Oacute; Тарутина А.Е., 2015.

Oacute; КГТУ, 2015.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………4

1. Указания к выполнению курсовой работы ………………………...5

2. Выбор темы и составление плана курсовой работы…………….…7

3. Оформление курсовой работы………………………………………11

Рекомендуемая литература…………………………………………….14

Приложение……………………………………………………………..16

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Теоретические основы товароведения» относится к профессиональному циклу (базовая часть).

Целью изучения дисциплины «Теоретические основы товароведения» является получение студентами специальных знаний и умений в области управления качеством и ассортиментом товаров на внутреннем и мировом рынках с учетом динамических процессов, происходящих в сфере производства и торговли.

В соответствии с учебным планом кафедры торгового дела по направлению подготовки 100700 «Торговое дело» (квалифи­кация - «бакалавр») профиля «Коммерция» студенты должны выполнить курсовую работу.

Целью курсовой работы является расширение теоретической базы знаний по теоретическим основам товароведения, практическое использование принципов и методов товароведения на основе решения практических ситуаций, закрепление и развитие понимания основ товароведной деятельности специалистов коммерческих служб хозяйствующих субъектов сферы обращения, а также дальнейшее развитие логического мышления студентов.

Задачи курсовой работы – выявить: способность студентов к самостоятельной работе по изучению, анализу и изложению материала; степень усвоения пройденных теоретических разделов курса; умение на основании проделанной работы делать обобщающие выводы и давать конкретные практические рекомендации.

1. УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа выполняется студентами в межсессионный период в сроки, установленные учебным планом, и в соответствии с данными методическими указаниями.

Выполнение работы необходимо начинать с подбора, изучения и анализа литературных источников по выбранной теме.

Подбор литературы производится с помощью тематического или алфавитного каталогов библиотеки университета, городских библиотек и областной научной библиотеки. Допускается использование электронной библиотеки Интернета, но перепечатывание готовых курсовых работ запрещается.

Необходимая нормативная документация подбирается по соответствующим указателям (Информационный указатель стандартов, Общероссийский классификатор продукции и т.д.), приобретается, при отсутствии на кафедре торгового дела, в библиотеке ЦСМ или в интернет-источниках.

Для написания курсовой работы студенты должны изучить учебную и техническую литературу, специальные периодические издания (журналы, газеты, бюллетени), а также нормативную документацию по избранной теме.

Курсовая работа начинается с введения, в котором должна быть представлена мотивация выбора данной темы, обоснована актуальность, цели и задачи работы.

Содержание теоретической части должно отражать состояние вопроса по теоретическим аспектам выбранной темы. Допускается деление теоретической часть на подразделы. В конце обзора учебной, научной литературы и других источников следует сформулировать конкретные задачи, которые предусматривается решить при выполнении практической части.

Практическая часть является самой важной, т.к. именно она иллюстрирует готовность студента к самостоятельной работе и степень усвоения теоретического материала. Выполняется она по материалам конкретного оптового или розничного предприятия. Допускается ее деление на подразделы.

В практической части, прежде всего, необходимо ознакомиться с фактическим ассортиментом товаров, выявить основных поставщиков, проанализировать данные имеющейся документации (спецификации к договору, технические описания моделей, сертификаты, каталоги); изучить особенности проведения контроля качества товаров данной товарной группы. Потребительские свойства товаров изучают путем личного осмотра образцов и анализа маркировочной и эксплуатационно-справочной информации о товаре (на маркировочных ярлыках, товарных лентах, в аннотациях, руководствах по эксплуатации, технических паспортах и т.д.).

Классификация и характеристика ассортимента рассматриваемой группы товаров дополняется схемами, диаграммами, таблицами, фотографиями, рисунками, а при возможности, натуральными образцами материалов (кожи, тканей, трикотажа, лаков, красок, обоев и т.д.). Все дополнения приводятся в приложении и нумеруются. В тексте работы по мере изложения материала на них делаются ссылки.

Оценка ассортимента проводится с целью установления его широты, полноты, стабильности (устойчивости), степени обновления, улучшения (ухудшения) в качественном отношении, оптимальности.

Для получения более достоверных результатов при изучении темы можно использовать социологические и экспертные методы, широко применяющиеся во всех областях деятельности.

В разделе «Заключение» должны быть кратко и четко сформулированы важнейшие выводы и рекомендации, обоснованные практической частью, т.е. вытекающие из результатов анализа и обобщения данных. Выводы и предложения, представленные по пунктам в последовательности вопросов (подразделов) практической части, должны носить конкретный характер и исходить из реальных возможностей.

Курсовая работа защищается на кафедре «Торговое дело» согласно графику защиты курсовых работ.

Если вопросы темы не раскрыты, имеются грубые ошибки, текст написан небрежно, неразборчиво, заменена без согласования с руководством кафедры тема, курсовая работа к защите не допускается и направляется на доработку.

Защищенные курсовые работы сдаются преподавателем секретарю деканата и хранятся в установленном порядке.

Консультацию по выполнению курсовой работы в межсессионный период студенты могут получить в университете на кафедре «Торговое дело».

2. ВЫБОР ТЕМЫ И СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА КУРСОВОЙ

РАБОТЫ

Выбор темы курсовой работы – важный и ответственный этап, оказывающий существенное влияние на будущий результат. При выборе темы должны быть учтены не только желание студента, его личные наклонности и актуальность темы, но и возможность получения материала для выполнения практической части курсовой работы, которая в дальнейшем может быть использована как основа дипломного проекта.

Ниже приводится примерная тематика курсовых работ, которая в дальнейшем, с учетом изменений в экономической обстановки, региональных особенностей и новейших достижений в области НТП, может быть уточнена и расширена.

Тематика курсовых работ:

1. Товар как объект товароведения. Особенности его реализации в условиях административной и рыночной экономики.

2. Товароведная и торговая классификации товаров, возможности и примеры использования в коммерческой деятельности.

3. Свойства и показатели ассортимента как оставляющие его анализа.

4. Формирования оптимального ассортимента на предприятии оптовой (розничной) торговли в современных условиях.

5. Номенклатура показателей качества товаров, возможности и методы их использования в оценке потребительских предпочтений.

6. Уровень качества товаров и методы его определения.

7. Анализ ассортимента отдельных групп и видов товаров, пути его совершенствования.

8. Анализ качества отдельных групп и видов товаров, пути его совершенствования.

9. Анализ отдельных ассортиментных показателей товаров и возможности их улучшения.

10. Анализ отдельных качественных показателей товаров и возможности их улучшения.

11. Анализ экологичности отдельных групп (видов) товаров и возможности ее улучшения.

12. Анализ безопасности отдельных групп (видов) товаров и возможности ее улучшения.

13. Виды и средства информации о товаре. Законодательное регулирование.

14. Информация о товаре: целесообразность и возможность ее использования в деятельности торгового предприятия.

15. Требования к информации о продовольственных товарах.

16. Требования к информации о непродовольственных товарах.

17. Маркировка и упаковка товаров (отдельных групп и видов), значимость и пути ее улучшения.

18. Хранение товаров (отдельных групп и видов), значимость и пути его улучшения.

19. Потери качества товаров, их виды и способы снижения.

20. Факторы, формирующие качество товаров (отдельных групп и видов).

22. Кодирование товаров и его роль в товарной идентификации и прослеживаемости партий.

23. Потребительские свойства товаров, их классификация и связь с естественными свойствами товаров.

24. Интегральный показатель качества, его сущность и метод определения.

25. Факторы, формирующие качество и конкурентоспособность товаров (на примере отдельных групп или видов товаров).

26. Влияние сырьевых факторов на качество и конкурентоспособность товаров (на примере отдельных групп или видов товаров).

27. Влияние технологических факторов на качество и конкурентоспособность товаров (на примере отдельных групп или видов товаров).

28. Влияние конструкции на качество и конкурентоспособность товаров (на примере отдельных групп или видов товаров).

29. Пути снижения потери качества в процессе транспортирования и хранения.

30. Факторы и причины физического износа и морального старения товаров (на примере отдельных групп или видов товаров).

31. Срок службы и ресурс, их определение и значение для характеристики долговечности, расчетов норм потребления и удовлетворения потребностей в непродовольственных товарах (отдельных групп и видов).

32. Системы управления качеством товаров. Роль товароведных служб в управлении качеством на предприятиях оптовой (розничной) торговли.

33. Современные виды тары и упаковочных материалов, их роль в сохранении качества товаров.

34. Товарные потери и пути их снижения на предприятии оптовой (розничной) торговли.

35. Сравнительный анализ потребительских свойств (качества) товаров российского и зарубежного производства на рынке Калининграда.

36. Управление ассортиментом товаров в условиях конкуренции на предприятии оптовой (розничной) торговли.

37. Состояние товарного предложения и анализ потребительских предпочтений товаров (отдельных групп и видов) на рынке Калининграда.

38. Исследование влияния изменяющихся потребностей на формирование потребительских свойств товаров (на примере отдельных групп или видов товаров).

39. Формирования товарной политики предприятия оптовой (розничной) торговли.

40. Исследование перспектив производства и реализации потребительских товаров (на примере отдельных групп или видов товаров).

Каждая тема выполняется по своему плану, который должен раскрыть ее сущность и содержать:

- введение;

- теоретическая часть;

- практическая часть;

- заключение с выводами и предложениями.

Конкретно для каждого случая тема и план курсовой работы согласовывается с руководителем, который назначается из числа преподавателей кафедры «Торговое дело».

Ниже в качестве примера рассматриваются планы двух тем курсовых работ.

Тема: Товароведная характеристика ассортимента и потребительских свойств кожаной обуви (на примере ООО «Четыре сезона»)

Введение.

1. Товароведная характеристика ассортимента и потребительских свойств кожаной обуви.

2.1. Потребительские свойства кожаной обуви.

2.2. Факторы, формирующие потребительские свойства кожаной обуви.

2.3. Классификация и характеристика ассортимента кожаной обуви и пути его совершенствования.

2. Товароведная характеристика ассортимента и потребительских свойств кожаной обуви на примере магазина «Четыре сезона».

2.1. Особенности формирования рынка кожаной обуви в калининградском регионе.

2.2. Характеристика предприятия «Четыре сезона».

2.3. Товароведная характеристика и анализ структуры ассортимента кожаной обуви на примере предприятия «Четыре сезона».

Заключение.

Тема: Оценка конкурентоспособности телевизоров (на примере ООО «Максимус»)

Введение.

1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности телевизоров.

1.1. Классификация и краткая характеристика ассортимента телевизионных приемников.

1.2. Критерии и факторы конкурентоспособности товара.

1.3. Методы и особенности оценки конкурентоспособности телевизоров.

2. Оценка конкурентоспособности телевизоров, реализуемых ООО «Максимус».

2.1. Характеристика торгового предприятия ООО «Максимус».

2.2. Классификация и характеристика ассортимента телевизоров

на предприятии ООО «Максимус».

2.3. Оценка конкурентоспособности телевизоров, реализуемых предприятием, и анализ проведенного исследования.

Заключение.

3. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа оформляется в компьютерном или машинописном виде на одной стороне писчей бумаги формата А4. Допускается применение в работе отдельных листов формата А3 для иллюстраций, графиков, диаграмм и таблиц.

Брошюровка материала в тексте курсовой работы осуществляется в такой последовательности:

- титульный лист (приложение 1);

- содержание;

- введение;

- теоретическая часть;

- практическая часть;

- заключение;

- перечень использованных источников;

- приложения.

Объем текстовой части должен быть не менее 30 листов. Текст курсовой работы должен быть напечатан через полтора межстрочных интервала, 13 шрифтом (Times New Roman), при соблюдении следующих размеров полей: левое – 25 мм, правое – 10 мм; верхнее и нижнее – по 20 мм; абзац – 15 мм.

Нумерация текста должна быть сквозной. При этом первой страницей считается титульный лист, на котором нумерация не проставляется. Страницы нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу. Сквозной нумерации подлежат все страницы текста, расположенные за содержанием (введение – стр. 3 и т.д.), в том числе и страницы с иллюстрациями и приложениями. Если формат листа приложения превышает формат А4, то номер страницы на нем можно не указывать, однако в общее число страниц он все равно включается.

Каждая структурная часть курсовой работы должна начинаться с новой страницы.

Заголовки в тексте должны четко выделяться. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 2 интервалам. Подчеркивать заголовки не допускается, слова не переносятся, точка в конце не ставится, кавычки не используются. Нельзя в конце страницы оставлять один заголовок без единой строчки текста за ним. В таком случае он переносится на следующую страницу. Заголовки структурных частей работы располагаются на середине строки, пунктов, подпунктов – с абзаца. Слова «часть», «пункт», «подпункт» не пишутся.

Части работы должны иметь порядковую нумерацию и обозначаются арабскими цифрами с точкой в конце. Пункты и подпункты имеют сквозную нумерацию внутри части, например:

1. Теоретическая часть (НАЗВАНИЕ – прописными буквами).

1.1. Пункт (Название с первой прописной буквы).

1.1.1. Подпункт (Название с первой прописной буквы).

Введение и заключение не нумеруются.

Все иллюстративные материалы должны быть аккуратно оформлены. Они размещаются после первого упоминания о них в тексте работы, иллюстративный материал располагается так, чтобы его было удобно рассматривать без поворота или с поворотом по часовой стрелке. Ссылки на таблицы и иллюстрации в тексте даются с сокращением, например: «Из талб. 1.2. видно…».

Иллюстрации (кроме таблиц) обозначаются словом «Рис.» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. Номер иллюстрации помещается ниже поясняющей надписи по центру; название рисунка – над рисунком по центру. Если в работе приведена одна иллюстрация, то она не нумеруется и слово «Рис.» не пишется.

Номер таблицы помещается в правом верхнем углу над названием. Он должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы в разделе, разделенных точкой. Если в работе одна таблица, она не нумеруется и слово «Таблица» не пишется. При переносе части таблицы на другой лист слово «Таблица» и ее номер указываются один раз справа над первой частью таблицы. Над другими частями пишутся слова «Продолжение таблицы…». Заголовки граф таблиц должны начинаться с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложения с заголовком, и с прописных, если они самостоятельные.

Формулы в тексте, если их больше одной, нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы в разделе, разделенных точкой, и проставляется с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках. Пояснение значения символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. Формулы следует выделять из текста свободными строками: выше и ниже каждой формулы оставляется не менее одной свободной строки. Например:

Уровень конкурентоспособности продукции определяется по следующей формуле:

К = IO / IA , (1.2)

где IO - интегральный показатель оцениваемой продукции;

IA - интегральный показатель продукции-аналога.

Все цифровые или физические показатели необходимо обозначать в единицах международной системы СИ или одновременно в ранее существовавших единицах и в единицах системы СИ.

Примечания к тексту или таблицам нумеруются последовательно арабскими цифрами. Если примечаний несколько, то после слова «Примечание» ставят двоеточие, например:

Примечания:

1. …

2. …

3. …

Если имеет место одно примечание, то оно не нумеруется и после слова «Примечание» ставится точка. Допускается приводить примечания подстрочно.

В процессе изложения материала студент обязан делать ссылки на литературные источники, причем в тексте они могут быть приведены в подстрочном примечании или может быть указан порядковый номер того источника, под которым он находится в списке литературы, выделенный квадратными скобками.

Если в работе применена специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т.п., то их перечень должен быть представлен в виде списка на отдельном листе, который подшивается после содержания. Список имеет заголовок: «ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ». Причем такие сокращения, как «явл.», «пр-во», «%», «t», вместо слов «является», «производство», «процент», «температура» не допускаются. Общепринятые метрические сокращения, такие как кг, км, % и т.д., можно использовать только с цифровыми значениями, например: 100 кг, 200 км, 50%, или в таблицах при обозначении размерности отдельных значений показателей, приведенных в них.

Приложения оформляют как продолжение работы на последующих страницах, располагая их в порядке ссылок в тексте. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ…», напечатанного прописными буквами, и иметь содержательный заголовок.

Список использованных источников может быть составлен в алфавитном порядке в такой последовательности:

- законодательные, нормативные, технические, методические, руководящие документы и материалы;

- специальная литература;

- статистические, инструктивные материалы организаций, учреждений и предприятий.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основные законы и нормативные документы

1. ГК РФ;

2. Закон РФ «О техническом регулировании» от 15.12.2002 г. № 184-ФЗ;

3. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ;

4. «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей» и Кодекс об административных правонарушениях» Постановление Правительства РФ от 09.01.96;

5. Правила торговли. Сборник нормативных документов. – М. Экономика, 2010;

6. Федеральный закон «Об основах регулирования торговой деятельности в РФ» № 381-ФЗ от 28.12.2009;

7. Инструкция «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» № П-6;

8. Инструкция «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» № П-7;

9. Стандарты на соответствующие однородные группы товаров;

Учебная и научная литература

10. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996;

11. Вилкова С.А. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров: учебник для ВУЗов. – М.: Издательский дом «Деловая литература», 2000;

12. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К., Памбухциянц О.В. Организация труда работников торговли (учебник). - М.: Дашков и К0,2008 -240 с.

13. Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров /под ред. И.Ш. Дзамшиева. - М.: Дашков и К0, 2008.-357с.

14. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – М.: Юрайт-М, 2001;

15. Маркировка продукции в России и за рубежом. Азбука знаков:/под ред. О. В. Литвинова. – М.: РИА «Стандарты и качество»

16. Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров. Ростов-на-Дону «Феникс» ОАО «Московские учебники», 2005;

17. Неверов А.Н., Чалых Т.И. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: учебник. – М.: ПрофОбрИздат, 2002 ;

18. Николаева М.А. Товарная экспертиза: Учебник для ВУЗов. – М.: Издательский дом «Деловая литература», 1998;

19. Николаева М.А.Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учебник для ВУЗов. – М.: Норма, 2006;

20. Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров (уч. пособие) - М.: Дашков и К0 ,2008.-510с.

21. Сенсорный анализ пищевых продуктов:/ ред: Т.Ю.Дуборасова – М.: Дашков и К0 ,2008.- 183 с.

22. Сероштан М.В., Михеева Е.Н. Качество непродовольственных товаров.: Учеб. Пособие – М.: Издательский дом «Дашков и К0», 2000;

23. Теплов В.И. и др. Коммерческое товароведение. – М.: «Деловая литература, 2001

Журналы

Стандарты и качество, сертификация. Кожевенно-обувная промышленность. Текстильная промышленность. Швейная промышленность. Стекло и керамика. Спрос. Впрок. Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ). Ювелир. Меха мира. Витрина. Торговое оборудование, Маркетинг, Тара и упаковка, Стандарты и качество и др.

Интернет-ресурсы

www.intellect-service.ru, www.consultant.ru, www.vsegost.com, www.books.ru, www/complexdoc.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

«Калининградский государственный технический университет»

Институт финансов, экономики и менеджмента

Кафедра торгового дела

Курсовая работа Курсовая работа защищена

допущена к защите с оценкой

Руководитель: к.э.н., доцент Руководитель: к.э.н., доцент

А.Е. Тарутина А.Е. Тарутина

(дата, подпись) ( дата, подпись)

Курсовая работа

по дисциплине «Теоретические основы товароведения»

Тема курсовой работы: Товароведная характеристика ассортимента и потребительских свойств кожаной обуви (на примере ООО «Четыре сезона»)

Работу выполнил студент

учебной группы 10-ДЗКМ-С

__________ Саламатова Е. В.

(подпись, дата)

Калининград

Наши рекомендации