Лекция №2. Методологические особенности менеджмента.
ВМенеджмент.
Преподаватель: Пяткин Дмитрий Александрович.
06.02.12.
Литература:
1) Виханский О.С. Наумов П.И. «Менеджмент» учебник, Москва, 2010.
2) Веснин Е.Р. «Менеджмент для всех» Москва, юрист, 2010.
3) Перверзев Н.П. Шайденко Н.А. и Басовский Л.Е. «Менеджмент» учебник, МоскваИнфро, 2010.
Лекция №1. Введение в курс «менеджмент».
1. Содержание и сущность понятий «менеджмент и управление».
2. Концепция российского менеджмента, особенности, перспективы и проблемы развития.
I. Слово «Менеджмент» чисто американского происхождения. Оно не может быть переведено на какой либо другой язык, включая английский язык британских островов. Оно в общем смысле означает как функцию, так и людей её выполняющих, социальное и должностное положение, и одновременно означает учебную дисциплину, область научных знаний и исследований.
Отличительные черты, из которого складывается феномен «Менеджмента»:
Менеджмент –
– рациональный способ управления деловыми организациями.
– управление, ориентированное на доходность и прибыльность.
– деятельность по надзору, которая использует особые формы организации труда, договорные и контрактные отношения между трудом и капиталом.
– особая отрасль научного знания и профессиональной организации управляющих менеджеров, которые составляют административный штат предпринимательской корпорации.
– «С научной точки зрения менеджмент – умение использовать те объективные связи, которые отражают «
– Менеджмент рассматривает предприятие организацию не только как технологическое общественного производства, но и как социально производственную подсистему рыночных отношений.
Основные подходы к определению менеджмента.
1. Как функция управления (рассматривается как особый вид человеческой деятельности, направленной на достижение определённых целей организации).
2. Процесс (как процесс влияния на деятельность соответствующих работников с целью получения максимальных производственных результатов).
3. Искусство управления. (совокупность при1мов и способов которые применяются для управления организацией.
4. Люди, управляющие организацией (менеджеры различного звена).
5. Наука управления.
6. Органы и аппарат управления.
Менеджмент представляет собой функцию управленческого аппарата, развитого современного производства, по использованию законов и закономерностей общественного развития, позволяющую организовать эффективное конкурентно способное производство условиях постоянно меняющийся внутренний и внешней среды жизнедеятельности.
Менеджер – профессиональный слой управляющий, главной задаче которых является координация и организация деятельности коллективов на основе учёта объективных законов и закономерностей управления на научной основе. Важней особенностью профессионального менеджера является его привлечение к управленческому труду организации за определённую плату. Бизнес и менеджмент не одно и то же! Бизнесмены и менеджеры тоже не одно и то же.Бизнесмен – владелец капитала, производства, приносящего доход. Менеджер обязательно занимает определённую должность и в его подчинении постоянно находятся люди.
В современной литературе «управление» - деятельность по упорядочиванию процессов протекающих в природе, технике и обществе, устранению их дезорганизации и приведению в новое состояние с учётом тенденций их развития и изменения среды. Виды управления:
1. Техническое
2. Естественное.
3. Социальное.
Объектами социального являются люди и их совместная деятельность, которую необходимо согласовывать с помощью особых механизмов, к которым относятся власть, планирование, контроль и прочее.
Принципы управления – правила, нормы которыми следует руководствоваться в своей деятельности, в ходе решения задач, стоящих перед предприятием, организацией.:
1. Определение целей и задач управления.
2. Разработка конкретных мероприятий по достижению.
3. Разделение задач на отдельные виды работ.
4. Координация взаимодействия различных подразделений внутри организации.
5. Формирование иерархической структуры.
6. Оптимизация принятия решений.
7. Мотивация стимулирование эффективной работы.
II. Концепция российского менеджмента: особенности перспективы и проблемы развития.
Основой современного российского менеджмента является командно административная система традиционного советского общества, которая в настоящие время определяет сущность и экономическую организацию общества.
Современные подходы к менеджменту.
1. Комплексный подход (при этом подходе должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические и другие аспекты и их взаимосвязи).
2. Интеграционный подход (нацелен на исследование и управление взаимосвязей между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента, между стадиями жизненного цикла объекта управления, между уровнями управления по вертикале и горизонтали.
3. Маркетинговый подход (предусматривает ориентацию управляющей подсистемы для решения любых задач на потребителя).
4. Функциональный подход (потребности рассматриваются как совокупность функций, которые нужно выполнить для их удовлетворения).
5. Динамический подход (объект управления рассматривается в динамическом развитие причинно следственных связей и соподчинённости, производится ретроспективный анализ за 5 и более прошлых лет и проводится перспективный анализ (прогноз)).
6. Воспроизводственный подход (ориентируется на постоянное возобновление производства товаров, услуг, для удовлетворения потребностей рынка с меньшими по сравнению с лучшими технологичными объектами на данном рынке и совокупными затратами на единицу полезного эффекта).
7. Процессный подход (рассматривает функцию управления, как взаимосвязанный процесс, который является общей суммой всех функций, серий непрерывный взаимосвязанных действий).
8. Нормативный подход (подразумевает установку нормативов по важнейшим подсистемам).
9. Количественный подход (заключается в переходе от качественных оценок в количественные оценки).
10. Административный подход (заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат и др.).
11. Поведенческий подход (заключается в оказании помощи работнику или сотруднику в осознание своих собственных возможностей на основе современных подходов к по строению и управлению организацией).
12. Ситуационный подход (ориентирован на качественное управление с учётом факторов внутренней и внешней среды).
13. Системный подход (заключается в рассмотрение любого управляемого объекта как совокупности взаимосвязанных элементов).
Лекция №2. Методологические особенности менеджмента.
1.Закономерности и принципы менеджмента.
2.Понятие, сущность и классификация методов менеджмента.
I. Закономерности менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции менеджмента, которые в свою очередь отражают относительно устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации. К числу важнейших закономерностей менеджмента следует отнести:
1. Развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформации форм и методов организации экономики.
2. Определяющее влияние состояния внешней среды в выборе и формировании системы внутренней организации.
3. Соответствие социального содержания управления формам собственности на имущество организации.
4. Соотносительность управляющей и управляемой подсистем субъекта и объекта управления.
5. Преимущественность сознательного планомерного управления.
6. Концентрация и динамичное изменение функции управления в организации.
7. Оптимизация уровней правления организации.
8. Оптимальное управления в процессах управления в процессах управления, функциях контроля, учёта и анализа.
Принципы управления, изложенные в книге «Общие и промышленное управление» Анри Файоля в 1916 году. Принципы менеджмента:
1. Разделения труда – имеет целью выполнение большего по объёму работы, при тех же условиях.
2. Полномочия и ответственность – характеризует наличие полномочий отдавать приказы, распоряжения, в результате чего формируется ответственность.
3. Дисциплина.
4. Единоначалие.
5. Единство направления – каждая группа сотрудников, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
6. Подчинённость личных интересов общим.
7. Вознаграждение персонала – каждый сотрудник получает соответствующее вознаграждение за выполненную работу.
8. Централизация – состоит в правильном соотношении централизации и децентрализации.
9. Скалярная цепь – ряд лиц управления, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение и кончая руководителем язевого звена.
10. Порядок – «место для всего и всё на своём месте».
11. Справедливость – сочетание доброты и правосудия
12. Стабильность рабочего место для персонала – текучесть кадров снижает эффективность организации.
13. Инициатива – означает разработку качественного плана и его качественную реализацию.
14. Корпоративный дух – союз это сила, она является результатом гармонии организации.
Современной практикой менеджмента выработаны современные принципы, к числу которых следует отнести:
1. Системность – предполагает использование в методологии системного подхода к управлению.
2. Компетентность – состоит в необходимости в знании менеджером всей системы управления.
3. Иерархичность – предполагает выделение уровней управления на основе вертикального разделения труда, а так же подчинение низших уровней высшим.
4. Принцип выделения ведущего звена – предполагает выделение уровней управления, на основе вертикального разделения управленческого труда, выбора наиболее важных ресурсов для достижения целей управления.
5. Принцип совершенствование – трансформация организационной структуры, функций и методов оправления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.
II. «Метод» слово греческого происхождения и обозначает совокупность приёмов и с способов воздействия на управляемый объект для достижения постланных организацией целей.
Классификация методов управления. | |
Классификационный признак. | Группа методов управления. |
1. По организационной форме | · Единоличные · коллективные · коллегиальные |
2. По содержанию методов управления | · Экономические · организационно-распорядительные · правовые. |
3. По мотивации воздействия | · Материальная мотивация · моральная мотивация · принудительная мотивация |
4. По сфере применения | · Общие · Локальные · Обще-локальные |
5. По объекту управления | · Управления производством · управление людьми · управление организацией · управление внешними связями. |