Зарождение и основные этапы развития экономической теории.
Экономия [гр. oikonomia] - ойкос - дом, хозяйство и номос - правило, закон.
Термин политическая экономия ввел Монкретьен в работе «Трактат политэкономии» в 1615 году. Он рассматривал политэкономию как сосредоточение правил хозяйственной деятельности. Термин «экономикс» в 1890 году ввел А. Маршалл. Он предполагает анализ экономики на основе принципа функциональных взаимозависимостей.
Первая школа экономической теории - меркантилизм. Основные идеи меркантилистов сводились к тому, что главным богатством общества являются деньги, а источник богатства - сфера обращения.
Второй этап в развитии экономической теории - классическая политэкономия. Она делится на школу физиократов, школу А. Смита и школу Д. Рикардо. Физиократы считали источником богатства производство, но сводили его к одной отрасли - сельскому хозяйству. А. Смит и Д. Рикардо перенесли исследования в сферу производства вообще, а сельское хозяйство рассматривали как одну из отраслей. Они приняли классическое определение о том, что условием роста богатства общества является свободная и конкурентная рыночная экономика.
Определений предмета экономической теории достаточно много:
1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;
2. Экономическая теория есть наука о богатстве;
3. Предметом экономической теории является анализ рыночного хозяйства;
4. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земли, труда, товаров производственного назначения) для производства различных товаров и распределения их между членами общества в целях потребления.
5. Экономикс исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения максимального удовлетворения потребностей человека.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что является предметом экономической теории?
2. Какова связь экономической теории с другими науками?
3. Что вы знаете о методологии?
4. Дайте характеристику основных методов экономического исследования.
5. Что вы понимаете под экономическими законами?
6. Как характеризуются экономические категории?
7. Что вы можете сказать о хозяйственной деятельности человека?
8. Что вы понимаете под экономической и социальной средой жизнедеятельности
человека?
Рекомендуемая литература:
1. Курс экономической теории. Под общ.ред.проф.Чепурина М.Н. и проф.Кисилевой Е.А. Киров, 1994, гл.2, с.24-44.
2. Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей. Под ред.А.В.Сидоровича, Ф.М.Волкова. М., Изд-во МГУ, 1993, гл.1, с.12-33.
3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. со 2-го изд. М., «Дело ЛТД», 1993, гл.1, с.1-37.
4. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, акад.Г.П.Журавлевой. – М., 1999, гл.1, с.43-54, гл. 2, с.55-66.
5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 1997. – гл.9, с.234-259.
6. Национальная экономика. Учебник / Под ред. Сидоровича А.В. Абишева А.А., А-
Экономика, 2009.
7. ЭКОНОМИКА. Учебник/ Под ред.А.И.Архипова, А.Н.Нестеренко, А.К.Большакова.- М.: «ПРОСПЕКТ», 1998, гл.3, с.57-91.
Экономическая теория: Практикум / Н.И.Базылев, М.Н.Базылева, А.В.Бондарь и др.: Под ред. Н.И.Базылева, Л.Воробьевой. 2-е изд., перераб. и доп.- Мн.: БГЭУ 2000, с. 87, 89, 90.
Голиков А.Н.. Киселева Е.А., Стрелец И.А., Чепурин М.Н. Сборник задач по экономической теории. – Киров, 1994, с. 98.
Тема 2. Потребности и эффективность использования ресурсов,
Проблема экономического выбора
Цель лекции: изучить основные экономические понятия дисциплины- потребности, проблему экономического выбора.
Вопросы лекции:
Потребности и их классификация.
Факторы производства.
Характеристика производственных ресурсов. Ограниченность ресурсов.
Экономические блага и их классификация. Кругооборот благ и ресурсов.
Проблема выбора в экономике. Производственные возможности экономики и их границы.