Методические рекомендации к выполнению заданий СРС
Самостоятельная работа студентов по предлагаемым темам предполагает самостоятельное изучение студентами учебной и научной литературы по дисциплине, а также ознакомление и усвоение соответствующих законодательных и нормативных актов.
СРС может быть представлена следующими формами:
1.ЭССЕ( от французского "essai", англ. "essay", "assay" — попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" — взвешивание.)- это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.
Структура эссе.
1)Титульный лист.
2)Введение — суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.
3)Основная часть — теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.
4) Заключение — обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение.
Оценивание эссе
Критерии оценки эссе могут трансформироваться в зависимости от их конкретной формы, при этом общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям:
Критерий | Требования к студенту | Максимальное количество баллов |
Знание и понимание теоретического материала. | — определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры; — используемые понятия строго соответствуют теме; — самостоятельность выполнения работы. | 2 балла |
Анализ и оценка информации | — грамотно применяет категории анализа; — умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений; — способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению; — диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации); — обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм; — дает личную оценку проблеме; | 4 балла |
Построение суждений | — ясность и четкость изложения; — логика структурирования доказательств — выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией; — приводятся различные точки зрения и их личная оценка. | 3 балла |
Оформление работы | — работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат; — соответствие формальным требованиям. | 1 балл |
Максимальное количество баллов, которое студент может получить — 10.
Количество страниц не менее 2, но не более 5, формат А4, кегль 14, межстрочный интервал 1,0
При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:
1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).
2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
Реферат - это аналитический обзор, в котором обосновывается актуальность исследуемой темы, кратко излагаются и анализируются содержательные и формальные позиции изучаемых текстов, формулируются обобщения и выводы.
Аналитический обзор может быть построен двояко:
1. В виде изложения истории изучения проблемы (что нового внесли те или иные исследователи);
2. В виде анализа современного состояния проблемы (рассматриваемые работы группируются по признаку общности).
Примерная структура реферата
• Титульный лист.
• Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
• Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы).
• Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего).
• Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).
• Список литературы.
• Приложение (таблицы, графики, схемы могут быть вынесены из основанной части, чтобы не перегружать ее деталями).