Наличие возможности оплатить страховые полисы – достаточный уровень дохода. 1 страница

Перечисленные факторы, определяющие склонность потребителей к страхованию, имеют не одинаковый вес. Основным фактором выступает уровень дохода потребителей. Прочие из них тесно связаны с уровнем дохода и в значительной степени им определяются.

Сегодня услуги по накопительному страхованию на образовательные цели предоставляют такие страховые компании как ОАО «СОГАЗ», AIG Россия, Ресо- Гарантия, Ренессанс- страхование, Росгосстрах, ROS GAL, Военно-страховая компания.

Условия оформления страховки примерно одинаковые: на страхование принимаются дети в возрасте от 1 года до 17 лет. Но наиболее распространены полисы на детей в возрасте от 5 до 14 лет. Примерно треть договоров заключается на сумму около 2000 долларов, остальная часть - на сумму от 2000 до 70000 долларов). Страховые выплаты по данным программам начинаются с момента окончания ребенком средней школы и производятся ежегодно в течение пяти лет. Периодичность уплаты страховых взносов может быть различной: ежегодной, ежеквартальной, ежемесячной или в течение определенного периода. Единственное важное условие - взносы должны быть уплачены до начала периода производства рентных выплат. Если ребенок не желает обучаться в вузе, то до начала производства рентных выплат договор страхования можно расторгнуть, получив при этом часть уплаченных страховых взносов в соответствии с таблицей выкупных сумм. Можно рассмотреть пример расчетов, предлагаемый компанией «СОГАЗ»

Ваш сын (сейчас ему 12 лет) будет учиться в МГУ через 5 лет.
Ваши взносы составят:

Единовременно -9035,16 долларов.

Ежегодно, в течение 5 лет - 1943,36 долларов.

Ежеквартально, в течение 5 лет - 492,57 долларов.

Ежемесячно, в течение 5 лет - 164,70 долларов.

Гарантированные выплаты страховой компании составят 11000 долларов.

Приведенные пример, явно определяет группу населения, которая в состоянии воспользоваться услугами накопительного страхования на образование – это представители среднего класса, высокообеспеченные и богатые. При этом статистические данные позволяют утверждать: чем выше уровень дохода, тем чаще семьи прибегают к услугам страхования (см. таблицу 1-12).

Таблица1-12.Пользование страховыми услугами по имущественным группам (% от численности представителей группы).

  Среднедушевой доход в месяц.
4 т.-7,5т. руб. (150-250 долл.) 7,5 т. –12 т. руб. (251-400 долл.) 12 т.–18 т. руб. (401-600 долл.) 18 т.- 30 т. руб. (601-1000 долл.)
Страхование квартиры. 6,4 12,1
Страхование автомобиля. 6,3 14,3 11,8 34,2
Страхование детей к совершеннолетию, на обучение. 1,1 2,5 2,6 4,1
Пенсионное страхование. 7,1 7,6 5,2 15,1

Согласно представленным данным, страхование на обучение – не самая популярная страховая услуга. Обеспеченные слои населения больше заинтересован в обеспечении безопасности своего имущества и обеспечении будущего дохода в пенсионный период. Помимо этого, данные таблицы свидетельствуют о низкой востребованности страхования в России в целом.

Сегодня причинами низких показателей работы страховых компаний с физическими лицами можно назвать – недоверие населения, частичную утрату страховых традиций, низкую платежеспособность населения. Сами страховщики часто не заинтересованы в работе с физическими лицами, та как заранее считают это направление затратным. В настоящее время основными клиентами страховых компаний являются крупные фирмы. По заявлению участников круглого стола, прошедшего в РЭА имени Г. В. Плеханова в декабре 2002 г., процесс стимулирования приобретения долгосрочных видов страхования (в том числе накопительного страхования на образовательные цели) невозможен без двух ключевых составляющих: государственных гарантий и налоговых стимулов.

Тема 11. Трудовые отношения в системе образования.

Заработная плата работников образования имеет свои характерные черты, обусловленные спецификой отрасли и педагогического труда. Изучив материал данной темы, вы узнаете о современной системе организации оплаты педагогического труда. Обратите внимание на такие аспекты, как регионализация и дифференциация оплаты труда; необходимость перемен в оплате труда; межотраслевой механизм регулирования зарплаты.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. Каким нормативным документом регулируются особенности режима рабочего времени педагогических работников?

2. Раскройте особенности педагогического труда. Что считается рабочим, внерабочим и свободным временем учителя?

3. Что означают слова в Федеральном законодательстве «продолжительность рабочего времени педагогических работников»?

4. Как устанавливаются размеры оплаты труда учителей? Преподавателей вузов?

5. В чем состоит отличие в оплате труда на основе ставок заработной платы от оплаты в размере должностного оклада ?

6. Что лежит в основе формирования фонда оплаты труда образовательного учреждения?

Тесты по теме 11.

1.«Окна» между уроками учителя - это:

а) свободное время;

б) рабочее время;

в) внерабочее время;

г) все ответы неверны

Укажите нужный пункт.

2.Переход тарифной системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений субъектов РФ к органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления произошёл:

а) 1 января 2006 года;

б) 1января 2005 года;

в) 1января 2007 года;

г) 1сентября 2005 года.

Укажите нужный пункт.

3.Новая система оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений устанавливается:

а) локальными нормативными актами;

б) органами управления образования соответствующего уровня;

в) коллективными договорами;

г) соглашениями.

Укажите лишний пункт.

4.Вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда

а) могут быть изменены в соответствии с меняющейся ситуацией;

б) не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда, по состоянию на 31 декабря 2004 г.;

в) могут быть снижены в соответствии с Федеральным законом;

г) не могут быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

5.Заработная плата работнику устанавливается:

а)органами власти

б)трудовым договором;

в) не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

г) в соответствии с решением правительства субъекта Федерации.

6.Тарифная ставка выплачивается

а) в зависимости от особенностей труда в различных типах и видах образовательных учреждений;

б) за выполнение нормы труда за единицу времени;

г) пропорционально установленному количеству часов учебной нагрузки

д) в соответствии с нормой рабочего времени.

Темы для докладов.

1. Качественный и количественный состав работников образования.

2. Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы.

3. Аттестация и тарифные разряды учителей.

4. Переход к региональным системам оплаты труда.

5. Оплата труда руководителей образовательных учреждений.

6. Вопросы повышения социального статуса, государственной поддержки и профессионального уровня работников образования в программных документах правительства.

Рекомендуемая литература.

1. Об основных изменениях и дополнениях законодательства в сфере образования в Российской Федерации (по состоянию на октябрь 2004 г.) //Официальные документы в образовании 2004.№ 36.- с. 3-11.

2. О направлениях, основных мероприятиях и параметрах приоритетного национального проекта « Образование».// Официальные документы в образовании. 2006.- №10.- с.5 -13.

3. Финансовое обеспечение программно-целевого подхода к решению проблем в области образования и воспитания (аналитическая записка).// Официальные документы в образовании. 2007.-№31.- с.47 -71.

4. Вифлеемский А.Б., Чиркина О.В. Справочник руководителя образовательного учреждения. М., 2003.

Тема 12. Высшее образование и рынок труда специалистов в Российской Федерации.

Переход нашей страны к условиям рыночной экономики обострил проблему занятости трудоспособного населения и сделал весьма актуальными вопросы изучения, стремительно растущего у нас рынка труда специалистов – выпускников вузов. Данная тема содержит обзор основных концептуальных подходов к анализу рынка труда. Особое внимание следует уделить анализу социальных и демографических проблем образовательной сферы.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. Каковы основные концептуальные подходы к анализу рынка труда?

2. Что имеет ключевое значение для успешной работы рынка, по мнению Р. Коуза?

3. Какие факторы являются регуляторами отечественного рынка труда?

4. Какова на Ваш взгляд основная причина продолжающегося кризисного состояния в образовании?

5. Дайте краткий обзор основных концептуальных концепций анализа рынка труда.

6. Рассмотрите основные положения неоклассического подхода к анализу рынка труда и его недостатки.

7. Каковы на Ваш взгляд главные особенности отечественного рынка труда?

8. Назовите основные недостатки и противоречия отечественного рынка труда.

9. Каковы на Ваш взгляд главные причины дисбаланса отечественного рынка труда и рынка образовательных услуг?

Тесты по теме 12.

1.В соответствии с каким подходом равновесие на рынке труда поддерживается автоматически:

а) неоклассическим;

б) кейнсианским;

в) институциональным;

г) монетаристским.

Укажите нужный пункт.

2.Регуляторами рынка труда являются факторы:

а) макроэкономические;

б) микроэкономические;

в) социально-психологические;

г) всё вышеперечисленное.

Укажите нужный пункт

3.В рейтинге качества образования Россия занимает:

а) 5место; б) 12место; в) 20место; г)30место.

Укажите нужный пункт

4. Основную часть вакансий(80%) в центрах занятости России составляют:

а) юридические специальности;

б) инженерные специальности;

в) рабочие специальности;

г) информационные специальности.

Укажите нужный пункт

5.Объемы финансирования из федерального бюджета под контрольные цифры приема абитуриентов в вузы устанавливаются исходя из:

а) прогнозных оценок потребности в кадрах специалистов;

б) Концепции модернизации образования;

в) от достигнутых за прошлый период;

г) информации работодателей.

Ответы на тесты по теме 12:

Темы для докладов.

1. Регулирование рынка труда с позиции неоклассической концепции.

2. Проблема взаимодействия рынка труда и системы высшего образования в России.

3. Проблемы обеспечения качества образовательных услуг.

Рекомендуемая литература.

1. Положение о порядке проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аттестацию// Официальные документы в образовании.-2007.-№24.- с.27-34

2. Финансовое обеспечение программно-целевого подхода к решению проблем в области образования и воспитания (аналитическая записка).// Официальные документы в образовании. 2007.- №31.- с.47 -71.

3. Беккер Г.С. Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал// США: экономика, политика

4. Вазина К.Я., Копейкина Е.Ю. Управление инновационными процессами в системе образования. – Ниж.Новгород 1999. – 153 с.

5. Васильев В. Н., Гуртов В. А. и др. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах РФ. – М.: «Техносфера», 2007. -680 с.

6. Васильева Е. Ю., Граничина О. А., Трапицын С. Ю. Рейтинг преподавателей, факультетов и кафедр в вузе: Методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 159 с.

7. Оценка качества высшего образования: зарубежный опыт: Методическое пособие / Артемьева Т. В., Громова Л. А., Тимченко В. В., Трапицын С. Ю., Пискунова Е. В., Шарри Т. Г.; Под ред. С. М. Шилова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 163 с.

8. Формирование инновационной системы повышения квалификации сотрудников университета: Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Б. Смирнова, Т. В. Щербовой. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 119 с.

Тема 13. Субъекты и объекты маркетинга образовательных услуг.

В этой теме вы еще раз затронете проблему выявления особенностей образовательных услуг. Впервые речь об этом шла в 1 теме. Но теперь образовательные услуги будут представлены с позиции разработки маркетинга в системе образования. Необходимо точно определить функции участников рыночных маркетинговых отношений.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. Какой уровень потребностей по классификации Маслоу находит отражение при потреблении образовательных услуг?

2. Перечислите субъектом маркетинга образовательных услуг. Кто выступает ключевой фигурой?

3. Что попадает под определение объекта маркетинга образовательных услуг?

4. Приведите примеры сопутствующих услуг вуза.

5. Почему университет выступает во многих странах основным типом высшего учебного заведения? В чем его конкурентные преимущества?

6. Перечислите функции государства, как субъекта маркетинга образовательных услуг.

Темы для докладов.

1. Соотношение образовательных и сопутствующих услуг в образовательной сфере.

2. Роль университетов в системе высшего образования.

3. Функции государства как субъекта маркетинга образовательных услуг.

4. Проблемы внедрения маркетинга в работу образовательного учреждения.

Рекомендуемая литература.

1. Филипп Котлер. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1993 – 736 с.

2. Чекмарев В.В. Экономические проблемы сферы образования. – Кострома: Изд-во КГПУ им.Н.А.Некрасова, 1996, ч.I. – 200с.

3. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. –М.: ИНФРА-М, 2006 – 219 с.

4. Глухов. В. В., Федоров М. П. Экономическое управление в вузе. СПб: Изд-во СПбГТУ, 1997 – 132 с.

Упражнение.

Заполните таблицу1-12 до конца, рассчитав ряд показателей. На основе данных, представленных в таблице, проведите оценку развития государственных и негосударственных вузов в России.

Табл.1-12.Вузы России (на начало учебного года)

  1995/ 96 2000/ 01 2001/ 02 2002/ 03 2003/ 04 2004/ 05 2005/ 06 2006/ 07
Число высших учебных заве­дений - всего
в том числе:                
государственные
негосударственные
Темпы прироста численности: государственных вузов                
негосударственных вузов                
Численность студентов (тыс. человек) в учебных заведениях:
государственных
негосударственных
Темпы прироста численности студентов: государственных вузов                
негосударственных вузов                
Численность профессорско-преподавательского персонала в высших учебных заведениях, (тыс. человек):                
государственных1) 240,2 265,2 272,7 291,8 304,0 313,6 322,1 334,0
негосударственных2) 13,0 42,2 46,9 47,8 50,1 50,7 65,2 75,0
Число студентов на одного преподавателя в учебных заведения: государственных                
негосударственных                

1) Штатный персонал.

2) Общая численность преподавателей, включая работавших на условиях штатного совместительства.

Тема 14. Стратегическое планирование и маркетинг. Анализ маркетинговой среды.

Любая организация должна смотреть вперед, чтобы ясно сознавать, куда она хочет идти и каким образом добраться до цели. Чтобы моделировать собственное будущее, организация использует систему стратегического планирования. По материалам данной темы вы определите взаимодействие стратегического планирования и маркетинга в рамках образовательного учреждения. При разработке любых маркетинговых программ необходимо проводить анализ маркетинговой среды. Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды. Анализу факторов микросреды и макросреды следует уделить особое внимание.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. Для чего разрабатывается миссия образовательного учреждения?

2. Какие этапы выделяются при разработке миссии?

3. Приведите примеры внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на миссию образовательного учреждения.

4. Приведите примеры стратегических, тактических и оперативных целей образовательного учреждения.

5. Разработайте основные положения миссии общеобразовательной школы, среднего специального учебного заведения, вуза. Какие в этих разработках встречаются общие моменты? Что существенно различается?

6. Приведите примеры трех основных разновидностей стратегии интенсивного роста для вуза.

7. Какие существуют основополагающие принципы маркетинга образовательных услуг?

8. Как можно определить макросреду образовательного учреждения?

9. Приведите примеры поставщиков и маркетинговых посредников для образовательного учреждения.

10. Как вы можете оценить влияние контактных аудиторий на деятельность образовательного учреждения?

11. Какие влияния агентов макросреды на деятельность образовательного учреждения мы можем оценить как положительное/отрицательное?

Темы для докладов.

1. Необходимость разработки миссии образовательного учреждения.

2. Интенсивный, интеграционный и диверсификационный рост образовательного учреждения.

3. Основные характеристики микросреды образовательного учреждения.

4. Примеры различных типов конкурентов для среднего специального образовательного учреждения.

Рекомендуемая литература.

1. Филипп Котлер. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1993 – 736 с.

2. Чекмарев В.В. Экономические проблемы сферы образования. – Кострома: Изд-во КГПУ им.Н.А.Некрасова, 1996, ч.I. – 200 с.

3. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. –М.: ИНФРА-М, 2006 – 219 с.

4. Глухов. В. В., Федоров М. П. Экономическое управление в вузе. СПб: Изд-во СПбГТУ, 1997 – 132 с.

5. Технологии мотивирования персонала в организации: Учебно-методи­ческий комплекс. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 139 с.

6. Технологии управления образовательными системами: Учебно-методический комплекс. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 301 с.

Упражнение.

Заполните таблицу1-13 до конца, рассчитав ряд показателей. На основе данных, представленных в таблице, проанализируйте развитие рынка платных образовательных услуг.

Табл.1-13.Платные услуги населению

  2000, млн. руб. % к итогу 2005 млн. руб. % к итогу 2006 млн. руб. % к итогу
Всего 602755.4 2271732.7 2798773.8
Жилищно-коммунальные услуги 122383.1   536607.7   660653.8  
Бытовые услуги 87889.4     277873.4  
Жилищные услуги 36524.8   120272.5   155606.1  
Коммунальные услуги 85858.3   416335.2   505047.7  
Услуги учреждений культуры 9974.7   53231.8   62333.8  
Туристские услуги 10639.3   33848.8   45227.6  
Физической культуры и спорта 2251.3   14861.6   15734.7  
Медицинские 27448.2   109755.6   136672.1  
Ветеринарные 2012.7   4770.8   5590.5  
Правового характера 31636.3   52275.3   69468.5  
Системы образования 41530.2   152669.9   192716.5  
Прочие виды платных услуг 26858.9   81053.2   102119.6  
Транспортные услуги   487521.4   593255.4  
Услуги связи 67516.5   420277.1   519651.3  
Санаторно-оздоровительные 16839.9   36082.4   42765.6  
Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения     60098.1   74711.1  

Тема 15. Сегментирование рынка и анализ потребления образовательных услуг. Продвижение образовательных услуг

Первой необходимой ступенью изучения рынка является его сегментирование. Материалы этой темы посвящены проблемам сегментирования рынка образовательных услуг. Подробно рассматривается сегментация по группам потребителей. Применительно к образовательным услугам имеются три типа потребителей, образующих соответствующие рынки: потребители-личности; потребители — предприятия и организации; органы государственного и регионального управления. Система продвижения услуг на рынок также является объектом исследования в данной теме.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. Определите объекты сегментации рынка и основные признаки сегментации по каждому объекту.

2. Какие этапы включает в себя сегментирование рынка образовательных услуг?

3. Какие особенности присущи каждому типу потребителей на рынке образовательных услуг?

4. Какие факторы сегментирования рынка, на котором потребителем выступает личность, вы знаете?

5. Выделите сегменты рынка образовательных услуг по группам потребителей, с ориентацией на личностный запрос.

6. Приведите примеры главных средств продвижения образовательных услуг.

7. Разработайте рекламное сообщение об образовательных услугах среднего специального учебного заведения.

8. В чем заключаются особенности индивидуализации образовательной услуги?

9. Перечислите составляющие имиджа вуза.

10. Какие существуют способы реализации составляющих имиджа вуза?

11. Какие этапы проходит работа по построению системы формирования и поддержания имиджа вуза?

Темы для докладов.

1. Имидж вуза.

2. Использование рекламы на рынке образовательных услуг.

3. Проблемы, с которыми сталкиваются российские образовательные учреждения при продвижении своих услуг на внутреннем и международном рынке.

Рекомендуемая литература.

5. Филипп Котлер. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1993 – 736 с.

6. Чекмарев В.В. Экономические проблемы сферы образования. – Кострома: Изд-во КГПУ им.Н.А.Некрасова, 1996, ч.I. – 200с.

7. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. –М.: ИНФРА-М, 2006 – 219 с.

8. Глухов. В. В., Федоров М. П. Экономическое управление в вузе. СПб: Изд-во СПбГТУ, 1997 – 132 с.

9. Технологии продвижения образовательных услуг на рынок: Учебно-методический комплекс. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 206 с.

10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело ЛТД, 1994. – 702с.

Проблемное задание.

Ознакомьтесь со следующим текстом и дайте ответы на вопросы:

1. Чья разработка положена в основу структуры образовательных потребностей личности?

2. Как фирмы могут использовать образовательные потребности своего персонала для продвижения программ внутрифирменного обучения?

3. Придумайте программу продвижения образовательных услуг, с ориентацией на тот или иной уровень образовательных потребностей.

Маркетинг ставит во главу угла запросы конкретных групп потребителей, в соответствии с которыми формируются их цели, организуется их поведение. Модель иерархии образовательных потребностей личностей выглядит следующим образом. Образование в первую очередь необходимо для выживания, так как позволяет заработать средства для удовлетворения физиологических потребностей. Следующая ступень – получение гарантий безопасности, защищенности личности от возможных угроз в будущем. Безусловно, важной является и потребность быть принятым в члены какой-либо значимой для личности группы (например, по образовательному статусу, профессиональной принадлежности и т. д.). Затем идет группа потребностей в признании и уважении собственной компетентности со стороны окружающих, в самоуважении. Наконец, вершиной в иерархии можно считать группу потребностей в реализации своих возможностей и росте как личности, что связано с необходимостью познать себя, с возможностью саморазвития.

Тема 16. Информационные технологии в образовании

Современное человечество включилось в общеисториче­ский процесс, называемый информатизацией.В данный период раз­вития общества производство информации становится основным видом деятельности, и компьютеризация выступает как часть этого процесса. Информация становится главным ресурсом научно-технического и социально-экономического раз­вития мирового сообщества и существенно влияет на ускоренное развитие науки, техники и различных отраслей хозяйства, играет значительную роль в процессах воспитания и образования, куль­турного общения между людьми, а также в других социальных об­ластях. Эта тема посвящена обзору основных информационных технологий, применяемых в образовательной сфере. Особое внимание уделяется перспективам развития дистанционного образования. Следует внимательно проанализировать все модели дистанционного образования.

Наши рекомендации