При снижении цен второе слагаемое имеет отрицательный знак
(ДР)’ = Д’Р – ДР’
и d ДР = dДР – dРД
разделим обе части на dР и в правой части вынесем за скобки Д:
dДР/dР = Д(η-1)
Таким образом, если коэффициент эластичности больше единицы, то снижение цены влечёт за собой рост покупательского спроса.
Если коэффициент эластичности равен единице, снижение цены не вызывает роста спроса, поскольку положительный рост последнего как следствие увеличения количества единиц товаров будет равен его отрицательному приращению, связанному со снижением цены.
Если коэффициент эластичности меньше единицы, то снижение цены вызовет снижение покупательского спроса.
Определение объёма и товарно-групповой структуры спроса в торговле
Спрос населения на потребительские товары характеризуется объёмом и структурой. Их изучение является важной составляющей экономической деятельности в торговле, поскольку правильное определение рыночного спроса и прогнозирование его развития влияет непосредственно на эффективность работы торговли в целом и отдельных её субъектов.
Объём спроса представляет сумму денежных средств, которые население обменивает на товары и услуги. Он определяется величиной покупательных фондов населения, а в условиях ненасыщенного рынка также размером неудовлетворённого спроса населения.
Покупательный фонд населения представляет собой часть денежных доходов, которые население предназначает для покупки товаров и оплаты услуг.
Покупательный фонд – расчётный показатель, исчисленный на основе баланса денежных доходов и расходов населения.
Баланс денежных доходов и расходов населения характеризует объём и источники оборудования денежных доходов населения, а также объём и направления денежных расходов. С его помощью устанавливается соотношение между денежными доходами населения, розничным товарооборотом, величиной расходов на оплату услуг и остатками денежных доходов населения.
Для разработки баланса привлекаются данные министерств и ведомств, многочисленные отчётные и плановые показатели, а также материалы бюджетных обследований семей рабочих, служащих, колхозников, данные единовременных наблюдений и экспертных оценок. Баланс составляется в целом по стране, областям, регионам, а также по экономическим группам населения. Схема баланса приведена в таблице.
Схема баланса денежных доходов и расходов населения.
Показатели | Сумма, руб. |
Д е н е ж н ы е д о х о д ы. | |
1. Оплата труда | |
2. Доходы от предпринимательской деятельности | |
3. Доходы от собственности | |
4. Пенсии, пособия, стипендии и другие специальные трансферты | |
5. Продажа иностранной валюты | |
6. Прочие поступления | |
Итого денежных доходов | |
Превышение расходов над доходами | |
Баланс | |
Д е н е ж н ы е р а с х о д ы | |
1. Покупка товаров | |
2. Оплата услуг | |
3. Обязательные платежи и различные взносы | |
4. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах | |
5. Покупка иностранной валюты | |
6. Прочие расходы | |
Итого денежных расходов | |
Превышение доходов над расходами | |
Баланс |
Данные баланса используются для исчисления денежных доходов и покупательных фондов населения. Сумма расходов на покупку товаров и услуг, позволяющая оценить общий объём спроса населения, определяется вычитанием из общей суммы обязательных платежей и добровольных взносов, а также прироста вкладов, сумм, направляемых на приобретение ценных бумаг и на покупку валюты.
M n
ПФ = Σi=1 ДД – Σi=1 ДР
где
ПФ – покупательный фонд,
ДД – денежные доходы по статье
ДР – денежные расходы по статье
Тогда возможный объём спроса (покупок товаров) местным населением составит (ПТм)
ПТм =ПФ +/- Пр
Где
Пр – сумма превышения доходов над расходами (вычитается) или расходов над доходами (прибавляется).
Суммы превышения доходов над расходами или расходов над доходами отражают:
- ввоз денег населением в данный регион или их вывоз из региона;
- изменение остатка денег на руках у населения.
Отдельные элементы баланса денежных доходов и расходов населения имеют стохастический характер. Например, денежные накопления, рост которых может быть вызван ростом доходов, несоответствием между спросом и предложением или изменением соотношения расходов населения на покупку товаров и оплату услуг. Стоимость большинства услуг, предоставляемых населению, в рыночной экономике подвержена колебаниям, которые не всегда можно верно предвидеть и оценить. Стохастическое влияние на объём спроса оказывает также перемещение денежных доходов между группами населения.
Покупательные фонды населения, направляемые на покупку товаров, являются частью розничного оборота торговли. Другая часть – реализация потребительских товаров организациям и предприятиям в порядке мелкого опта.
Несмотря на взаимосвязь между покупательными фондами населения и покупательским спросом их следует различать. Покупательные фонды – расчётная величина, а покупательный спрос – реально существующий элемент рыночного механизма, испытывающий воздействие множества факторов, в том числе и таких, влияние которых вообще количественно измерить невозможно. Под влиянием этих факторов размеры покупательных фондов населения и платёжеспособная потребность (спрос) могут не совпадать, что не умаляет важности баланса доходов и расходов населения как инструмента изучения спроса и приведения в соответствие ему товарных ресурсов торговли.
Для оценки полного объёма спроса необходимо учитывать и размеры неудовлетворённого спроса. Существуют разные методики его оценки. Например, неудовлетворённый спрос можно рассчитывать как разность между общим объёмом прироста сбережений и совокупных доходов.
Дн =
Формой проявления неудовлетворённого спроса может быть также превышение темпов прироста неорганизованных сбережений (хранящихся на руках) над темпами прироста денежных доходов.
Следует различать объём покупательского спроса от ёмкости рынка. Как уже отмечалось объём спроса – возможный объём реализации потребительских товаров на внутреннем (региональном) рынке. Под ёмкостью рынка отдельных товаров подразумевается возможный объём их реализации при существующих ценах и предложении. Таким образом, ёмкость рынка определяется всеми элементами рынка потребительских товаров.
Товарно-групповая структура спроса – это соотношение расходов населения на приобретение различных групп товаров в пределах общего объёма платёжеспособного спроса. Расчёт структуры спроса позволяет обосновать структуру розничного товарооборота; предъявлять производителям требования по выпуску товаров, изыскивать ресурсы роста товарооборота в соответствии с развивающимся спросом населения; достичь балансовой увязки между общим объёмом товарооборота и его товарно-групповой структурой.
Различные звенья торговли преследуют разные цели при определении структуры спроса в зависимости от функций управления, которые они выполняют. В целом по стране и регионам рассчитывают структуру по основным товарным группам; розничные и оптовые предприятия для задач текущего планирования и оперативного управления могут осуществлять расчёт структуры спроса во внутригрупповом ассортименте (по видам и разновидностям).
Определение объёма и структуры спроса является объективной необходимостью для хозяйствующих субъектов торговли, так как на этой основе возможно совершенствование хозяйственной деятельности предприятия, повышение его конкурентоспособности и роли на рынке конкретных товаров и услуг.
При изучении спроса на уровне предприятий торговли необходимо учитывать следующие особенности:
- спрос должен изучаться не только по объёму, но и по товарно-групповой структуре;
- спрос следует изучать не только относительно усреднённого покупателя, но и по каждой экономической или социальной группе потребителей. В пределах изучаемой группы необходимо выделять особенности спроса и в дальнейшем ориентироваться на них;
- изучение спроса требует конкретизировать объект исследования. Им может быть либо группа товаров (товар), либо контингент потребителей конкретного предприятия;
- предварительно следует чётко наметить организационный уровень изучения спроса, что предполагает выделение функций и задач в области изучения спроса.
Изучение объёма и структуры сложившегося уровня лишь начальный этап управления спросом на разных уровнях. Важнейшей и сложнейшей сферой является его прогнозирование.
Прогнозирование спроса – это научное предвидение общего объёма и структуры спроса на потребительские товары и услуги, которые могут быть предъявлены на рынке в прогнозируемом периоде. Основная черта прогнозирования заключается в том, что оно носит многовариантный характер. Прогнозирование осуществляется не в виде единственной последовательности событий, а путём построения поливариантных прогнозов и выбора из них наиболее оптимального.
Процесс прогнозирования потребительского спроса включает следующие этапы:
- подготовку и обработку исходной информации для расчёта прогноза;
- разработку гипотезы о предполагаемых социально-экономических условиях развития спроса в прогнозируемом периоде;
- расчёт прогноза на перспективу;
- оценку полученных результатов прогнозирования спроса и разработку правил их возможной корректировки.
В зависимости от периода прогнозирования различают прогнозы следующего вида:
- краткосрочные – (квартал, год) – для оперативного управления;
- среднесрочные – (до пяти лет) – для обоснования перспектив развития;
- долгосрочные – (свыше пяти лет) – для определения важнейших пропорций и соотношений в структуре спроса, обоснование экономической стратегии развития отрасли (предприятия).
В зависимости от принятого подхода товарно-групповая структура спроса может рассчитываться по принципу «от общего к частному» или «от частного к общему». В первом случае осуществляется поэтапный расчёт структуры от объёма до отдельных товарных групп. Во втором – применяется метод прямого товарного расчёта структуры спроса с последующей балансировкой полученных прогнозов спроса на отдельные группы в рамках общего объёма спроса. На практике целесообразно сочетание товарного и поэтапного методов расчёта.
Прогнозирование спроса опирается на различные методы, в частности: метод простой экстраполяции; метод экономико-математического моделирования; нормативный метод, метод экспертных оценок и др.
Методы простой (формальной) экстраполяции заключаются в перенесении на будущий период прошлых и настоящих тенденций в развитии объёма и структуры спроса на базе анализа динамического ряда.
Чтобы перенести сложившиеся в базисном периоде темпы роста или удельные значения той или иной товарной группы на прогнозируемый период, можно использовать, например, коэффициенты изменения спроса
lnc=∆Д1*∆Д2/∆Д3
Где
∆Д1 – темп прироста общего объёма спроса в плановом (прогнозируемом) периоде;
∆Д2 – темп прироста спроса на данную группу товаров в текущем периоде по сравнению с предыдущим периодом;
∆Д3 – средний темп прироста общего объёма спроса за 3-5 предпрогнозных периодов.
Данный метод достаточно прост и доступен, однако использование его целесообразно только на такой период, в котором маловероятно изменение тенденций, т.е. на краткосрочный и для укрупнённых товарных групп.
К методам простой экстраполяции относятся и расчёты коэффициентов эластичности с учётом влияния какого-либо одного существенного фактора.
Чувствительность спроса к изменению существенных факторов, способность спроса повышаться или понижаться под влиянием воздействия различных факторов называется эластичностью спроса.
Эти коэффициенты показывают, насколько процентов изменится спрос на данную группу товаров при изменении значения влияющего фактора на один процент, носят статистический характер и справедливы лишь на определённый короткий период времени. Наибольшее распространение получили коэффициенты эластичности спроса в зависимости от дохода и цены. Коэффициент эластичности можно рассчитать по формуле:
Кэл = (∆у/у)/( ∆х/х)
Где
Кэл–коэффициент эластичности;
∆у –изменение спроса в отчётном периоде по сравнению с базисным;
у – показатель спроса в базисном периоде;
∆х – изменение фактора в отчётном периоде по сравнению с базисным;
х – показатель фактора в базисном периоде.
Коэффициент эластичности может быть равен 1, быть больше или меньше 1. При отсутствии эластичности спроса значение коэффициента равно нулю.
Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос на товар является эластичным и растёт быстрее, чем увеличивается фактор.
Если коэффициент спроса меньше 1, то спрос на товар не эластичен и увеличение фактора на 1% ведёт также к увеличению спроса, но более медленными темпами.
Если коэффициент эластичности равен 1, то это означает, что увеличение фактора, на 1%.
Рассчитанные коэффициенты эластичности могут быть использованы для краткосрочного прогнозирования при условии, что известно, на сколько изменится фактор в прогнозируемом периоде.
∆упр = ∆х * Кэл
Где
∆упр – изменение спроса в прогнозируемом периоде;
∆х – изменение фактора в прогнозируемом периоде;
Кэл – коэффициент эластичности между спросом и выбранным фактором.
Экономико-математические методы прогнозирования основаны на экономико-математическом моделировании. В общем, виде экономико-математическая модель представляет собой отражение определённого процесса или явления. Математическая формализация отбрасывает все несущественные элементы этих процессов и в тоже время позволяет количественно учесть влияние основных факторов, формулирующих их развитие. Сущность данных методов состоит в том, что спрос представляется как функция факторов, характеризующих его развитие. В практике прогнозирования товарно-групповой структуры чаще всего применяются трендовые и регрессионные модели.
Название функции | Математическое выражение функции | Графический вид связи |
1. Трендовые модели (парная регрессия) 1.1. Линейная временная модель 1.2. Нелинейная временная модель (логистическая функция) 2. Регрессионные модели (множественная регрессия) 2.1.Линейная многофакторная модель 2.2.Криволинейные многофакторные модели а) параболическая б) степенная | у=а + bt y= k /1+ac- b t у=а0+а1х1+а2х2+…аnхn у=а0+а1х1+а2х22+ +…аnxnn у=а0х1а1 * х2а2 ***хаnn |
Трендовые модели прогнозирования представляют собой уравнения, формализующие устойчивые процессы его развития. Главный фактор в них – время, т.е. по существу речь также идёт об экстраполяции на прогнозируемый период тенденций и закономерностей базисного периода.
Регрессионные факторные модели отражают количественную связь с другими или с группой других, (множественная регрессия) ведёт к увеличению спроса на 1%.
Рассмотренные варианты характеризуют прямую зависимость между фактором и спросом т.к. в любом случае увеличение фактора приводит к росту спроса.
Если зависимость между спросом и фактором обратная, тогда коэффициент эластичности может быть отрицательным и рост фактора на 1% ведёт к снижению спроса на величину коэффициента эластичности.
В качестве переменных выступают факторы, определяющие динамику спроса. Математическую основу построения моделей составляют важнейшие положения теории вероятностей, математической статистики и высшей математики.
Первым и важнейшим этапом моделирования развития товарно-групповой структуры спроса населения является отбор факторов. Они должны отражать объективные процессы изучаемого явления, быть количественно измеримыми и независимыми друг от друга.
На втором этапе рассчитывается сила влияния или теснота связи между факторами и спросом в базисном периоде. Определяется с помощью коэффициентов корреляции и критериев согласия (Пирсона,Фишера).
На третьем этапе выявляется математическая форма связи или вид зависимости спроса от факторов, подбирается функция, наиболее точно описывающая процесс развития спроса.
Выбор уравнения связи производится на основе графического анализа. Если уровни аналитического ряда равномерно увеличиваются или уменьшаются, экстраполяция производится по уравнению прямой. Если изменение тенденций носит характер усиливающегося или затухающего роста, то для экстраполяции применяется соответственно уравнение параболы либо полулогарифмическая модель. Для экстраполяции криволинейных плавных тенденций можно использовать уравнение гиперболы.
Четвёртый этап: расчёт параметров уравнения. Параметры уравнений выражает степень и направления воздействия каждого фактора на спрос, и рассчитываются методом наименьших квадратов.
Пятый этап: оценка прогностической ценности модели на основе ретроспективных расчётов.
Экономико-математические методы помогают вскрыть количественные явления и взаимосвязи. Но они лишь продолжение экономического анализа, конечный результат в первую очередь зависит от выбора базисного периода, отбора факторов, о того правильно ли определена степень устойчивости явления и т.п. Экономико-математические методы наиболее эффективно используются при среднесрочном прогнозировании (лучше выявляются взаимосвязи, можно оценить развитие самих факторов и т.д.).
Нормативный метод основан на использовании показателей рационального потребления материальных благ и применяется как основной инструмент среднесрочного и долгосрочного прогнозирования товарно-групповой структуры спроса в целом по стране и по регионам.
С помощью данного метода рассчитываются либо сроки достижения норм рационального потребления (исходя из фактических сложившихся среднегодовых темпов роста производства и потребления этих товаров в базисном периоде), либо темпы роста производства и потребления, необходимые для достижения к намеченному сроку нормативных показателей рационального потребления.
Обычно расчёты проводятся параллельно. Первый имеет большее значение для среднесрочных, а второй – для долгосрочных прогнозов, являясь целевой установкой.
Сложность заключается в разработке самих нормативных показателей. Рекомендуемые физиологические и рациональные нормы потребления потребительских товаров исходят из физиологических потребностей организма человека и из учёта конкретных потребностей человека и функциональных процессов в различных сферах его жизнедеятельности.
В нашей стране Академией медицинских наук СССР в 1985 году разработаны физиологические нормы потребления продуктов питания, которые были скорректированы министерством здравоохранения РФ в 1992 году с учётом экономического кризиса. Научно-исследовательским институтом конъюнктуры и спроса были разработаны нормативы рациональной обеспеченности основными продовольственными товарами.
Недостатком данного метода является отсутствие учёта воздействия на спрос экономических факторов текущего и среднесрочного действия (размер денежных доходов и уровень цен).
Ориентированность данной группы методов в основном на долгосрочную перспективу, а также несбалансированность рынка потребительских товаров в настоящее время снижает их актуальность. Однако в условиях стабильно развивающейся экономики обоснованные нормы потребления товаров и услуг становятся необходимым ориентиром при формировании рациональной структуры потребления и потребительского спроса.
При нормативном прогнозировании наиболее сложным является расчёт возможного спроса на товары длительного пользования. Общая сумма предполагаемых расходов на товары данной группы образуется путём суммирования первоначального спроса новых покупателей и объёмом спроса на замену выбывающих изделий.
Первоначальный спрос новых покупателей (Дп) определяется как разность между рациональным перспективным парком этих изделий (Дi +1) и фактическим их наличием в базисном году перспективного периода (Дj):
Дн = Дi+1 - Дi
Спрос на замену выбывших изделий (Дз ) определяется по формуле:
Дз = 1/R*Дi+1
Где R – срок службы изделия.
Перспективный наличный парк изделий длительного пользования (Дi+1) определяется по формуле:
Дi+1 = ht+1 *Qt+1
Где hi+1 – прогнозируемая обеспеченность домашних хозяйств изделиями в году t+1 перспективного периода;
Qt+1 – прогнозируемая численность домашних хозяйств в году t+1 перспективного периода.
При этом понимается, что обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования развивается по логической функции
ht+1= H/ (1+a0l – a ( t + 1 ) )
Где Н – предел насыщения обеспеченности;
l – основание натурального логарифма (2,7).
Второй вариант расчёта спроса предполагает возникновение (при росте доходов и возвышении потребностей) спроса на дополнительные экземпляры товаров
Дп = Дн + Дз + Дд,
Где Дп – объём спроса на данный товар длительного пользования в прогнозируемый период;
Дн – спрос начальный может определятся на основе факторного анализа с помощью логической функции (предел насыщенности);
Дз – спрос на замену определяется использованием сроков службы, учитывая физический и моральный износ и размеров накопления парка. Для исчисления выбытия используется «Закон нормального распределения»;
Дд – дополнительный спрос (приобретение дополнительных предметов к имеющимся). Исчисляется на основе выборочных обследований. В современных условиях развивается тенденция увеличения Дз и Дд.
Методы экспертных оценок прогнозного спроса основаны на оценках тенденций развития спроса, которые дают высококвалифицированные специалисты, имеющие большой научный и практический опыт. Главная сложность этих методов состоит в рациональной организации опросов экспертов, экспертизе проблемы прогнозирования спроса и обработке индивидуальных экспертных оценок. Обобщённая оценка индивидуальных результатов экспертов принимается в качестве прогноза спроса.
Наибольшее распространение на практике получили следующие методы опросов формирования экспертных оценок:
- анкетирование – письменный опрос экспертов с помощью анкет;
- интервьюирование – устный опрос экспертов в форме беседы, интервью;
- метод Дельфи – многоуровневая процедура анкетирования с обработкой и сообщением результатов каждого тура экспертам, работающим независимо друг от друга;
- «мозговая атака» - групповое обсуждение проблемы с целью получения новых идей и путей её решения (критика выдвигаемых идей запрещена);
- дискуссия – открытое коллективное обсуждение проблемы с целью всестороннего анализа и оценки факторов и условий динамики спроса (взаимная критика поощряется).
Индивидуальные оценки, которые даются экспертами в ходе опросов обобщаются и обрабатываются с помощью методов математической статистики. Наиболее распространёнными способами обобщения полученных экспертных оценок являются расчёты с помощью простой арифметической средней:
N
c=1/n ∑ ci
i=1
Где с – обобщающая экспертная оценка;
ci – индивидуальная оценка эксперта;
i = 1,2…n – порядковый номер эксперта;
или взвешенной арифметической средней
c= (c min+3c0+cmax) /5
сmin – минимальная экспертная оценка;
сmax – максимальная экспертная оценка;
с0 – наиболее вероятная (чаще всего встречающаяся оценка).
Следует учесть, что данный метод связан с субъективностью восприятия спроса экспертами, которую невозможно исключить.
Методы аналогии в прогнозировании спроса базируются на использовании реального практического опыта. При этом прогноз включает:
1) анализ закономерностей развития более высокой структуры спроса (или товара – аналога нового товара);
2) оценку возможностей использования этих закономерностей для прогнозирования развития в этом направлении менее развитой структуры потребительского спроса.
Так, для целей прогнозирования спроса в торговле данным методом может быть использован закон . Если, например, имеются данные статистических выборочных обследований структуры потребления в разрезе экономических групп, выделенных по уровню душевого дохода, то анализируя их динамику, можно выявить, что с развитием экономики и ростом доходов определённая часть населения, бедных групп переходит в более благополучные группы с высокой доходностью. При этом структура их спроса сближается.
Данный метод может учитывать опыт развития спроса и потребления в других, более развитых регионах или странах.
Несмотря на количественные оценки спроса при структурном моделировании методы аналогии имеют ограниченную сферу применения в основном – для качественного развития спроса в прогнозируемом периоде.
Каждый из вышеназванных методов прогнозирования спроса имеет свои достоинства и недостатки. В торговле на разных уровнях её управления выбираются методы адекватные задачам изучения и прогнозирования спроса и возможностям их эффективной реализации.
Раздел 4