Тема 1. Эволюция экономических знаний от Древнего мира до Средневековья
Тест № 2
1. Лауреатом Нобелевской премии по экономике является этот советский экономист:
а. В.Леонтьев б. Л.Канторович в. В.Новожилов г.В.Немчинов
2. Мировую известность Н.Д.Кондратьеву принесла теория ____________________________.
3. Выступая на Парижских мирных переговорах (1919г.), он изложил свой план послевоенного восстановления экономики Европы. В числе прочего он возражал против наложения огромных контрибуций на Германию, считая, что это может привести к усилению реваншистских настроений в стране ______________.
4. В своем произведении «Элементы чистой политической экономии» он дает характеристику предельной полезности, считая её основой ценности товара _______________________.
5. Основной его работой стала «Теория праздного класса» _______________________.
6. Она считала, что конкуренция является совершенной только тогда, когда никто из производителей не может влиять на уровень цен на рынке через объем продаж своей продукции ______________________________________.
7. Лауреат Нобелевской премии по экономике 1973 г., автор межотраслевого баланса - ______________________________________.
8. Кто из нижеперечисленных экономистов не является представителем меркантилизма?
а. Т.Ман б. А.Сьерра в. А.Монкретьен г. К.Манни
9. Термин «физиократия» означает в переводе с древнегреческого –
а. власть закона б. власть экономики в. отсутствие власти г. власть природы
10. Самое знаменитое произведение Ф.Кенэ называется:
а. Экономическая таблица б.Трактат о деньгах в.Налоги Ирландии г. Политическая экономия
11. А.Смит ввел в экономическую науку следующее образное выражение:
а. Невидимая Рука б. Регулирующая Рука в. Невидимое Рукопожатие г. Эгоистическая Рука
12. Крупнейшее произведение А.Смита называют:
а. Философия богатства б. История богатства в. Богатство народов г. Экономика богатства
13. По мнению Д.Рикардо, стоимость подавляющего большинства товаров определяется:
а. редкостью б. затратами труда в. полезностью г. затратами капитала
14. Ж.Б.Сэй сформулировал:
а. закон ренты б. закон убывающей производительности в. закон рынков
15. Книгу Т.Р.Мальтуса К.Маркс назвал:
а. Поповски напыщенный плагиат б. Гениальнейшая догадка в. Наиглупейшая работа
Тест № 3
1. Среди новых категорий, введенных К.Марксом в экономическую науку, нельзя найти:
а. прибавочную стоимость б. предельную норму замещения
в. органическое строение капитала г. конкретный труд
2. Среди разновидностей капитала К.Маркс не рассматривает:
а. потребительский капитал б. постоянный капитал
в. переменный капитал г. оборотный капитал
3. В своем произведении «Капитал» К.Маркс показал:
а. что пролетариат неизбежно вернет себе собственность
б. механизм образования прибавочной стоимости
в. что результатом изучения данной книги станет повышение жизненного уровня нации
г. все перечисленное верно
4. Среди основных инстинктивных склонностей людей, согласно Т.Веблену, отсутствует:
а. инстинкт праздного любопытства б. родительский инстинкт
в. склонность к приобретательству г. склонность к накоплению и сбережениям
5. Связь между объемом национального дохода и инвестициями, по Кейнсу, выражает особый коэффициент:
а. IQ б. индекс НикКей в. мультипликатор г. акселератор
6. Основная идея книги Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» состоит в том, что:
а. государство не должно вмешиваться в экономику
б. государство есть аппарат принуждения
в. государство должно регулировать экономику
г. роль государства в экономике - сторож
7. Какая из экономических школ не существовала в действительности?
а. меркантилизм б. институционализм в. историческая г. американская
8. Рональд Коуз называет затраты на сбор информации о ценах, на переговоры и заключение сделок и т.д. ____________________________________________________.
9. Неоинституционалисты не выделяют данный тип соглашений:
а. рыночное б. плановое в. индустриальное г. гражданское
10. Теория, использующая для объяснения экономических закономерностей предельные величины называется ________________________________________.
11. Структура, организация, установление, с помощью которого реализуется общественная и личная жизнь, обеспечивается преемственность и стабильность в обществе называется ________________________.
12. Единственный в России лауреат Нобелевской премии по экономике, ввел в экономическую и математическую науки понятие и модель линейного программирования в целях разработки оптимального подхода в процессе использования ресурсов - ____________________________.
13. Небогатый человек не смог бы купить эту книгу. Это были два больших тома, стоившие 1 фунт 16 шиллингов. ______________________________________________________________.
Тест № 4.
1. В Лондоне он создал Биржу обмена труда, где каждый член общества мог получить цену своего труда в бонах. В Нью-Ленарке – коммунистическую колонию ____________________.
2. Назовите работу, которая заканчивается словами «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» _______________.
3. Он считал, что разделение труда повышает производительность тремя способами: увеличение ловкости каждого отдельного рабочего; сбережение времени при переходе от одного вида деятельности к другому; стимулирование изобретений _______________________________.
4. Назовите город, в котором общественный строй характеризуется полным отсутствием частной собственности на средства производства. Все без исключения трудятся, рабочий день ограничен четырьмя часами, сельхозработы обязательны _______________________________.
5. При анализе воспроизводства он не использует постоянный капитал. Впоследствии это назовут _________.
6. По мнению этого экономиста, русского по происхождению, американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала ____________________________________________.
7. Он писал: «Земледелие – источник всех богатств государства и граждан»_________________.
8. Высшую стадию развития капитализма он назвал «империализм» _______________________.
9. О его (1767 – 1832) законе Д.Гелбрейт сказал «Принятие или непринятие человеком этого закона было до 30-х гг. XX века основным признаком, по которому экономисты отличаются от дураков» _____.
10. «Этот одинокий шотландец изданием одного сочинения больше сделал для благоденствия человечества, чем было когда-либо сделано совокупно взятыми способностями всех государственных людей, о которых сохранились достоверные известия в истории» _________.
11. Он назвал экономику национал-социализма, включавшей в себя все основные атрибуты командной системы, «принудительной» _____________________________________________.
12. В этой книге 10 глав. Автор рассматривает концентрацию производства, монополии, банки, финансовый капитал, финансовую олигархию и т.д. ___________________________________.
13. Этот советский экономист обосновал теорию больших циклов конъюнктуры, суть которой сводилась к утверждению, что наряду с обычными капиталистическими циклами продолжительностью в 7-11 лет, существуют циклы продолжительностью в 48-55 лет ______________.
14. Его «уравнение обмена» показывает соотношение между количеством денег в обращении и уровнем цен (записать уравнение, автора)____________________________________________.
15. Назовите автора книги «Экономика несовершенной конкуренции», опубликованной в 1933 году _____________________________________________________.
Тест № 5
1. Писатель Томас Карлей, прочитав его книгу «Опыт о законе народонаселения» назвал экономику мрачной наукой ________________________________________________________.
2. Выделяют три основных направления этого течения в экономике: социально-психологическое, социально-правовое и эмпирическое _________________________________.
3. Его «Принципы экономикс» стали «первым учебником, где математический анализ применялся для изучения спроса и предложения на различных рынках» ____________.
4. Как ответил У.Петти на вопрос № 26 своей книги «Самое малое, что можно было сказать о деньгах» - «Какое есть лекарство, ежели у вас мало денег?»_____________________________.
5. Канторович, Самуэльсон, Хайек, Фридмен, Леонтьев… Этот список можно продолжить, но что объединяет этих людей? _______________________________________________________.
6. «Собственность – это кража». Так сказал Ленин, Плеханов, Прудон, Сен-Симон, Низами.
7. Известный философ и экономист, учитель Александра Македонского ____________________.
8. Современник Петра I, предприниматель, организатор печатания денег, автор экономической программы по исправлению всех неисправностей в России, автор книги о скудости и богатстве ____________________________________________.
9. Этот французский экономист был личным медиком маркизы де Помпадур _______________.
10. Начав почти с нуля, он менее чем через 10 лет становится миллионером. Его прозвали Гений из Сити __________________________________.
11. Философ, экономист, историк и профессиональный политик, чье имя почиталось в недавнем прошлом у 1/6 населения земного шара _________________________________________.
12. Автор всемирно известного учебника по экономике, один из самых влиятельных экономистов современности ________________________________________.
13. Экономист, собравший воедино все учения о предложении и спросе. Он сравнивал спрос и предложение с лезвиями ножниц, которые не могут существовать отдельно _________________.
14. Профессор Кембриджского университета, умелый игрок на бирже, советник правительства Великобритании по финансовым вопросам – далеко не полный перечень заслуг этого человека ____________________________________.
15. Назовите единственного советского экономиста, ставшего лауреатом Нобелевской премии по экономике в 1975 г. __________________________________________.
16. Этого бывшего премьер-министра России называют «чикагским мальчиком» ______________.
17. Американский экономист, выходец из России, ставший лауреатом Нобелевской премии по экономике ________________________________________.
18. Петти, Смит, Риккардо, Мальтус … Кто лишний и почему? ______________________________.
Тест № 6
1. Какое известное экономическое произведение имеет подзаголовок «Критика политической экономии»? _________________________________________________.
2. «Страна обеспечивает приток драгоценных металлов, если экспорт её товаров превысит импорт». Это утверждение принадлежит ______________________________________.
3. Советский экономист (1892-1938), создатель теории больших циклов конъюнктуры, был репрессирован _____________________________________________.
4. Женщина-экономист, создавшая теорию несовершенной конкуренции ___________________.
5. Этот экономист (1767-1832) открыл так называемый «закон рынков», согласно которому масса произведенных в стране товаров должна быть куплена ___________________________.
6. О ком так сказал О.Уальд «Человек, который всему знает цену, но ничему не знает ценности»? ____________________________________.
7. «Бьет час капиталистической собственности, экспроприаторов экспроприируют». Автор? _________.
8. «Богатство, созидаемое промышленным трудом, возникает при помощи доходов, даваемых землей, и является само по себе богатством бесплодным, которое воспроизводится при помощи доходов от земельных угодий» Назовите школу _______________________________.
9. «Стремясь извлечь из этого производства продукт небольшой стоимости, он преследует только свою собственную цель, и в этом случае, как и во многих других, его ведет Невидимая рука, ведет к результату, не имеющему ничего общего с его намерениями». Автор? ________.
10. По его мнению, в обществе существует три класса: производительный (фермеры), класс земельных собственников и «бесплодный» класс (промышленники) _____________________.
11. Этот экономист ввел понятие «политическая экономия» _______________________________.
12. Его модель демонстрирует закон сравнительного преимущества: страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут делать с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами. ____________________________________.
13. Исследователи этого направления в экономике больше внимания уделяли сфере обращения _____________________________.
14. Закон, выведенный этим экономистом, гласит «Предельные полезности каждого блага, деленные на его цену должны быть равны между собой и, давать в итоге среднюю полезность на доллар дохода» ____________________________________________________.
15. Именно он поставил себе целью «Освободить германскую экономику от пут командно-административных методов ведения хозяйства и вернуть её на рыночные рельсы» ___________________________________________.
16. Он считал, что «…люди помогают друг другу и одновременно способствуют развитию общества, хотя каждый из них – эгоист и печется только о своих интересах» ______________.
Тест № 7
1. Еще до того, как он стал знаменитым, он утверждал: «Для того, чтобы поднять государство с самой низшей ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужен лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей». Это писал А.Смит, К.Маркс или Д.М.Кейнс? _________________________________________.
2. Этого экономиста называют экономистом эпохи промышленного переворота _____________.
3. Он считал, что соотношение между численностью населения и производством средств существования людей через 200 лет будет как отношение 256 к 9, его звали _______________.
4. Дословно название этого учения переводится как «власть природы»______________________.
5. Он является и основателем и лидером монетаризма, лауреат Нобелевской премии 1976 года.
Тест № 8
(укажите автора и название произведения)
1. «Обычным средством для увеличения нашего богатства и денег является внешняя торговля. При этом мы должны постоянно соблюдать следующее правило: продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них. Предположим, что наше королевство обильно снабжено сукном, свинцом, оловом, железом, рыбой и другими отечественными товарами, избыток которых мы ежегодно вывозим за границу на сумму 2 200 000 фунтов; и в то же время мы покупаем за границей и ввозим к себе иностранных товаров для собственного потребления на 2 000 000 фунтов. При соблюдении этого правила в нашей торговле мы можем быть уверенными, что королевство будет обогащаться ежегодно на 200 000 фунтов, которые будут ввозиться к нам в виде денег, так как та часть наших товаров, за которую мы не получим в обмен товары же, будет по необходимости ввезена в, виде денег». __________________________
2. «...Человек постоянно нуждается в помощи своих ближних, но тщетно было бы ожидать ее лишь от их расположения. Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них... Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе, — таков смысл всякого подобного предложения...»._________________________________
3. «Отсюда вытекают два вывода:
Во-первых: стоимость, или цена, рабочей силы приобретает видимость цены, или стоимости, самого труда, хотя, строго говоря, стоимость и цена труда представляют собой бессмысленные термины.
Во-вторых: хотя оплачивается только часть дневного труда рабочего, а другая часть остается неоплаченной, и хотя именно этот неоплаченный, или прибавочный, труд образует тот фонд, из которого образуется прибавочная стоимость, или прибыль, однако кажется, будто весь труд является оплаченным трудом.
Эта обманчивая видимость отличает наемный труд от других исторических форм труда. На основе системы наемного труда даже неоплаченный труд представляется оплаченным трудом». ____
4. «По мере расширения знаний и усиления деловой предприимчивости производителей они в каждом случае выбирают те факторы производства, какие лучше всего отвечают их целям. Сумма цен предложения, используемых таким образом факторов производства, как правило, меньше, чем сумма цен предложения любой другой группы факторов, которой их можно было бы заменить; как только производители обнаруживают, что дело обстоит иначе, они, как правило, приступают к замене такой комбинации факторов менее дорогостоящей их комбинацией. В дальнейшем мы увидим, как примерно аналогичным образом общество заменяет одного за другим предпринимателей, эффективность деятельности которых пропорционально меньше получаемых ими доходов. Мы можем назвать это удобства ради принципом замещения________________________________________________________
5. «Миллиард людей, по закону народонаселения, должен удвоиться через 25 лет, точно так же, как и тысяча человек; но нельзя получить с прежней легкостью пищу для пропитания быстровозрастающего населения. Человек стеснен ограниченным пространством; когда мало-помалу, десятина за десятиной, будет занята и возделана вся плодородная земля, увеличение количества пищи может быть достигнуто не иначе, как только путем улучшения занятых ранее земель. Эти улучшения, по самим свойствам почвы, не только не могут сопровождаться постоянно возрастающими успехами, но, наоборот, последние будут постепенно уменьшаться, в то время как население, если оно находит средства существования, возрастает безгранично и это возрастание становится, в свою очередь, деятельной причиной нового возрастания». _____________________________________________________
Тест № 9
(укажите автора и название произведения)
1. «Поэтому и обычный психологический закон, согласно которому при увеличении или уменьшении реального дохода общества размеры совокупного потребления будут меняться в том же направлении, но не с такой быстротой, можно сформулировать, правда, не с абсолютной точностью, но с такими оговорками, которые являются очевидными и легко могут быть представлены с достаточной полнотой в формальном виде, прибегнув к следующим положениям: величины DСw и DUw имеют одинаковый знак, но DUw DСw, где Сw представляет собой потребление, выраженное в единицах заработной платы... Поэтому мы можем определить и предельную склонность к потреблению как DСw / DUw. Эта величина играет весьма существенную роль: она показывает, как очередное увеличение продукции будет разделено между потреблением и инвестициями. Ведь DUw = DСw + DIw, где DСw и DIw представляют собой соответственно приращения потребления и инвестиций. Таким образом, мы можем записать следующее соотношение: DUw = k x DIw, где величина равна предельной склонности к потреблению. Назовем k мультипликатором инвестиций». ___________________________________________________________
2. «Началу повышательной волны второго большого цикла равным образом предшествует ряд крупнейших технических изобретений. Среди них можно указать: значительное усовершенствование паровоза (1824), изобретение турбины (1824—1827), начало использования портлендского цемента (1824), начало добычи чилийской селитры (1830), конструирование жнейки (1831), построение первого автомобиля (1831), открытие индукции (Фарадей, 1832), открытие гальванопластики (Якоби, 1833), изобретение электрической лодки (1834), изобретение электромагнитного телеграфа (1832), телеграфа Морзе (1837), постройка первого колесного парохода (1836), изобретение обжигательных печей, действующих генераторным газом (1838), изобретение парового насоса (1840), парового молота (1842), изобретение ротационного пресса (1846), введение процесса бурения с постоянным током воды высокого давления (1846), изобретение швейной машины (1847), устройство кабеля (1848)». ______________________________________
3. «Почти все главные проблемы в политической экономии имеют одну и ту же сущность. Сущность эта заключается в том, как балансируются две противостоящие друг другу группы мотивов. Один мотив состоит в том, чтобы приобретать новые товары для удовлетворения потребностей; другой – чтобы избежать определенных жертв или достичь определенного удовлетворения потребностей… Другими словами, речь идет о том, как предложение и спрос уравновешивают друг друга»________________________________
4. «Два человека возделывают обувь и шляпы, и один превосходит другого в обоих занятиях, но, изготовляя шляпы, он может превзойти своего соперника на одну пятую, или на 20%, а изготовляя обувь, на одну треть, или на 33%; не будет ли выгоднее, чтобы более искусный занялся исключительно изготовлением обуви, а менее искусный производством шляп?»_________
5. «Почему вода, которая настолько необходима, что без неё невозможна жизнь, имеет такую низкую цену, в то время как у алмазов, которые совершенно не нужны, такая высокая цена?» ____________
6. «…Нация распадается на три класса граждан: класс производительный, класс собственников и класс непроизводительный… «Экономическая таблица» охватывает три указанных класса и ежегодно получаемое ими богатство и описывает обмен между ними».______________________________________________________
Тест № 10
(укажите автора и название произведения)
1. «Один рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет её, третий обрезает, четвертый заостряет конец, пятый обтачивает один конец для насаживания головки; изготовление самой головки требует двух или трех самостоятельных операций, полировка булавки – другую; самостоятельной операцией является даже завертывание булавок в пакетики… Я видел одну небольшую мануфактуру такого рода, где было занято только десять рабочих и, следовательно, некоторые из них выполняли по две или три различные операции. Хотя они были очень бедны и потому недостаточно оснащены необходимыми приспособлениями, они могли, работая с напряжением, выработать около двенадцати фунтов булавок в день. В фунте более четырех тысяч булавок среднего размера. Следовательно, эти десять человек производили более сорока восьми тысяч булавок в день… Но если бы они работали в одиночку и независимо друг от друга…, то, несомненно, ни один из них не смог бы сделать двадцать булавок в день, а, возможно, не сделал бы и одной». __________________________
2. "Если одну унцию серебра можно добыть и доставить в Лондон из перуанских рудников с такой же затратой времени, какая необходима для производства одного бушеля хлеба, то первый из этих продуктов будет составлять естественную цену второго; и если вследствие открытия новых, более богатых рудников две унции можно будет добывать так же легко, как и теперь одну, то при прочих равных условиях хлеб будет так же дёшев при цене в 10 шил. за бушель, как теперь при цене в 5 шил." ____________________________________
3. «Человек, пришедший в занятый уже мир, если его не могут прокормить родители, чего он может обоснованно требовать, и если общество не нуждается в его труде, не имеет права на какое-либо пропитание; в сущности, он лишний на земле. На великом жизненном пиру для него нет места. Природа повелевает ему удалиться и не замедлит сама привести свой приговор в исполнение".__________________________________________________________
4. Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли цена полезностью или издержками производства, как о том, разрезает ли листок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц». ______________________________________________________
5. Он, в частности, указывал на то, что для товаров широкого потребления «эластичность спроса велика при высоких ценах… значительна при средних ценах, но по мере снижения цен сокращается, причем она постепенно вовсе исчезает, если падение цен столь сильно, что достигается уровень насыщенности спроса»._______________________________
6. «Основной психологический закон состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере в какой растет доход". _______
7. Он отвергал представления об «экономическом человеке», т.е. о человеке, выступающем в качестве субъекта максимизации полезности, или, как его характеризовал сам автор «Теории праздного класса» (1899): «молниеносного вычислителя удовольствий и неприятностей, или маленького шарика, раскатывающегося под действием стимулов, которые швыряют его туда-сюда, но в то же время он остается невозмутимым».
Тесты для самопроверки
Тема 1. Эволюция экономических знаний от Древнего мира до Средневековья
1. Какой тип хозяйства не был характерен для Древнего мира:
а) аграрный; б) рабовладельческий; в) феодальный; г) натуральный.
2. Экономические меры регулирования цен на хлеб для стабильности в обществе были предложены в:
а) законах Хаммурапи; б) «Артхашастре»; в) трудах Конфуция; г) трактате «Гуань-дзы».
3. Заглавие труда Ксенофонта «Экономикос» переводится как:
а) искусство приумножать богатство; б) искусство управления домашним хозяйством; в) искусство торговли.
4. Собственность в идеальном государстве, по мнению Платона, должна быть:
а) государственной; б) частной; в) долевой; г) акционерной.
5. В «Политейи» Платона жители страны делятся на сословия. Какое сословие у философа отсутствует:
а) правители (философы); б) воины (стража, охраняющая государство);
в) свободные ремесленники, земледельцы, торговцы; г) рабы.
6. При анализе полезных для человека свойств товара Аристотель отметил два качества. Какое из перечисленных он не выделил:
а) продукт человеческого труда; б) способность к удовлетворению потребностей;
в) способность к обмену на другое благо.
7. Искусство приумножать богатство в денежной форме посредством ростовщичества Аристотель называл:
а) экономикой; б) политикой; в) хрематистикой; г) этикой.
8. Вопрос о передаче хозяйствования колонам в экономической мысли Древнего Рима поставил:
а) Варрон; б) Колумелла; в) Катон; г) Цицерон.
9. Фома Аквинский (Аквинат) предложил теорию:
а) справедливой цены; б) монопольной цены; в) равновесной цены; г) конкурентной цены.
10. Экономистов-философов Средневековья называли:
а) аграрниками; б) канониками; в) меркантилистами; г) классиками.