Задания для самостоятельной работы. 1. Дать определение следующим категориям (понятиям): депрессивная экономика, «основной психологический закон»
1. Дать определение следующим категориям (понятиям): депрессивная экономика, «основной психологический закон», эффективный спрос, побуждение к инвестированию, предпочтение ликвидности.
2. Подумайте, в чем состоит преемственность и новаторство в экономической теории Дж. М. Кейнса.
3. Подберите 5 высказываний известных экономистов, политических деятелей о Кейнсе. Проанализируйте их.
4. Домашнее чтение: Дж. М. Кейнс. Общая теория занятости, процента и денег (Главы 1-3, 11, 15-18) http://www.ek-lit.org
5. Подготовить научное сообщение по теме: «Кейнс и его время. Нравственно-философская позиция и экономические идеи».
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной
Работы и подготовке к семинарам
Данная тема является очень важной в истории экономической науки. Ведь русло современной экономической теории определили две революции – маржиналистская и кейнсианская. Сам Кейнс является неким водоразделом. Например, есть известная работа М. Блауга «Сто великих экономистов до Кейнса и после Кейнса». Американский экономист Р. Харрод отмечал: «Кейнс по-вдимому должен занять постоянное место в истории экономической мысли в качестве первого лица, которое разработало полностью обоснованную теорию того, что мы именуем сейчас макроэкономикой.
Семинары посвящены личности и экономической концепции Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Обязательно прочтите работу Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (указанные главы как минимум). На первом семинаре акцент делается на изучение теории эффективного спроса. Основными компонентами эффективного спроса являются потребление и инвестиции. Подумайте, что влияет на потребление? Почему Кейнс считал главным фактором эффективного спроса размер инвестиций?
Второй семинар посвящен теории процента и денег, анализу инструментов монетарной и фискальной политики. Главным пунктом проблемы эффективного спроса Дж. М. Кейнс считал превращение сбережений в инвестиции. Он предложил целый ряд государственных мер, которые могли бы решить эту задачу. Необходимо ознакомиться с возможными механизмами постоянного вмешательства государства в экономику, обоснованием необходимости данного вмешательства.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Как Вы понимаете «кейнсианскую революцию» в экономической теории?
2. Назовите основные направления критики Дж. М. Кейнса неоклассической теории саморегулируемого рыночного хозяйства.
3. В чем сущность кейнсианской теории «эффективного спроса»?
Тема 2.6. Неолиберализм
Неоавстрийская школа. Ф. Хайек, Л. Мизес. Особенности субъективизма неоавстрийцев. Учение о спонтанном рыночном хозяйстве Ф. Хайека. Экономический либерализм Л. Мизеса. Позиция неоавстрийцев в отношении государственного вмешательства в макроэкономическое регулирование.
Германский неолиберализм и его теоретические истоки. Фрайбургская школа и теория социального рыночного хозяйства. Особенности взглядов В. Ойкена, А. Мюллер-Армака, В. Репке на социальные проблемы и регулирование монополии и конкуренции.
Американский неолиберализм. Чикагская (монетарная) школа неолиберализма. Исходные положения монетаристской теории. Кризис середины 1970-х годов и монетаристская критика проводимой политики. Концепция адаптационных ожиданий и теория денег М. Фридмана. Школа рациональных ожиданий. Инструменты и методы монетаристской политики. Возникновение проблемы стагфляции. Критика монетаристской стратегии экономического регулирования со стороны неокейнсианцев.
Экономическая теория предложения: теоретические основы концепции. Проблема инфляции и экономического роста. Рекомендации в области налоговой политики. Монетаризм и экономическая теория предложения как теоретические основы рейганомики и тетчеризма.
Семинар «Чикагская школа неолиберализма»
(форма обучения очная) – кейс-метод
1. Монетаризм: теоретические основы, выводы, рекомендации.
2. Экономическая теория предложения.
Практическое занятие «Развитие экономической науки в XX веке»(форма обучения очная, заочная)
Студентам предлагается ответить на тесты по темам 2.2-2.6