Европейское экономическое пространство(ЕЭП)

В результате подписания в 1992 г. государствами — членами ЕАСТ, ЕС и его государствами-членами Договора об образовании Европей­ского экономического пространства (European Economic Area, EEA) был создан рынок, объединяющий 18 стран с населением около 370 млн. человек.

Швейцария, согласно итогам проведенного в 1992 г. референду­ма, не ратифицировала Договор, вступивший в силу в 1994 г.

В Договоре предусматриваются:

свободное движение товаров, услуг, капитала и людей;

сотрудничество в таких областях, как наука, образование, экологи­ческая политика, социальная политика;

создание правовой системы, обеспечивающей реализацию общих правил и норм.

Договор дополняют:

двусторонние соглашения между государствами ЕАСТ и Европей­ским Союзом об импорте некоторых сельскохозяйственных продук­тов;

двусторонние соглашения между Европейским Союзом и Норве­гией и Исландией о свободной торговле рыбой.

Структура ЕЭП:

1. Совет как верховный орган принятия решений (члены Совета ЕС, члены Европейской комиссии, по одному представителю от каждого члена ЕАСТ).

2. Совместный комитет в качестве форума для обмена мнениями и информацией и в качестве органа для поиска и принятия решений (высокие должностные лица Комиссии и государств — членов ЕС и ЕАСТ).

3. Консультативный комитет (члены Экономического и социаль­ного комитета ЕС, члены Консультативного комитета ЕАСТ).

4. Совместный парламентский комитет.

Государства — члены ЕАСТ учредили:

Контрольное ведомство ЕАСТ (контроль за выполнением догова­ривающимися сторонами обязательств, взятых на себя согласно Договору о ЕЭП);

Суд ЕАСТ (совместный контроль с Европейским судом);

Постоянный комитет государств ЕАСТ (информация, консульта­ции, подготовка заседаний Совместного комитета ЕЭП).

Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА)

В феврале 1991 г. в результате встречи на высшем уровне Венг­рии, Польши и Чехословакии в г. Вышеграде (Венгрия) образована субрегиональная организация, не предусматривающая создания постоянных органов. Эта организация впоследствии была названа Вышеградской группой. Создание Вышеградской группы, иници­атором которой считается премьер-министр Чехии В. Клаус, было предопределено необходимостью развития внутрирегиональной торговли и объединения усилий по подготовке интеграции в ЕС в условиях развала прежних интеграционных структур и проблематичности быстрой переориентации торговых потоков на Запад.

В декабре 1992 г. Венгрия, Польша, Словакия и Чехия подписали Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), которое вступило в силу 1 марта 1993 г.

Первоначально страны-участницы не предполагали принятия новых членов, но впоследствии такая возможность была предостав­лена странам, удовлетворяющим трем основным требованиям:

наличие торгового договора с ЕС или статус ассоциированного члена Европейского сообщества;

членство в ВТО/ГАТТ;

наличие двусторонних договоров о свободной торговле с каждой из стран — участниц Соглашения.

С 1 января 1996 г. очередной стороной соглашения стала Слове­ния, с 1 июля 1997 г. — Румыния, а с 1 января 1999 г. — Болгария.

Цель ЦЕФТА — стимулирование развития торгово-экономических, научно-технических и кооперационных связей внутри блока с перспективой создания к 2002 г. зоны свободной торговли. В то же время внутрирегиональная интеграция рассматривается не как са­моцель, а как промежуточный этап вступления в ЕС, позволяющий нивелировать некоторые проблемы, связанные с тем, что экономи­ки стран — участниц ЦЕФТА скорее однотипны, чем взаимодопол­няемы, их рынки бедны капиталом, ограничены в сфере высоких технологий, дефицитны по сырьевым (в том числе и по энергети­ческим) ресурсам. Кроме того, страны — участницы ЦЕФТА имеют крупное отрицательное сальдо внешней торговли, большая часть ко­торого приходится на страны ЕС *. Эти и другие экономические про­блемы разрешаются не в рамках ЦЕФТА, а именно в проходящем в настоящее время процессе интеграции в ЕС. Предпринимаются также шаги по сближению законодательства стран ЦЕФТА с нормами Дого­вора о Европейском экономическом пространстве.

* Захматов Н. Центральноевропейское соглашение о свободной торговле//Внешняя торговля. 1997. № 1-3. С. 22.

Развитие ЦЕФТА обусловлено объективными трудностями и ог­ромным стремлением стран-участниц интегрироваться в западноев­ропейские структуры. В этой связи не было принято предложение Словакии о создании институциональных органов Соглашения.

В то же время за период действия ЦЕФТА существенно ускорился процесс ликвидации барьеров во взаимной торговле стран-участниц по сравнению с первоначальными записями в Соглашении, что нашло формальное отражение в последующих дополнительных протоколах.

С 1 января 1997г. в рамках ЦЕФТА практически существует зона свободной торговли для большинства промышленных изделий, за исключением чувствительных товаров с более длительной тарифной защитой, постепенно ликвидируемой не позже 2002 г. Это относит­ся прежде всего к странам — основателям ЦЕФТА, так как для то­варов из стран, присоединившихся позже, степень защиты несколь­ко шире. Особенно это касается Румынии и Болгарии, основной этап либерализации торговли с которыми начался с 1 января 1999 г. На­пример, Польша относит к чувствительным товарам продукцию ав­томобилестроения, а также нефтепродукты и некоторые стальные изделия.

Для сельскохозяйственных товаров ЦЕФТА предусматривает не создание зоны свободной торговли, а частичную и выборочную ли­берализацию, масштаб которой был расширен с 1 января 1996 г. в соответствии с Дополнительным протоколом № 3. В результате это­го в начале 1999 г. тарифные преференции охватывали свыше 90% сельскохозяйственных товаров, часть которых реализовывалась бес­пошлинно в рамках общего списка «А», часть — по пониженной и общей для всех стран ставке (список «В»), а торговля товарами из списка «С» осуществлялась на основе двусторонних соглашений. Часть сельскохозяйственных товаров не была охвачена никакими пре­ференциями.

Степень либерализации товарооборота сельскохозяйственных продуктов в рамках ЦЕФТА гораздо ниже, чем промышленных това­ров.

Учитывая специфику сельскохозяйственных рынков, страны — участницы ЦЕФТА согласовали возможность применения в опреде­ленных ситуациях защитных средств для сельскохозяйственных товаров. Так, например, Польша в 1997 г. отменила тарифные префе­ренции на крахмал и изделия из него для всех стран ЦЕФТА, а в 1998 г. преференции в импорте сахара из Чехии, кукурузы посевной и кормовой из Венгрии, кукурузы кормовой из Чехии и Словакии, а также томатной пасты из Чехии, Словакии и Венгрии. В 1998 г. Словения и Румыния также повысили таможенную пошлину на венгерскую пшеницу (Румыния еще и на пшенично-ржаную муку), а Чехия и Словения установили ее минимальный размер и т.д.

С момента последней встречи премьер-министров стран ЦЕФТА в Праге в 1998 г., на которой формально была приостановлена либе­рализация торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами, условия торговли ими в рамках Соглашения значительно усложнились. Это объясняется тем, что в разных странах — участницах ЦЕФТА результат либерализации торговли сельскохозяйственными товарами был различным. Только Венгрия (благодаря развитой сис­теме субсидий), а также Чехия имеют положительное сальдо торгов­ли этими товарами, а остальные страны — дефицит. Кроме того, все страны ЦЕФТА были плохо подготовлены к этой либерализации, поскольку рынок предварительно не был изучен. Часто доходило просто до взаимной переброски излишков продовольствия. Не было никакой координации сельскохозяйственной политики. Это привело к необходимости создания подкомитета ЦЕФТА по вопросам торговли сельскохозяйственной продукцией, который начал функ­ционировать во второй половине 1999 г.

В то же время следует отметить, что в результате реализации Соглашения значительно восстановился и получил развитие взаимный товарообмен. Например, товарооборот Польши с государствами ЦЕФТА увеличился более чем в три раза.

При сотрудничестве в рамках ЦЕФТА основное внимание уделя­ется проблемам, связанным со взаимной торговлей. Несмотря на то, что такие сферы сотрудничества, как предоставление услуг и пере­мещение капитала, нашли официальное отражение в Познаньской декларации, принятой премьерами государств ЦЕФТА в ноябре 1994 г., реального сотрудничества в этих областях пока нет. Вопросы, свя­занные с этим, должны решаться на переговорах стран-участниц, так как проблематика основных экономических свобод (перемеще­ния товаров, услуг, капиталов и лиц) рассматривается в соглашениях об объединении между отдельными государствами ЦЕФТА и ЕС. Главной целью стран — участниц ЦЕФТА является членство в ЕС, что в свою очередь связано с процессами приспособления к его за­конодательству, поэтому необходимо учитывать эту проблематику во взаимных отношениях в рамках ЦЕФТА.

Литература

1. Дюмулен И., Пресняков В., Соколов В. Внешнеторговый режим ведущих зарубежных страну/Внешняя торговля. 1996. № 4, 6.

2. Захматов И. Центральноевропейское соглашение о свободной торговле//Внешняя торговля. 1997. №1-3.

3. Шреплер Х.А. Международные организации: Справочник. — М.: Междунар. отношения, 1995.

4. European Economy. 1994. № 58.

Глава 7

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ

Общие тенденции развития внешней торговли России в конце 90-х гг. характеризовались исчерпанием возможностей экстенсивно­го роста объемов экспорта и импорта в условиях ухудшения мировой конъюнктуры (особенно падения цен на энергоносители) и на фоне последствий финансового кризиса в России, где в 1998 г. впервые за последние пять лет наблюдалось падение объемов внешнеторгового оборота по сравнению с предыдущим годом (табл. 7.1).

Таблица 7.1.

Внешняя торговля России в 1994-1998 гг*.

 
млн. дол. %к пре­дыду­щему году млн. дол. %к пре­дыду­щему году млн. дол. %к пре­дыду­щему году млн. дол. % к пре­дыду­щему году млн. дол. %к пре­дыду­щему году
Оборот 105523,0 10,8 126578,0 20,0 133867,0 5,8 140193,7 4,7 116615,7 -16,8
Экспорт 66862,0 13,0 79869,0 19,5 87629,0 9,7 86626,6 -1,1 72537,5 -16,3
Импорт 38661,0 7,2 46709,0 20,8 46238,0 -1,0 53567,1 15,9 44078, -17,7
Сальдо 28201,0 22,0 33160,0 17,6 41391,0 24,8 33059,5 -20,1 28459,3 -13,9

* Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и .пер­спективы. 1998. № 2.

1996 г. был последним удачным годом для российского экспорта благодаря высоким мировым ценам на нефть. В 1997-1998 гг. стои­мостные объемы российского экспорта сокращались. В 1997 г. был отмечен стремительный рост импортных поставок на фоне незначи­тельного увеличения ВВП, совокупного внутреннего спроса и ре­альных доходов населения в условиях стабильного валютного курса и реального удорожания рубля, снижения закупочных цен на внешних рынках. Степень насыщения импортной продукцией внутреннего рынка и особенно розничного товарооборота достигла предела. Импортная зависимость по некоторым позициям приблизилась к 100%. Это прежде всего относится к продукции так называемого замещающего ассортимента, которая фактически вытеснила анало­гичные отечественные изделия из розничной торговли.

В 1998 г. произошло обострение традиционных «болезней» для российской внешней торговли. Россия в очередной раз, но в более тяжелой форме (ранее подобное наблюдалось в 1993—1994 гг.) столк­нулась с явлением разоряющего экспорта, когда в условиях небла­гоприятной мировой конъюнктуры любое усилие по увеличению поставок нефти в натуральном выражении ведет к дальнейшему сни­жению цен, а также к тому, что общая выручка, от экспорта не воз­растает, а уменьшается. Так произошло с большинством российских сырьевых товаров.

В то же время за 90-е гг. структура российской внешней торговли практически не изменилась.

Структура внешней торговли

В целом структура экспорта включает примерно 4тыс. различных видов отечественной продукции. Однако список товаров, на кото­рые приходятся наибольшие по стоимости объемы, ограничивается только 10 позициями, включая прежде всего нефть, газ, цветные и драгоценные металлы, алмазы.

На долю топливно-энергетических ресурсов приходится около 45% общего объема экспорта, на черные и цветные металлы и изделия из них — 20%, на продукцию химической промышленности — 8—10%, на лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия — около 4%, на машины, оборудование и транспортные средства — около 10%.

Основными причинами относительно малой доли машин и обо­рудования в общем объеме экспорта являются снижение объемов их производства, низкая конкурентоспособность, нерешенность во­просов кредитования производства и поставок, отсталость произ­водственной базы, длительные сроки освоения современных видов оборудования, а также нарушение кооперационныхсвязей из-за развала СЭВ и СССР, проблема неплатежей, отсутствие системы стра­хования и банковских гарантий. Россия экспортирует очень ограни­ченную номенклатуру машиностроительной продукции. Снизился даже прежде устойчивый и значительный по объему экспорт воен­ной техники и вооружений. Если в 1989 г. доля СССР в мировом экспорте оружия составляла 37%, то в конце 90-х гг. доля России — менее 10%.

В импорте России основными статьями являются изделия ма­шиностроения (около 35% совокупного импорта), а также продо­вольствие и сырье для его производства (около 25%). Удельный вес импортируемых химических продуктов составляет около 15%, изделий легкой промышленности — около 5 %.

Значительны объемы неофициального импорта по каналам так называемой неорганизованной торговли, особенно импорта потре­бительских товаров.

При рассмотрении географической структуры внешней торговли России обычно выделяется два основных направления: страны СНГ (ближнее зарубежье) и остальные страны (дальнее зарубежье).

На долю стран СНГ приходится около 1/4 всего объема внешне­торгового оборота России (табл. 7.2).

Таблица 7.2

Внешняя торговля России по основным направлениям (%) *

  1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г.
Экспорт
Дальнее зарубежье 74,8 79,3 82,1 82,0 80,8 81,3
СНГ 25,2 20,7 17,9 18,0 19,6 18,7
Импорт
Дальнее зарубежье 74,4 73,3 70,9 68,8 73,5 74,4
СНГ 25,6 26,7 29,1 31,2 26,5 25,6

* Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и пер­спективы. 1998. № 2.

Отношения со странами СНГ развиваются на трех уровнях:

· большинство стран СНГ выполняют обязательства в соот­ветствии с Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и двусторонними соглашениями о свободной торговле;

· Россия, Беларусь, Казахстан и Киргизия заключили Соглаше­ние о создании Таможенного союза, в соответствии с которым установлен единый порядок внешнеторгового регулирования;

· Россия и Беларусь подписали 2 апреля 1996 г. Договор об об­разовании Сообщества двух суверенных государств. Основными партнерами в торговле России с ближним зарубежьем являются Украина, Беларусь, Казахстан и Узбекистан.

На долю сырьевых товаров в экспорте России с государствами СНГ приходится около 50%, а на долю машин и оборудования —около 17%.

Основные товары, импортируемые Россией из стран. СНГ, — про­довольствие, продукция легкой промышленности и сырье для ее производства. На долю машин и оборудования в импорте России приходится около 18%. Прирост импорта в значительной степени обеспечивается за счет продовольственных товаров, алкогольных и безалкогольных напитков из Украины и Молдовы, зерновых культур из Казахстана и Украины, сахара из Украины. Увеличиваются также объемы импорта продукции черной металлургии.

Сдерживающими факторами торгово-экономических связей со странами Содружества являются рост их задолженности России вследствие дисбаланса в торговле, отсутствия надежных механизмов регулирования долга на межправительственном уровне, низкое ка­чество производимых в странах СНГ товаров, наличие множествен­ности курсовых паритетов национальных валют, отсутствие реаль­ной (рыночной) взаимосвязанности между ними, неэффективность обслуживания взаимных расчетов национальными банковскими сис­темами и др.

Торговые отношения России со странами дальнего зарубежья раз­виваются по нескольким региональным направлениям.

Прежде всего это европейский регион. Торговые отношения с ев­ропейскими странами развиваются по четырем субрегиональным направлениям *: Европейский Союз, страны Центральной и Восточ­ной Европы (ЦВЕ), страны Балтии, Балканский регион.

* Об итогах внешнеэкономической деятельности России в 1993-1996 гг.// Внешняя торговля. 1996. № 9-11.

Отношения с Европейским Союзом рассматриваются как приори­тетное направление внешней торговли и внешнеэкономической де­ятельности России в целом. ЕС является крупнейшим торговым партнером России (свыше 1/3 общего товарооборота и около 2/5 рос­сийского экспорта). Фирмы стран ЕС являются наиболее крупными инвесторами в экономику России.

В июне 1994 г. было подписано Соглашение о партнерстве и со­трудничестве между Россией и ЕС (СПС), в котором определены условия сотрудничества и поэтапной экономической интеграции между Россией и ЕС, предусматривается создание в перспективе зоны свободной торговли товарами, а также обеспечение большей свободы трансграничной торговли услугами и движения капиталов. До вступления Соглашения о партнерстве в силу применялось Временное соглашение между Россией и ЕС о торговых и связанных с торговлей вопросах (с 1 февраля 1996 г.), содержащее «торговые» положения, которые не требовали ратификации.

Основным торговым партнером России является Германия (табл. 7.3).

Таблица 7.3

Основные торговые партнеры России в 1994 и 1998 гг. *

  Экспорт % Импорт % Экспорт % Импорт %
1. Украина 10,6 Украина 9,1 Германия 8,0 Германия 12,6  
2. Германия 8,6 Германия 7,9 Украина 7,7 Беларусь 10,4  
3. Швейцария 5,9 США 5,5 США 7,1 США 9,5  
4. Великобритания 5,8 Швейцария 4,5 Беларусь 6,5 Украина 7,5  
5. США 5,3 Италия 4,3 Нидерланды 5,6 Казахстан 4,3  
6. Беларусь 4,9 Китай 4,3 Италия 4,5 Италия 4,2  
7. Китай 4,5 Нидерланды 4,1 Китай 4,4 Франция 3,7  
8. Италия 4.4 Япония 4,1 Швейцария 4,4   Финляндия 3,3  
9. Нидерланды 3,7 Великобритания 3,9 Великобритания 4,2   Великобритания 2,8  
10; Япония 3,6 Беларусь 3,8 Япония 3,1   Польша 2,8  

* Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. 1995/ ГТК. — М.: ГТК РФ, 1996; Внешнеэкономический комплекс России: современ­ное состояние и перспективы. 1998. № 2.

Лидерство Германии обусловлено высоким качеством и разнооб­разием поставляемых товаров (автомобили и запчасти к ним, аудио- и видеотехника, бытовая электроника, косметика и парфюмерия, мебель, одежда и обувь, медицинская продукция, продовольствие и др.) при сравнительно низких оптовых ценах, а также территориаль­ной близостью. Важными факторами активного развития российско-германской торговли являются связи между фирмами двух стран, сохранившиеся с прежних времен, а также устойчивое положение немецкой марки.

Страны Центральной и Восточной Европы занимают особое место во внешней торговле России, что объясняется их геополитическим положением, территориальной близостью, а также масштабами экономического сотрудничества в рамках СЭВ (в 1990 г. примерно 3/5 объема товарооборота СССР приходилось на СЭВ).

Во всех странах ЦВЕ за последние годы созданы демократические системы, активно проводятся рыночные реформы, ликвидированы основы централизованного планирования и государственного конт­роля, происходит переориентация внешнеторгового оборота в сто­рону индустриально развитых стран. В то же время попытки этих стран быстро переориентировать торговлю на Запад встретили там активное противодействие, что определило «новое открытие» рос­сийского рынка. С другой стороны, они активно включаются в эко­номические, политические и военные интеграционные процессы в Западной Европе, поэтому их можно рассматривать в качестве дополнительного связующего звена между Россией и Западной Европой.

Торговля со странами Восточной Европы в первой половине 90-х гг. характеризовалась сокращением их доли во внешнеторговом обороте России. С 1995 г. наблюдается тенденция к ускорению темпов развития торговли. В российском экспорте доминирующее значение имеют энергоресурсы, в импорте — продовольствие, хими­ческие товары, машинно-технические изделия. В 1995 г. была разра­ботана «Концепция внешнеэкономических связей Российской Федерации со странами Восточной Европы на период до 2000 г. с учетом задач структурной перестройки экономики России».

Крупнейшим торговым партнером России в этом регионе является Польша. В структуре российского экспорта в Польшу преобладают сырьевые товары, импорта из Польши — продовольствие и сельскохозяйственные товары (около 40%), фармацевтические товары, кос­метика и товары народного потребления, машины и оборудование, строительные услуги.

Для торговых отношений со странами Балтии, а также. Балканского региона характерна их адаптация к новым политическим и экономи­ческим условиям сотрудничества.

Среди неевропейских регионов особо важное значение для российской внешней торговли имеют США и Азиатско-тихоокеанский регион (АТР).

Для России необходимость расширения торговли со странами Азиатско-тихоокеанского региона определяется рядом факторов *:

* Давыдов О. Россия и Азиатско-тихоокеанский регион: перспективы торгово-экономического и интеграционного сотрудничества//Внешняя торговля. 1996. № 3. С. 5.

во-первых, АТР становится наиболее динамично развивающимся центром мировой экономики. В АТР также наблюдается начальная фаза интеграционных процессов государств, находящихся на разных этапах экономического развития, что создает благоприятные усло­вия для интеграции России в экономику региона;

во-вторых, расширение экономического сотрудничества со стра­нами АТР при определенных условиях может способствовать разви­тию Сибири и Дальнего Востока, облагораживанию структуры рос­сийского экспорта в результате участия в структурной перестройке экономики большинства стран региона, повышению эффективности российского импорта, поскольку качество азиатских товаров вполне соответствует мировым стандартам при зачастую более низких по сравнению с Западной Европой ценах. Кроме того, в этом регионе предоставляются благоприятные возможности для экспорта ком­плектного оборудования, а накопление значительных валютных ре­зервов в некоторых динамично развивающихся странах АТР потенци­ально способствует расширению их инвестиционной деятельности в России.

Двусторонние отношения России со странами АТР после периода спада имеют тенденцию к росту, их доля во внешнеторговом обороте составляет около 30%. Развиваются связи с АСЕАН, ведется подготовка к установлению отношений с НАФТА. Россия участвует в де­ятельности ЭСКАТО и является полноправным членом Совета по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС), Тихо­океанского экономического совета (ТЭС), Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

Наши рекомендации