Глава 23. фирма в условиях чистой конкуренции

Перед изучением данной главы внимательно прослушайте введение к главе. Затем изучите последовательно материалы параграфов главы, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания.

После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы по главе. Затем проверьте свои знания по главе, выполнив контрольные задания и ответив на проблемные вопросы, приведенные ниже.

Проблемные вопросы

1. Какие вам известны модели рынка и чем они различаются? Дайте краткую характеристику моделей рынка. Какой критерий является достаточным, чтобы классифицировать модели рынка? Сколько их должно быть ¾ может быть, одного критерия недостаточно?

2. Каковы характерные черты рынка чистой конкуренции? Сколько их ¾ одна, две, три или...? Как вы представляете рынок чистой конкуренции в реальной жизни? На рынках каких товаров преобладает чистая конкуренция?

3. Раскройте смысл двух подходов к максимизации прибыли в краткосрочном периоде. Чем они отличаются? Когда необходимо сравнивать валовые издержки и валовой доход, а когда предельные издержки и предельный доход?

4. Как обеспечить максимизацию прибыли в долговременном периоде? Получают фирмы прибыль: да или нет?

5. В каком соотношении находятся чистая конкуренция и эффективность бизнеса в краткосрочном периоде?

23.1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА: РЫНОЧНЫЕ МОДЕЛИ

В рыночной экономике имеют место четыре модели рынка (см. схему 23.1). Они отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.

Чистая, или совершенная, конкуренция ¾ когда на рынке очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт (например, пшеницу или кукурузу). Новые фирмы могут легко войти в отрасль.

Несовершенная, или монополистическая, конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (одежду, мебель, книги). Дифференциация является основой для создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической конкуренцией довольно простое.

Олигополия (несовершенная конкуренция) отличается небольшим числом продавцов, и эта «немногочисленность» означает, что решения об определении цен и объемов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении в области ценообразования и определения объема производства. Продукты могут быть как стандартизированные (такие, как сталь или алюминий), так и дифференцированные (автомобили или компьютеры).

Чистая, или естественная, монополия (несовершенная конкуренция) ¾ когда на рынке одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги (например, местная электрическая компания). Проникновение в отрасль новых фирм заблокировано, так как фирма представляет собой всю отрасль. Поскольку существует только один продукт, очевидно, что отсутствует дифференциация продукции. Совершенная конкуренция и чистая монополия ¾ крайние полюсы спектра рыночных структур и как крайности встречаются относительно редко. Гораздо чаще наблюдаются монополистическая конкуренция и олигополия.

глава 23. фирма в условиях чистой конкуренции - student2.ru

Рис. 23.1. Рыночные модели

Рекомендация:

Наши рекомендации