Наличие возможности оплатить страховые полисы – достаточный уровень дохода. 5 страница
Финансовые результаты деятельности предприятия. Показатели прибыли, рентабельности, ликвидности. Процедура и показатели банкротства.
Изучение экономической эффективности хозяйственной деятельности. Методы анализа производительности труда и производительности капитала.
Понятие нормали, порядок ее построения. Методика анализа на основе социально-экономической нормали. Индексный анализ на основе нормали. Направления использования результатов анализа на основе нормали.
Статистика инвестиционной и инновационной деятельности предприятия.
Тема 11: «Система национального счетоводства и макроэкономических показателей»
История создания и версии СНС, понятия и принципы построения. Модели интеграции экономической информации. Система счетов для внутренней и национальной экономики. ВВП, методы расчета. Взаимосвязь макроэкономических показателей. Методика построения индексов цен (ИПЦ, ИЦП, инекс-дефлятор.) и физического объема на макроуровне
Тема 12: «Предмет и организация статистики образования»
Предмет статистики образования, его видоизменение. Цель и задачи статистики образования. Организация статистики образования на международном и национальном уровнях. ЮНЕСКО и институты ЮНЕСКО. Направления международных сопоставлений в сфере образования.
Понятие формального, неформального и информального образования. Международная стандартная классификация формального образования (МСКО-97). Специфика российской системы формального образования. Состав вида деятельности «Образование» по ОКВЭД. Система управления сферой образования.
Понятие и организация государственной и ведомственной статистики образования.
Тема 13: «Источники данных и методы исследования уровня образования населения»
Источники данных об уровне образования населения: переписи населения и образовательных учреждений, статистическая отчетность. Опросный метод изучения функциональной неграмотности. Программа школьной переписи 1927г. Выборка бюджетов домашних хозяйств – источник данных о расходах населения на образование.
Изучение уровня образования населения по данным переписи населения. Методы условного и реального поколений и их использование при изучении уровня образования. Система индикаторов образования. Влияние на динамику уровня образования состава населения. Методы стандартизации и индексный метод при сопоставлении уровня образования. Оценка рисков неполучения образования на различных ступенях обучения. Лонгитюдный метод исследования непрерывного образования на протяжении жизни.
Состав расходов на образование домашних хозяйств, структура расходов, ее изменение.
Мониторинг спроса на услуги образования, оценка емкости и структуры рынка образовательных услуг, определение приоритетных направлений в развитии образования. Оценка дифференциации спроса на услуги образования по социально-демографическим группам населения и домашних хозяйств. Специфика платежеспособного спроса на услуги образования. Подходы к изучению неформального и информального образования.
Тема 14: «Статистика образовательного учреждения»
Понятие и виды образовательных учреждений. Классификации образовательных учреждений. Источники данных об образовательном учреждении. Статистическая отчетность образовательных учреждений.
Показатели ресурсов труда: показатели численности и состава персонала, категории персонала. Баланс использования рабочего времени и показатели на его основе. Учет рабочих мест. Эквивалент полной занятости. Состав фонда оплаты труда и затрат на рабочую силу. Индексный метод анализа динамики фонда заработной платы и средней заработной платы.
Показатели ресурсов капитала, основной и оборотный капитал. Виды стоимостных оценок основных фондов и оборотных средств. Показатели обеспеченности образовательного учреждения компьютерами, доступом к Интернет, библиотечными фондами, социальной инфраструктурой.
Показатели результатов экономической деятельности. Основные статьи затрат образовательного учреждения. Анализ результатов финансовой деятельности. Источники финансирования образовательного учреждения и направления расходов.
Понятие и виды дошкольных образовательных учреждений. Система показателей развития дошкольного образования. Показатели доступности дошкольного образования для различных категорий населения и домашних хозяйств. Оценка доступности услуг по личностному развитию ребенка. Численность и состав персонала дошкольных образовательных учреждений.
Техническое состояние и благоустройство зданий дошкольных образовательных учреждений. Ввод в действие дошкольных образовательных учреждений и мест в них. Источники и показатели финансирования дошкольных образовательных учреждений.
Понятие и виды образовательных учреждений школьного образования. Система показателей развития школьного образования по ступеням обучения. Показатели среднегодовой численности, движения и состава учащихся. Образовательные стандарты и оценка качества обучения. Электронный журнал успеваемости и методы анализа успеваемости учащихся. Опросные методы изучения мнений учащихся, родителей, педагогов по актуальным проблемам школьного образования. Оценка рисков в сфере школьного образования.
Анализ численности, состава, и движения педагогического персонала. Изучение обеспеченности учащихся компьютерной техникой, доступом к сети Интернет, уровня компьютерной грамотности, использования обучающих компьютерных сетей.
Источники и показатели финансирования образовательных учреждений.
Виды внешкольных учреждений, показатели охвата молодежи.
Образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья, число общеобразовательных учреждений и численность обучающихся в них.
Интернатные учреждения для детей. Численность и состав детей-инвалидов в возрасте моложе 15 лет.
Понятие и виды учебных заведений профессионального образования. Статистика численности, состава и движения студентов. Конкурс в учреждения профессионального образования. Классификации профессий. Показатели приема, выпуска и трудоустройства выпускников.
Изучение численности, состава и движения профессорско-преподавательского персонала. Определение численности с учетом эквивалента полной занятости. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.
Показатели результатов научно-педагогической деятельности учебных заведений. Лицензирование учебных заведений. Показатели обновляемости и новизны учебного процесса по уровням профессиональной подготовки и формам обучения. Международные и межрегиональные формы сотрудничества и партнерства.
Показатели обеспеченности учебного процесса лабораториями, компьютерной оснащенностью и доступом к сети Интернет, библиотечными фондами, социальной инфраструктурой. Доступ к электронным образовательным ресурсам и корпоративным базам данных, их использование в учебном процессе и самостоятельной работе студентов, аспирантов, преподавателей.
Источники, объем, состав и структура финансирования профессионального образования.
Показатели инновационных достижений учреждений профессионального образования.
Рейтинг учреждений профессионального образования: порядок отбора показателей и методы построения рейтинга.
Тема 15: «Макроэкономические показатели сферы образования»
История создания и основные понятия СНС. ВВП и ВДС в сфере образования. Набор счетов СНС для институциональных секторов и по видам экономической деятельности. Система макроэкономических показателей в СНС. Особенности расчета макропоказателей в сфере образования.
Международные рекомендации по классификации расходов на образование: состав, структура, динамика. Виды и классификация индексов цен и тарифов. Измерение и изучение динамики тарифов на услуги образования.
Состав и динамика платных услуг в сфере образования. Способы расчета индекса физического объема услуг в сфере образования.
Состав и структура сферы образования по ступеням обучения, их изменение. Выявление ресурсовостребованных и ресурсосберегающих ступеней обучения.
Тема 16: «Международные и межрегиональные сопоставления в сфере образования»
Система статистических классификаторов, показателей и индикаторов для международных сопоставлений в сфере образования.
Роль образования и доступа к информации в человеческом развитии. Компонентный индекс доступа к информации и его влияние на индекс человеческого развития по группам стран, дифференцированных по уровню человеческого развития. Влияние гендерных различий на показатель регистрации (охвата) молодежи образованием.
Межрегиональные сопоставления в сфере образования. Доступность учреждений образования по видам. Классификация регионов по структуре спроса на услуги образования и структуре занятости. Методика построения рейтинга регионов по развитию и доступности сферы образования.
Изучение миграции с целью получения образования. Критерии выделения мигрантов с целью образования, направления и структура перемещений, оценка интенсивности в регионах выезда и въезда.
Тема 17: «Подходы и методы моделирования и прогнозирования развития сферы образования»
Подходы к прогнозированию в сфере образования. Виды прогнозов. Методы моделирования: трендовые, факторные и авторегрессионные модели. Сценарные прогнозы демографической структуры. Вероятностный метод прогнозирования. Прогнозы численности обучающихся с учетом стадий и фаз развития сферы образования. Прогнозы механизмов институционального регулирования системы образования с учетом фаз развития. Прогнозы обеспеченности ступеней обучения персоналом и ресурсами и выработка механизмов их перераспределения между ступенями образования. Выявление источников развития, направления инновационного развития сферы образования. Направления, источники и объем инвестиций в сферу образования.
Возможные модификации курса для магистрантов, получающих подготовку или переподготовку по направлениям:
Педагогическое образование Социально-экономическое образование | Менеджмент |
Содержание лекционного курса | |
Статистика (базовый курс) | Статистика (базовый курс) |
Статистика уровня и сферы образования | |
Источники данных и методы исследования уровня образования населения | Источники данных и методы исследования уровня образования населения |
Статистика образовательного учреждения | Статистика образовательного учреждения |
Международные и межрегиональные сопоставления в сфере образования | Макропоказатели сферы образования Международные и межрегиональные сопоставления в сфере образования Методы прогнозирования развития сферы образования |
Содержание практических занятий
Тема 1: «Предмет и организация статистики»
Дискуссия о необходимости и направлениях статистики, ее цели и задачах. Разбор ведущих понятий в статистике: общая и частные совокупности, единица совокупности, признак единицы совокупности, классификации признаков.
Тема 2: «Методология статистического исследования»
Тренинг на ПК на правила построения и оформления статистических таблиц и графиков. Виды баз и форматы данных. Решение индивидуальных задач на построение средних и показателей описательной статистики. Ознакомление с методами измерения связи по переменным, измеренным на различных шкалах. Критерии проверки статистических гипотез.
Виды и способы отбора единиц в выборку. Распространение результатов выборки на генеральную совокупность. Определение необходимого объема выборки.
Тема 3: «Описательная статистика»
Решение задач на построение средних величин. Построение системы показателей вариации на основе сгруппированных данных. Использование MS EXCEL при построении показателей вариации на основе количественных баз данных. Условия отбора показателей вариации, методы их сравнительного анализа при обработке данных, измеренных на различных шкалах.
Тема 4: «Понятие, свойства вероятности и критерии проверки статистических гипотез»
Решение задач по расчету вероятности и использованию критериев t-Стьюдента и F-Фишера для проверки статистических гипотез.
Тема 5: «Методы измерения корреляционных связей»
Выполнение индивидуального задания по измерению связи между переменными, измеренными на различных шкалах (номинальной, порядковой и интервальной), с использованием различных методов и MS EXCEL. Сопоставление, анализ и оформление полученных результатов.
Тема 6: Выборочное наблюдение
Принципы и порядок формирования выборки. Методы и способы отбора единиц в выборку. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность. Решение задач.
Тема 7: Основы динамического анализа
Решение задач на измерение дифференциации в структуре, построение и анализ индивидуальных и обобщающих изменений в структуре.
Методика индексного анализа. Социально-экономическая нормаль: построение и использование в экономическом анализе.
Ршение задач на построение и анализ индивидуальных и обобщающих показателей динамики, принципы построения индивидуальных показателей динамики. Графическое изображение динамических рядов. Построение трендовых моделей и обоснование выбора наилучшей модели с использованием MS EXCEL. Принципы измерения связей по динамическим рядам. Статистические критерии выбора наилучшей модели. Прогнозирование на основе моделей по динамическим рядам.
Тема 8: Основы статистики населения
Принципы построения демографических таблиц. Методика расчета демографических показателей. Методы прогнозирования численности и состава населения. Решение задач.
Тема 9: Статистика уровня жизни и социальных рисков
Статистические методы изучения платежеспособности населения. Источники данных о доходах (расходах) населения и домашних хозяйств. Показатели доходов (расходов) на основе баланса денежных доходов и расходов населения и выборки бюджетов домашних хозяйств. Статистические методы измерения дифференциации доходов (расходов) населения: коэффициенты фондов, Лоренца и Джини. Решение задач.
Статистика потребления. Показатели и методы измерения дифференциации потребления. Модели потребления. Решение задач.
Подходы к измерению бедности.
Понятие и принципы измерения социальных рисков. Обоснование приоритетов социальной политики на основе анализа и сопоставления социальных рисков.
Тема 10: «Экономическая система показателей организации»
Ресурсная и затратная концепции формирования системы экономических показателей на уровне предприятия. Порядок расчета среднесписочной и средней численности работников. Показатели движения кадров. Баланс рабочего времени и показатели его использования. Индексный анализ изменения фонда заработной платы и средней заработной платы. Состав затрат на рабочую силу. Решение задач.
Основной и оборотный капитал, классификации, стоимостная оценка, показатели эффективности использования. Баланс активов и пассивов.
Методы анализа производительности труда и производительности капитала.
Измерение финансовых результатов деятельности предприятия. Порядок расчета и анализа показатели финансовой устойчивости предприятия.
Использование социально-экономической нормали в экономическом анализе.
Тема 11. Система национальных счетов и макроэкономических показателей
СНС: история создания, стандарты и основные понятия. Система счетов для внутренней и национальной экономики. Понятие и методы расчета ВВП. Решение задач по расчету и анализу системы макроэкономических показателей и их взаимосвязей.
Тема 13: «Источники данных и методы исследования уровня образования населения»
Программа изучения непрерывного образования на протяжении жизни. Система показателей непрерывного образования: продолжительность обучения. Вероятность продолжения образования на последующей ступени обучения. Опросный метод изучения функциональной неграмотности.
Состав и структура текущих расходов на образование на основе выборочного обследования домашних хозяйств.
Система показателей уровня образования населения на основе переписей населения. Методы изучения динамики уровня образования: метод стандартизации, индексный метод. Решение задач на анализ динамики уровня образования населения.
Изучение дифференциации платежеспособного спроса населения на услуги образования.
Тема 14: «Статистика образовательного учреждения»
Среднесписочная численность работников, состав персонала по категориям, структура персонала, ее изменение. Оценка укомплектованности кадрового состава и вакантных рабочих мест.
Анализ ресурсообеспеченности по ступеням профессионального обучения.
Деловая игра на определение точки безубыточности образовательного учреждения.
Решение задач по расчету и анализу системы показателей развития дошкольного образования. Показатели доступности и качества дошкольного образования. Ресурсообеспеченность дошкольного образования: методы анализа.
Деловая игра по изучению и анализу успеваемости и результатов ЕГЭ. Изучение профильности подготовки и предпочтений учащихся. Анализ качества подготовки, соответствие образовательным стандартам.
Изучение структуры и обеспеченности кадровым составом. Методы анализа ресурсообеспеченности учебного процесса.
Порядок определения среднегодовая численности студентов, структура приема и выпуска, их динамика. Конкурс в учебные заведения.
Тема 15: «Макроэкономические показатели сферы образования»
Набор счетов по виду деятельности «образования». Макропоказатели в сфере образования. Учет тарифов на услуги образования и порядок расчета индекса тарифов на образовательные услуги.
Бюджетное и внебюджетное финансирование сферы образования. Состав и структура финансирования сферы образования по источникам поступлений и статьям расходов. Дефлятирование расходов на образование.
Методы расчета индекса физического объема на платные услуги образования.
Структура сферы образования по ступеням обучения. Выявление ресурсовостребованных и ресурсосберегающих ступеней обучения.
Тема 16: «Международные и межрегиональные сопоставления в сфере образования»
Концепция человеческого развития, методика расчета ИРЧП и компонентных индексов. Классификация стран мира по ИРЧП.
Международные сопоставления сферы образования.
Изучение миграции с целью получения образования. Критерии выделения мигрантов с целью образования, направления и структура перемещений, оценка интенсивности в регионах выезда и въезда.
Методика построения рейтинга субъектов РФ по развитию сферы образования.
Тема 17: «Методы моделирования и прогнозирования развития сферы образования»
Виды прогнозов и методы прогнозирования. Трендовые, факторные и авторегрессионные модели, особенности построения в сфере образования и прогноз на их основе.
Деловая игра по освоению сценарных, факторных и вероятностных подходов к моделированию и прогнозированию численности учащихся по ступеням обучения и ресурсообеспеченности сферы образования. Обоснование направлений институциональных преобразований в сфере образования.
Самостоятельная работа
Тема 1: «Предмет и организация статистики образования»
Изучение основных понятий и разбор статистической таблицы, характеризующей развитие образования, по схеме.
Тема 2: «Методология статистического исследования»
Тренинг на ПК по построению статистических таблиц и графиков с использованием MS EXCEL. Решение индивидуального задания по теме.
Тема 3: «Описательная статистика»
Решение индивидуального задания на определение средних величин и обоснование виды и формы средних. Решение задач на расчет и анализ системы показателей вариации по сгруппированным данным. Расчет и анализ показателей описательной статистики по базе данных с использованием MS EXCEL.
Тема 4: «Понятие, свойства вероятности и критерии проверки статистических гипотез»
Решение индивидуального задания на определение вероятности и проверке статистических гипотез на основе t-Стьюдента и F-Фишера.
Тема 5: «Методы измерения связи»
Решение индивидуального задания по использованию методов измерения связи по признакам, измеренным на номинальных, порядковых и непрерывных шкалах, с использованием MS EXCEL.
Тема 6: «Выборочное наблюдение»
Решение индивидуального задания по формированию случайной, серийной и слоевой выборок и определение случайной ошибки выборки. Распространение выборочных данных на генеральную совокупность. Определение необходимого объема выборки. Определение надежности выборочных данных.
Тема 7: «Основы динамического анализа»
Решение индивидуального задания по расчету и анализу динамического ряда, построение трендовых и факторных моделей с использованием MS EXCEL и прогнозирование на основе моделей.
Тема 8: «Основы статистики населения»
Решение индивидуального задания по расчету показателей численности и движения населения, анализу факторов, влияющих на изменение численности родившихся, моделированию и прогнозированию демографических показателей.
Тема 9: «Статистика уровня жизни и социальных рисков»
Решение индивидуального задания по моделированию распределения населения по доходам, моделирование и прогнозирование потребления в зависимости от дохода и цен. Измерение и сопоставление социальных рисков.
Тема 10: «Экономическая система показателей предприятия»
Решение индивидуальных заданий по построению системы экономических показателей предприятия. Использование индексного анализа изменения экономических показателей.
Тема 11: «Система национальных счетов и макроэкономических показателей»
Решение индивидуальных заданий по построению СНС и методам расчета ВВП и других макроэкономических показателей.
Тема 13: «Источники данных и методы исследования уровня образования населения»
Методы сравнительного анализа уровня образования населения по двум субъектам РФ. Оценка емкости и структуры спроса на услуги образования в субъекте РФ, его динамика.
Тема 14: «Статистика образовательного учреждения»
Решение индивидуальных заданий на расчет и анализ социально-экономических нормалей и построение частных показателей по видам обучения.
Тема 15: «Макроэкономические показатели сферы образования»
Решение индивидуальных заданий на построение счетов по виду деятельности «образование». Определение макроэкономических показателей сферы образования.
Тема 16: «Международные и межрегиональные сопоставления в сфере образования»
Решение индивидуальных заданий на представление статистических данных с использованием ГИС и сопоставление показателей развития сферы образования.
Тема 17: «Методы моделирования и прогнозирования развития сферы образования»
Решение индивидуальных заданий по построению моделей и прогнозированию численности обучающихся и ресурсообеспеченности по ступеням обучения.
Предлагаемая тематика деловых игр | ||
Подведение итогов успеваемости класса, формирование системы обобщающих показателей и их сопоставление | Определение точки безубыточности автономного образовательного учреждения | Методы моделирования и прогнозирование развития сферы образования и выработка экспертного мнения о направлениях институциональных преобразований |
Литература по дисциплине:
1. Всемирные доклады по образованию ЮНЕСКО 2002-2009 гг.
2. Г.Л.Громыко Теория статистики: Практикум.-3-е изд., доп и перераб.- М.:ИНФРА-М, 2006
3. Методологические положения по статистике.- Вып.1-5.-ФСГС, 1976-2005
4. Основы международной статистики: Учебник/ Под общ. ред.Ю.Н.Иванова.-М.:ИНФРА-М,2009
5. Практикум по социальной статистике.- М.: Финансы и статистика, 2002
6. Социальная статистика: Учебник/ Под ред.И.И.Елисеевой.-М.: Финансы и статистика, 2002
7. Теория статистики: Учебник/ Под ред. Г.Л.Громыко.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:ИНФРА-М,2006
8. Экономическая статистика: Учебник.-3-е изд., перераб. и и доп./ Под ред.Ю.Н.Иванова.-М.:ИНФРА-М,2009
9. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. Уч.пособие под общ. ред. В.П.Колесова, 2-е изд., доп. и перераб.- М.:Права человека, 2008
10. Сайт федеральной службы государственной статистики http://gks.ru
11. Сайт «статистика российского образования» http://stat.edu.ru/stat/obsh.shtml
3.5. Дисциплина «Социальная статистика»(основное содержание и учебно-методические материалы)
Содержание дисциплины
Тема 1: Предмет, организация и методология социальной статистики
Понятия социальных отношений в широком и узком смысле слова. Предмет изучения социальной статистики. Социальный факт и процесс. Микро и макро уровни социальной статистики, направления и задачи исследований в социальной статистике.
Методология социальной статистики. Специфика информационных ресурсов в социальной статистике. Принципы формирования единой межведомственной информационно-статистической системы. Понятие социальной сферы и ее отражение в статистических классификаторах. Принципы формирования системы показателей в социальной статистике.
Тема 2: Источники данных и статистические методы изучения дифференциации платежеспособного спроса
Источники данных о доходах и расходах населения и домашних хозяйств. Баланс денежных доходов и расходов населения и показатели доходов на его основе. Показатели доходов и расходов на основе выборочного обследования домохозяйств. Статистические методы изучения дифференциации платежеспособного спроса: децильный коэффцииент дифференциации. кривая и коэффициент Лоренца и коэффициент Джини. Перегруппировка по покупательной способности. Принципы измерения бедности Абсолютный, относительный и депривационный подходы. Система показателей. характеризующая бедность населения.
Тема 3: Источники данных, методы изучения и моделирования потребления населения
Источники данных о потреблении населения. Система показателей, характеризующая уровень, вариацию и динамику потребления. Баланс потребления основных продуктов питания и показатели на его основе. Методы измерения дифференциации потребления. Модели потребления в зависимости от дохода и цен. Коэффициенты эластичности. Модели зависимости численности обучающихся в системе образования от социально- демографических факторов. Прогнозирование на основе моделей потребления.
Понятия прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета, методы их формирования. Методика построения прожиточного минимума в РФ. Моделирование и прогнозирование динамики величины прожиточного минимума.
Тема 4: Концепция человеческого развития и принципы измерения индекса человеческого развития
Концепция, компоненты и показатели человеческого развития. Программа человеческого развития до 2015г. Методика построения индекса человеческого развития. Индексы человеческого развития с учетом гендерного фактора. Классификация стран мира по ИЧР. Измерение человеческого развития по субъектам РФ.
Индексы нищеты населения для развивающихся и развитых стран.
Тема 5: Социальные риски: понятие, классификация и принципы измерения
Понятие и классификация социальных рисков. Принципы построения и анализа социальных рисков. Система показателей социальных рисков. Система социальной безопасности, включающая системы социальной защиты и социального страхования, развитие социальной сферы и национальные проекты.
Содержание практических занятий
Тема 1: Предмет, организация и методология социальной статистики
Разбор основных понятий на примере статистической таблицы, знакомство с основными базами социальной информации в социальной статистике. Решение индивидуальных задач по расчету и сопоставлению показателей, характеризующих социальную сферу. Расчет индекса физического объема оказанных услуг.
Тема 2: Источники данных и статистические методы изучения дифференциации платежеспособного спроса
Анализ и представление данных, характеризующие динамику номинальных располагаемых и реальных доходов населения и отдельных категорий. Решение индивидуальной задачи на определение показателей дифференциации платежеспособного спроса. Построение системы показателей, характеризующих бедность населения. Методы построения индивидуальных и обобщающих показателей изменения структур.