КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. по учебно-методической работе

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе

________________А.Л.Гудков

“____” _______________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Профессиональный цикл, базовая часть

Направление подготовки 080200 Менеджмент

Квалификация(степень) выпускника –

Бакалавр

Форма обучения – очная

ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

Кафедра – разработчик – кафедра Управление производством

Калининград - 2014

ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины «Корпоративная социальнаяответственность» являются формирование теоретических знаний и практических навыков по вопросам эффективного корпоративного управления, учитывающего интересы всех заинтересованных сторон общественной сферы (акционеры, поставщики, заказчики и т.п.). Важно сформировать в сознании будущих управленцев социальную направленность корпоративного управления.

Дисциплина «Корпоративная социальная ответственность» предназначена для подготовки бакалавров в области принятия решений в сфере управления компаниями путем привлечения социально-эффективных инвестиций в людские ресурсы и капитал компании. Практические примеры социальной ответственности компаний позволят познакомиться с реальной практикой компаний в реализации социальных стратегий, покажут успехи в области развития компаний, реализующих социальные программы.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

Дисциплина «Корпоративная социальная ответственность» является дисциплиной базовой (общепрофессиональной) частью профессионального цикла основной образовательной программы (ООП) бакалавриата и изучается студентами на четвертом курсе (8семестр).

Изучение дисциплины базируется на знаниях и навыках, полученных при освоении дисциплин: «Управление человеческими ресурсами» (5 семестр), «Теория менеджмента» (3 семестр), «Экономика предприятий и организаций» (3 семестр), «Корпоративный менеджмент» (8 семестр), «Управление изменениями» (6 семестр).

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины «Корпоративная социальная ответственность у обучающегося формируются следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции, предусмотренные ФГОС ВПО:

Индекс по ФГОС ВПО Содержание компетенций
ОК-12 Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
ОК-20 Способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности
ПК-8 Способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений
ПК-16 Способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации

В результате освоения дисциплины «КСО» обучающийся должен:

Знать:

· основы генезиса концепции корпоративной социальной ответственности (КСО), роль и место этики бизнеса в системе КСО;

· основные направления интегрирования КСО в теорию и практику стратегического управления;

· основные точки зрения, виды, категории, эволюцию, концепции и подходы к корпоративной социальной ответственности;

· концепцию управления корпоративной социальной ответственности;

· с позиции стейкхолдеров, этапы анализа стейкхолдеров, типологии стейкхолдеров;

· инструменты регулирования корпоративной социальной ответственности;

· (международные организации, стандарты, рейтинги и т.п.), роль государства в развитии и поддержании корпоративной социальной ответственности;

· в России;

· основные положения концепции социально-ориентированного управления внутренними стейкхолдерами; типологию основных внутренних стейкхолдеров;

· принципы корпоративного саморегулирования; основные направления и элементы социальной политики;

· основные положения, недостатки, структуру и формы представления кодексов этики и этических программ;

· элементы эффективной системы управления КСО; типы предприятий по специфике и масштабам КСО;

· характер связей между внешними стейкхолдерами, моральными целями и корпоративной социальной ответственностью; типы внешних стейкхолдеров; систему ценностей потребителя;

· экологические корпоративные обязательства, основные экологические проблемы, их причины и законы по защите окружающей среды;

· основные индикаторы результативности корпоративной социальной ответственности; индексы и рейтинги корпоративной социальной ответственности; систему оценки корпоративной социальной ответственности;

· этапы составления корпоративной социальной отчетности, документы, регулирующие отчетность, информационные потребности стейкхолдеров, преимущества составления социальной отчетности;

· основные понятия и принципы стратегии социально ответственного инвестирования; типы стратегий социально ответственного инвестирования;

· виды социальных и экологических инвестиционных индексов;

· основные перспективы развития корпоративной социальной ответственности; направления совершенствования подходов к корпоративной социальной ответственности в России и за рубежом.

Уметь:

· идентифицировать, анализировать и ранжировать ожидания заинтересованных сторон организации с позиций концепции КСО;

· диагностировать этические проблемы в организации и применять основные модели принятия этичных управленческих решений;

· анализировать современные представления о корпоративной социальной ответственности, его роль в современном российском бизнесе;

· сформулировать примеры успешных подходов к корпоративной социальной ответственности, в том числе в практике российского бизнеса;

· дифференцировать национальные/региональные особенности корпоративной социальной ответственности;

· анализировать основные субъекты регулирования корпоративной социальной ответственности в России и характер их воздействия на организации различного уровня (международные, региональные, локальные);

· анализировать стейкхолдеров; оценивать риски, вызванные поведением стейкхолдеров;

· структурировать внутреннюю коммуникационную модель компании;

· находить подходы к разрешению конфликтов между внутренними стейкхолдерами;

· определять типологию внешних стейкхолдеров;

· критически оценивать пути взаимодействия компании с внешними стейкхолдерами и давать предложения по их совершенствованию;

· проводить интегральную оценку эффективности корпоративной социальной ответственности;

· анализировать корпоративные социальные отчетности российских и зарубежных организаций;

· анализировать и оценивать вложения в социально ответственные инвестиции.

Владеть:

· методами формирования и поддержания этичного климата в организации;

· современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;

· методами анализа общемировых тенденций развития корпоративной социальной ответственности, а также возможностей их применения к условиям российского бизнеса;

· методиками анализа подходов к регулированию корпоративной социальной ответственности, а также степени их воздействия на российские организации;

· базовыми навыками управления корпоративной социальной ответственности;

· методами разработки стратегии и тактики компании в области корпоративной социальной ответственности;

· базовыми навыками разработки социальной политики, Кодекса этики и Социальной программы;

· методологией оценки влияния корпоративной социальной ответственности на репутацию компании;

· базовыми навыками разработки корпоративной социальной отчетности;

· методами расчета социальных и экологических инвестиционных индексов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 (три) зачетные единицы, 108 часов. Из них аудиторные занятия – 44 часа, самостоятельная работа – 64 часа.

№ п/п Раздел дисциплины Се- местр Не- деля семе-стра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемо-сти ипромежуточ- ной аттестации
Лекции Прак- тич. зан. Сам. раб Всего
1. Основные концепции и подходы к КСО 1-2 Доклады, рефераты Тест
2. Построение системы корпоративной социальной ответственности 2-3 Презентации по кейсу Домашние работы  
3. Внутренняя и внешняя КСО. Социальные и благотворительные программы 3-4 Домашние работы Эссе
4. Социальный отчет и его независимое подтверждение 4-5 Решения и обсуждения конкретных ситуаций тест
5. КСО и деловая репутация компании. КСО и конкурентные преимущества организации 5-7 Итоги деловой игры Презентация планов и мероприятий
6. Раскрытие информации и прозрачность как факторы социальной ответственности 6-9 Итоги деловой игры Тесты
7. Деловая этика. Кодекс корпоративного поведения и этические кодексы 7-10 Доклады, Эссе
8. Зарубежный опыт управления КСО: передовые практики (США, Европа, Африка, развивающиеся рынки БРИК) 8-11 Решения и обсуждения конкретных ситуаций
9. Социально-ориентированная кадровая политика компаний 9-11 Решения и обсуждения конкретных ситуаций
Необходимость развития КСО в России 10-11 Тесты
Рейтинг социальной ответственности
Итоговая деловая игра
Подготовка к зачету и его сдача       Зачет
  Всего      

Наши рекомендации