Гл. I. Октябрьская революция и создание советского государства 2 страница
Однако, несмотря на значительную эмиссию, денег в стране не хватало. Это вынуждало использовать в качестве денег различного рода суррогаты. Так, в сентябре 1917 г. в качестве денег стали использоваться облигации «Займа свободы». Советская власть узаконила эту практику, предписав обрезать на этих облигациях купоны на получение 5% дивидендов. Причина изъятия купонов заключалась в том, что большевики объявили запрет на проведение всякого рода лотерей, денежных игр и выигрышных займов. Облигации с необрезанными купонами попадали под этот запрет и в качестве денег не принимались. Наряду с облигациями «Займа свободы» в качестве денег принимались билеты Государственного внутреннего 4,5% выигрышного займа, выпущенного Временным правительством в августе 1917 г. Кроме них, имели хождение 5%-ные векселя (краткосрочные обязательства) Государственного казначейства, выпущенные в 1916 г. для покрытия дефицита государственного бюджета. На них был номинал в 1000, 5000, 10 000, 25 000, 100 000, 500 000 и 1 000 000 руб. Эти и другие суррогаты имели хождение на территории РСФСР вплоть до 1921 г., число их видов достигло 47. Кроме того, правительственные финансовые органы смогли наладить эмиссию кредитных и банковских билетов царского образца достоинством в 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100 и 500 руб.
Недостаток денег ощущался и в провинции, тем более, что из-за расстройства работы транспорта отправленные деньги не всегда достигали цели. Поэтому местные органы власти были вынуждены эмитировать собственные деньги. На неподконтрольной РСФСР территории печатание собственных денег в годы Гражданской войны стало обычным делом Одновременно на территории страны имела хождение и иностранная валюта. По имеющимся подсчетам, в конце 1918 г. в стране обращалось свыше 2 тыс. видов различных денежных знаков и их суррогатов.
Снабжение населения.21 ноября 1918 г. СНК принял декрет «Об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства». Декретом было установлено, что для организации планомерного снабжения населения из государственных и кооперативных распределительных пунктов, которые должны заменить частную торговлю, заготовка всех предназначенных для личного потребления продуктов возлагается на Наркомпрод. Непосредственное руководство всем снабжением населения промышленной и кустарной продукцией было возложено на организованное в составе Наркомпрода Главное управление продуктораспределения (Главпродукт). Согласно декрету все выработанные на национализированных предприятиях изделия подлежали передаче Наркомпроду для организации снабжения ими населения. Спустя неделю постановлением ВСНХ и Наркомпрода была объявлена государственная монополия торговли важнейшими товарами (сахар, кондитерские изделия, чай, соль, спички, ткани, обувь, мыло и др.). Частная торговля этими предметами первой необходимости была запрещена. Городское население получало продукты питания из двух основных источников: приобретало продукты на рынке и снабжалось продовольствием по карточкам.
Карточная система.Карточная система снабжения как форма государственного регулирования потребления была введена еще в период Первой мировой войны в ряде стран, в том числе и в России. Введенная большевиками карточная система имела своей целью обеспечить минимальное потребление не всего населения, а в первую очередь трудящихся города, особенно рабочих. Поэтому, в отличие от периода Первой мировой войны, уравнительный отпуск продуктов по карточкам был заменен классовым принципом снабжения. Пересмотр прежнего порядка снабжения населения продуктами начался в Петрограде, где с 1 июля 1918 г. был введен так называемый классовый паек. В конце июля 1918 г. коллегия Народного комиссариата продовольствия вынесла постановление о необходимости применения классового пайка во всех населенных пунктах городского типа. Для этого были установлены вначале четыре, а затем три категории карточек. Введение классового пайка позволило в большей мере обеспечить снабжение продуктами питания рабочих и другие группы населения. Однако абсолютные нормы снабжения были недостаточными. Даже по карточкам первой категории выдавалось в день немногим более 1/3 фунта хлеба и 1,75 фунта картофеля (фунт - 453,6 г. В декабре 1919 г. на централизованном снабжении государства состояло в это время приблизительно 40 млн. человек (население Советской России в то время составляло приблизительно 136,8 млн.).
Основные черты «военного коммунизма».Таким образом, «военный коммунизм» _ это попытка организовать скачок в социализм. Социализм же, в понимании большевиков, - это господство единой общенародной собственности, при которой частная собственность подлежит уничтожению. В основе социализма, по мнению большевиков, должна лежать безрыночная система хозяйства, при которой товарно-денежные отношения не нужны. Отсюда вытекают и основные составляющие политики «военного коммунизма». При такой политике излишки продовольствия сдаются государству, т.е. осуществляется продразверстка. Вся промышленность концентрируется в руках государства - это главкизм. Продовольственные и промышленные товары предоставляются трудящимся бесплатно или почти бесплатно и без учета количества и качества произведенной продукции, т.е. вводится натурализованное уравнительное распределение. В этой ситуации система денежного обращения уступает место натуральному обмену, происходит ликвидация рынка и отмирание денег. При этом все взрослое трудоспособное население в порядке трудовой повинности, т.е. внеэкономически, направляется на работу и используется в интересах государства, тем самым происходит милитаризация труда.
Состояние советской экономики к концу Гражданской войны.Таким образом, в годы Гражданской войны большевики попытались совершить скачок в социализм, построить коммунистическое безденежное общество. Для этого они попытались сосредоточить в своих руках максимум материальных ресурсов и отсидеться в «осажденной крепости», дожидаясь победы мировой пролетарской революции. Поэтому целью «военного коммунизма» было не столько развитие народного хозяйства, сколько организация рационального распределения и потребления произведенного ранее продукта для того, чтобы продержаться до победы мировой революции. Это означает, сто в экономической политике большевиков приоритет отдавался не производству, а распределению. Очевидно, что долго такая политика продолжаться не могла, так как для того, чтобы распределять, необходимо что-то и производить.
Большевики хотели бы продолжать такую политику и после завершения Гражданской войны, однако в экономике страны была полная разруха, вызванная семилетней войной и неквалифицированным управлением народным хозяйством. Объем промышленного производства за эти годы по сравнению с 1913 годом сократился в 7 раз, а в некоторых отраслях - в десятки раз. К примеру, производство чугуна составило лишь 2% от довоенного уровня, сахара - 3%. Не хватало топлива, стояли железные дороги. Не хватало и продуктов питания, в стране усиливался голод. Опустели города, численность населения в Петрограде сократилась в три раза.
В социальной сфере завершение войны привело к демобилизации из Красной армии примерно 2 миллионов человек. Эти люди оказались лишними как в городе, так и в деревне. Рабочие в городах не были обеспечены работой, многие из них вынуждены были бежать в деревню. В стране происходил очень опасный для советской власти процесс деклассирования рабочего класса. В политической сфере непрерывные антибольшевистские восстания ставили их власть под сомнение. Главной опасностью были крестьянские восстания. Миллионы крестьян были недовольны практикой продовольственной и прочих разверсток, бесхозяйственностью и насилием местных властей. В этой ситуации всенародное восстание против большевиков становилось лишь вопросом времени. Это было очень опасно, так как Кронштадтское восстание показало, что рассчитывать на благонадежность армии не приходится.
К этому следует добавить и фактор внешнеполитический - разгром Красной армии под Варшавой. Это поражение означало запаздывание мировой революции и ставило Россию перед перспективой длительного сосуществования с враждебным капиталистическим окружением. Таким образом, за годы Гражданской войны большевики использовали имевшиеся в стране запасы сырья и продовольствия, но мировая революция запаздывала. В начале 1921 года советская власть испытала глубочайший социально-экономический кризис. В этой ситуации большевики вынуждены были изменить свою политику и перейти к новой экономической политике, т. е. новой по отношению к «военному коммунизму».
Национализация земли. В историческом декрете II Всероссийского съезда Советов «О земле», принятого 26 октября 1917 года, говорилось, что помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа, «что помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные со всем их живым и мертвым инвентарем переходят в распоряжение Волостных земельных комитетов и Уездных Советов крестьянских депутатов. При этом декрет устанавливал, что земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются. Была установлена государственная, всенародная собственность на землю, на ее недра, воды и леса. Земля была изъята из гражданского оборота. В основу декрета о земле был положен общекрестьянский Наказ, составленный на основании 242 местных крестьянских наказов. Согласно ст.1 Наказа, частная собственность на землю отменялась навсегда. По декрету о земле крестьянство получило безвозмездно от Советской власти более 150 млн. десятин новых земель, находившихся прежде в руках помещиков, буржуазии, царской семьи, монастырей и церквей. Крестьяне были освобождены от ежегодных арендных платежей помещикам в сумме около 500 млн. рублей. Распределение национализированной земли происходило по принципу уравнительного трудового землепользования. Принятый III Всероссийским съездом Советов 19 февраля 1918 года Закон «О социализации земли» так же как и первый декрет о земле наряду с уравнительным распределением земли предусматривал всяческое содействие росту социалистических форм сельского хозяйства. В нем указывалось, что в целях скорейшего достижения социализма, государство оказывает всяческое содействие (культурную и материальную помощь) общей обработке земли, давая преимущество трудовому коммунистическому артельному и кооперативному хозяйствам перед единоличным. Все земли общенародного земельного фонда разделялись на земли: 1) специальной культуры и промышленного значения и 2) земли, не имеющие такого значения и подлежащие распределению между населением в уравнительное землепользование. Земли и помещичьи имения, имевшие специально-культурное значение, не подлежали распределению между крестьянами. Именно на базе этих земель были созданы первые колхозы и коммуны.
Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Усложнение и обострение в стране классовой борьбы потребовали создания специального органа, который осуществлял бы борьбу с контрреволюцией, саботажем и иными тяжкими преступлениями. 20 декабря 1917 года была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), состоявшая при Совете народных комиссаров. В связи с этим военно-революционный комитет при ВЦИК был упразднен. Председателем ВЧК был назначен Ф.Э.Дзержинский. ВЧК ликвидировала многочисленные контрреволюционные организации вроде «Союза спасения Родины и революции», «Союза спасения Родины и свободы», «Единой великой России», «Национального центра» и т.д. ВЧК принимала непосредственное участие в подавлении и разгроме многочисленных заговоров и восстаний «левых» и «правых» эсеров, анархистов, кадетов и т.д.
В годы Гражданской войны ВЧК явилась главным карательным органом в стране. Первое время после прихода к власти большевики не ставили задачу создания единой организации, ведущей борьбу с политическим противником. Но уже 6 декабря 1917 года СНК рассмотрел вопрос «О возможности забастовки служащих в правительственных учреждениях во всероссийском масштабе» и постановил: «Поручить т. Дзержинскому составить особую комиссию для выяснения возможности борьбы с такой забастовкой путем самых энергичных революционных мер, для выяснения способов подавления злостного саботажа». В соответствии с постановлением СНК, Дзержинский вечером 7 декабря провел организационное заседание комиссии. В тот же вечер он выступил на заседании Совнаркома, где изложил основные задачи комиссии, отраженные в протоколе: 1) пресекать и ликвидировать все контрреволюционные и саботажные попытки и действия по всей России со стороны кого бы они ни исходили; 2) предание суду Революционного Трибунала всех саботажников и контрреволюционеров, и выработка мер борьбы с ними; 3) комиссия ведет только предварительное расследование, поскольку это нужно для пресечения…
С первых дней своего существования Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) становится органом политического сыска по борьбе с инакомыслием, которая, прежде всего, должна бороться с политическими партиями и печатными органами, противостоящими большевикам. Возникнув как сравнительно небольшая организация, она постепенно расширяет сферу своего влияния. К весне 1918 года, переехав вместе с правительством в новую столицу – Москву, она превращается в главный общегосударственный орган борьбы с политическими противниками большевиков.
В 1918 году быстро идет процесс создания губернских чрезвычайных комиссий, который в основном завершился в августе. К этому времени в стране имелось 38 губчека. Важной вехой в становлении ВЧК явилась Первая Всероссийская конференция чрезвычайных комиссий, проходившая 11-14 июня 1918 года. В ее постановлении ставилась задача организовать чрезвычайные комиссии не только в каждом областном и губернском Совдепе, но также «при крупных уездных Совдепах, узловых железнодорожных центрах, крупных портах, пограничной полосе…» Этим решением было положено начало созданию нижнего звена чекистского аппарата: уездных и районных ЧК. В 1919-1920 гг. уездные ЧК сливаются с уездными управлениями милиции. 28 ноября 1918 года II-я Всероссийская конференция ЧК постановила образовать при ВЧК транспортный отдел. К началу 1919 года чекистские органы контролировали практически всю сеть железных дорог и водных путей. Транспортные ЧК были изъяты из подчинения губернских ЧК, так как они создавались в соответствии с административным делением НКПС.
Расширяя сферу своего влияния, ВЧК не могла оставить без внимания вооруженные силы. Первая чрезвычайная комиссия в Красной армии была создана 16 июля 1918 года во главе с М.Я.Лацисом на Восточном фронте. 19 декабря 1918 года решением ЦК РКП (б) на базе Военного контроля Реввоенсовета и армейских (фронтовых) чрезвычайных комиссий был создан Военный отдел, а 1 января 1919 года он был переименован в Особый отдел (ОО) при ВЧК и стал единым органом для «борьбы со шпионажем, изменой Родине и другими контрреволюционными преступлениями в Красной армии». Положение «Об особых отделах при ВЧК» было утверждено ВЦИК в феврале 1919 года.
При создании чекистских органов большое внимание обращалось на разработку и развитие методов и средств оперативной деятельности. Вопрос о допустимости в работе ВЧК агентуры обсуждался 12 июля 1918 года на собрании фракции РКП (б) Первой Всероссийской конференции ЧК. Конференция приняла решение: «Секретными сотрудниками пользоваться». Развитие агентурного аппарата ВЧК шло по двум направлениям: создание института штатных агентов внутреннего наблюдения и формирование осведомительной сети. Штатные агенты внутреннего наблюдения комплектовались в основном из сотрудников чрезвычайных комиссий. Но их было недостаточно.
30 июня 1921 года ВЧК потребовала «…принять меры насаждения осведомления на фабриках, заводах, центрах губерний, совхозах, кооперативах, лесхозах, карательных отрядах, деревнях. К работе по постановке осведомления отнестись возможно внимательней, соблюдая принцип конспирации». 17 июля 1921 года ВЧК разработала специальную инструкцию по осведомительной службе. Параллельно с развитием агентурного аппарата, ВЧК развивались службы наружного наблюдения и контроля почтовой и телеграфной корреспонденции. Развитие секретных методов и средство оперативной деятельности требовало изменить структуру ВЧК и ее органов. Поэтому в ВЧК был создан секретно-оперативный отдел, который занимался постановкой агентурно-осведомительной работы и службы наружного отделения. 14 января 1921 года в ВЧК было создано шесть отделов: особый, секретный, оперативный, информационный, иностранный и регистрационно-статистический.
ВЧК разоблачила ряд шпионских организаций, которые возглавлялись агентами иностранных разведок. С первых дней своего образования ВЧК осуществляла наряду с функциями контрразведки и функции разведки, оставаясь при этом и органом политического сыска. ВЧК не только проводила расследование важных государственных преступлений, но и осуществляла суд (дежурные камеры ВЧК) и исполнение приговоров. Опыт ВЧК сыграл определенную роль в оформлении основных положений советского уголовного права.
Организация Красной армии. Октябрьская революция сломала старую царскую армию. Первым выражением этого слома явился ноябрьский декрет Советского правительства 1917 г. о постепенном переходе к демобилизации старой армии. С конца ноября 1917 г. было прекращено производство в офицеры, юнкерские училища и школы прапорщиков были закрыты. 29 (16) декабря 1917 года Совнарком издал декрет о выборном начале и об организации власти в армии. Согласно этому декрету вся полнота власти в армии принадлежала солдатским комитетам и советам. Была введена выборность командного состава и должностных лиц. В тот же день советским правительством был издан декрет об уравнении в правах всех военнослужащих. Старые офицерские чины и звания были упразднены, ликвидировалась кастовость в армии.
После разгрома старой армии советской власти пришлось срочно взяться за создание новой советской армии. Основой ее послужили созданные в ходе революционных боев отряды Красной Гвардии, из них и начали формироваться командный и политический состав новой Красной армии. В декабре 1917 года ЦК партии обсудил вопрос о создании добровольческой социалистической армии. 28 (15) января 1918 года В.И.Ленин подписал декрет об организации Рабоче-крестьянской Красной Армии. Декретом от 14 февраля 1918 г. тоже на принципе добровольности создавался Рабоче-крестьянский Красный Флот. Управление войсками было сосредоточено в комиссариате по военным и морским делам. Формированием армии руководила созданная для этих целей специальная всероссийская коллегия по организации Красной армии.
С весны 1918 г. начали переход к строительству Красной армии по принципу воинской обязанности. IV чрезвычайный съезд Советов признал первым долгом всех трудящихся повышение обороноспособности нашей страны на началах социалистической армии и всеобщего обучения граждан военному делу. Для строительства регулярной массовой Красной армии в марте 1918 года декретом правительства был образован Высший военный совет. На местах эту работу возглавили специально созданные в апреле 1918 года военный комиссариаты. Высший военный совет объединял деятельность армии и флота, разрешал общие для военного и морского ведомства вопросы. Он разрабатывал основные оперативные задания по обороне государства и организации вооруженных сил страны.
Зачатком новой военной организации советского государства была Красная гвардия. Вместе с отрядами вооруженных солдат и матросов, она была надежной опорой диктатуры пролетариата. Но отряды Красной гвардии были малочисленны, слабо обучены военному делу, и ими невозможно было защищать Советскую Республику. К тому же большая часть офицеров и генералов оказались в лагере контрреволюции. Необходимость слома старой армии была очевидной. Ленинский план решения этой задачи заключался в следующем: 1) быстрая и полная демократизация армии; 2) ликвидация власти и влияния реакционного генералитета и офицерства; 3) разрушение всех недемократических военных учреждений; 4) постепенная демобилизация и роспуск старой армии.
Постановлением II Всероссийского съезда Советов 26 октября 1917 года при формировании Советского правительства был создан высший военный орган республики – Комитет по военным и морским делам (В.А.Антонов-Овсиенко, Н.В.Крыленко, П.Е.Дыбенко). Перед ним были поставлены следующие задачи: 1) объединение руководства военным и морским ведомствами старой армии; 2) принятие на себя руководства центральным аппаратом. Выполнив свои задачи, в конце ноября 1917 года (по старому стилю) Совет прекратил свое существование, был создан Наркомат по военным делам, а в феврале 1918 года Наркомат по морским делам.
Одновременно началась демократизация старой армии: отмена смертной казни на фронте, восстановление свободы агитации, освобождение после ареста революционных солдат и офицеров. 16 (29) декабря 1917 года СНК принял декреты «Об уравнении всех военнослужащих в правах», «О выборном начале и об организации власти в армии», которые узаконили развернувшуюся в армии демократизацию. К началу января 1918 года демократизация старой армии была завершена, а демобилизация ее, начатая в ноябре 1917 года и протекавшая в значительной мере стихийно, закончилась к апрелю 1918 года.
Следующий этап в строительстве вооруженных сил республики, начало строительства Красной Армии на добровольческом принципе ее комплектования. Добровольчество являлось необходимой переходной формой военного строительства в условиях огромной усталости трудящихся от войны. 15 января 1918 года В.И.Ленин подписал декрет о создании РККА на добровольческих началах и учреждении при Наркомате по военным делам Всероссийской коллегии по организации и управлению РККА. Верховным руководящим органом РККА, согласно декрету, являлся СНК. Одновременно с Красной армией как ее составная часть создавался Красный воздушный флот (29 января был принят декрет об образовании Красного флота). В ряды Красной армии был открыт доступ всем трудящимся Советской Республики независимо от религиозной, национальной и расовой принадлежности. От вступивших в ряды армии требовались рекомендации войсковых комитетов, партийных, профсоюзных и других общественных организаций. При вступлении целыми частями требовалась круговая порука и поименное голосование. Первые части комплектовались партийными и советскими органами Москвы, Петрограда, Иваново-Вознесенска, некоторых городов Урала. На 1 апреля 1918 года в рядах Красной армии насчитывалось 155 тысяч человек, а на 20 апреля – уже 200 тысяч человек. Управление войсками осуществлялось выборными командирами и коллегиальными органами.
Уровень боевой подготовки красноармейцев и большинства командного состава был невысок. Отсутствие боевых резервов, системы подготовки пополнений являлось серьезным недостатком добровольческого принципа к всеобщей воинской обязанности трудящихся. Переход к ней от добровольчества нужно было подготовить и в организационном плане. 4 марта 1918 года СНК образовал Высший военный Совет (военный руководитель М.Д.Бонч-Бруевич). Должность Верховного главнокомандующего была упразднена. Большие трудности при строительстве Красной армии возникли в связи с нехваткой командных кадров. 25 марта 1918 года В.И.Ленин на совещании руководителей Наркомвоена указал на необходимость наряду с подготовкой своих командных кадров использовать и старых специалистов, стоящих на лояльной платформе по отношению к советской власти. Для контроля за их деятельностью в частях и подразделениях Красной армии учреждался институт красных комиссаров.
В результате этой политики в течение 1918 года в Красную армию добровольно вступило, и было призвано по мобилизации 22 тыс. генералов и офицеров. Военный специалисты использовались на командных должностях, в штабах и инструкторами в подразделениях. Из числа военных специалистов выросли такие известные советские военноначальники как И.И.Вацетис, С.С.Каменев, А.И.Егоров, М.Н.Тухачевский, И.П.Уборевич. В конце 1921 года в Красной армии из 217 тысяч командного состава – 66% было подготовлено из числа рабочих и крестьян, 34% составляли военный специалисты.
Следующим этапом в строительстве Красной армии было объявление обязательной воинской повинности. Весной 1918 года войска интервентов и внутренней контрреволюции составляли 700 тысяч человек. Красная армия к этому времени имела только 300 тысяч добровольцев, из них только 199 тысяч человек были вооружены. Для отражения внешней и внутренней контрреволюции необходимо было перейти к комплектованию армии и флота путем всеобщей мобилизации рабочих и беднейшего крестьянства. Постановлением ВЦИК от 29 мая 1918 года было объявлено об обязательном наборе в армию. С этого времени начался новый этап в строительстве вооруженных сил страны. Наркомвоен приступил к разработке плана мобилизации первоначально в пролетарских районах Москвы и Петрограда в Центральном промышленном районе.
V Всероссийский съезд Советов в июле 1918 года законодательно закрепил в принятой им Первой Советской Конституции политические основы и принципы комплектования Красной армии. Съезд установил всеобщую обязательную воинскую повинность с 18 до 40 лет, отменил выборность командного состава, подчеркнул необходимость широкого использования опыта старых специалистов, офицеров и генералов. В июне 1918 года был объявлен призыв на военную службу пяти возрастов. Постановлением ВЦИК от 2 сентября 1918 года был создан Реввоенсовет Республики, одновременно упразднен Высший военный Совет и введена должность Главнокомандующего всеми вооруженными силами Республики. К 1 декабря 1918 года было развернуто 12 армий, сражавшихся на Северном, Южном и Восточном фронтах. Общая численность армии достигала 800 тысяч человек, а к началу 1919 года армия насчитывала 1 млн. 630 тысяч человек.
Большое значения для политического и военного воспитания бойцов Красной армии имело введение воинских уставов. Были утверждены Устав внутренней службы, Дисциплинарный Устав, Устав гарнизонной службы. В конце 1918 года на каждого бойца была введена книжка красноармейца – своеобразный свод правил и норм поведения воина Красной армии. Еще летом 1918 года для всех командиров и красноармейцев был установлен единый знак отличия – эмалевая пятиконечная звезда. Формой одежды до выработки новой была форма старой армии, но без погон и других знаков отличия. После окончания Гражданской войны Красная армия была переведена на мирное положение, и к концу 1924 года ее численность сократилась в 10 раз. 29 января (11 февраля) 1918 года СНК принял решение о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота, тоже первоначально на добровольческих началах. В феврале 1918 года был создан Наркомат по морским делам. В дальнейшем развитие РККФ прошло такие же этапы, как и РККА.
В годы Гражданской войны возникла и наградная система Советского государства. Первые советские боевые ордена появились в 1918 году. Декретом ВЦИК РСФСР от 16 сентября 1918 года был учрежден орден Красного Знамени РСФСР, которым мог быть удостоен каждый гражданин республики, «проявивший особую храбрость и мужество при непосредственной боевой деятельности». Первым кавалером этого ордена стал Василий Константинович Блюхер. Всего В.К.Блюхер был награжден пятью орденами Красного Знамени, четырьмя в годы гражданской войны и пятым в Китае, где он был военным советником.
Создание Рабоче-Крестьянской милиции. Важной мерой Советской власти в деле обеспечения охраны революционного порядка явилось постановление НКВД РСФСР от 28 октября 1917 года «О рабочей милиции». В нем указывалось: 1) Все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию, 2) рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведении Совета рабочих и солдатских депутатов, З) военные и гражданские власти обязаны содействовать вооружению рабочей милиции и снабжению её техническими силами вплоть до снабжения её казенным оружием, 4) настоящее постановление ввести в действие по телеграфу.
Процесс организации рабочей милиции был сложным и не сразу привел к намеченным законодателем результатам. Начальный этап строительства милиции в Советской России характеризуется отсутствием единообразия в организации органов милиции. Хотя основной целью, к которой стремилась партия и советское правительство, было создание всенародной милиции, в начале 1918 года в большинстве губерний советской России основную роль в обеспечении охраны общественного порядка играли Красная гвардия и старая милиция. Выдвинутая революцией новая форма охраны революционного порядка – всенародная милиция – не получила в то время достаточного развития. В ведение милиции входило: охрана общественного порядка, строгое выполнение советских законов, наблюдение за строгим выполнением советских законов, охрана личной безопасности граждан, борьба с уголовной преступностью, проведение дознания по уголовным делам.
Для проведения уголовного розыска при НКВД создавались в центре и на местах отделения уголовного розыска, а при центральном аппарате – Главное управление уголовного розыска. Летом 1918 года было положено начало созданию речной милиции, затем железнодорожной. Декрет СНК от 3 апреля 1919 года «О советской рабоче-крестьянской милиции» определил порядок привлечения милиции к участию в боевых операциях на фронтах. С этой целью в милиции вводилось обязательное военное обучение и воинская дисциплина. 10 июня 1920 года было утверждено Положение о рабоче-крестьянской милиции, которое подводило определенные итоги создания и развития этого органа государства. Рабоче-крестьянская милиция находилась в ведении Народного комиссариата внутренних дел и его местных органов. Таким образом, сохранялся принцип двойного подчинения (НКВД и местным Советам). В состав милиции входили: городская и уездная милиция, промышленная (фабрично-заводская, лесная и.т.п.), железнодорожная, водная (речная, морская), розыскная милиция. Опыт создания милиции в РСФСР был использован и другими союзными республиками.