, получением кредитов (недостаточность оборотных средств, задолженность и т. п.);
– отсутствием тех прав в управлении производством, которые завоевали наемные работники на крупных предприятиях, и защиты профсоюзов;
– финансовыми ограничениями во внедрении наиболее прогрессивных технологий, форм и методов организации производства, управления, маркетинга.
Факторам, сдерживающим развитие малого предпринимательства, противостоят такие преимущества малого бизнеса, как:
– гибкость и оперативность в управлении и организации производства;
– более интенсивное использование рабочей силы и оборудования,
меньший уровень запасов (тогда как на крупных предприятиях остаются незагруженными в среднем 75% производственных мощностей);
– простая и рациональная организационная структура предприятия;
– быстрая адаптация к конъюнктуре рынка, местным условиям, запросам потребителей, оперативное обновление ассортимента продукции;
– возможность быстрого внедрения значительной части новых идей,
проектов и создания новых образцов продукции;
– возможность привлечения относительно небольших ресурсов для создания таких предприятий;
– опора на развивающуюся систему государственной поддержки малых и средних предприятий.
Если анализировать сущность малых предприятий комплексно, с точки зрения выполняемых ими функций (новаторской, организационной, хозяйственной, социальной и личностной), то их роль неоднозначна. Так, значение малого бизнеса в реализации новаторской функции, чрезвычайно высоко, особенно при апробации новых научных и технических идей, создании проектов, осуществлении опытно-конструкторских разработок. А в отношении осуществления организационной функции предпринимательства, например, во внедрении новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы, рациональном объединении форм единичного разделения труда и др. — их роль незначительна.
Большое значение имеют малые предприятия при реализации хозяйственной (то есть эффективном использовании трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов) и социальной функций предпринимательства (изготовление товаров и услуг, необходимых обществу, трудоустройство значительной части трудоспособного населения и т.п. Но наиболее важную роль играют малые предприятия в осуществлении личностной функции предпринимательства, то есть реализации предпринимателем цели своей жизни, получении им удовлетворения от деятельности.
Чтобы усилить положительные и ослабить отрицательные стороны деятельности малых предприятий, необходима всесторонняя поддержка их деятельности как со стороны государства, так и со стороны других рыночных институтов.
Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:
- численностью МП и индивидуальных предпринимателей в общем
количестве субъектов рыночной экономики;
- вкладом МП в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);
- вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование
федерального и регионального бюджетов;
- ростом численности занятого трудоспособного населения на малых предприятиях, вкладом в сокращение числа безработных;
- насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами),
лучшим удовлетворением потребностей населения;
- навыками создания собственного дела у дееспособных граждан, накоплением опыта управления предприятиями и др.
В экономически развитых государствах ЕС малые предприятия, по различным оценкам, создают 50-60% внутреннего валового продукта. В странах ЕС на 1 млн. жителей приходится не менее 3000 малых предприятий, тогда как в среднем по России – около 615. Только в Москве и Санкт-Петербурге, где на 1 млн. жителей приходится около 2400 МП, этот показатель приближается к мировому уровню.
Выйти на показатели передовых стран России мешают следующие обстоятельства:
- недостаток квалифицированных кадров для развивающихся предпринимательских структур;
- отсутствие четко сформулированной через систему правовых актов
государственной политики по отношению к малому бизнесу;
- излишние административные барьеры (регистрация, лицензирование,
сертификация, системы контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений и т. д.);
- «налоговый пресс» и громоздкая система отчетности;
- монополизация рынков крупными предприятиями и их объединениями;
- отсутствие надежного правового обеспечения предпринимательской
деятельности;
- растущее недоверие предпринимателей к власти, ее способности проводить долгосрочную политику и обеспечивать стабильные условия
ведения бизнеса.
Развитие малого предпринимательства предоставляет широкую свободу рыночного выбора, оперативно реагирует на изменения потребительского спроса. Оно нацелено на насыщение рынка товарами и услугами, преодоление отраслевого и территориального монополизма, расширение конкуренции, повышение экспортного потенциала, укрепление экономической базы местных органов власти, развитие сел, малых и средних городов, возрождение народных промыслов, решение экологических проблем.