Оценка и того и другого производится с помощью показателей инновационного климата.
Сравнивая реальное соотношение возможного дохода от предполагаемых инвестиций и риска потерпеть фиаско с необходимыми для достижения поставленных целей ресурсами, инвестор делает вывод о целесообразности своих вложений.
Тогда инвестиционный климат можно представить в виде следующего алгоритма:
Инвестиционный климат =
Инвестиционный потенциал – Инвестиционные риски.
Сегодня не существует единой общепризнанной методики оценки инвестиционной привлекательности страны. Чаще всего для этого используется Индекс экономической свободы.
Он рассчитывается как среднее арифметическое 10 показателей различных «свобод», которые во многом совпадают с факторными показателями, предназначенными для анализа инвестиционного климата. Каждый из его показателей оценивается в баллах по шкале от 0 до 100.
ПОКАЗАТЕЛИ СОБОД
1. Права собственности: оценка способности индивидов накопить частную собственность, обеспеченную транспарентными законами, полностью проведенными в жизнь государством.
2. Свобода от коррупции: степень коррумпированности чиновников в органах власти, управления, контроля и правопорядка.
3. Фискальная свобода: мера налогового бремени, наложенного правительством на физических и юридических лиц.
4. Участие правительства: уровень правительственных расходов в процентах к ВВП.
5. Свобода предпринимательства: количественные показатели, отражающие возможность начать, управлять, и закрыть бизнес и представляющие полное бремя регулирования, а так же эффективность правительства в регулирующем процессе.
6. Трудовая свобода: количественные показатели, отражающие аспекты правовых рамок и нормативную базу рынка труда.
7. Монетарная свобода: мера стабильности цен (инфляция) с оценкой их макроэкономического регулирования.
8. Свобода торговли: мера воздействия тарифных и нетарифных барьеров на импорт и экспорт товаров и услуг.
9. Инвестиционная Свобода: уровень ограничений на поток инвестиционного капитала.
10. Финансовая Свобода: мера эффективности деятельности банков, включая их зависимость от государственного контроля и вмешательства.
В итоге:
ВСЕ СТРАНЫ МИРА ДЕЛЯТСЯ НА ПЯТЬ ГРУПП.
1. Страны со свободной экономикой (от 80 до100 баллов).
2. Страны с преимущественно свободной экономикой (от 70 до 80 баллов).
3. Страны с умеренно свободной экономикой (от 60 до 70 баллов).
4. Страны с преимущественно несвободной экономикой (от 50 до 60 баллов).
5. Страны с несвободной экономикой (до 50 баллов).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ СТРАН ПО ИНДЕКСУ «ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ» 2014
Место | Страна | Индекс | ||||||||||
Страны со свободной экономикой | ||||||||||||
Гонконг | 90.1 | 82.3 | 93.0 | 89.7 | 98.9 | 95.5 | 82.0 | 90.0 | ||||
Сингапур | 89.4 | 91.9 | 91.2 | 91.2 | 96.8 | 96.5 | 81.5 | 90.0 | ||||
Австралия | 82.0 | 87.7 | 64.2 | 62.6 | 94.6 | 79.2 | 80.5 | 86.4 | ||||
Швейцария | 81.6 | 88.1 | 68.9 | 65.7 | 75.4 | 87.4 | 85.2 | 90.0 | ||||
Новая Зеландия | 81.2 | 94.0 | 71.2 | 32.3 | 96.1 | 90.2 | 86.3 | 86.8 | ||||
Канада | 80.2 | 87.7 | 79.7 | 47.3 | 89.3 | 83.1 | 76.3 | 88.3 | ||||
Страны с преимущественно свободной экономикой | ||||||||||||
Чили | 78.7 | 72.3 | 76.5 | 83.8 | 69.3 | 69.3 | 84.1 | 82.0 | ||||
Дания | 76.1 | 93.7 | 39.3 | 0.5 | 98.1 | 91.2 | 80.0 | 87.8 | ||||
Эстония | 75.9 | 64.2 | 80.4 | 56.0 | 77.6 | 55.9 | 76.9 | 87.8 | ||||
США | 75.5 | 72.0 | 65.8 | 48.1 | 89.2 | 97.2 | 75.4 | 86.8 | ||||
Великобритания | 74.9 | 76.4 | 56.6 | 29.5 | 92.0 | 73.1 | 73.5 | 87.8 | ||||
Нидерланды | 74.2 | 88.0 | 51.7 | 25.6 | 89.7 | 59.6 | 79.9 | 87.8 | ||||
Германия | 73.4 | 80.1 | 61.2 | 38.2 | 89.9 | 46.4 | 80.8 | 87.8 | ||||
Финляндия | 73.4 | 93.4 | 65.1 | 8.9 | 93.6 | 46.5 | 78.9 | 87.8 | ||||
Швеция | 73.1 | 92.3 | 42.9 | 21.4 | 91.1 | 52.9 | 82.5 | 87.8 | ||||
Литва | 73.0 | 49.9 | 92.9 | 55.9 | 85.7 | 59.0 | 78.6 | 87.8 | ||||
Страны с умеренно свободной экономикой | ||||||||||||
Бельгия | 69.9 | 74.2 | 44.8 | 14.8 | 89.9 | 72.7 | 79.5 | 87.8 | ||||
Латвия | 68.7 | 43.6 | 84.6 | 54.9 | 82.5 | 68.5 | 79.7 | 87.8 | ||||
Польша | 67.0 | 54.8 | 76.1 | 43.2 | 70.1 | 60.4 | 77.8 | 87.8 | ||||
Казахстан | 63.7 | 25.7 | 92.9 | 85.0 | 74.4 | 86.7 | 74.4 | 78.2 | ||||
Страны с преимущественно несвободной экономикой | ||||||||||||
Уганда | 59.9 | 23.8 | 79.1 | 87.3 | 45.1 | 87.4 | 71.0 | 75.4 | ||||
Россия | 51.9 | 22.1 | 85.6 | 61.5 | 70.0 | 55.8 | 69.4 | 74.6 | ||||
Беларусь | 50.1 | 24.6 | 89.2 | 61.2 | 73.4 | 77.7 | 33.9 | 81.4 | ||||
Страны с несвободной экономикой | ||||||||||||
Украина | 49.3 | 21.9 | 79.1 | 37.5 | 59.8 | 49.8 | 78.7 | 86.2 | ||||
Северная Корея | 1.0 | 5.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 |
В заключение темы следует констатировать следующее:
Только при соблюдении всех рассмотренных институциональных условий может быть достигнут тот синергетический эффект, который позволит создать в стране эффективный макроэкономический механизм стимулирования инновационной деятельности.
Тема 4.
Стимулирование научно-инновационной деятельности.