Давайте подойдем к нему поближе.
Иезуитский коллегиум, как и костел был построен на средства пинского старосты, магната Станислава Альбрехта Радзивилла, канцлера Великого Княжества Литовского в 1635 году.
Иезуиты – члены товарищества Иисуса Христа, основанного в Испании в 1534 году, -- стремившись укрепить позиции католической церкви, они прибегали к различным методам, один из которых – строительство в крупных городах коллегиумов – учебные заведения, которые давали высокий, почти университетский уровень образования. В них учились дети из разных сословий.
Недавно стали известны архитекторы этого комплекса – это Винцент Сальвадор, Даниил Дроздовский, Якуб Войтохович и Матеуш Фольковский.
Здание коллегиума построено в стиле барокко. Укрепленный со стороны реки массивной шестигранной башней-контрфорсом, чем-то похожей на маяк, коллегиум завораживает своей монументальностью и многоликостью. Двухметровые, в поперечнике, стены поддерживают крестовые своды.
Коллегиум представляет собой трехэтажное здание Г-образной в плане формы. Его южное более короткое крыло (длина 62,5 м) ориентировано вдоль набережной реки Пина, другое – западное (длина 71 м) располагается перпендикулярно ей.
Фасады украшены разновеликим оконными проемами с лепными украшениями. Они не похожи один на другой, и в зависимости от избранной для осмотра здания точки, коллегиум то сжимается, то растет вверх и становится похожим на скалу, то расширяется, заслоняя собой всю старую площадь.
Здание завершено двускатной с изломами крышей, подчеркивающей законченность и гармоничность композиции. Торцы крыши украшены сложными треугольными фронтонами с декоративными волютами.
При строительстве иезуитского коллегиума архитектором решалось несколько проблем: помимо здания культового назначения, ему было присуще и оборонительное значение. На это указывает ряд характерных признаков, в частности, его наружные стены достигают 1,75 м толщины. Контрфорс, помимо чисто конструктивного значения, использовался в качестве смотровой башни, отсюда хорошо просматривается долина реки Пины, окна похожи на бойницы, вподвалах хранилось большое количество продуктов. Также когда-то под зданием находились обширные подземные ходы, соединяющие все культовые здания города и бывший замок Вишневецких, который находился в районе современного Городского парка, кроме того вели они и к реке Пина. До Великой Отечественной войны часть из них использовалась для туристических маршрутов. В настоящее время они засыпаны.
Немым свидетелем многих исторических событий являлись стены бывшего монастыря, в частности, коллегиума. Особенно, хочется рассказать о периоде с конца 16 века по середину 17, который характеризовался феодальной анархией, усиливающей эксплуатацию и бесправие народных масс на белорусских землях. Возрос религиозный гнет, вызванный насильственным введением католицизма, с помощью которого польская шляхта рассчитывала ополячить белорусов, уничтожить их язык, культуру, разорвать их братские связи с русским народом.
В Белоруссии появились различные католические ордены. Католическая агрессия была узаконена в 1596 году Брестским съездом. Он принял решение превратить православную церковь в униатскую. Согласно унии, православная церковь на территории Белоруссии и Украины приводилась в подчинение папе римскому и принимала основные догматы католической церкви. За православной церковью сохранились обряды и богослужение на церковнославянском языке, что было сделано преднамеренно. Народные массы встретили церковную унию враждебно, рассматривали её как посягательство на свои обычаи, язык, культуру, на духовную жизнь, на основы национального существования.
Не получила поддержки церковная уния и в городе Пинске. Для борьбы с католицизмом и униатством в нем, как и вдругих городах, возникло религиозно-политическое объединение, получившее название братства. Братство противодействовало королевским декретам о принудительном насаждении унии, передаче униатам церквей, не признавало епископов, вело борьбу с иезуитской за сохранение родного языка, обычаев, культуры, занималось просветительской деятельностью.
Брестская церковная уния не оправдала возлагавшихся на неё надежд. Наступление католицизма, усиление гнёта обострили антифеодальную и национальную борьбу, которая в 1648 году вылилась в общенациональное освободительное восстание украинского народа. Оно быстро охватило всю Украину и перебросилось в Белоруссию. В 40-ые годы 17-го столетия, в связи с развернувшейся на Украине освободительной борьбой украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого против польско-литовских феодалов за воссоединение с Россией Украины, король Речи Посполитой Ян Казимир имел намерение пустить шляхетское войско через эти места на Украину, в тыл войск Б. Хмельницкого, и таким образом разбить и наказать восставших. Зная замысел врага, Богдан Хмельницкий послал казачьи отряды своих полковников в Белоруссию. Они призывали местное население к совместной борьбе против магнатов и шляхты. Поэтому не случайно в первых числах октября 1648 года недалеко от Пинска, в районе реки Яседьда, появился казацкий отряд под руководством Антона Небабы. Поздно вечером в хату Ивана Шанени, пинского цехмистра седельников, вошел знакомый гонец казацкого отряда. Он сообщил, что на зорьке казаки подойдут с востока к Пинску, а Шанени к этому времени необходимо открыть Лещинские ворота. На рассвете следующего дня Иван Шаненя с помощниками под видом купцов отправился к воротам и, переколов стражу, распахнул их навстречу мчавшимся к городу казакам. Прибытие отряда Небабы явилось сигналом для народного восстания в Пинске. Из хат выбегали мужики с топорами, вилами и бежали к площади. В бою принимали участие женщины и дети. Очевидец писал, что пинские ремесленники и мещане с женами и детьми, как на гвалт, стремглав бежали к ограде, забрав камни из бань и снося рубленные дрова из домов к ограде, наемников и шляхту били какмогли, кто из ружей, кто косами, кто палками, другие бросая камни, полена, и чем кто мог. За эти дни казаки и горожане сблизились и поняли, что казакам не меньше мук и страданий выпало, чем белорусам, что и тем, и другим одно спасение - Русская держава.
Не могли мириться с таким положением полъско-литовскиефеодалы. Сюда был послан сильный отряд магната Мирского, всостав которого входили и наемные немецкиеотряды.
С утра 9 октября 1648 года шла жестокая сеча у стен древнего Пинска, грохотали мушкеты, крики и стоны раненных заглушали звон сабель. Три дня был жестокий бой. Но силы были неравны, и решили горожане и казаки ночью уйти из города через западные ворота. От ворот и почти до самого Дрогичина тянулись топкие болота, узкая дорога вилась между ними. Но нашелся предатель, выдавший планы восставших. На дороге все перемешалось, яростно отбивались казаки и горожане. Каждый домстал крепостью. Тогда враги со всех сторон подожгли город. Небольшая группа восставших вырвалась с пылающего города, но была окружена кавалерией врага. А в городе началась поголовная резьба, продолжавшаяся около суток. Убивали всех - женщин, детей, стариков. Немногие из, спасшихся, переплыли реку. Антон Небаба с оставшимися повстанцами спрятались в здании иезуитского коллегиума, а с наступлением сумерек через подземный ход вышли к реке, где наготове стояли лодки, переплыли реку, там их ждалинаготове лошади, и якобы оторвались от погони, но были нагнаны и потоплены в болотах южного берега Пины. Знаменитый соратник Б.Хмельницкого погиб у нас. Дорого заплатили пинчане за свое стремление к свободе. Во время пожара сгорело 5 тысяч построек, шесть церквей, 4 монастыря, от рук карателей погибло около 14 тысяч жителей Пинска. Московский гонец, дьяк Григорий Кунаков в своей записке русскому царю сообщил « А Пинск разорил стражник литовский Мирский и мещан побил больше 3000 человек, и жён,и детей велел побить без милости»
По ступеням, которыми сейчас пользуются посетители размещенного здесь Музея Белорусского Полесья, когда-то ступали те, кто прославил свою «альма-матер» далеко за пределами Пинска: Адам Нарушевич – историк, поэт, общественный и религиозный деятель Речи Посполитой; Кароль Вырвич – философ, ректор Варшавского университета.
В коллегиуме работали философско-теологическая и музыкальная школа, действовали школьный театр и типография. При нем существовала богодельня (госпиталь для бедных). Здесь в 1694 году была открыта одна из первых аптек в Беларуси.
Монастырь располагал обширной библиотекой, а также коллекцией различных предметов искусства, собранных за время его существования. Коллекцию в годы Великой Отечественной войны удалось спасти, она была вывезена в Ленинград, но к сожалению еще не возвращена.
После упразднения ордена иезуитов в 1773 году коллегиум был закрыт и позже передан униатам. Костел стал кафедральным собором Пинско -Туровской униатской епархии.
С 1800г. до Первой мировой войны костел и коллегиум принадлежали православному Богоявленскому мужскому монастырю.
В 1919 году монастырь был возвращен монахам иезуитам, и через четыре года здесь возобновилась деятельность коллегиума.
После установления Советской власти в 1939 году коллегиум вновь был закрыт, в его здании разместились административные учреждения и картинная галлерея. После проведения реставрационных работ с 1995 года здесь находится Музей Белорусского Полесья и хореографическая школа.
Уже ничто, рядом со старым коллегиумом, не напоминает ни о разрушенном в 50-е гг. ХХ века уникальном костеле, ни о торговых рядах, лавках, магазинах и знаменитом Пинском «торге на воде», на месте которого сейчас на большом понтоне покачивается голубое здание речного вокзала.
Облик современной площади формировался в 60-70 –ые годы. Вы видите по периметру жилые дома, которые, нельзя было строить выше 5 этажей, чтобы не уничтожить культурный слой под землей -- свидетель дальних эпох. В 1969 году - площадь Ленина объявлена историко-археологическим памятником и находится под защитой государства.
В 1976 году в северо - восточной части – построено здание Городского Дома культуры, по типовому проекту, архитектор Чистяков. В Доме культуры есть два зала: большой на 716 мест и лекционный на 360 мест. Есть мраморный зал. Здание Дома культуры интересно и со вкусом оформлено. Современный интерьер, обивка стен кожей, оформление деревом, чеканкой.
В ДК работают коллективы художественной самодеятельности: для детей и молодежи – образцовый коллектив эстрадного танца «Рандеву», образцовый ансамбль танца «Лянок», народный хор полесской песни, народный молодежный театр «Визави», народный ансамбль танца «Полесье» и другие.
В 2006 году широко известный в городе коллектив ансамбль песни и танца «Полесские зори» защитил звание заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь. Концерты этого коллектива проходят с аншлагом в Москве, Киеве, Риге, Венгрии, Болгарии. Польше, Германии, Италии. Для пожилых людей в ГДК работает – народный хор ветеранов войны и труда им. Н.Назарова.
В городе построен торговый центр. Он примыкает к площади и, несомненно, украшает ее. Рядом с торговым центром расположен шахматно – шашечный клуб, на его открытие приезжал гроссмейстр Петросян.
Параллельно реке Пина тянется улица Ленина. Это одна из древнейших улиц города. Во все времена была она главной магистралью. Носила названия -- Большая Спасская, Большая Киевская, Костюшко. С сентября 1939 года стала носить имя В. И. Ленина. Дыханием столетий веет от зданий этой улицы. Годы владычества иноземцев оставили навсегда свой отпечаток.
В праздничные дни на старой площади располагаются магазинчики, кафе. На сценической площадке обычно проходят выступления самодеятельных артистов и известных, далеко за пределами Пинска, знаменитых городских ансамблей «Полесские зори», Полесье», «Пинская шляхта».