Основные тенденции развития современной индустрии СМИ. но после 11 сентября 2001 г., что было направлено на корректировку принципов свободы слова в условиях террористической угрозы[21].

но после 11 сентября 2001 г., что было направлено на корректировку принципов свободы слова в условиях террористической угрозы[21].

Отмеченные тенденции в глобальной экономике и политике, не­сомненно, напрямую повлияли на развитие медиасистем. Одновремен­но они привели и к существенным социальным изменениям, которые свидетельствовали о появлении у современных обществ новых качеств. К примеру, изменение характера производства и способов общения, стимулированных цифровой революцией, способствовало усилению ин­дивидуализации социальных практик, изменению соотношения между сферами общественной и частной жизни, естественно в пользу после­дней. Возросшая сложность социальной жизни, сопровождавшаяся интенсификацией процесса обмена информацией и повышением по­требности людей в информации, привела к появлению у современного человека различных, иногда конфликтующих идентичностей и новых статусов. Все это потребовало от него новых коммуникационных навы­ков, необходимых не только для успеха и функционирования, но и про­сто для жизни и выживания в современном обществе[22].

В результате масштабных изменений в экономической и социаль­ной жизни за несколько десятилетий масс-медиа, ставшие в XX в. важ­нейшим институтом рыночных обществ, трансформировались. Пере­числить все изменения, вероятно, невозможно, однако хотелось хотя бы упомянуть наиболее очевидные из них.

В сегменте печатных СМИ уже на протяжении нескольких десяти­летий мы наблюдаем постоянное снижение тиражей ежедневных об­щеполитических газет в экономически развитых странах при почти пол­ном вымывании с газетных рынков партийных изданий. На этом фоне удивительным выглядит начавшийся на рубеже 1990-2000 гг. рост га­зетных тиражей в странах Азии, что отчасти может объясняться иду­щим там, но уже закончившимся в США и Западной Европе процессом модернизации. Остается поразительным феномен бесплатной прессы (типа газеты «Метро»), которая продолжает стремительно завоевывать аудиторию. Ее успех объясняется точным попаданием в целевую ауди­торию — спешащих горожан, активно пользующихся городскими транс­портными системами, а также учетом их интересов как потребителей определенного набора товаров и услуг, что довело идею «информаци-

онного обслуживания клиента», его «информационной навигации» д0 абсолюта[23].

Исследователи также отмечают усиление процесса таблоидизации прессы, ставшего результатом учета медиакомпаниями требований по­требителей в своих маркетинговых стратегиях. Для многих изданий таб- лоидизация начинается буквально изменениями размера, переходом на таблоидный формат, но продолжается изменениями графической мо­дели, введением инфографики, новых тем в содержание и новых отде­лов в структуру редакции. На журнальном рынке продолжается процесс сегментации, причем специализация усиливается главным образом в сфере профессиональных и корпоративных изданий.

В секторе аудиовизуальных СМИ наиболее драматическим явлением стал рост популярности коммерческого ТВ, сопровождавшийся сниже­нием популярности и усилением коммерциализации стратегий програм­мирования общественного ТВ, что особенно заметно в странах Западной Европы. В результате коммерческое ТВ вполне эффективно «встраивает­ся» в индустрию развлечений, опираясь на интегрированный с киноин­дустрией сегмент производящих компаний и создавая новые развлека­тельные гибридные форматы[24]. Растущее разделение ТВ-индустрии на два сегмента — вещательные и продюсерские компании — вместе с увеличени­ем числа каналов обещает большое будущее аутсорсингу в СМИ.

Важнейшим направлением радикальной трансформации современ­ного ТВ обещает стать переход на цифровое вещание, который уже осу­ществлен в ряде европейских стран (Нидерланды, Швеция, Финлян­дия). В странах ЕС крайний срок перехода к нему определен на 2012 г. Как показывает практика первопроходцев, речь идет не просто об из­менении технологии вещания и приема сигнала. Изменения должны коснуться и стратегий программирования, и бизнес-моделей, и взаи­моотношений со зрителями. В свете этих трансформаций особенно не­спокойно чувствуют себя общественные вещатели, которые будут вы­нуждены еще более активно конкурировать с коммерческими телека­налами. Именно это заставляет ихдвигаться все дальше по пути создания конкурентоспособных программ, больше учитывая интересы и запро­сы зрителей, которых они все чаще рассматривают как клиентов[25].

Основные тенденции развития современной индустрии СМИ

Сегмент новых СМИ, сам возникший на медиаландшафте всего не­сколько десятилетий назад, находится в постоянном движении и раз­витии. Но даже в этом самом динамичном сегменте медиасистем за пос­леднее десятилетие произошло немало подвижек. Благодаря цифровым технологиям в руки обычных пользователей попали все «инструменты», традиционно находившиеся в руках профессиональных журналистов, — от традиционного набора источников информации и развлекательного контента до технических средств воспроизводства текста. Цифровые онлайновые СМИ переживают период активного возникновения и бы­строго роста нового сегмента на рынке контента — пользовательского контента, что усиливает размывание массовой аудитории и способству­ет созданию новых активных аудиторий, которые принимают на себя часть творческих функций журналистов по созданию информации (YouTube, LiveJournal и его кириллический сегмент ЖЖ).

Структуры собственности в медиаиндустрии также претерпевают су­щественные преобразования. Среди важных тенденций — появление над­национальных многоотраслевых концернов, которые концентрируют в своих руках не столько производство контента, сколько контроль над доступом к глобальным и национальным сетям его распространения («Google»). Одновременно мы наблюдаем выход традиционных концер­нов СМИ на смежные рынки (например, покупка Р. Мердоком службы финансовой информации Dow Jones и молодежной социальной сети My space), что свидетельствует о повышении внимания к обслуживанию уже не массовых, а четко сегментированных специализированных аудиторий.

Присутствие и деятельность медиакомпаний на бирже, постоянный переход акций от одних акционеров к другим усиливают коммерческое давление на медиакомпании как со стороны корпоративного управле­ния, так и со стороны акционеров, одинаково заинтересованных в по­вышении объема прибыли. Это все больше ориентирует медиакомпа­нии на финансовый успех, снижает их внимание к социально важному, но коммерчески неприбыльному контенту[26]. Одновременно в сфере ме- диасобственности продолжает активно формироваться совершенно не­традиционный для СМИ сегмент — авторское право. В настоящий мо­мент права на содержание, различные форматы, на трансляцию аудио- и видеопрограмм превращаются в одну из ключевых статей доходов/ Расходов медиакомпаний, и в результате владение этими нематериаль­ными активами выглядит даже более привлекательным, чем владение

активами материальными. Наиболее прибыльными стало обладание правами на показ спортивных соревнований и кинофильмов, которые приносят доход от вторичного и многократного показа[27].

В сфере медиаполитики также стали очевидными новые тренды. В результате глобального усиления процессов дерегулирования, прива­тизации и либерализации, ставшими проявлением уже упомянутых нео­либеральных настроений, стимулируется процесс конвергенции. Он носит одновременно как технологический, так и экономический харак­тер. Появление «открытых сетей» — телефонных, кабельных, мобиль­ных — вывело на рынок СМИ новых игроков. Это же стало началом интеграции прежде разделенных индустрий — масс-медиа и телекомму­никаций. Допустив на рынок СМИ компании из других индустрий, законодатели США, Западной Европы, развитых стран Азии и Латинской Америки стремились вдохнуть свежий дух конкуренции в медиаиндуст- рию. Газетные издатели, телерадиовещатели, телефонные операторы, ка­бельные сети, производители программного обеспечения и видеоигр, кино- и звукозаписывающие студии, информационные аналитические компании — все они взяли на вооружение идею о том, что «обществен­ный интерес» лучше всего обеспечивается рынком, а государство для медиаиндустрии является тем злом, которое лучше минимизировать. Проявлением этого стало снижение ограничений на перекрестную соб­ственность и новый подход к проблеме авторских прав, закрепивший их прежде всего за транснациональными производящими и записыва­ющими компаниями, а не за авторами.

Особую роль сыграл Уругвайский раунд ГАТТ (1986-1994), расши­ривший сферу деятельности международного соглашения на такие не­традиционные для него области, как интеллектуальная собственность и услуги, и направленный на гармонизацию транснациональной регу- ляторной политики. Это же свидетельствовало об усилении влияния нового типа влиятельных регулирующих органов наднационального характера, таких как ГАТТ, ВТО и ЕС. Медиаполитика последнего деся­тилетия начала характеризоваться существенным смягчением антимо­нопольного законодательства в индустрии СМИ, что не помешало ряду государств (США, Германия, Великобритания, Франция, Япония) уси­лить внимание к содержанию СМИ, в первую очередь из-за усиления террористических угроз.

Очень показательны изменения в сфере рекламы и паблик рилейшнз. Уже давно идут разговоры о конце «эпохи массовой рекламы». Это связано с целым комплексом процессов экономической жизни: и с переходом

Наши рекомендации