Зарождение и развитие экономической теории
Данная тема занимает особое место в структуре обшей экономической теории, так как она является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс. Необходимо выяснить, что исследует общая экономическая теория, какие приемы она для этого использует, какую роль играет в развитии общества.
Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории, При изучении этой темы студенты получают представление о целом ряде новых категорий, иных постановок проблем, оперировать которыми, расширяя их и обогащая, придется на протяжении изучения всего дальнейшего курса.
Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика.
Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т. д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука.
Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние.
Экономическая мысль Древней Греции и ученые той поры, например Платон (427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.), сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентов,
Мыслители Древнего Рима—Сенека (4-65 гг. дон, э.), Лукреций Кар (39-55 гг. до н. э.) и др. исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций христианства, которое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что «Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест». Христианское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социальной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда.
Однако мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали система учения об экономике.
Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства экономическая теория возникла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI-XVIII вв. появилось ее название — политическая экономия (от греческих слов: «политейя» — общество, «ойкос» — дом, хозяйство, «номос» — закон). Таким образом, политическая экономия — наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в.
Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «меркан-те» — купец, торговец). Представители этой школы считали, что богатство общества возникает только в торговле (деньги, золото). Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежного обращения. Такие представления не были случайными. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности — международной торговле, когда товары покупались в одной стране по более низким ценам, а продавались в другой по более высоким. Поэтому меркантилисты советовали государству расширять торговлю, накапливать золото в стране. Представитель этой школы — Томас Манн (1571-1641 гг.). Идеи меркантилизма — государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекционизм в торговле — используются и в современной экономике.
Между тем критики меркантилизма справедливо отмечали, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот. При нарушении равенства в обмене богатство лишь перераспределяется в пользу одной из сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не может обогатиться.
Позже появляется теоретическое учение физиократов («физиократия» в переводе с греческого — власть природы). Вслед за основателем учения Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) физиократы считали, что источником богатства является производство, хотя и существует только одна его отрасль — сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путем и представляется даром природы. Отсюда рост богатства они связали только с естественным плодородием земли, а промышленность не считали отраслью, где создается прирост доходов. Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества.
Поворот к исследованию производства открыл путь для возникновения научной политической экономии. Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые вопросы дала классическая школа. Ее представители Давид Риккардо (1772-1823 гг.), Адам Смит (1723-1790) установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной формой выступает стоимость товаров. А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах.
Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная сумма прирастает на дополнительную величину (прибавочную стоимость, или прибыль). Это принципиально важное открытие, которое и позволило экономической теории, в конечном счете, стать подлинной наукой. В это же время формируются взгляды утопического социализма, основные положения которого изложены в трудах Томаса Мора «Утопия», Кампанеллы «Город Солнца». Позднее в это учение внесли вклад Ш. Фурье, К. Сен-Симон, Р. Оуэн.
На основе классической политической экономии и утопического социализма складывается марксистское направление.
До сих пор экономическая наука нашей страны развивалась в основном в рамках марксистской школы. В любом серьезном исследовании истории экономической мысли этой школе уделяется большое внимание. Так, П. Самуэльсон и В. Нор-дхаус ставят «Капитал» К. Маркса в один ряд с «Богатством народов» А. Смита и «Общей теорией занятости, процента и денег» Д. М. Кейнса, рассматривая все эти произведения как узловые пункты развития мировой экономической теории.
К числу современных направлений экономической мысли относится неоклассическая школа, представители которой формулируют субъективную теорию стоимости и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматривается ими как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе выступает спрос и предложение, потребность и потребление.
В XIX в. экономическая наука все больше изучает законы ценообразования и рационального использования ресурсов, оптимального использования факторов производства и достижения предельных результатов (основные представители этой школы — А. Маршалл, К. Кобб, П. Дуглас).
, Развивается и теория общего динамичного равновесия (Л. Вальрас), с помощью, которой можно установить то, как спрос на товары и услуги влияет на спрос на факторы производства (труд, землю, капитал).
В современной экономической теории следует выделить несколько крупных направлений: неоклассическое, кейнсианское, монетаристское, институционально-социологическое. Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в денежных измерителях и др.).
Особо следовало бы подчеркнуть роль и течение экономической мысли России. Развитие ее начинается с образования всероссийского рынка в XVII в. и трактовок известного экономиста и государственного деятеля Ордын-Нашокина (1605-1680 гг.) Его взгляды — проявление русского меркантилизма в централизованном государстве. В последующем экономические воззрения представлены такими учеными, как И. Т. Посошков (1652-1726 гг.), М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.), М. М. Сперанский (1772-1839 гг.), а также трудами А. Н. Радищева, А. И. Герцена, С. Ю. Витте, П. А. Столыпина, Г. В. Плеханова и др. Они обосновывали необходимость рыночных связей между сферами и регионами России на основе проведения финансовых, аграрных и промышленных реформ.
Особое место в истории российской экономической мысли занимает марксистское направление, которое господствовало с 20-х до 90-х годов двадцатого столетия. Монопольное господство марксистских воззрений, как сорняк среди ценных растений, душило прогрессивные экономические трактовки, хотя они и развивались. Особую ценность представляют идеи Н. Д. Кондратьева (1891-1938 гг.), разработавшего теорию экономических циклов («длинных волн»), А. В. Чаянова (1888-1938 гг.), обосновавшего организационно-производственные направления в экономике и семейно-крестьянском хозяйстве. К сожалению, под влиянием диктатора Сталина многие направления экономических трактовок объявлялись «политически вредными для социализма».
В современный период перестройки экономики в России, демократии и гласности ученые интегрируют взгляды и достижения отдельных экономических школ применительно к экономике переходного периода и становления предпринимательства в рамках специфической российской экономики. Некоторые видные представители этой школы — Е. Гайдар, С. Шаталин, Г. Явлинский и др., обосновывают необходимость взаимосвязанного развития микро- и макропроцессов в экономике на основе использования монетаризма и разумного государственного регулирования.
Введение
Вероятно, нам всем не раз приходилось гулять вдоль витрин и с вожделением разглядывать выставленные на них товары. Если бы у нас была возможность их купить! Увы, нельзя получить то, на что нет средств, как нельзя объять необъятное! Это пример экономической проблемы: безграничные желания, весьма ограниченные возможности.
И хотя эту проблему никогда нельзя решить полностью, в результате «экономии» мы можем получить как можно больше, исходя из того, что имеем. Так, домашняя хозяйка покупает те блага, которые принесут небольшое удовлетворение в рамках ограниченного семейного бюджета. Студент старается наилучшим образом потратить свою стипендию. Бизнесмен принимает те решения, которые позволяют ему получить максимальный доход на вложенный капитал. Наконец, правительство вынуждено планировать свои расходы, чтобы добиться как можно большего, исходя из отпущенных бюджетных средств.
Экономическая наука занимается проблемой выбора – т.е. таких решений, которые мы вынуждены принимать в силу незначительности наших ресурсов по сравнению с нашими желаниями. Однако выбор чего-то одного означает отказ от чего-то другого. Из-за ограниченности ресурсов обладание чем-то одним означает, что придется обойтись без чего-то другого. Для обозначения наилучшей альтернативы, без которой нам придется обойтись, чтобы получить то, на чем мы остановили свой выбор, существует термин альтернативные издержки.
Лишь немногие блага имеются в столь больших количествах, что за них ни один человек не даст ни копейки. Такие блага называются «бесплатными». Однако большинство благ все же являются «редкими» - их можно получить, лишь отказавшись от чего-то другого. Если мы хотим обладать ими, нам приходится сталкиваться с экономической проблемой, и поэтому их называют еще «экономическими благами». Общество также стоит перед выбором, что производить и в каких количествах. Т.к. факторы производства ограничены, то с увеличением объемов производства одних товаров сокращается возможность производства других.
экономический ресурс денежный кредитный финансовый
§ 1. Экономические ресурсы. Их виды и ограниченность
Экономические ресурсы составляют экономический потенциал общества как способность обеспечить максимально возможный уровень производства товаров и услуг.
Экономические ресурсы подразделяются на:
1. Материальные
2. Природные
3. Трудовые
4. Информационные
5. Денежно-кредитные
6. Финансовые.
Материальные ресурсы включают:
· Средства труда
· Предметы труда.
Среди средств труда определяющую роль играют орудия труда.
Предметы труда (материалы, подвергающиеся обработке) разделяются на 2 вида:
1-ый – вещества, впервые отделяемые трудом от природы и превращаемые в продукт, например, уголь.
2-ой -сырые материалы, или сырье, вещества, прошедшие обработку. Разновидностью материальных ресурсов являются вторичные материальные ресурсы – материалы и изделия, которые после первоначального использования могут применяться повторно в производстве как исходное сырье или изделие. Основные источники вторичных материальных ресурсов отходы производства и потребления продукции.
Природные (естественные) ресурсы – часть всей совокупности окружающей человека природы (ее объектов, процессов, условий), доступная для использования обществом в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей.
К природным ресурсам относятся:
· земельные,
· водные,
· минеральные,
· ресурсы животного и растительного мира,
· солнечная энергия,
· энергия приливов и отливов,
· внутриземное тепло.
Природные ресурсы делятся на:
ü практически неисчерпаемые (солнечная энергия, энергия приливов и отливов, ветра и геотермальная)
ü исчерпаемые (водные, земельные, лесные, минеральные, ресурсы животного и растительного мира).
Исчерпаемые, в свою очередь делятся на:
Ø возобновляемые (почва, вода, леса, животный мир)
Ø невозобновляемые, к которым относятся прежде всего, залежи полезных ископаемых (нефть, уголь, газ, железные, медные, оловянные, ртутные, алюминиевые и др. руды).
В отечественной экономической литературе иногда выделяют в качестве самостоятельного вида экономических ресурсов энергетические ресурсы как результат выборки из природных и материальных ресурсов. Под энергетическими ресурсами понимается совокупность носителей энергии, используемой в народном хозяйстве: уголь, нефть и нефтепродукты, природный газ, торф, гидро- и электроэнергия, а также вторичные энергоресурсы (коксовый газ и др.).
Трудовые ресурсы – часть населения, обладающая необходимым физическим развитием, умственными способностями, общеобразовательными и профессиональными знаниями, практическим опытом для занятия общественно-полезным трудом. Трудовые ресурсы принципиально отличаются от всех других видов экономических ресурсов. Они являются определяющими и активным фактором общественного производства. Границы трудоспособного населения устанавливаются законодательством. Изменение численности трудовых ресурсов непосредственно определяется рождаемостью и смертностью населения, продолжительностью образования, соотношением численности лиц, вступающих в трудоспособный и переходящих в пенсионный возраст. Особую роль приобретает интеллектуальный капитал – основа новых секторов экономики с интенсивным использованием знаний.
Информационные ресурсы – совокупность сведений, хранимых в различных документах, отчетах, массивных данных, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей и используемых в общественном производстве и управлении. Они относятся к материальным возобновляемым ресурсам. В современном обществе информационные ресурсы определяют не только экономическую, но еще и политическую и военную мощь их владельца.
Специфика денежно-кредитных и финансовых ресурсов заключается в том, что они опосредуют движение других видов экономических ресурсов. Имея общую экономическую основу, денежные, кредитные и финансовые ресурсы различаются как по своей сущности, так и по функциональному предназначению.
Денежные (в т.ч. валютные) ресурсы – весь объем денежных средств, выраженных в национальной, а также иностранной конвертируемой валюте, и источники их поступления на тот или иной период. Они могут находиться в наличной и безналичной формах, удовлетворяя операционный или спекулятивный спрос, или выступая в виде накоплений и сбережений.
Кредитные ресурсы представляют собой совокупность средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения и используемых ими для предоставления в виде ссуд на условиях возвратности, срочности и платности. Опосредуют экономические отношения между кредитором и заемщиком.
Финансовые ресурсы – совокупность денежных доходов, накоплений и поступлений, имеющихся в распоряжении хозяйствующих субъектов и государства в определенном периоде и предназначенных на расширение производства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и военных потребностей, а также нужд государственного управления. Финансовые ресурсы образуются в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и части национального богатства. Они являются материальными носителем финансовых отношений Используются в фондовой и нефондовой формах. Частью финансовых ресурсов являются военно-финансовые ресурсы, формируемые и используемые в целях экономического обеспечения военных потребностей. Количественные параметры и структура военно-финансовых ресурсов находят отражение в военном бюджете (как части федерального бюджета) – военных бюджетных полномочиях, ассигнованиях и расходах.
Эффективное использование ресурсов общества – аксиома разумного хозяйствования. В условиях реформирования российской экономики, решения задач по ее стабилизации и обеспечению национальной безопасности бережное отношении ко всем видам ресурсов, их рациональное использование стало насущной проблемой.
§ 2. Проблема выбора альтернатив использования ресурсов
Выбор путей использования ограниченных ресурсов рационален в том случае, если он обеспечивает минимизацию издержек и максимизацию полезного эффекта. Только тогда будет обеспечено оптимальное функционирование экономической системы любого уровня. Теория оптимальности является стержнем развития экономической теории и практики, хотя и не сводится к ней. Критерием оптимальности вступает целевая функция благосостояния, т.е. максимизация удовлетворения потребностей.
Таким образом, в экономической действительности разным по количеству, качеству и структуре, постоянно меняющимся потребностям противостоят ограниченные по количеству и разнообразию ресурсы (как естественные, так и создаваемые трудом), необходимые для удовлетворения потребностей субъекта и нации в целом. Именно поэтому нация может позволить себе производить только необходимые блага, и суть теории оптимальности заключается в том, чтобы найти пути и методы максимального удовлетворения потребностей при минимизации затрат ресурсов.
Чтобы минимизировать используемые ресурсы, необходимо решить: что производить, для кого и каким образом.
Решение проблемы «что производить?» покажет, какие из взаимоконкурирующих благ и в каком количестве следует производить в национальной экономике с тем, чтобы удовлетворить как текущие потребности, так и создать условия для удовлетворения потребностей в будущем. Результатом решения этой проблемы являются характеристики отраслевой структуры национальной экономики, которые определяют структуру потребления.
Решение проблемы «для кого производить?» учитывает наличие социальных слоев, имеющих разный уровень доходов, которые смогут приобрести произведенные товары. Результат такого решения – социальная структура сферы распределения и потребления.
Оставшаяся проблема - «как, каким образом производить?» - означает, что необходима определенность в отношении выбора технологии количества и качества ресурсов, используемых в процессе производства.
Производство конкретных благ и услуг означает отказ от производства остальных, альтернативных благ. Получением этих благ субъекту и нации в целом приходится жертвовать ради получения выбранных благ и услуг. В этой ситуации экономический субъект оценивает полезный эффект, который он получает от каждого альтернативного варианта. Его выбор укажет на ту альтернативу, полезный эффект от реализации которой будет максимальным. Реализуя выбранный вариант, субъект отказывается от остальных вариантов, в том числе и от наилучшей, среди всех нереализуемых. Полезный эффект от наилучшей от нереализованных альтернативных возможностей называется альтернативными издержками.
§ 3. Кривая производственных возможностей
Использование ресурсов в обществе может быть представлено кривой производственных возможностей (кривая трансформации), отражающей ограниченность ресурсов и возможность увеличения производства выбранного блага только за счет уменьшения производства других товаров. На примере простейшей модели, в которой выбор осуществляется между двумя благами, представляющими собой товарные группы, можно видеть, что имеются различные альтернативные варианты комбинаций использования ресурсов, которые определяют структуру характеристики национальной экономики.
Каждая национальная экономика имеет свою кривую трансформации, отражающую ее производственные возможности, и вся история ее развития является историей постоянного преодоления, снятия границ производственных возможностей. Однако каждый конкретный период, имеющиеся в наличии ресурсы нации и состояние знаний о возможностях их использования ставят объективные границы расширения производственных возможностей как в экономике в целом, так и в отдельной отрасли.
Границы производственных возможностей нация преодолевает либо в результате инноваций в технике, технологии, организации производства (что повышает производительность труда), либо посредством увеличения используемых ресурсов (открытие новых месторождений полезных ископаемых, вовлечение в производственный процесс дополнительной рабочей силы и пр.
Если новая техника, технология и организация производства распространяются по всем отраслям национальной экономики равномерно, то возможности производства предметов потребления и средств производства возрастут в равных пропорциях. Такие изменения отразит кривая трансформации ExEy, находящаяся правее исходной. Если инновации будут осуществляться преимущественно в отраслях, производящих предметы потребления, то расширение границ производственных возможностей отразит увеличение производственных возможностей только по оси абсцисс. Наоборот, инновации, осуществляющиеся преимущественно в отраслях, производящих средства производства, отразит увеличение возможностей нации по сои ординат (кривая FxFy).
Различные комбинации средств производства и предметов потребления соответственно потребуют различных комбинаций факторов производства, необходимых для создания выбранных взаимоконкурирующих товаров. Выбор факторов производства и их комбинации в условиях рыночной экономики осуществляется с учетом рыночных цен на ресурсы. Если на рынках факторов производства имеется избыток трудовых ресурсов и недостаток средств производства, а следовательно, цены на трудовые ресурсы относительно средств производства ниже, то покупаются трудовые ресурсы. В обратной ситуации приобретаются средства производства.
Рыночный механизм проблему ограниченности ресурсов не решает полностью, он нейтрализует ее в рамках своих возможностей, во-первых, через стимуляцию их эффективного использования и, во-вторых, посредством трансформации потребностей в платежеспособный спрос. Это означает, что рыночная экономика ориентирована не не удовлетворение потребностей, а на удовлетворение платежеспособного спроса. В процессе производства общество несет затраты, связанные с созданием благ и услуг, и результатами этих затрат являются созданные блага, удовлетворяющие общественной потребности.
Заключение
Если страна хочет добиться максимально возможного уровня жизни своих граждан, то следует обратить внимание на:
1) Размещение ресурсов. Раз ресурсы можно использовать несколькими способами, то надо тщательно выбирать, какой из них выбирать, какой из них направить в с/х-ое, а какой в промышленное производство, останавливаясь на такой комбинации, которая принесет максимальное удовлетворение.
2) Полную занятость ресурсов. Страна не может произвести такой комбинации промышленных и с/х благ, которая соответствовала бы точке, лежащей выше кривой производственных возможностей (например, точке А). С другой стороны, если комбинация выпускаемых благ окажется ниже кривой, т.е. ближе к началу координат, то выпуск не будет максимизирован, и часть ресурсов будет простаивать. Комбинации благ, находящиеся на кривой производственных возможностей, соответствуют состоянию полной занятости всех ресурсов.
3) Количественный рост экономических ресурсов. С течением времени кривая производственных возможностей смещается вверх и вправо – страна получает возможность производить больше как промышленных, так и с/х-ых благ.
Список использованной литературы
1. Финансово-кредитный энциклопедический словарь, М.: изд-во «Финансы и статистика», 2002.
2. Харвей Дж. Постигаем экономику / Пер. с англ. под ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы, ЮНИТИ,1997. – 484 с.
3. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов Под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 510 с.
4. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб.- 3-е изд., испр. – М.: Дело,2002. – 416 с.
5. Пиндайк Роберт С., Рубенфильд Дэниел Л. Микроэкономика: Пер. с англ. М.: Дело, 2000. – 808 с.