Торкунов а.в. история россии. 10 класс. часть 2. §31. стр. 114- 120.
СЕМИНАР
ТЕМА. СМЕНА ПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ.
1. Образовательные:
- показать состояние народного хозяйства после Великой Отечественной войны: каковы были альтернативы его развития. Сформировать представление о противоречиях в развитии советской экономики, в чем причины возврата сталинского руководства к довоенной экономической модели.
2. Развивающие:
- совершенствовать умение учащихся выделять главное в изученном материале, анализировать, делать выводы;
- развивать мышление, внимание, память учащихся;
- продолжать формировать умения и навыки работы с документами, тестами.
3. Воспитательные:
- на примере фактов показать восстановительный период, как символ мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий; - воспитывать уважение к героическому труду народов нашей страны в послевоенные годы
Основные понятия: репарации, репатриация, Ленд-лиз, конверсия, дефицитная экономика, валовый национальный продукт, атомный заряд, урановые бомбы, водородный заряд.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I. Вступительное слово преподавателя: Победа в кровопролитной войне открыла новую страницу в истории страны. Она породила надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного режима на личность. Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре. “Демократическому импульсу” войны, однако, противостояла вся мощь созданной Сталиным системы. Ее позиции не только не были ослаблены в годы войны, но, казалось, еще более окрепли в послевоенный период. Борьба демократической и тоталитарной тенденций — лейтмотив общественного развития. Война принесла стране неисчислимые потери и разрушения. Особенно тяжелыми были потери в людях. Разрушено 1710 городов и поселков, 70 тыс. сел и деревень; взорвано 31850 заводов и фабрик, 1135 шахт; взорвано 65 тыс. км железнодорожных путей; сократились посевные площади на 36,8 млн га.
В результате гитлеровской агрессии общие материальные потери составили 1/3 национального богатства. Прямой материальный ущерб — 679 млрд рублей — больше, чем у всех других европейских государств, вместе взятых.
5 марта 1953 года умер И. В. Сталин. Реакция на смерть Сталина была противоречивой. В лагерях ей откровенно радовались, кое-кто и на воле был счастлив, что сумел пережить «усатого батьку», однако большинство людей чувствовали глубокое и неподдельное горе. А как реагировали ближайшие соратники Сталина? Кому перейдет власть? Сталин не оставил прямых указаний «о наследнике». В 1952 году на октябрьском Пленуме ЦК Сталин дал понять, что не хотел бы видеть в числе претендентов Молотова и Микояна. Другие «старейшие соратники вождя» – Каганович и Ворошилов – давно уже отошли на второй план. После войны заметно окрепли позиции Маленкова, Берии и Хрущева (показ фотографий). Маленков наследовал после Сталина пост Председателя Совета министров СССР, Берия возглавил объединенное Министерство внутренних дел и государственной безопасности. Хрущев взял на себя руководство секретариатом ЦК КПСС. Итак, сразу после смерти Сталина начинается ожесточенная борьба за власть.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Смерть Сталина и настроения в Обществе.
2. Борьба за власть в советском руководстве..
3. Политическая биография Хрущева Н.С.
4. XX cъезд КПСС и осуждение курса личности Сталина.
5. Реабилитация жертв политических репрессий.
6. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций..
7. Новая программа КПСС и проект Конституции СССР.
8. Политическая биография Маленкова Г.М.
9.Политическая биография Молотова В.М.
III. Подведение итогов занятия.
ЛИТЕРАТУРА
Торкунов А.В. История России. 10 класс. Часть 2. §31. Стр. 114- 120.
2. Данилов А.А. История России, XX – начало XXI века: учебник для 9 кл. М.,2005. §35- 36, стр.253- 263, §39, стр.275-276.
3. Левандовский А.А. История России, XX – XXI века: учебник для 11 кл. М., 2005. §59, 60,61, стр. 265 – 280.
5. Загладин Н.В. История Отечества. XX век: учебник для 9 кл. М., 2005. §30, стр. 235 – 243.
Тема: «Восстановление и развитие СССР в послевоенный период: