Цели в управляемой и управляющей системах
Прежде обратим внимание на структуру цели и методологию её разработки применительно к системе управления (рис. 5.6.1.).
Рис. 5.6.1.
Цель – сочетание необходимого, возможного и желаемого в состоянии управляемой системы в будущем (рис. 5.6.2.).
Рис. 5.6.2
Наличие цели – отличительный признак исключительночеловеческой деятельности. По своему происхождению цель есть определённый мотив деятельности, т. е. в отличие от вообще мотива (психическое явление, побуждающее и направляющее деятельность человека) имеет большую предметную определённость (конкретные форму и содержание достигаемого результата).
В хозяйственной практике часто уместно такое определение цели:
Цель – планируемый результат, выступающий как единство желаемого и возможного.
Носители цели. Ими могут быть:
· индивиды;
· группы;
· организации.
Как видим, наряду с индивидуальными существуют и общие цели.
Общие цели. Они возникают двояким путём:
1. как «тактическая коалиция», т. е. взаимосогласование индивидуальных целей в группе, при котором каждый что-то уступает, чего-то достигает и в итоге образуется некая результирующая;
2. как «многократный субъект», т. е. совпадение некоторых индивидуальных целей членов группы.
Функции целей. В системе управления производством цели выполняют ряд важных функций, на которых необходимо остановиться.
1. Цели отражают философию организации, концепцию её деятельности и развития. Философия организации – образ существования и функционирования, выбор ценностей и приверженность к ним (отношение к персоналу, потребителям, государству, инвесторам и др.).
Концепция совершенствования производства –повышение производительности и снижение издержек.
Концепция совершенствования товара – повышение качества продукции.
Концепция совершенствования сбыта – расширение рынков сбыта и рекламы продукции.
Концепция удовлетворения потребителей – искать товар, обеспечивая повышение удовлетворённости потребителей.
2. Цели уменьшают неопределённость текущей деятельности как организации, так и отдельного человека, становясь для них ориентирами в окружающем мире, помогают приспособиться к нему, сконцентрироваться на достижении желаемых результатов.
3. Цели составляютоснову критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, направленной на их реализацию, а также материального и морального поощрения сотрудников организации, которые при этом в наибольшей степени отличились.
4. Цели, особенно великие, независимо от того, реальны они, или мнимы, иллюзорны,сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно нелёгкие обязанности и прилагать все возможные усилия для их выполнения (построение коммунизма, новостройки первых пятилеток, освоение целины, сооружение БАМа).
Цели по блокам системы управления. Раскрывая внутреннюю среду организации и выявляя её параметры, мы представили систему управления (или предприятие) в виде совокупности блоков, которые могут быть носителями целей (см. тему 4, п. 4.2.). Каждый работник предприятия независимо от того, в каком подразделении (звене) он работает, всегда имеетдва направления целей:
1. индивидуальная или личная цель;
2. общая (коллективная) цель, к реализации которой работник причастен.
Концепция двух направлений целей работника является основополагающей в управлениитрудом и обеспечении успешной жизнедеятельности организации.
Теперь важно остановится на ориентирах при формулировке целей, о чём уже упоминалось в предыдущей подтеме, когда речь шла о зависимости целей от обстоятельств, окружающих её носителей. Но сначала посмотрим на носителей цели в системе управления (рис. 5.6.3).
Рис. 5.6.3.
Как видно из рис. 5.6.3, носителями цели в системе управления являются:
· отдельные работники (рабочие всех видов производства, руководители, специалисты и технические носители);
· коллективы подразделений (производственных и управленческих);
· социально-экономические системы (предприятие, система управления и её подсистемы, виды или сферы её деятельности).
Такая классификация носителей цели в системе управления оправдана потребностями практики, она обязывает менеджеров постоянно держать в поле зрения одновременно индивидуальные и общие (групповые) цели. Хотя под углом зрения кибернетики все перечисленные носители цели есть системы (социальные и социально-экономические), ибо управляют, как мы уже знаем, только системами. Последнее – теоретический аспект, не противоречащий построению инструментария для повышения эффективности менеджмента.
Для учёта ориентиров при формулировке целей проведёмранжированиеносителей цели, которое представит собой уровневую пирамиду с перечнем возможных ориентиров (рис. 5.6.4).
Рис. 5.6.4.
Так, отдельный работник может ставить перед собой следующие цели:
· иметь индивидуальный доход в таком-то размере;
· повысить разряд, квалификацию, должностной статус;
· окончить курсы, колледж, университет;
· получить работу в престижном коллективе;
· добиться признания своего труда и соответствующего вознаграждения;
· выполнить индивидуальное задание в установленные сроки и на профессиональном уровне;
· содействовать успеху фирмы и др.
Целями производственных подразделений могут быть следующие:
· повысить качество выпускаемой продукции и добиться ее конкурентоспособности;
· повысить производительность труда;
· создать благоприятный психологический климат в коллективе;
· выполнить подразделенческое задание в полном объёме в установленные сроки и др.
Управляющая система являетсяносителем целей организации. Это общие цели и среди них – генеральная цель, которая по-другому называется миссией. Сегодня в качестве миссии чаще всего рассматривается удовлетворение тех или иных общественных потребностей.
Главная цель управляющей системы–сохранение устойчивого состояния управляемой (производственной) системы и обеспечение выпуска в заданном объёме конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на рынке. Кроме того, перед управляющей системой стоят многообразные цели по видам деятельности: технические, технологические, экономические, производственные, маркетинговые, научно-технические, социальные.
Общеорганизационные цели могут быть ориентированы на:
· достижение финансовой устойчивости;
· обеспечение необходимого уровня рентабельности;
· завоевание тех или иных рынков.
В современных условиях общие цели формируются, как правило, в совместном диалоге высшего руководства организации, руководителей подразделений, консультантов по вопросам управления, а также представителей трудового коллектива и профсоюзной организации.
В разрезе общих разрабатываютсяспецифические цели в каждом подразделении, которые определяют основные направления его деятельности. Обычно они охватывают средне- и краткосрочный периоды и обязательно выражаются в количественных показателях. Специфические цели бывают двух типов: операционными и оперативными. Первые ставятся перед отдельными работниками, вторые – перед подразделениями.