Индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 1 страница
–это спрос конкретного покупателя рассматриваемого блага. Он показывает различные объемы блага, которые данный потребитель купит по различным ценам из шкалы рыночных цен блага.
Рыночный (отраслевой) спрос на благо – это сумма индивидуальных спросов всех потребителей данного блага. Он характеризует общий (суммар- ный) объем спроса всех потребителей данного блага при каждой его (покупае- мого блага) конкретной рыночной цене.
График функции отраслевого спросаобразуется в результате горизон- тального сложения всех кривых индивидуального спроса на данное благо. Кри- вая рыночного спроса более полога, значит, ее ценовая эластичность выше, чем эластичность любого входящего в нее индивидуального спроса.
Характеристика предложения. Предложение: понятие и факторы Предложение– это такое количество товара (блага на рынке благ), кото-
рое производители хотят и могут продать по всем ценам из шкалы возможных рыночных цен.
Логика анализа предложения аналогична логике анализа спроса.
Из множества факторов предложения выделяют ценовой фактор (цена за единицу товара) и неценовые факторы (детерминанты) предложения:
– цены на ресурсы;
– цены на другие товары;
– технология;
– число производителей;
– налоги и субсидии, экономическая политика государства и т.д. Предложение в каждый конкретный момент проявляется в объеме (вели-
чине) предложения (QS),показывающем то конкретное количество блага, ко- торое производится и продается по определенной цене, при неизменности ос- тальных факторов предложения (т. е. при прочих равных условиях).
Предложениекак зависимость между ценой блага и объемом его пред- ложения записывается в виде функции предложения:
QS = f (P),
и графически отображается кривой предложения (S).
Связь между ценой блага и объемом его предложения выражается в зако- не предложения, который гласит, что эта связь, как правило, прямая, т.е. объем (величина) предложения блага растет при повышении цены.
Отсюда, «нормальная» кривая предложения– это кривая с положитель- ным наклоном, построенная в координатах: цена блага (P) по оси ординат – ко- личество блага (Q) по оси абсцисс. На рисунке 6 это кривые S и S1.
Рисунок 6. Изменение предложения и объема предложения
Изменение детерминантов предложения приводит к изменению уровня предложения(предложения, просто предложения, самого предложе-
ния), что графически отображается сдвигом всей кривой предложения в плос- кости координат вправо, если предложение растет, влево – если падает.
Изменение ценового фактора при прочих равных условиях (неизменности детерминант) изменяет объем предложения (величину предложения), что гра- фически отображается движением точки вдоль фиксированной кривой предло-
жения. Так, повышение цены от P1 до P2 приводит к увеличению объема пред-
|
|
вдоль фиксированной кривой предложения S (рис. 6).
|
|
цене блага P1 (рис. 6). Это выглядит как переход с одной кривой предложения на другую (от точки «1» до точки «3»).
Простейшая функция предложения по цене:
QS = m + n·P,
где n > 0, а m – любое рациональное число. Решив это уравнение относи- тельно цены, получим функцию цены предложения:
PS = f (Q).
Цена предложения– это максимальная сумма денег, за которую произ- водитель готов отдать последнюю единицу произведенной продукции.
Сумма цен предложения заданного объема продукции – это минимальная сумма денег, за которую производитель отдаст всю произведенную продукцию.
Разница между выручкой и суммой цен предложения всей проданной продукции образует излишек производителя.
Эластичность предложения
Для анализа чувствительности объема предложения к изменениям факто- ров предложения применяются коэффициенты эластичности предложения.
Коэффициент ценовой (прямой) эластичности предложения (ES ) по-
P
казывает, на сколько процентов изменится объем предложения блага при изме- нении цены за единицу данного блага на один процент. Он равен отношению процентного изменения объема предложения к процентному изменению цены:
|
|
|
P
DP,%
Значение коэффициента ценовой эластичности «нормального» предложе- ния положительно.
Дуговая эластичность предложения (в интервале изменения цен) опреде- ляется с помощью так называемой «формулы средней точки». С использовани-
ем значений переменных, представленных на рисунке 2, формула средней точ- ки может быть записана в виде:
QS 2 -QS 1
´100% S
S S
S (Q 1 +Q 2 ) / 2
DQ P
EP =
P - P
= × ,
DP Q S
2 1 ´100% (P1 + P2 ) / 2
где P и
Q – средние значения на дуге (в интервале):
|
|
1 2
|
Ценовая эластичность предложения в точке определяется по формуле:
|
|
|
|
P
¶P QS
В зависимости от значения коэффициента прямой эластичности предло- жения различают следующие виды предложения:
– эластичное предложение –
E S P
> 1, кривая предложения пологая;
– неэластичное предложение –
E S P
< 1, кривая предложения крутая;
– предложение единичной эластичности –
E S P
= 1;
– абсолютно эластичное предложение – E S P = ∞, кривая ║ оси абсцисс;
нат.
– абсолютно неэластичное предложение –
E S P
= 0, кривая ║ оси орди-
|
|
|
|
DQS ,%
или
E S ij =
DQSi Pj
|
|
DPj ,% DPj Q i
Значение коэффициента отрицательно, если блага заменяют друг друга в производстве – являются субститутами с точки зрения производителя, т.е. каж- дое из благ альтернативно производится из одного и того же сырья (например, столы и стулья).
Значение коэффициента положительно,если блага дополняют друг друга в производстве – являются комплементами с точки зрения производителя, т. е. производятся одновременно из одного вида сырья (например, мясо и шкуры).
Коэффициент равен нулю при отсутствии связи между благами.
Индивидуальное и рыночное предложение
Индивидуальное предложение некоторого блага – это предложение от- дельной фирмы, производящей данное благо.
Рыночная (отраслевая) функция предложения есть сумма функций инди- видуального предложения всех фирм, производящих данное благо.
График функции рыночного (отраслевого) предложения образуется в ре- зультате горизонтального сложения графиков предложения отдельных фирм; кривая рыночного предложения более полога, чем все индивидуальные кривые предложения. Значит, ценовая эластичность отраслевого предложения выше эластичности каждого из составляющих его индивидуальных предложений.
|
∑ = f (Pi, Pj, ry, n, ρ),
так как к числу ее аргументов, присутствующих в функции индивидуаль- ного предложения фирмы:
– Pi – цена данного товара;
– Pj – цены других благ;
– ry – цены факторов производства, добавляются еще два:
– n – число фирм в отрасли;
– ρ – степень дифференциации фирм по размеру выпуска.
Взаимодействие спроса и предложения
Графическая модель отраслевого рынка. Отраслевое равновесие Состояние, при котором планы потребителей относительно покупок и
планы продавцов относительно продаж некоторого блага совпадают, называет- ся отраслевым (рыночным) равновесием(рис. 7).
Рисунок 7. Отраслевое равновесие QD = a – bP, QS = m + nP,
где a, b, m, n – положительные константы.
Условие равновесия: QD = QS = QE, т. е. a – bP = m + nP => PE = (a–m) / (b+n). tgα = n; tgβ = b.
PS = k – «запретительная» цена предложения, при которой QS = 0.
PD = g – «запретительная» цена спроса, при которой QD = 0.
Приведенное на рисунке 7 графическое отображение отраслевого равно- весия представляет собой графическое изображение модели отраслевого рын- ка,получившее название «крест Маршалла».
Состоянию равновесия на графике соответствует точка «Е» – точка пере- сечения кривых спроса (D) и предложения (S). Если они пересекаются только в одной точке, то равновесие является единственным, ему соответствует рав- новесная комбинация значений цены и количества блага – PE, QE.
Для определения равновесной комбинации «цена – количество» нужно осуществить две операции:
– приравнять друг к другу функции спроса и предложения и решить по- лученное уравнение относительно цены;
– затем подставить полученное значение цены в функцию спроса или в функцию предложения.
Равновесное количество – это такое количество блага, при котором цена спроса равна цене предложения. Цена равновесия – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения. Цена равновесия обеспечивает мак- симально возможный в сложившихся условиях объем продаж.
При равновесном объеме продаж общественный выигрыш (сумма из- лишков потребителей и производителей, равная площади треугольника kEg на рисунке 7) достигает максимума.
Нарушения отраслевого равновесия
При рыночной цене выше равновесной (P1 > PE) объем предложения пре-
|
|
предложения) (рис. 4).
При рыночной цене ниже равновесной (P2 < PE) объем спроса превышает
|
|
Рисунок 8. Отраслевое равновесие. Избыток и дефицит
Изменение уровня спроса при фиксированном предложении приводит:
– к росту равновесной цены и равновесного количества при росте спроса;
– к падению равновесных цены и количества при снижении спроса. Изменение уровня предложения при фиксированном спросе приводит:
– к росту равновесной цены и снижению равновесного количества при уменьшении предложения;
– к росту равновесного количества и снижению равновесной цены при увеличении предложения.
Результат одновременного изменения спроса и предложения зависит от величины и направления их изменения.
Итак, как следует из сказанного, при увеличении спроса рыночная цена блага повышается, а при увеличении предложения – понижается, и наоборот. В этом состоит суть «закона спроса – предложения».
2.1.3. Основы теории потребительского поведения
В учебном курсе современной экономической теории изучаются, как пра- вило, две наиболее известные концепции потребительского поведения – карди- налистская и ординалистская [8; 28; 74].
Кардиналистская концепция потребительского поведения Потребительские предпочтения и полезность
При анализе потребительского поведения в экономической теории пред- полагается, что потребитель планирует рыночное поведение в соответствии со своими вкусовыми предпочтениями в рамках заданного бюджета (количества денежных средств, которыми располагает потребитель) и при заданных ценах.
Выявив закономерности распределения бюджета потребителя между по- купками различных благ, можно определить функцию индивидуального спроса на отдельное благо.
Для построения модели поведения потребителя необходимо:
– установить, какую цель преследует индивид, действуя как потребитель;
– найти его функцию полезности, т.е. формализовать систему предпоч- тений (вкусов) индивида.
Основная трудность формализации поведения потребителя связана с субъективностью его потребительских оценок благ.
Сформулируем ряд определений.
Благов теории потребления – это любой объект потребления, удовлетво- ряющий потребности потребителя (доставляющий удовлетворение).
Набор благ– это совокупность конкретных видов благ в определенных объемах, потребляемых в данный период времени.
Полезность– это мера удовлетворения, получаемого индивидом от по- требления блага или выполнения какого-либо действия, представляющая собой наибольшую выгодупри имеющихся возможностях.
Полезность – субъективное понятие, так как благо, обладающее полезно- стью для одного потребителя, может не обладать полезностью для другого.
Функция полезности– это соотношение между объемом потребляемых благ и уровнем полезности, который достигается при этом потребителем. Функция полезности описывает предпочтения потребителя.
Принцип максимизации полезности. Потребитель, расходуя свой бюд- жет, стремится получить максимальное удовлетворение (максимум полезно- сти) от совокупности приобретенных благ.
Гипотезы количественного измерения полезности
Кардиналистская концепция потребительского поведения основана на ги- потезах количественного измерения полезности.
Гипотеза 1 (количественная оценка полезности).Потребитель может количественнооценить для себя полезность каждой единицы приобретаемого блага.
Шкала измерения полезности образует строгую (кардинальную) меру. С индивидуальными оценками полезности можно выполнять все математические операции, которые применимы к числам. Единица, служащая масштабом изме- рения полезности, получила название ютила (U).
Каждый вид благ имеет для потребителя общую полезность и предельную полезность.
Общая полезность (TU)некоторого вида благ – это сумма полезностей всех имеющихся у потребителя единиц этого блага.
Предельная полезность (MU)рассматриваемого вида благ – это прира- щение общей полезности при увеличении количества благ на единицу.
Предельная полезность равна полезности последней единицы данного блага, потребленной (приобретенной) в заданный момент времени. Общая по- лезность равна сумме предельных полезностей всех единиц блага, полученных в данный момент времени. Значит, с увеличением потребления общая полез- ность растет, но скорость ее роста постепенно снижается, т.е. предельная по- лезность блага убывает по мере насыщения потребности в нем.
Гипотеза 2 («первый закон Госсена»).Предельная полезность блага убывает, т. е. полезность каждой следующей единицы блага, получаемой в дан- ный момент времени, меньше полезности предыдущей единицы.
Например, потребитель, съедая первое яблоко, определенным образом оценит его полезность для себя. Полезность второго яблока, съеденного сразу же вслед за первым, окажется несколько ниже, а полезность третьего – будет меньше, чем полезность второго. Однако общая (суммарная) полезность яблок, съеденных в фиксированный момент времени друг за другом, возрастает.
Представитель австрийской школы маржинализма Карл Менгер, исследуя поведение потребителя, предположил, что потребитель формирует структуру и объем покупок так, чтобы при заданном бюджете и имеющихся ценах приобре- сти максимальную сумму ютилов. При этом в основе плана потребления лежит составленная индивидом таблица (названная позже «таблицей Менгера»), где оценены в ютилах полезности каждой единицы всех потребляемых благ.
Гипотеза 3 («второй закон Госсена»).
Функция полезности потребителя достигает максимума, если отношение предельной полезности i-го блага (MUi) к его цене (Pi) одинаково по всем (n)
благам, входящим в состав набора купленных благ, и равно предельной полез- ности бюджета, или денег (λ):
MU1 P1
= MU 2
P2
= … =
MUn =
Pn
Данное утверждение называется «вторым законом Госсена».
Если потребитель распределяет свой бюджет в соответствии со вторым законом Госсена, то структура его покупок является оптимальной. Это состоя- ние есть равновесие потребителя в кардиналистской концепции.
Первый и второй законы Госсена лежат в основе закона спроса: объем спроса растет при снижении цены блага и уменьшается при ее повышении.
Если при неизменных ценах растет бюджет потребителя, то последний может увеличить общую полезность за счет увеличения объема спроса тех благ, предельная полезность которых положительна (MUi > 0).
Однако способность индивида количественнооценивать полезность приобретаемых им благ критиковалась многими экономистами. В связи с этим была разработана модель поведения потребителя, основанная на гипотезах по- рядкового измерения полезности (удовлетворенности) индивида называемая ординалистской концепцией.
Ординалистская концепция потребительского поведения Гипотезы порядкового измерения полезности
Ординалистская концепция потребительского поведения основана на ги- потезах порядкового измерения полезности.
Гипотеза ненасыщения.При прочих равных условиях потребитель предпочитает большее количество блага меньшему его количеству.
Гипотеза упорядоченности. Из двух наборов благ потребитель всегда предпочитает один, или считает их равноценными (одинаково предпочтитель- ными).
Гипотеза транзитивности. Если потребитель считает набор А предпоч- тительным (равнозначным) набору В, а набор В – набору С, то набор А он счи- тает предпочтительным (равнозначным) набору С. Эта гипотеза позволяет рас- ставить в определенной последовательности (проранжировать) различные соче- тания благ.
Гипотеза рефлексивности. Два одинаковых набора благ потребитель считает равноценными.
Гипотеза выпуклости. Кривые безразличия – основной инструмент ана- лиза потребительского поведения в ординалистской концепции – выпуклы к началу координат.
Равновесие потребителя в ординалистской концепции
Кривая безразличия– это совокупность точек в пространстве количеств двух благ, представляющих комбинации различных количеств обоих благ, рав- нозначные для потребителя по уровню полезности (по уровню приносимой удовлетворенности, по уровню обеспечиваемого благосостояния).
По оси ординат откладываются значения количества блага A (QA), а по оси абсцисс – количество блага B (QB); U – кривая безразличия, все точки кото- рой указывают на различные наборы благ, имеющие для потребителя одинако- вую полезность (U) (рис. 7).
Из определения кривой безразличия и гипотезы выпуклости следует, что рассматриваемые блага в определенной степени взаимозаменяемы (рис. 7,а).
Рисунок 9. Кривая безразличия и карта безразличия
Количественной характеристикой взаимозаменяемости благ является предельная норма замещения (замены) блага A благом B (MRSBA),которая показывает, насколько можно сократить потребление блага A при увеличении потребления блага B на единицу, не изменяя при этом уровень удовлетворенно- сти потребителя:
MRSBA =
U =const
По определению предельная норма замены двух благ (MRSBA) всегда от- рицательна, а ее абсолютное значение уменьшается по мере движения вдоль кривой безразличия слева направо, т. е. по мере увеличения потребления одного блага вместо другого.
Это явление называют уменьшающейся предельной нормой замещения.
В терминах предельной полезности предельная норма замещения двух благ может быть представлена как отношение предельных полезностей благ:
MRSBA =
DQA
DQB
= MUB
MU A
Графически MRSBA отображается тангенсом угла наклона касательной к кривой безразличия в точке, представляющей исследуемое сочетание двух благ. На рисунке 9, а предельная норма замены блага A благом B в точке S равна tgα. Отношения потребителя к разнообразным сочетаниям двух благ, имею-
щим разный уровень полезности, могут быть отражены только множеством кривых безразличия, образующих в пространстве двух благ карту безразличия(рис. 9, б).
Чем дальше от начала координат расположена кривая безразличия, тем более высокому уровню полезности (уровню благосостояния, уровню удовле- творенности) она соответствует.
По определению кривые безразличия не пересекаются, но могут смещать- ся к одной из осей координат.
Таким образом, карта безразличия представляет собой графическую мо- дель ранжированных предпочтений потребителя, т. е. она отображает субъек- тивный фактор его рыночного поведения.
Объективным фактором рыночного поведения потребителя являются ре- сурсные ограничения, т. е. величина его потребительского бюджета и цены вы- бираемых благ.
Графическая модель, отображающая ресурсные (покупательные) воз- можности потребителя, называется «бюджетная линия». Иными словами, она отражает бюджетные ограничения, т.е. является разновидностью модели
«Граница производственных возможностей».
Бюджетная линия, также как и кривая безразличия, строится в простран- стве количеств двух благ и имеет отрицательный наклон (рис. 10, а).
Рисунок 10. Бюджетная линия и равновесие потребителя.
Все точки на бюджетной линиипредставляют максимально возможные комбинации количеств двух благ, которые потребитель может купить при за- данных ценах благ (PA и PB), полностью истратив бюджет (M).
Бюджетное уравнение имеет вид:
M = PA· QA + PB · QB.
Чем выше бюджет, тем дальше от начала координат расположена бюд- жетная линия. Угол ее наклона зависит от соотношения цен на блага – чем вы- ше цена блага, тем ближе к нулю расположена точка пересечения бюджетной линии с осью, на которой отложено количество соответствующего блага.
Для определения ассортимента покупок, обеспечивающего потребителю максимальную удовлетворенность (полезность, благосостояние) при заданном бюджете, необходимо совместить на одном рисунке карту безразличия и бюд- жетную линию (рис. 10,б).