Европейское экономическое пространство.
79. Североамериканская модель интеграции (НАФТА). У этого вопроса 2 варианта выбери какой поравится!!!!
НАФТА - это североамериканское соглашение о свободной торговле.Входят: США, Канада, Мексика.
1988 - соглашение между США и Канадой.1992 - присоединение Мексики.
Демонтируются не только таможенные барьеры, НАФТА открывает путь к созданию единого континентального рынка для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Согласование происходило очень сложно из-за разного социального зак-ва, разных экологических нормативов. До 2010 г. в рамках НАФТА будут устранены все торговые барьеры. На сегодняшний день там. пошлины существуют, но снижаются.
По подсчетам специалистов не исключено, что уже через 15 лет произойдет слияние трех национальных рынков и сформируется зона свободной торговли с населением более 375 млн человек. НАФТА объединила около 7% мирового населения. Производит $ 5,5 млрд. ВНП. Удельный вес в мировой торговле - 17%.
Следует вместе с тем иметь в виду, что в рамках НАФТА пока не созданы специальные органы, регулирующие сотрудничества, аналогичные существующим в ЕС (Комиссия, Суд, Парламент и т. д.). Особенность НАФТА в том, что в ней состоят как высокоразвитые страны, так и развив. гос-во, гос-ва разных цивилизационных систем.
Ведущую роль в развитии интеграции на североамериканском пространстве, безусловно, принадлежит США. В период подавляющего преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного лидерства на мировых рынках США не слишком нуждались в развитии интеграционных процессов на своем континенте. Смена обстановки в мире объективно поставила перед ними такую задачу.
Помимо аргументов политического характера, каждая страна—участница Соглашения имеет свои экономически обоснованные причины участия в НАФТА. Так, по мнению американских экспертов, увеличение экспорта приведет к росту числа рабочих мест (кстати, эти расчеты уже оправдались, несмотря на сравнительно короткий промежуток времени). Большие надежды связываются с процессом перенесения на мексиканскую территорию трудоемких, материалоемких И других дорогостоящих производств, что должно существенно повлиять на снижение издержек и тем самым повысить конкурентоспособность американских товаров.
Экономика Канады тесно связана с экономикой США. Доля США во внешнеторговом обороте Канады составляет около 70% и, наоборот, доля Канады —20%. Это очень высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной группировке, в ЕС, доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет менее 20%, а доля Франции — чуть выше 10%. Возможная экономическая выгода после ликвидации таможенных барьеров была предварительно, скрупулезно подсчитана, в частности, для обрабатывающей и добывающей промышленности. Правительство Канады считает, что участие в НАФТА позволит более тесно приобщиться к выпуску наукоемкой продукции, повысить прибыль, так как оплата труда в Канаде выше, чем у партнеров по группировке.
Большие надежны связывает с НАФТА Мексика. Она рассчитывает резко ускорить темпы своего развития, провести реформы и уже через 10—15 лет приблизиться по уровню своего развития к промышленно развитым странам. Были предприняты решительные меры по либерализации движения капитала, начался его приток, вырос объем иностранных инвестиций.
В настоящее время пока трудно оценить эффективность деятельности НАФТА, поскольку прошло не столь много времени, однако уже в настоящее время просматривается стремление ряда южноамериканских стран присоединиться к этой экономической группировке. Вероятно, в ближайшей перспективе можно будет ожидать расширения НАФТА, однако необходимо создать определенные организационные структуры и отработать механизм сотрудничества.
НАФТА – Северо – Американское соглашение о свободной торговле, которое действует с января 1994г. Важно то, что НАФТА пошло дальше первого этапа реализации интеграционного процесса – зоны свободной торговли. Здесь не толькобыли сняты таможенные барьеры и другие ограничения для экспорта и импорта товаров
Стран – участниц соглашения, но и созданы условия для свободного движения не только товаров, но и услуг, рабочей силы, капиталов. По существу к концу 90 – х гг. были отработаны общие подходы предоставления национальных режимов для прямых иностранных инвестиций.
Кроме того, в рамках НАФТА имеются договоренности :
· О защите интеллектуальной собственности;
· По гармонизации технических стандартов, санитарных норм и др.;
· По формированию механизма разрешения споров (антидемпинговые проблемы, субсидии и др.).
В перспективе (через 10 – 12 лет) актуальными станут вопросы слияния рынков стран – участниц НАФТА. Следует вместе с тем иметь в виду, что в рамках НАФТА пока не созданы специальные органы, регулирующие сотрудничества, аналогичные существующим в ЕС (Комиссия, Суд, Парламент и т. д.). Поэтому рано еще говорить об успешности и завершенности процесса международной интеграции в рамках НАФТА.
В последние годы, учитывая тенденции глобализации мировой экономики, как возможный вариант развития в перспективе рассматривается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.
80. Формирование Азиатско – Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) образован в ноябре 1989 года.
Будущее крупнейшее интеграционное пространство, так как в Тихоокеанский регион все больше перемещается центр мировой экономики. На начальном этапе он функционировал как министерская встреча. С 1993 года проводятся регулярные встречи глав государств и правительств. Во время совещания АТЭС на высшем уровне в 1993 г. было принято решение, что в течение 15 лет будет последовательно проводится снижение и отмена там. пошлин и нетарифных ограничений в торговле.
В настоящее время участниками Форума является 21 страна (экономика): Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (как особая зона Китая), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.
На долю АПЭК приходится 40% мировой торговли, 55% мирового ВНП, 40% мирового населения.
Важнейшими формами деятельности АТЭС являются: саммиты глав государств и правительств (экономических лидеров), встречи министров иностранных дел, торговли и экономики.
Выполнение административно-технических функций возложено на Секретариат АТЭС, штаб-квартира которого находится в Сингапуре.
Первый саммит прошел в Сиэтле, США. На нем лидеры обсудили перспективы формирования сообщества стран Азиатско-Тихоокеанского региона, основанного на принципах открытости и партнерства, которое будет содействовать свободному движению товаров, услуг и инвестиций, обеспечению устойчивого экономического роста, достижению более высокого уровня жизни и стандартов образования, сохранению окружающей среды. Эти идеи получили наименование "видение АТЭС".
В Куала-Лумпуре Россия, как и Перу и Вьетнам, стала полноправным членом АТЭС.
В последнее время активизировалось участие России в деятельности АТЭС.
Создан "Деловой клуб АТЭС", в который вошло более 50 представителей российских деловых кругов.
Российские эксперты по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона единодушны во мнении, что сложившиеся за последнее время механизмы взаимодействия между Россией и АТЭС позволяют российским государственным и частным предприятиям активно и эффективно выходить на рынки АТР. Прежде всего, это относится к продвижению в регион новейших российских технологий, к которым представители научно-технических и деловых кругов стран АТР проявляют значительный интерес.