Экономический анализ исчисления и взимания налога на доходы физических лиц на примере семьи
2.1
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2015г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 14297,6 млрд.рублей, что на 9,6% (1370,1 млрд.) больше, чем в 2014 году и на 12,3% (1756 млрд.) больше, чем в 2013 году (см. таблицу .1).
Рис. 1. Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам в 2015 г.
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2015г. (как и в 2013-2014 гг. исследуемого периода) обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 17%, налогов за пользование природными ресурсами - 20%, налога на доходы физических лиц - 19% и "львиная" доля приходится на налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) - 28% (см. рисунок 1).
Таблица .1. Поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2013 - 2015 гг. (в миллиардах рублей)
Всего поступлений, из них: | 23435,1 | 24442,7 | 26766,1 |
налог на прибыль организаций | 2355,7 | 2071,9 | 2375,3 |
налог на доходы физических лиц | 2261,5 | 2499,1 | 2702,6 |
страховые взносы на обязательное социальное страхование | 4103,7 | 4694,2 | 5035,7 |
налог на добавленную стоимость | 3546,1 | 3549,1 | 3940,2 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции) | 1015,9 | 1072,2 | |
налоги на совокупный доход | 271,3 | 292,8 | 315,1 |
налоги на имущество | 785,5 | 900,7 | 957,5 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 2484,5 | 2598,0 | 2934,7 |
прочие доходы и поступления | 6789,8 | 7432,8 |
В 2015 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 13025 млрд.рублей (90,3% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 765,2 млрд.рублей (5,9%), местных налогов и сборов - 192,3 млрд.рублей (1,4%), налогов со специальным налоговым режимом - 315,1 млрд.рублей (2,4%).
Ощутимый вес по поступлениям в консолидированный бюджет имеет налог на доходы физических лиц, в 2015 г. его объем составил 2702,6 млрд. рублей, но в предыдущих годах поступлений было немногим меньше: на 8% - в 2014 г. и на 16% - в 2013 г.
Согласно данным статистического анализа можно сказать, что в течение исследуемого периода поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет увеличиваются, что может означать действенность осуществляемых мер по администрированию доходов физических лиц и применения плоской шкалы налогообложения.
Таблица .2. Доходы и расходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2013 - 2015 гг.
Доходы консолидированного бюджета: а) млн. руб.; | |||
б) в процентах к валовому внутреннему продукту; | 37,7 | 36,9 | 37,5 |
Расходы консолидированного бюджета: а) млн. руб.; | |||
б) в процентах к валовому внутреннему продукту; | 37,3 | 38,2 | 38,7 |
Профицит, дефицит (-) консолидированного бюджета: а) млн. руб.; | -848224 | -845586 | |
б) в процентах к валовому внутреннему продукту; | 0,4 | -1,3 | -1,2 |
Таблица .3. Распределение доходов и расходов консолидированный бюджета Российской Федерации по уровням бюджетной системы в 2013 - 2015 гг. (в миллиардах рублей)
Федераль- ный бюджет | Консолиди- рованные бюджеты субъектов РФ | Федераль- ный бюджет | Консолиди- рованные бюджеты субъектов РФ | Федераль- ный бюджет | Консолиди- рованные бюджеты субъектов РФ | |
Доходы - всего, из них: | 12855,5 | 8064,5 | 13019,9 | 8165,1 | 14496,9 | 8905,7 |
налог на прибыль организаций | 375,8 | 1979,9 | 352,2 | 1719,7 | 411,3 | 1964,0 |
налог на доходы физических лиц | 2261,5 | 2499,1 | 9,2 | 2693,5 | ||
страховые взносы на обязательное социальное страхование | 4103,7 | 4694,2 | 5035,7 | |||
налог на добавленную стоимость | 3545,8 | 0,3 | 3548,7 | 0,4 | 3941,6 | 8,6 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции) | 395,3 | 441,8 | 524,4 | 491,4 | 592,4 | 479,8 |
налоги на совокупный доход | 271,7 | 292,8 | 315,1 | |||
налоги на имущество | 785,5 | 900,7 | 957,5 | |||
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 2442,8 | 41,7 | 2554,8 | 43,2 | 2884,6 | 50,0 |
прочие доходы и поступления | 5673,1 | 1116,7 | 5656,4 | 1164,6 | 6249,9 | 1182,9 |
В 2015 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 1665,6 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 31,6% больше, чем в 2007 году. Доли налогов с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации и с доходов, полученных физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организации снизились на 0,1 и 0,2 процентного пункта (соответственно 96,8% и 2,1%). В декабре 2008г. поступление налога на доходы физических лиц составило 215,1 млрд.рублей, что в 1,7 раза больше, чем в предыдущем месяце
Таблица .4. Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2013 - 2015 гг. (в миллиардах рублей)
Всего | из неё | ||||
недоимка | урегулированная задолженность | ||||
Всего, в том числе: | 728,2 | 770,3 | 802,7 | 430,3 | 363,3 |
по федеральным налогам и сборам, из них: | 591,7 | 610,2 | 613,6 | 286,0 | 320,7 |
а) налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) | 319,7 | 333,5 | 368,0 | 181,1 | 182,3 |
б) налог на прибыль организаций | 175,0 | 165,6 | 137,7 | 64,2 | 72,0 |
в) акцизы по подакцизным товарам (продукции) | 44,7 | 60,9 | 53,7 | 9,6 | 43,6 |
г) налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 5,0 | 4,6 | 4,7 | 2,3 | 2,4 |
по региональным налогам и сборам | 83,7 | 96,6 | 113,7 | 88,8 | 23,7 |
по местным налогам и сборам | 32,5 | 39,3 | 49,6 | 39,6 | 9,4 |
по налогам со специальным налоговым режимом | 20,3 | 24,3 | 25,7 | 15,9 | 9,5 |
2.2. Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц и предоставления налоговых вычетов на примере семьи
Таблица 1.
Голанов А.Д. | Год | ||
Показатели | |||
1. Годовой доход, в том числе: | |||
а) заработная плата | |||
б) продажа квартиры | |||
2. Годовой расход, в том числе: | |||
а) на обучение детей | |||
б) на лечение и приобретение медикаментов | |||
3. Вычеты: а) стандартные | |||
б) социальные | |||
в) имущественные | |||
4. Сумма налога подлежащая к уплате в бюджет |
У Голанова А.Д. три ребенка возрастом 18, 17 и 15 лет на начало 2013 года (возраст детей менялся – на начало 2014 года 19, 18, 16 лет, а на начало 2015 года 20, 19, 17 лет соответственно). При этом его ежемесячный доход из одного источника равен:
· 20000 руб. в 2013 году
· 25000 руб. в 2014 году
· 30000 руб. в 2015 году
В начале каждого года он подает необходимые документы работодателю на получение стандартного налогового вычета на трёх детей (в последующих годах на двух детей):
· на содержание 1-го ребенка (вычет предоставляется, т.к. он хоть и достиг возраста 18 лет, но является студентом ВУЗа очной формы обучения) - 1400 руб.;
· на 2-го – 1 400 руб. (вычет будет предоставляться до апреля 2013 года, т.к. ребенок достигнет совершеннолетнего возраста);
· на 3-го – 3 000 руб.
Итого ежемесячная сумма до апреля 2013 года, не облагаемая налогом, для Голанова А.Д. составит 5800 руб., а впоследствии – 4400 руб. Эта сумма начиная с апреля 2013 года и вплоть до октября 2015 года будет ежемесячно освобождаться от налогообложения, так как его совокупный доход, исчисляемый с начала каждого года, не превышает 280 000 руб. (за исключением 2015 года, т.к. в октябре совокупный доход превысил установленное ограничение).
Таким образом, каждый месяц с 2013 по 2015 год НДФЛ будет рассчитываться из суммы:
· с января по апрель (20000 – 5800) = 14200 руб., а остальной период 2013 года (20000 – 4400) = 15600 руб.;
· в 2014 году (25000 – 4400) = 20600 руб.;
· в 2015 году до октября (30000 - 4400) = 25600 руб.;
НДФЛ подлежащий ежемесячной уплате налоговым агентом:
· по апрель 2013 года (14200 × 13%) = 1846 руб., до окончания текущего года (15600 × 13%) = 2028 руб.;
· в 2014 году (20600 × 13%) = 2678 руб.;
· с января по октябрь (25600 × 13%) = 3328 руб., а остальной период 2015 года (30000 × 13%) = 3900 руб.;
В итоге за год, за вычетом НДФЛ, Голанов А.Д. получит от работодателя «чистую» заработную плату в размере:
· 3 × (20000 – 1846) + 9 × (20000 – 2028) = 216210 руб. – в 2013 году;
· 12 × (25000 – 2678) = 267864 руб. – в 2014 году;
· 9 × (30000 – 3328) + 3 × (30000 – 3900) = 318348 руб. – в 2015 году;
Если бы он не подавал заявление на стандартный налоговый вычет, то получил бы годовой заработок в размере:
· 12 × (20000 – 2600) = 208800 руб. – в 2013 году;
· 12 × (25000 – 3250) = 261000 руб. – в 2014 году;
· 12 × (30000 – 3900) = 313200 руб. – в 2015 году.
Таким образом, он получил дополнительные средства в виде вычета НДФЛ на детей:
· 216210 – 208800 = 7410 руб. – в 2013 году;
· 267864 – 261000 = 6864 руб. – в 2014 году;
· 318348 – 313200 = 5148 руб. – в 2015 году.
Сумма налога подлежащая к уплате:
· (3 × 1846) + (9 × 2028) = 23790 руб. – в 2013 году;
· 12 × 2678 = 32136 руб. – в 2014 году;
· (9 × 3328) + (3 × 3900) = 41652 руб. – в 2015 году.
Голанов А.Д., будучи налоговым резидентом РФ, продал в феврале 2014 года квартиру за 2,4 миллиона рублей. Квартира им была приватизирована в феврале 2013 года. То есть, квартира находилась в собственности менее трех лет. В этом случае Голанов А.Д. вправе уменьшить полученный от продажи квартиры доход на налоговый вычет в сумме не более 1 миллиона рублей. В итоге сумма полученного им от продажи квартиры дохода, облагаемого по ставке 13%, составит 1400000 рублей (2400000 – 1000000).
Размер НДФЛ, указанный в налоговой декларации 3-НДФЛ поданной в 2015 году за 2014 год и подлежащего уплате в бюджет, составит 182000 рублей (1400000 рублей × 13%).
У Голанова А.Д. есть дочь (Голанова П.А.) в возрасте 15 лет. С 2013 по 2015 год она получала образование в колледже на очной форме обучения. За указанный период отец уплатили за обучение ребенка 15000 руб., 17500 руб., 20000 руб. в 2013, 2014 и 2015 году соответственно.
Сумма, уплаченная за обучение в колледже, может быть учтена при налогообложении в полном объеме, так как на протяжении всего периода она не превышала установленного ограничения в размере 50 000 руб. на ребенка.
В результате в 2014, 2015 и 2016 году Голанов А.Д. подал налоговую декларацию по ф.3-НДФЛ за 2013, 2014 и 2015 год и заявил о получении социального налогового вычета:
· 15000 × 13% = 1950 руб. – размер возврата в 2014 году;
· 17500 × 13% = 2275 руб. – размер возврата в 2015 году.
В 2013 году Голанов А.Д. купил медикаменты на сумму 15000 руб., которые были назначены ему лечащим врачом и приобретенные за счет собственных средств. Сумма социальных вычетов не превышает установленного лимита в 120000 руб., исходя из этого налогоплательщик заявил о социальном налоговом вычете в декларации по ф.3-НДФЛ в 2014 году, а размер вычета составил: 15000 × 13% = 1950 руб.
Голанов А.Д. получил в течение 2012 года доход в размере 240000 руб. В 2012 году он понес расходы на свое лечение в размере 30 000 руб. Расходы на лечение не превысили лимит в 120 000 руб. Следовательно, Голанов А.Д. будет иметь право на социальный налоговый вычет в размере 30 000 руб. Налоговая инспекция на основании поданной в 2013 году налоговой декларации по ф.3-НДФЛ за 2013 г. вернет ему 3900 руб. (30 000 × 13%).
Таблица 2.
Голанова А.Л. | Год | ||
Показатели | |||
1. Годовой доход, в том числе: | |||
а) заработная плата | |||
б) продажа машины | |||
2. Годовой расход, в том числе: | |||
а) на обучение детей | |||
б) на лечение и приобретение медикаментов | |||
3. Вычеты: а) стандартные | |||
б) социальные | |||
в) имущественные | |||
4. Сумма налога подлежащая к уплате в бюджет |
У Голанова А.Д. есть супруга – Голанова А.Л., она также является матерью троих детей и обладает правом на стандартный налоговый вычет. Её ежемесячный доход из одного источника равен 15000 руб. и оставался неизменным на протяжении исследуемого периода с 2013 – по 2015 года.
Она также как и её супруг подает необходимые документы работодателю для получение стандартного налогового вычета на трёх детей (начиная с апреля 2013 и в последующих годах на двух детей).
Итого ежемесячная сумма до апреля 2013 года, не облагаемая налогом, для Голановой А.Л. составит 5800 руб., а впоследствии – 4400 руб. Эта сумма начиная с апреля 2013 года и вплоть до 2015 года будет ежемесячно освобождаться от налогообложения, так как её совокупный доход, исчисляемый с начала каждого года, не превышает 280000 руб. Таким образом, каждый месяц с 2013 по 2015 год НДФЛ будет рассчитываться из суммы:
· с января по апрель (15000 – 5800) = 9200 руб., а остальной период 2013 года (15000 – 4400) = 10600 руб.;
· (15000 – 4400) = 10600 руб. – в 2014 и 2015 году.
НДФЛ подлежащий ежемесячной уплате налоговым агентом:
· по апрель (9200 × 13%) = 1196 руб., до окончания 2013 года (10600 × 13%) = 1378 руб.;
· (10600 × 13%) = 1378 руб. – в 2014 и 2015 году.
В итоге за год, за вычетом НДФЛ, Голанова А.Л. получит от работодателя «чистую» заработную плату в размере:
· 3 × (15000 – 1196) + 9 × (15000 – 1378) = 164010 руб. – в 2013 году;
· 12 × (15000 – 1378) = 163464 руб. – в 2014 и 2015 году.
Если бы она не подавал заявление на стандартный налоговый вычет, то получила годовой заработок в размере:
12 × (15000 – 1950) = 156600 руб. – с 2013 по 2015 год.
Таким образом, она получил дополнительные средства в виде вычета НДФЛ на детей:
· 164010 – 156600 = 7410 руб. – в 2013 году;
· 163464 – 156600 = 6864 руб. – в 2014 и 2015 году.
Сумма налога подлежащая к уплате:
· (3 × 1196) + (9 × 1378) = 15990 руб. – в 2013 году;
· 12 × 1378 = 16536 руб. – в 2014 и 2015 году.
Голанова А.Л. в 2013 г. продала за 200 000 руб. автомобиль, принадлежавший ей на праве собственности менее трех лет. На руках у физического лица имеются документы, в том числе платежные. Исчисление и уплату налога физические лица производят самостоятельно по налоговой ставке 13%. Голанова А.Л. в 2014 году подала декларацию по ф.3-НДФЛ и заявила об имущественном налоговом вычете в размере 250 000 руб., исходя из этого НДФЛ не будет исчисляться, т.к. отсутствует налоговая база.
У Голановой А.Л. есть сын (Голанов Н.А.) в возрасте 18 лет. С 2012 по 2015 год он получал образование в ВУЗе на очной форме обучения. За указанный период она уплатила за обучение сына 80000 руб., 85000 руб., и дважды 90000 руб. в 2012, 2013, 2014 и 2015 году соответственно.
Сумма, уплаченная за обучение в ВУЗе, не может быть учтена при налогообложении в полном объеме, так как на протяжении всего периода она превышала установленное ограничения в размере 50 000 руб. на ребенка.
В результате в 2013, 2014, 2015 и 2016 году Голанова А.Л. подала налоговую декларацию по ф.3-НДФЛ за 2012, 2013, 2014 и 2015 год и заявила о получении социального налогового вычета:
50000 × 13% = 6500 руб. – размер возврата с 2013 по 2015 (и 2016) год.
Голанова А.Л. в 2014 году понесла расходы на свое лечение в размере 30 000 руб. Сумма социальных вычетов не превысили лимит в 120 000 руб. Следовательно, Голанова А.Л. будет иметь право на налоговый вычет в размере 30 000 руб. Налоговая инспекция на основании поданной в 2015 году налоговой декларации по ф.3-НДФЛ за 2015 г. вернет ей 3900 руб. (30 000 × 13%).
Таблица 3.
Голанов Н.А. | Год | ||
Показатели | |||
1. Годовой доход, в том числе: | |||
а) заработная плата | |||
б) продажа машины | |||
2. Годовой расход, в том числе: | |||
а) на лечение и приобретение медикаментов | |||
б) на накопительную часть трудовой пенсии | |||
3. Вычеты: а) стандартные | |||
б) социальные | |||
в) имущественные | |||
4. Сумма налога подлежащая к уплате в бюджет |
Голанов Н.А. – студент, не женат и не имеет на иждивении детей, исходя из этого у него нет права на стандартные налоговые вычеты. Его ежемесячный доход из одного источника равен 13800 руб. и оставался неизменным на протяжении исследуемого периода с 2013 по 2015 год.
НДФЛ подлежащий ежемесячной уплате налоговым агентом:
13800 × 13% = 1794 руб. – в 2013, 2014 и 2015 году.
В итоге за год, за вычетом НДФЛ, Голанов Н.А. получит от работодателя «чистую» заработную плату в размере:
12 × (13800 – 1794) = 144072 руб. – в 2013, 2014 и 2015 году.
Сумма налога подлежащая к уплате:
12 × 1794 = 21528 руб. – в 2013, 2014 и 2015 году;
Голанов Н.А. в 2014 г. продала за 150 000 руб. автомобиль, принадлежавший ему на праве собственности менее трех лет. На руках у физического лица имеются все документы. Исчисление и уплату налога физические лица производят самостоятельно по налоговой ставке 13%. Голанов Н.А. в 2015 году подал декларацию по ф.3-НДФЛ и заявил об имущественном налоговом вычете в размере 250 000 руб., исходя из этого НДФЛ не будет исчисляться, т.к. отсутствует налоговая база.
Голанов Н.А. в 2012 году понес расходы на свое лечение в размере 50 000 руб. Сумма социальных вычетов не превысила лимит в 120 000 руб. Следовательно, Голанов Н.А. будет иметь право на налоговый вычет в размере 50 000 руб. Налоговая инспекция на основании поданной в 2013 году налоговой декларации по ф.3-НДФЛ за 2012 г. вернет ему 6500 руб. (50 000 × 13%).
В 2013 году Голанов Н.А. купил медикаменты на сумму 20000 руб., которые были назначены ему лечащим врачом и приобретены за счет собственных средств. Сумма социальных вычетов не превышает установленного лимита в 120000 руб., исходя из этого налогоплательщик заявил о социальном налоговом вычете в декларации по ф.3-НДФЛ в 2014 году, а размер вычета составил: 20000 × 13% = 2600 руб.
В течение 2014 года Голанов Н.А. оплачивал пенсионные взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения, который заключен с негосударственным пенсионным фондом. Сумма уплаченных взносов за год составила 60000 руб. В 2015 году была подана декларация по ф.3-НДФЛ и заявлен социальный налоговый вычет в связи с оплатой пенсионных взносов, размер вычета составил: 60000 × 13% = 7800
Таблица 4.
Голанова А.А. | Год | ||
Показатели | |||
1. Годовой доход | |||
2. Годовой расход, в том числе: | |||
а) на лечение, приобретение медикаментов и взносы по договорам медицинского страхования | |||
б) на собственное обучение | |||
в) на покупку квартиры | |||
г) на накопительную часть трудовой пенсии | |||
3. Вычеты: а) стандартные | |||
б) социальные | |||
в) имущественные | |||
4. Сумма налога подлежащая к уплате в бюджет |
Голанова А.А. – студентка, не замужем и не имеет на иждивении детей, исходя из этого у неё нет права на стандартные налоговые вычеты. Её ежемесячный доход из одного источника равен 12075 руб. и оставался неизменным на протяжении периода с 2014 по 2015 год (т.к она устроилась на работу в января 2014 года).
НДФЛ подлежащий ежемесячной уплате налоговым агентом:
12075 × 13% = 1570 руб. – в 2014 и 2015 году.
В итоге за год, за вычетом НДФЛ, Голанов Н.А. получит от работодателя «чистую» заработную плату в размере:
12 × (12075 – 1570) = 126060 руб. – в 2014 и 2015 году.
Сумма налога подлежащая к уплате:
12 × 1570 = 18840 руб. – в 2014 и 2015 году.
Голанова А.А. с 2013 по 2015 год получала образование в ВУЗе на заочной форме обучения. За указанный период она уплатила за своё обучение 40000 руб., 42000 руб., 45000 руб. в 2013, 2014 и 2015 году соответственно.
Сумма, уплаченная за обучение в ВУЗе, может быть учтена при налогообложении в полном объеме, так как на протяжении всего периода она не превышала установленного ограничения в размере 120 000 руб.
В результате в 2014, 2015 и 2016 году Голанова А.А. подала налоговую декларацию по ф.3-НДФЛ за 2013, 2014 и 2015 год и заявила о получении социального налогового вычета:
40000 × 13% = 5200 руб. – размер возврата в 2014 году;
42000 × 13% = 5460 руб. – размер возврата в 2015 году.
Голанов А.А. в 2015 году понесла расходы на свое лечение в размере 20 000 руб. Сумма социальных вычетов не превысила лимит в 120 000 руб. Следовательно, Голанова А.А. будет иметь право на налоговый вычет в размере 20000 руб. Налоговая инспекция на основании поданной в 2016 году налоговой декларации по ф.3-НДФЛ за 2015 г. вернет ей 2600 руб. (20 000 × 13%).
В течение 2013 года Голанова А.А. оплачивала пенсионные взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения, который заключен с негосударственным пенсионным фондом. Сумма уплаченных взносов за год составила 35000 руб. В 2014 году была подана декларация по ф.3-НДФЛ и заявлен социальный налоговый вычет в связи с оплатой пенсионных взносов, размер вычета составил: 35000 × 13% = 4550 руб.
Официальная зарплата Голановой А.А. в 2014 году составляет 12075 руб. в месяц, соответственно за год официальная заработная плата сотрудника равна 144900 руб. Сотрудник в 2014 году приобрел квартиру за 2000000 руб. и вправе рассчитывать на имущественный налоговый вычет в размере 2000000 руб., то есть на возврат из бюджета 260 000 руб. (2 000 000руб. x 13%). Однако, если официальная зарплата Голановой А.А. не изменится, то ей придется обращаться в налоговую инспекцию и получать имущественный налоговый вычет больше 12 лет, пока не использует его полностью. Это связано с тем, что при подаче в 2015 году налоговой декларации 3-НДФЛ за 2014 год она сможет рассчитывать на возврат из бюджета только 18840 руб. = 144900 ×13%.
2.3. Сравнительная характеристика прогрессивной и плоской шкал налогообложения
Вопрос о возврате к прогрессивной шкале налогообложения давно уже обсуждается в нашем обществе. Прогрессивное налогообложение представляет собой систему, при которой большему объекту налогообложения соответствует более высокий уровень налоговых ставок или же с ростом налоговой базы растёт ставка налога.
В Государственную Думу Российской Федерации уже несколько лет поступает законопроект «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий введение прогрессивной шкалы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Согласно законопроекту ставка НДФЛ будет зависеть от годового дохода налогоплательщика:
Таблица
Размер облагаемого совокупного дохода, полученного за год | Ставка налога |
До 120000 руб. | 10% |
От 120001 руб. до 500000 руб. | 12000 руб. + 15% с суммы, превышающей 120000 руб. |
От 500001 руб. до 1,1 млн руб. | 69000 руб. + 25% с суммы превышающей 500000 руб. |
От 1 100 001 руб. до 2,9 млн руб. | 219 000 руб. + 35 % с суммы, превышающей 1,1 млн руб. |
свыше 2 900 001 руб. | 849 000 руб. + 45 % с суммы, превышающей 2,9 млн руб. |
В случае, если годовой доход окажется меньше прожиточного минимума в регионе, НДФЛ платить не придётся вовсе.
Рассмотрим действие данной прогрессивной шкалы налогообложения на налогоплательщика и сравним с плоской шкалой ставок.
Голанов А.Д. и его супруга Голанова А.Л. – их ежемесячный доход в 2015 году из одного источника равен 30000 руб. и 15000 руб. соответственно, следовательно в за год они получают:
· 30000 × 12 = 360000 руб. - Голанов А.Д.
· 15000 × 12 = 180000 руб. - Голанова А.Л.
Согласно прогрессивной шкале, сумма налога, которую требуется уплатить в 2015 году составляет:
· (120000 × 10%) + (240000 × 15%) = 48000 руб. - Голанов А.Д.
· (120000 × 10%) + (60000 × 15%) = 21000 руб. - Голанова А.Л.
Теперь рассчитаем посредством плоской шкалы НДФЛ подлежащий к уплате за 2015 год (без учёта предоставляемых вычетов):
· 360000 × 13% = 46800 руб.
· 180000 × 13% = 23400 руб.
Сравниваем полученные результаты:
Таблица
Прогрессивная шкала налогообложения | Плоская шкала налогообложения | |
Голанов А.Д. | ||
Голанова А.Л. |
Исходя из данных таблицы можно заметить, что согласно прогрессивной шкале налогоплательщики с низким совокупным годовым доходом оказываются в более выгодном положении в сравнении с налогоплательщиками уплачивающими НДФЛ согласно плоской шкале. И совершенно противоположная ситуация складывается для налогоплательщиков с более высоким уровнем совокупного дохода. Следовательно, используя прогрессивную шкалу налогообложения государство облегчит налоговое бремя слоев населения с низким уровнем доходов и увеличит нагрузку на налогоплательщиков с высоким уровнем, создавая более справедливую налоговую систему. При этом плоская шкала, предусматривающая единую ставку по налогу вне зависимости от уровня дохода, хоть и позволяет сверхбогатым людям экономить, относительно прогрессивной шкалы, но также плоская шкала сокращает масштабы уклонения от уплаты налогов.
Цель прогрессивной шкалы налогообложения — перераспределение налогового бремени сторону богатых. К факторам влияющим на это относят:
· во-первых, доходы россиян сейчас облагаются далеко неравномерно, данный механизм налогообложения может существенным образом сгладить, столь явную социальную дифференциацию.
· во-вторых, отмена предельного порога даст возможность обеспечить дополнительные поступления соц. взносов и снизить налоговую нагрузку на бизнес;
· в-третьих, введение прогрессивной шкалы налогообложения снизит социальную напряженность.
Как показывает опыт многих стран, прогрессивная шкала НДФЛ позволяет изымать сверхдоходы и возвращать эти средства в оборот посредством создания новых рабочих мест.
Однако в прогрессивной шкале налогообложения можно выделить и ряд недостатков:
1. При введении прогрессивной шкалы налогообложения может возрасти доля так называемой «теневой экономики».
2. Введение прогрессивной шкалы налогообложения может негативно сказаться на собираемости налогов. На сегодняшний день в России для многих предпринимателей сложились сложные экономические условия, и рост налоговых ставок заставит предпринимателей экономить, в первую очередь на зарплатных проектах.
3. В условиях, когда лица с доходами, в миллиарды, не могут себя заставить платить более или менее адекватные налоги, вопрос сбора платежей и дефицита бюджета будут решаться за счет рядовых граждан, для которых 40 % НДФЛ не будет считаться большой суммой. И при известном стечении обстоятельств, в конечном счете, ситуация в России может походить на ситуацию в США, где плательщики до середины июня работают на подоходный налог, а все оставшееся время на страховые взносы, НДС, акцизы и прочие косвенные поборы.
4. Прогрессивная шкала налогообложения ударит в первую очередь по среднему классу населения России, а именно по высококлассным специалистам, малому и среднему бизнесу.
5. Снизится мотивация и, соответственно, производительность труда. Человек который вложил немалые деньги и старание в собственное обучение и личностное развитие, став высококлассным и высокооплачиваемым специалистом будет недоволен тем, что люди, которые не особо задумывались над собственным развитием и теперь получают меньше, платят налогов в % — ом соотношении меньше, чем он.
6. Применение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц приведет к увеличению нагрузки на налоговые органы и как следствие потребует совершенствования налогового администрирования.
В отечественных СМИ можно выделить три основные версии того, как может сказаться на российской экономике введение прогрессивной шкалы налогообложения:
1. Первая версия: введение прогрессивной шкалы налогообложения отбросит экономику России назад. Сторонники данной версии утверждают, что переход России к плоской шкале подоходного налога был оправданным и эффективным, а возврат к прежней, дифференцированной системе может вернуть страну на семь лет назад.
2. Вторая версия: введение прогрессивной шкалы налогообложения приведёт к позитивной динамике. Данная версия основывается на опыте западных стран, где прогрессивная шкала налогообложения проявила себя как довольно таки эффективное средство выравнивания социального неравенства.
3. Третья версия: введение прогрессивной шкалы налогообложения сильно не отразится на экономике страны. По мнению ряда экспертов, никаких существенных изменений в российской экономике в связи с принятием прогрессивной шкалы не отразится.
Список использованной литературы
1. Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998)
2. Налоговый Кодекс РФ Ч. II от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 02.04.2012);
3. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
4. Васильева Ю. Закрытый перечень Минфин пересмотрит НДФЛ / Ю. Васильева // Российская Газета. – 2010 - № 761;
5. Герасимова Н.В. Налоговые агенты по НДФЛ под особым наблюдением
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 6
6. Елина Л.А. Покупка жилья в ипотеку: заявляем НДФЛ-вычет по процентам "Главная книга", 2015, N 13
7. Заров А. 2 – НДФЛ и 3 – НДФЛ: что, где, когда / А. Заров // Клуб главных бухгалтеров. – 2010 – № 4.
8. Иванов В.Д. Обложение налогом на доходы физических лиц дополнительного отпуска, предоставляемого лицам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2013, N 16
9. Колосова И.Ю. Новации в сфере установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, №1
10. Курилюк Ю.Е Особенности определения налоговой базы по налогам, объектом которых является юридический факт-действие
"Финансовое право", 2012, N 6
11. Мамрукова О.И. Налогообложение инновационной деятельности предприятий в России: проблемы и направления совершенствования "Международный бухгалтерский учет", 2012, N 48
12. Рогозина О.Настоящее и будущее в расчетах по НДФЛ "Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2015, N 22
13. Горшкова Л.Л.Налог на доходы физических лиц: спорные вопросы доначисления "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2011, N 9
14. Ремчуков С. "Детский" вычет по НДФЛ за "бездоходные" месяцы (комментарий к Письму ФНС России от 29 мая 2015 г. N БС-19-11/112"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2015, N 24
15. Хорошилова И.Проверка на риски: удерживаем у физлица НДФЛ
"Российский налоговый курьер", 2015, N 13-14
16. Семенихин В.Продажа недвижимого имущества. НДФЛ: получение имущественного налогового вычета "Финансовая газета", 2015, N 21
17. Налоговые реформы: Теория и практика: монография / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. — М.: Юнити -Дана, 2013.
[1] п. 2 ст. 230 НК РФ
[2] ст. 126.1 НК РФ в редакции Закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ
[3] п. 1 ст. 126 НК РФ
[4] Письмо Минфина России от 26.01.2015 N 03-04-06/2187, Постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 N 11709/11
[5] Письмо УФНС России по г. Москве от 10.04.2009 N 20-18/2/034920@)
[6] Письма Минфина России от 10.03.2010 N 03-04-08/3-50, от 21.01.2013 N 03-04-05/3-47, от 01.11.2013 N 03-04-05/46788
[7] п. 7 ст. 226 НК РФ
[8] Письмо Минфина России от 22.11.2012 N 03-04-06/3-327