Раздел 2. ожидаемые результаты освоения учебной дисциплины
Требования к уровню освоения учебной дисциплины
По окончании изучения дисциплины «Система государственного и муниципального управления в субъекте Российской Федерации» студент должен:
-иметь представление о сущности федерализма, формировании и функционировании субъекта РФ, его месте в структуре Российской Федерации, территориальной организации местного самоуправления, организационной структуре, территориальных органах федеральных органах исполнительной власти, взаимодействии в социально-экономическом развитии региона.
знать правовое регулирование публичной власти в субъекте РФ, прядок формирования органов государственной власти и местной власти, территориальную организацию и финансово-экономические основы субъекта РФ и местного самоуправлении. формы и методы административно – государственного и муниципального управления;
- уметь регулировать отношения органов государственной власти субъекта РФ, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, с населением, предприятиями и учреждениями всех форм собственности. Анализировать проблемы, связанные с участием населения в осуществлении местного самоуправления, добиваться полного исполнения обязанностей со стороны органов публичной власти. Согласовывать управленческие решения всех ветвей и уровней власти..
-владеть методами государственного и муниципального управления, правилами разработки положений о структурных подразделениях администрации, должностных инструкций, методикой перспективного и текущего планирования, техникой и технологией оказания услуг населению в соответствии с вопросами местного значения, установленными законодательством.
Компетенции и методы их формирования
Компетенции | Методы формирования компетенций |
Общекультурные (ОК): способностью к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности ОК-1, | 1. лекции-дискуссии 2. проблемные лекции 3. лекции с использованием мультимедиа 4. проведение дискуссий 5. ролевые, деловые и имитационные игры 6. работа в малых группах 7. групповые дискуссии 8. презентации 9. проектирование и защита проектов |
Профессиональные (ПК): владением организационными способностями, умением находить и принимать организационные управленческие решения, в том числе и в кризисных ситуациях (ПК-2); способностью планировать и организовывать работу органа публичной власти, разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности органа публичной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями (ПК-3); владением способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления (ПК-4); способностью разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного контроля (ПК-7); способностью вырабатывать решения, учитывающие правовую и нормативную базу (ПК-10); проектная деятельность: способностью систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления (ПК-14); способностью к кооперации в рамках междисциплинарных проектов, работе в смежных областях (ПК-16); владением методами и специализированными средствами для аналитической работы и научных исследований (ПК-18); к анализу современных политических процессов) (ПК-6 | 1. лекции-дискуссии 2. проблемные лекции 3. лекции с использованием мультимедиа 4. проведение дискуссий 5. ролевые, деловые и имитационные игры 6. работа в малых группах 7. групповые дискуссии 8. презентации 9. проектирование и защита проектов |
РАЗДЕЛ 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Примерный учебно-тематический план дисциплины
Табл. 2. Трудоёмкость дисциплины
Наименование разделов и тем | Трудоемкость, в ак.часах и зачетных единицах | ||||
Лекции | Практ. занятия | СРС | Всего | ||
Модуль 1. Субъект федерации в структуре федеративного устройства государства. | |||||
Тема 1. Типологизация государств на основе государственно-территориального устройства. Особенности федеративного государства и его отличие от унитарного государства и конфедерации. Виды федеративных государств. Образование федераций. Особенности федеративного устройства зарубежных стран. Советская модель федерации. Федеральный закон №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации ( изменениями на 4 ноября 2014 года). Тема 2. Субъект Российской Федерации. Конституционно-правовое положение субъекта Российской Федерации. Образование субъектов РФ. Различие в подходах к образованию субъектов РФ. Типологизация субъектов РФ по территориальному, экономическому, национальному признакам. Права и полномочия субъектов РФ. Территориальная основа субъектов РФ. Субъект РФ и область (край, республика, город). Устав с субъекта РФ. Структура органов публичной власти в субъекте РФ. | |||||
Модуль 2. Законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. | |||||
Тема 1. Законодательные (представительный) орган государственной власти субъекта РФ. От советской власти к парламентской демократии. Правовое регулирование формирования и функционирования . Организационной устройство. Депутатский корпус. Формирование выборных органов. Комитеты: образование и организация работы. Образование фракций и их рол в законотворческом процессе. Постоянные и временные комиссии. Законотворческий процесс. Принятие, исполнение и контроль за исполнением законов. Организационная деятельность законодательного органа. Аппарат законодательного органа.: его структура и функции. Взаимодействие с исполнительными органами, местным самоуправлением, федеральным центром. Работа с избирателями. Особенности устройства и организации работы законодательных органов в России и за рубежом. Тема 2. Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. Устав НСО об исполнительном органе субъекта РФ, Закон субъекта РФ о правительстве. Формирование высшего должностного лица субъекта РФ. Правительство субъекта РФ. Правительство и администрация области: основные отличия. Организационная структура правительства. Министерства, департаменты, управления, отделы и иные структурные подразделения. Порядок формирования кадрового состава аппарата правительства. Регламент работы. Функции правительства, структурных подразделений. Стратегическое и текущее планирование. Разработка проектов нормативных правовых актов. Взаимодействие с законодательным органом, органами местного самоуправления, федеральным центром. | |||||
Модуль 3. Территориальные представительства федеральных органов исполнительной власти | |||||
Тема 1. Назначение, полномочия и организационные формы деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Административная реформа в РФ. Территориальные представительства как структурные единицы федеральных министерств, агентств и служб , их деятельность в субъекте РФ; Организационно — правовые формы взаимодействия и сотрудничества с федеральными службами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благосостояния человека, по надзору в сфере здравоохранения, в сфере образования, экономики и предпринимательства, ветеринарного и фитосанитарного надзора, федеральной службой по тарифам, антимонопольной службой, миграционной службой, службой труда и занятости и др. Тема 2. Деятельность на территории субъекта РФ представительств силовых федеральных структур и естественных монополий Взаимодействие органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления с прокуратурой, следственным комитетом, органами министерства обороны, внутренних дел, МВД, ФСБ. ГОЧС, исправительными учреждениями, таможней, а также инфраструктурными ведомствами электро, - газо, - теплоснабжения, железной дороги, почты, телекоммуникаций, органов государственной статистики и др. | |||||
Модуль 4. Местное самоуправление в субъекте Российской Федерации | |||||
Тема 1. Нормативное правовое регулирование и организационное устройство местного самоуправления в субъекте РФ Устав субъекта РФ о местном самоуправлении. Законы субъекта РФ, постановления губернатора, правительства по местному самоуправлению; территориальная организация местного самоуправления, муниципальные избирательные комиссии, Устав муниципального образования, муниципальные правовые акты, органы местного самоуправления (представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольный и иные органы местного самоуправления), модели формирования о Тема 2. Муниципальный менеджмент Вопросы местного значения муниципальных образований поселений (сельских и городских), муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородскими районами, внутригородских районов. Муниципальный бюджет. Налоговые и не налоговые доходы. Бюджетный процесс. Унитарные муниципальные предприятия. Муниципальные учреждения. Стратегическое и текущее планирование. Методы муниципального управления. Муниципальный маркетинг. Межмуниципальные связи. | |||||
Итого по дисциплине: | 8/0,2 з.е | 26/0,7з.е | 110/3 з.е. | 144/4з.е. | |
В час./зач.ед. | 144/4зач.ед. |
Содержание дисциплины