КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. по учебно-методической работе
УТВЕРЖДАЮ
Проректор
по учебно-методической работе
________________А.Л.Гудков
“____” _______________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Профессиональный цикл, базовая часть
Направление подготовки 080200 Менеджмент
Квалификация(степень) выпускника –
Бакалавр
Форма обучения – очная
ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
Кафедра – разработчик – кафедра Управление производством
Калининград - 2014
ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Корпоративная социальнаяответственность» являются формирование теоретических знаний и практических навыков по вопросам эффективного корпоративного управления, учитывающего интересы всех заинтересованных сторон общественной сферы (акционеры, поставщики, заказчики и т.п.). Важно сформировать в сознании будущих управленцев социальную направленность корпоративного управления.
Дисциплина «Корпоративная социальная ответственность» предназначена для подготовки бакалавров в области принятия решений в сфере управления компаниями путем привлечения социально-эффективных инвестиций в людские ресурсы и капитал компании. Практические примеры социальной ответственности компаний позволят познакомиться с реальной практикой компаний в реализации социальных стратегий, покажут успехи в области развития компаний, реализующих социальные программы.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина «Корпоративная социальная ответственность» является дисциплиной базовой (общепрофессиональной) частью профессионального цикла основной образовательной программы (ООП) бакалавриата и изучается студентами на четвертом курсе (8семестр).
Изучение дисциплины базируется на знаниях и навыках, полученных при освоении дисциплин: «Управление человеческими ресурсами» (5 семестр), «Теория менеджмента» (3 семестр), «Экономика предприятий и организаций» (3 семестр), «Корпоративный менеджмент» (8 семестр), «Управление изменениями» (6 семестр).
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины «Корпоративная социальная ответственность у обучающегося формируются следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции, предусмотренные ФГОС ВПО:
Индекс по ФГОС ВПО | Содержание компетенций |
ОК-12 | Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности |
ОК-20 | Способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности |
ПК-8 | Способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений |
ПК-16 | Способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации |
В результате освоения дисциплины «КСО» обучающийся должен:
Знать:
· основы генезиса концепции корпоративной социальной ответственности (КСО), роль и место этики бизнеса в системе КСО;
· основные направления интегрирования КСО в теорию и практику стратегического управления;
· основные точки зрения, виды, категории, эволюцию, концепции и подходы к корпоративной социальной ответственности;
· концепцию управления корпоративной социальной ответственности;
· с позиции стейкхолдеров, этапы анализа стейкхолдеров, типологии стейкхолдеров;
· инструменты регулирования корпоративной социальной ответственности;
· (международные организации, стандарты, рейтинги и т.п.), роль государства в развитии и поддержании корпоративной социальной ответственности;
· в России;
· основные положения концепции социально-ориентированного управления внутренними стейкхолдерами; типологию основных внутренних стейкхолдеров;
· принципы корпоративного саморегулирования; основные направления и элементы социальной политики;
· основные положения, недостатки, структуру и формы представления кодексов этики и этических программ;
· элементы эффективной системы управления КСО; типы предприятий по специфике и масштабам КСО;
· характер связей между внешними стейкхолдерами, моральными целями и корпоративной социальной ответственностью; типы внешних стейкхолдеров; систему ценностей потребителя;
· экологические корпоративные обязательства, основные экологические проблемы, их причины и законы по защите окружающей среды;
· основные индикаторы результативности корпоративной социальной ответственности; индексы и рейтинги корпоративной социальной ответственности; систему оценки корпоративной социальной ответственности;
· этапы составления корпоративной социальной отчетности, документы, регулирующие отчетность, информационные потребности стейкхолдеров, преимущества составления социальной отчетности;
· основные понятия и принципы стратегии социально ответственного инвестирования; типы стратегий социально ответственного инвестирования;
· виды социальных и экологических инвестиционных индексов;
· основные перспективы развития корпоративной социальной ответственности; направления совершенствования подходов к корпоративной социальной ответственности в России и за рубежом.
Уметь:
· идентифицировать, анализировать и ранжировать ожидания заинтересованных сторон организации с позиций концепции КСО;
· диагностировать этические проблемы в организации и применять основные модели принятия этичных управленческих решений;
· анализировать современные представления о корпоративной социальной ответственности, его роль в современном российском бизнесе;
· сформулировать примеры успешных подходов к корпоративной социальной ответственности, в том числе в практике российского бизнеса;
· дифференцировать национальные/региональные особенности корпоративной социальной ответственности;
· анализировать основные субъекты регулирования корпоративной социальной ответственности в России и характер их воздействия на организации различного уровня (международные, региональные, локальные);
· анализировать стейкхолдеров; оценивать риски, вызванные поведением стейкхолдеров;
· структурировать внутреннюю коммуникационную модель компании;
· находить подходы к разрешению конфликтов между внутренними стейкхолдерами;
· определять типологию внешних стейкхолдеров;
· критически оценивать пути взаимодействия компании с внешними стейкхолдерами и давать предложения по их совершенствованию;
· проводить интегральную оценку эффективности корпоративной социальной ответственности;
· анализировать корпоративные социальные отчетности российских и зарубежных организаций;
· анализировать и оценивать вложения в социально ответственные инвестиции.
Владеть:
· методами формирования и поддержания этичного климата в организации;
· современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;
· методами анализа общемировых тенденций развития корпоративной социальной ответственности, а также возможностей их применения к условиям российского бизнеса;
· методиками анализа подходов к регулированию корпоративной социальной ответственности, а также степени их воздействия на российские организации;
· базовыми навыками управления корпоративной социальной ответственности;
· методами разработки стратегии и тактики компании в области корпоративной социальной ответственности;
· базовыми навыками разработки социальной политики, Кодекса этики и Социальной программы;
· методологией оценки влияния корпоративной социальной ответственности на репутацию компании;
· базовыми навыками разработки корпоративной социальной отчетности;
· методами расчета социальных и экологических инвестиционных индексов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 (три) зачетные единицы, 108 часов. Из них аудиторные занятия – 44 часа, самостоятельная работа – 64 часа.
№ п/п | Раздел дисциплины | Се- местр | Не- деля семе-стра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемо-сти ипромежуточ- ной аттестации | ||||
Лекции | Прак- тич. зан. | Сам. раб | Всего | ||||||
1. | Основные концепции и подходы к КСО | 1-2 | Доклады, рефераты Тест | ||||||
2. | Построение системы корпоративной социальной ответственности | 2-3 | Презентации по кейсу Домашние работы | ||||||
3. | Внутренняя и внешняя КСО. Социальные и благотворительные программы | 3-4 | Домашние работы Эссе | ||||||
4. | Социальный отчет и его независимое подтверждение | 4-5 | Решения и обсуждения конкретных ситуаций тест | ||||||
5. | КСО и деловая репутация компании. КСО и конкурентные преимущества организации | 5-7 | Итоги деловой игры Презентация планов и мероприятий | ||||||
6. | Раскрытие информации и прозрачность как факторы социальной ответственности | 6-9 | Итоги деловой игры Тесты | ||||||
7. | Деловая этика. Кодекс корпоративного поведения и этические кодексы | 7-10 | Доклады, Эссе | ||||||
8. | Зарубежный опыт управления КСО: передовые практики (США, Европа, Африка, развивающиеся рынки БРИК) | 8-11 | Решения и обсуждения конкретных ситуаций | ||||||
9. | Социально-ориентированная кадровая политика компаний | 9-11 | Решения и обсуждения конкретных ситуаций | ||||||
Необходимость развития КСО в России | 10-11 | Тесты | |||||||
| Итоговая деловая игра | ||||||||
Подготовка к зачету и его сдача | Зачет | ||||||||
Всего |