Основные термины и определения. Инновационный процесс–процесс превращения научного знания в инновацию,удовле-творяющую новые общественные потребности
Инновационный процесс–процесс превращения научного знания в инновацию,удовле-творяющую новые общественные потребности, охватывающий все стадии создания новинки (от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги) и ее практического использования, включая ее диффузию в новые условия или места применения.
Инновации–это вновь созданные(примененные)и(или)усовершенствованные конку-рентоспособные технологии, продукция или услуги, а также организационно-технические ре-шения производственного, административного, коммерческого или иного характера, которые существенно улучшают структуру и качество производства и (или) социальной сферы.
Жизненный цикл инновации–период времени от зарождения идеи,создания и распро-странения новшества и до окончания его использования.
Технические инновациипроявляются в виде новых продуктов(изделий),технологий ихизготовления, средств производства (машин, оборудования, энергии, конструкционных матери-алов и т.п.).
Организационные инновацииохватывают новые методы и формы организации всех ви-дов деятельности предприятий и других звеньев общественного производства (организа-ционные структуры управления наукой и производством, формы организации различных типов производства и коллективного труда и т.п.).
Экономически инновации–новые методы хозяйственного управления наукой и произ-водством путем реализации функций прогнозирования и планирования, финансирования, цено-образования, мотивации и оплаты труда, оценки результатов деятельности.
Продуктовые инновацииориентируются на производство и использование новых(улучшенных) продуктов в сфере производства или сфере потребления.
Инновации процессапредставляют собой новые технологии производства продукции,организации производства и управленческих процессов.
Рыночные инновацииоткрывают новые сферы применения продукта либо способствуютреализации продукта или услуги на новых рынках.
Инновационная деятельность–деятельность,направленная на использование и ком-мерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенство-вания технологии ее изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на рынке.
Научно-технический прогресс–непрерывный взаимообусловленный процесс развитиянауки и техники, направленный на создание новых и совершенствование существующих техно-логий, средств производства и продукции.
Организационный прогресс–обобщающий фактор использования организационных,экономических, социальных и юридических инноваций, сущность которого состоит в совер-шенствовании существующих и применении новых методов и форм организации производства и труда, а также элементов хозяйственного механизма во всех звеньях управления экономикой.
Организация производства–система мер(правил,процессов,действий),направленныхна координацию и рационализацию сочетания во времени и пространстве всех трудовых и ма-териальных элементов производства (людей, орудий и предметов труда) с целью выпуска в определенные сроки необходимой потребителям продукции с наименьшими затратами при условии надлежащего качества и получения запланированной прибыли от ее реализации.
Организация труда–совокупность технических,организационных,санитарно-гигиенических мер, обеспечивающих определенное сочетание (соединение) работников во вре-мени и пространстве для достижения наибольшей эффективности трудовых процессов в усло-виях конкретно применяемых технологий и организации производства.
Хозяйственный механизм–способ хозяйствования,включающий в себя государствен-ное регулирование экономики, коммерческий расчет, планирование и прогнозирование, финан-сирование, ценообразование, материальное обеспечение, мотивацию и стимулирование труда, организационную структуру управления, маркетинг, научно-техническое обслуживание произ-водства и др. экономические элементы, и обеспечивающий эффективность внедрения достиже-ний НТП, совершенствования организации труда и производства.
Концентрация производства –сосредоточение производства одного или нескольких ана-логичных видов продукции или услуг на крупных предприятиях, в пределах небольшого ре-гиона.
Специализация производства–одна из форм общественного разделения труда как меж-ду разными отраслями и сферами производства, так и внутри отрасли, предприятия на всех ста-диях производственного процесса, характеризующаяся сосредоточением производства одно-родной продукции в рамках отрасли, предприятия, структурных подразделений предприятия.
Кооперированиекак форма организации производства представляет установление и ис-пользование долговременных производственных и управленческих связей между предприятия-ми, организациями и другими структурами, каждая из которых специализируется на производ-стве отдельных составных частей сложного изделия или на выполнении отдельного вида работ (услуг).
Комбинирование производства–одна из форм организации производства,заключающа-яся в технологическом сочетании взаимосвязанных разнородных производств одной или не-скольких различных отраслей промышленности в рамках одного предприятия - комбината.
Диверсификация производствапредполагает расширение сфер деятельности или но-менклатуры выпускаемой продукции с целью освоения новых рынков и уменьшения уровня предпринимательского риска хозяйствующего субъекта.
Конверсия производства–переориентацию предприятий на выпуск продукции принци-пиально другого типа.
Тестовые вопросы для самоконтроля
1. Что составляет последовательность действий, охватывающая все стадии создания но-винки (от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги) и ее практического использо-вания, включая ее диффузию в новые условия или места применения?
2. Какие исследования направлены на изучение теоретических основ процессов или явле-
ний?
3. Что является результатом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ?
4. На каком этапе жизненного цикла реализуется коммерциализация нововведения?
5. Как называется процесс распространения новации для использования в новых местах, сферах или условиях?
6. Что понимают под инновациями?
7. С каким понятием часто отождествляется понятие «инновация»?
8. К каким инновациям относятся новые методы хозяйственного управления наукой и производством?
9. Какие инновации направлены на создание новой потребительской ценности?
10. К каким инновациям относятся новые технологии производства продукции, организа-ции производства и управленческих процессов?
11. Какие инновации, исходя из степени их новизны, характеризуются появлением нового способа производства или ранее неизвестного продукта, которые дают начало или дают им-пульс развитию новой отрасли?
12. Какие инновации, исходя из степени их новизны, связаны с созданием новых моделей машин и материалов, улучшением параметров выпускаемой продукции?
13. Сколько в среднем процентов от общего их объема составляют инновации, иницииру-емые нуждами потребителей?
14. Что не относится к импульсам активизации инновационной деятельности предприя-
тия?
15. Что рассматривается в качестве обобщающего фактора использования организацион-ных, экономических, социальных и юридических инноваций?
16. Какая форма концентрации производства непосредственно отражает достижения НТП, т.е. носит интенсивный характер?
17. Какая форма организации производства носит экстенсивный характер?
18. Что рассматривается в качестве критерия оптимальности размеров предприятия?
19. В рамках какой формы специализации производства выделяются добывающие и пере-рабатывающие предприятия?
20. В какой форме организации производства относится диверсификация на сбытовые или снабженческие рынки?
Рекомендуемая литература: [9, 16-21]