Инновации, вылившиеся в обновленные бизнес-стратегии, меняют правила игры на рынке.
Многим традиционным мебельным магазинам пришлось уйти с рынка после того, как компания IKEA предложила потребителям вместо готовой стандартной мебели огромный выбор «комплектующих» для воплощения в жизнь их собственных замыслов.
В условиях глобализованной экономики от умения целенаправленно обновлять продукты/услуги и бизнес-процессы напрямую зависят:
- масштаб бизнеса,
- темпы его роста,
- и, главное, его конкурентоспособность.
Управлять инновациями, точнее — их результативностью, означает:
1. Ориентировать создаваемые в компании инновации на потребителя, т.е. создавать для него новую ценность. Именно ориентация на потребителя, на удовлетворение его потребностей и желаний, отличает инновацию от изобретения.
2. Обеспечивать высокую скорость выведения инноваций на рынок. Компании, которые первыми вышли на рынок с инновационным продуктом и правильно себя повели, получают доминирующую долю рынка. Опоздавшие же не могут даже вернуть вложения в разработку инновации. Еще один аргумент в пользу «ускорения»: по меньшей мере половину(!) кумулятивной операционной прибыли от нового продукта/услуги компания получает в течение первых 18 месяцев после выхода на рынок — до затоваривания рынка продуктами-имитаторами.
3. Внедрять т.н. многомерные инновации. Устойчивые конкурентные преимущества достигаются внесением инноваций одновременно на двух и более уровнях бизнеса, например — в продуктах и в процессах. При этом нужно иметь в виду, что издержки и риски на создание инноваций процесса ниже, их труднее имитировать, они быстрее приносит прибыль, а полученные конкурентные преимущества сохраняется дольше, чем от инновации продукта/услуги.
4. Контролировать риски инновационного процесса, связанные с:
- креативной стороной инноваций,
- неопределенностью сроков реализации инновации,
- технологической осуществимостью инновации.
5. Владеть методами реализации прорывных инноваций, способных обеспечить компании взрывной рост.
Что приобретает компания, научившаяся управлять инновациями?
- дополнительные конкурентные преимущества;
- устойчивый рост бизнеса;
- увеличение экспортного потенциала продуктов;
- снижение расходов на продвижение продуктов;
- увеличение стоимости компании.
Проблему инноваций можно рассматривать как с точки зрения фирмы, финансирующей разработку, так и отталкиваясь от интересов автора технологии. В любом случае, чтобы защитить свои права на изобретения и гарантировать себе эту защиту в будущем, работники фирмы, занимающейся инновационной деятельностью с целью коммерческой реализации ее результатов в будущем, должны быть хорошо осведомлены и при необходимости оперировать с такими понятиями как:· патентование своей деятельности и лицензирование
Все лицензии в сфере новых технологий делятся на патентные и беспатентные. Сама категория в хозяйственной практике гораздо шире: под лицензией понимается любое разрешение владельца того или иного права кому-либо воспользоваться этим правом параллельно с владельцем и/или вместо него - делегирование полномочий. Поэтому существуют лицензии в виде разрешений государства на определенные операции, являющиеся монополией государства, лицензии на авторские права и т.д.
В соответствии с Международной конвенцией, учреждающей всемирную организацию интеллектуальной собственности (подписана в Стокгольме 14.07.1967 г., в редакции от 02.10.1979 г.), интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к:
· литературным, художественным и научным произведениям
· исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам
· изобретениям во всех областях человеческой деятельности
· научным открытиям
· промышленным образцам
· товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям
· защите против недобросовестной конкуренции
· а также, все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
Выбор модели цены инновационного решения обусловлен правовыми условиями купли-продажи. Продавец ноу-хау при передаче технической документации передает все, что у него имеется по данному решению. В этом случае предпочтительнее паушальная цена. Продавец лицензии обеспечивает себе охрану решения, передаваемого на основе лицензионного соглашения. Здесь предпочтительнее платежи роялти или смешанная система (сложная цена).
Способами установления более обоснованных цен на крупные инновационные проекты являются торги и конкурсы. Торги -- форма размещения заказов и выбора цен на инвестиционные, инновационные проекты. Для рыночной экономики нормальной является ситуация конкурентных торгов. Предполагается, что на торги выставляются инновационные проекты (варианты), в каждом торге участвуют несколько продавцов и один или несколько покупателей (чаще один)..
Тема 15 «Провалы» рынка и государственное регулирование
План лекции:
- Выбор в условиях неопределенности. Рыночная ассиметрия
- Природа и последствия внешних эффектов
- Сущность и признаки общественного блага
Ключевые слова: неопределенность, риск, вероятность, ожидаемое значение, ассиметричность информации, диверсификация, страхование, рыночные сигналы, аукционы, внешние эффекты (экстерналии), трансакционные издержки, теорема Коуза, корректирующие налоги, корректирующие субсидии, частное благо, общественное благо, квазиобщественное благо, перегружаемые общественные блага, исключаемые общественные блага, чисто общественное благо, проблема безбилетника.
Участникам экономической деятельности постоянно приходится принимать решения, связанные с определенным риском.
Разные люди характеризуются различной склонностью к рискованным экономическим операциям. Различают нерасположенность к риску, безразличие к риску и расположенность к риску.
Американский ученый Ф.Найт исследовал источники неопределенности и механизм ее уменьшения. Основными способами снижения риска в современной микроэкономике считаются:
· диверсификация;
· объединение риска, или страхование;
· распределение риска;
· приобретение полезной экономической информации
Хозяйствующие субъекты, действующие совместно, располагают различной полноты сведениями. Это получило название ассиметричность информации в экономике.
Впервые проблему ассиметричности информации и связанного с ней риска исследовал лауреат нобелевской премии по экономике 2001 года Дж. Акерлоф в статье «Рынок лимонов» (1970 г.)
Способом борьбы с ассиметричностью информации и моральной нагрузкой является теория рыночных сигналов, разработанная Нобелевским лауреатом 2001 г. М Спенсом. Согласно этой теории продавцы могут увеличить объем продаж при помощи предоставления покупателям дополнительной информации о качестве своих услуг. В качестве дополнительной информации могут выступать фирменные знаки, гарантии, рекомендации, поручительства, квалификация.
Аукционная торговля также представляет собой пример ассиметричности информации, поскольку покупатели знают цены, которые они готовы заплатить за определенные товары, но не представляют цену продавца, а также суммы, которые готовы заплатить за эти товары другие покупатели.
Существуют три основных типа аукционов:
- английский аукцион (на повышение цены)
- голландский аукцион (на понижение цены)
- тендер (заочный, закрытый аукцион)
Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц.
Такие воздействия и называются внешними эффектами. Они бывают отрицательными и положительными.
1. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы
2.Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы.
По направлению действия внешние эффекты могут быть разделены на следующие четыре группы.
1) "Производство - производство". Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).
2) "Производство - потребление". Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой "заодно" ездят и местные жители.
3) "Потребление - производство". Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным.
4) "Потребление - потребление". Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед ночью включает на полную громкость музыку.
Из – за отсутствия платы за внешние эффекты имеет место паретто – неэффективность или провал рынка.
Как видно из рис. 1, рыночное равновесие установится в точке А, и объем выпуска q1 не является Парето-эффективным. Поскольку фирмы несут только часть реальных затрат, в точке А имеет место перепроизводство блага. Если бы все затраты были включены в цену, Парето-эффективное равновесие установилось бы в точке В.
Рис. 1. Отрицательные (а) и положительные (б) внешние эффекты.
Аналогично этому нетрудно убедиться, что при положительном внешнем эффекте благо будет недопроизводиться, поскольку фирмы не получают вознаграждения за внешние выгоды. Если бы потребители платили за положительные внешние эффекты, товары и услуги с положительным внешним эффектом производились бы в большем объеме и равновесие установилось бы в точке B (рис. 1,б).
Существуют три подхода к решению проблемы внешних эффектов:
Ú интернализация внешних эффектов - превращение внешнего эффекта во внутренний (объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо).
Ú введение корректирующих налогов (налог Пигу) с целью уравнять предельные частные и предельные общественные затраты. и корректирующих субсидий с целью выравнивания предельной частной и предельной общественной полезности.
Рис. 2. Корректирующие налоги (а) и субсидии (б).
Ú закрепление прав на все ресурсы в соответствии с теоремой Коуза. Если правом на ресурс обладает виновник внешнего эффекта, то платить придется страдающей стороне, и наоборот. В итоге будет достигнуто одно и то же парето-эффективное распределение ресурсов без вмешательства государства. Теорема Коуза применима только для двусторонних сделок, при полноте информации и при нулевых трансакционных затратах.
Все блага можно разделить на частные и общественные. В случае чистых частных благ предполагается, что все затраты на их производство полностью несет продавец товара, а все выгоды достаются только непосредственному покупателю, никакие затраты и выгоды не могут быть переложены на любое третье лицо, не участвующее в сделке. Как видно из этого определения, существование чистого блага предполагает отсутствие внешних эффектов. По сути дела чистые частные блага - идеальная конструкция, такая же, как например совершенная конкуренция.
Другой "крайностью", противоположной чистым частным товарам, являются чистые общественные блага. Чистое общественное благо характеризуется несоперничеством в потреблении, что связано с его неделимостью, и неисключаемостью, причина которой - внешние эффекты.
Несоперничество означает, что прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных.
Условие равного потребления общественного блага всеми индивидами в свою очередь связано с неделимостью блага, а также с наличием внешних эффектов.
Неделимость блага в потреблении означает, что индивид не может непосредственно выбирать объем потребления блага, а пользуется всем объемом услуг (например, по обороне страны).
Под неисключаемостью в потреблении понимается невозможность путем установления рыночных цен исключить отдельные фирмы или отдельных индивидов из числа получателей по крайней мере части выгод (или части затрат), прямо связанных с производством и потреблением определенного товара.
Весь реальный мир попадает в категорию смешанных благ: перегружаемых (свойство несоперничества в потреблении выполняется только до определенного момента) и исключаемые (не выполняется условие неисключаемости).
Благо, которое может быть как частным, так и общественным, называют квазиобщественным благом (медицинские, образовательные услуги и т.д.)
Поскольку потребители получают выгоду от потребления общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, возникает желание получить это благо даром (проблема безбилетника, «зайца»(free- rider problem).Она чаще возникает в больших, чем в малых группах. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить «провалы» рынка помогает государство.