Методические указания по подготовке к занятиям (самостоятельная работа студента)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
Для направления подготовки
Менеджмент
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Рекомендовано научно-методическим советом университета
Методические указания по изучению курса «Экономическая теория» для направления подготовки 080200 «Менеджмент». – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 49 с.
Ответственный редактор: д-р экон. наук, проф. Харламов А.В.
Составители:
д-р экон. наук, проф. Плотников В.А.
д-р экон. наук, проф. Харламов А.В.
канд. экон. наук, доц.Бородина Т.С.
канд. экон. наук, доц. Матвеева Н.П.
канд. экон. наук, доц. Синилина О.В.
Рецензент: д-р экон. наук, проф. Селищев А.С.
©Издательство СПбГУЭФ, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи дисциплины…………………………………………….4
2. Календарно-тематический план, формы
контроля и система оценок…………………………………………….6
3. Методические указания по подготовке к занятиям
(самостоятельная работа студента)…………………………………....9
4. План семинарских занятий……………………………………………12
5. Методические указания по написанию
и оформлению реферата…………………………………………….....28
6. Методические указания по написанию эссе…...………….………….31
7. Методические указания по подготовке презентации……………….32
8. Методические указания по подготовке
к контрольной работе…………………………………………...…….34
9. Методические указания по написанию курсовой работы…………. 37
10. Примерный перечень вопросов к экзамену………………………… 41
11. Список основной и дополнительной литературы………………….. 44
Приложение……………………………………………………………….48
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Экономическая теория» входит в состав цикла дисциплин направления 080200 “Менеджмент» бакалавриата, изучаемых студентами СПбГУЭФ. В ней содержатся основные теоретические положения, раскрывающие сущность экономических явлений и процессов, которые определяют функционирование и развитие экономики страны как на уровне отдельного домашнего хозяйства, фирмы, и национальной экономики, так и в целом на уровне мирового хозяйства. Для этого требуется изучить особенности функционирования различных типов экономических систем.
Целью данного курса является формирование у студентов комплекса базовых экономических знаний и навыков, необходимых для изучения и освоения дисциплин, формирующих из ним менеджеров. Важно, чтобы студенты в ходе обучения овладели экономическими концепциями, могли самостоятельно анализировать различные экономические явления и теоретически обосновывать эффективные управленческие решения.
Поставленная цель подразделяется на теоретическую и практическую. Теоретической целью является формирование у студентов целостного представления о механизме функционирования национальной экономики рыночного типа, базовых микро-, макро- и мегаэкономических проблемах и подходах к их анализу с позиций основных школ экономической науки. Практическая цель состоит в выработке у обучающихся навыков использования инструментов микроэкономической и макроэкономической политики и принятия решений в конкретной институциональной среде.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- изучение и осмысление понятийного аппарата экономической теории;
- овладение методологией экономических исследований;
- приобретение навыков самостоятельного анализа конкретных экономических проблем;
- умение оценивать социально-экономические последствия различных мер экономической политики государства.
Данная программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом по направлению 080200 «Менеджмент», квалификация «бакалавр». Для эффективного усвоения курса студентам необходимо иметь базовый объем знаний по программе средней школы.
Изучение данной дисциплины создает условия для освоения большого числа изучаемых после нее учебных дисциплин (Основы менеджмента, Управление персоналом, Инвестиционный менеджмент, Маркетинг, Сравнительный менеджмент, государственное и муниципальное управление, Антикризисное управление, инновационный менеджмент, исследование систем управления).
Материал данной дисциплины состоит из 24 тем, сгруппированных в три блока, посвященных различным сторонам и аспектам экономической теории. Так, первый раздел строится на изучении общих проблем и вопросов экономической теории, к которым можно отнести:
- основные этапы развития экономической теории;
- предмет современной экономической теории;
- собственность как основа экономических систем. Типы экономических систем;
- натуральное и товарное хозяйство. Базовые категории товарного производства;
- характеристика современной рыночной экономики;
- конкуренция и ее роль в рыночной экономике;
- предпринимательская деятельность и предпринимательский капитал.
Второй раздел раскрывает ключевые вопросы экономических процессов на микроуровне, к которым традиционно относят:
- производство и предложение благ;
- теория поведения потребителя;
- рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции;
- структура рынка и цена;
- ценообразование на рынках факторов производства;
- доходы от факторов производства и их распределение.
Третий раздел посвящен знакомству с макроэкономическими аспектами экономической теории:
- национальная экономика как единое целое;
- потребление, сбережения, инвестиции;
- рынок товаров и услуг;
- рынок финансовых активов;
- рынок труда;
- теория инфляции. Инфляция и безработица;
- циклическое развитие экономики;
- экономический рост и динамическое равновесие в экономике;
- государственное регулирование экономики;
- монетарная и фискальная политика государства;
- мировое хозяйство и динамика его эволюции. Теория глобализации мировой экономики.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, ФОРМЫ
КОНТРОЛЯ И СИСТЕМА ОЦЕНОК
№ п/п | Наименование раздела дисциплины (темы) | Лек-ции | Семи-нары | СРС | Всего |
Раздел I. Общие проблемы экономической теории | |||||
Основные этапы развития экономической теории | |||||
Предмет современной экономической теории | |||||
Собственность как основа экономических систем. Типы экономических систем | |||||
Натуральное и товарное хозяйство. Базовые категории товарного производства | |||||
Характеристика современной рыночной экономики | |||||
Конкуренция и ее роль в рыночной экономике | |||||
Предпринимательская деятельность и предпринимательский капитал | |||||
Всего часов по разделу I | |||||
Раздел II. Экономические процессы на микроуровне | |||||
Производство и предложение благ | |||||
Теория поведения потребителя | |||||
Рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции | |||||
Структура рынка и цена (несовершенная конкуренция) | |||||
Ценообразование на рынках факторов производства | |||||
Доходы от факторов производства и их распределение | |||||
Всего часов по разделу II | |||||
Раздел III. Экономические процессы на макроуровне | |||||
Национальная экономика как единое целое | |||||
Потребление, сбережения, инвестиции | |||||
Рынок товаров и услуг | - | ||||
Рынок финансовых активов. Совместное равновесие на товарном и денежном рынке. | |||||
18. | Труд, занятость, безработица. Рынок труда. | - | |||
Теория инфляции. Инфляция и безработица | |||||
Циклическое развитие экономики | |||||
Экономический рост и динамическое равновесие в экономике | |||||
Государственное регулирование экономики | |||||
Монетарная и фискальная политика государства | - | ||||
Мировое хозяйство и динамика его эволюции. Теория глобализации мировой экономики | - | ||||
Всего часов по разделу III | |||||
Итого |
Процесс изучения данной дисциплины сопровождается различными работами, выполняемыми студентами в определенные для этого сроки. Целью этих работ является контроль за степенью усвоения дисциплины как на промежуточных этапах, так и в конце освоения курса. В процессе изучения дисциплины студенты должны пройти семь точек контроля знаний:
- реферат как результат освоения тем 1-2 (первый семестр, 8 неделя);
- эссе – по темам 3-5 (первый семестр, 13 неделя);
- презентация – темы 6-7 (первый семестр, 17 неделя),
- контрольная работа 1 – темы 8-13 (второй семестр, 12 неделя),
- контрольная работа 2 – темы 14-17 (второй семестр, 16 неделя),
- курсовая работа – по всему курсу (второй семестр, 18 неделя).
- экзамен по всему курсу.
Система оценок результатов аттестаций представлена в таблице.
№ раздела | Семестр, неделя | Форма контроля | Зачетный максимум | Зачетный минимум |
I. Общие проблемы экономической теории | 1 семестр, 8 неделя | Реферат (1-2 темы) | ||
1 семестр, 13 неделя | Эссе (3-5 темы) | |||
1 семестр, 17 неделя | Презентация (6-7 темы) | |||
Работа на семинарах | ||||
Зачет (по сумме) | ||||
II. Экономичес-кие процессы на микроуровне | 2 семестр, 12 неделя | Контрольная работа № 1 (8-13 темы) | ||
III. Экономи-ческие процессы на макроуровне | 2 семестр, 16 неделя | Контрольная работа № 2 (14-17 темы) | ||
I-III разделы | 2 семестр, 18 неделя | Курсовая работа (3-24 темы) | ||
Работа на семинарах | ||||
Экзамен |
Итоговая оценка по курсу определяется по формуле:
Rитог = 0,6 Rсеместр/число семестров + 0,4 Rэкзамен ,
где: Rитог – итоговое количество баллов для определения итоговой оценки;
Rсеместр – сумма баллов, набранных студентом в течение всех семестров;
Rэкзамен – количество баллов, набранных студентом на экзамене.
Шкала баллов для определения итоговых оценок:
От 86% до 100% (86 – 100 баллов) - «5».
От 71% до 85% (71 – 85 баллов) - «4».
От 55% до 70% (55 – 70 баллов) - «3».
Менее 55% (55 баллов) - «2».
Пример расчета:
1 семестр – 60 баллов;
2 семестр – 70 баллов;
Экзамен – 80 баллов;
0,6(60+70)/2+0,4х80=34,8+28,0=71 (т.е. хорошо).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ (САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА)
Основными формами обучения по дисциплине экономическая теория являются:
I. Лекции.
П. Семинарские занятия.
III. Подготовка и выступление с докладом на семинаре, студенческой конференции.
Формы контроля:
-реферат;
-эссе;
-презентация;
-зачет (итог первого семестра, по сумме набранных баллов);
- контрольные работы;
- курсовая работа;
- экзамен.
Обучение предполагает:
1. Каждый студент обучается под руководством преподавателя. Эта работа включает: лекции, семинарские занятия, консультации преподавателя по подготовке доклада и написанию реферата (эссе, презентации, курсовой работы), консультации преподавателя по вопросам, в которых студент не смог разобраться самостоятельно, и консультацию преподавателя перед экзаменом.
2. Самостоятельная работа студента предполагает подготовку к семинарским занятиям, разработку докладов и выступление с ними, написание и защиту реферата (эссе, презентации, курсовой работы), подготовку к написанию контрольных работ, экзамена. Для лучшего освоения дисциплины и получения высшей итоговой оценки работать следует постоянно, систематически, в контакте с преподавателем.
Порядок обучения
В настоящее время в нашем Университете используется бально-рейтинговая система обучения и проверки знаний студентов. Для нее характерна, так называемая, «накопительная система». К концу семестра баллы суммируются. В зависимости от их общего количества студент может рассчитывать на ту или иную оценку. В рамках этой системы студенты должны в течение года выполнить следующие виды работ:
1. Посещение лекций. Лекции - это устное изложение лектором учебного материала. На них студент получает информацию по ключевым вопросам изучаемой дисциплины по каждой конкретной теме. На лекциях преподаватель знакомит студентов с основными научными направлениями и ведущими представителями теоретических школ, учит анализировать экономические процессы и явления, ставит проблемные вопросы, решить которые студенту следует к предстоящему семинарскому занятию.
Таким образом, для качественной подготовки к семинарам посещение лекций следует дополнить самостоятельной работой в виде изучения основной и дополнительной литературы, которая может быть рекомендована как самим преподавателем, так и найдена студентом самостоятельно, исходя из поставленного вопроса.
2. Семинарские занятия. Семинарское занятие является крайне важной составляющей учебного процесса. Оно позволяет хорошо разобраться в пройденном материале, закрепить и нарастить приобретенные знания. Это - единственная форма работы, при которой студент не только изучает предмет и демонстрирует свои знания, но и имеет возможность проявить себя в рамках живого общения: высказывать свое мнение, дискутировать с сокурсниками и преподавателем, отстаивать свои взгляды, задавать вопросы и отвечать на них и многое др.
Для того чтобы семинар прошел успешно, требуется тщательная подготовка. Для этого студенту необходимо, во-первых, присутствовать на всех лекциях, во-вторых, готовиться самостоятельно. Если какие-то материалы вызывают вопросы, целесообразно их записать и на семинарском занятии задать преподавателю. Преподаватель ответит на эти вопросы сам или предложит обсудить их в группе.
3. Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает изучение литературы по курсу экономической теории (основной и дополнительной, см. п. 11 методических указаний), систематизацию прочитанного материала, подготовку сообщений, написание реферата, эссе, презентации, контрольных работ, курсовой работы.
Изучение литературы необходимо для отличного ответа на семинаре, для написания доклада, реферата, эссе, презентации, курсовой работы и для подготовки к текущей аттестации по контрольным точкам.
Кроме того, желательно вести поиск литературы самостоятельно, не ограничиваясь списком, предлагаемым в плане семинарского занятия. При этом нужно проконсультироваться с преподавателем и убедиться, что выбранный вами источник поможет изучить проблему.
4. Написание реферата. Реферат разрабатывается для того, чтобы: научиться осуществлять поиск литературы и работать с ней, кратко излагать содержание прочитанного материала, выделяя в нем главное, наиболее интересное; критически анализировать изучаемую литературу, формируя при этом собственное мнение, связывать теорию с практикой.
5. Написание эссе. Эссе (с французского еssai - «попытка, проба, очерк») - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу, заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Автор может написать любые свои размышления на заданную тему, так как эссе - это личное видение какой-либо проблемы, это абсолютно самостоятельная работа, написанная собственным стилем и языком.
6. Подготовка презентации. Компьютерная презентация – это доклад на заданную тему, сопровождаемый демонстрацией слайдов, содержащих текст, рисунки, графики, схемы, фотографии и др. видео и аудиоэффекты, цель которых – более наглядное изложение и раскрытие заданной темы (вопроса).
7. Подготовка к написанию контрольной работы. Для подготовки и успешного написания контрольной работы необходимо повторить все темы, вынесенные на контроль. Желательно провести самостоятельную оценку своих знаний. Осуществить ее можно, отвечая на вопросы и тесты, представленные в литературе, рекомендованной преподавателем. Следует учитывать, что контрольная работа представлена в виде теста, содержащего как теоретические вопросы (на выбор правильного ответа), так и задачи по конкретной теме, работа с которыми производится на семинарских занятиях.
8. Написание курсовой работы. Курсовая работа – это самостоятельная работа студента, завершающая изучение дисциплины. Работа выполняется под руководством преподавателя строго по избранной теме, которая берется из представленного преподавателем перечня тем. Цель курсовой работы – развитие у студентов навыков самостоятельной научной работы, овладение методами современных научных исследований, углублённое изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы и источников). Главное отличие от реферата – переход от чисто описательно-реферативного характера работы к попытке более глубокого исследования отдельного вопроса, как в плане разнообразия применяемых исследовательских методов, так и в плане формирования собственной научной позиции, вклада в изучение проблемы.
ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ