Проблематика, выбор темы и руководство индивидуальным проектом
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Для обучающихся 1 курса всех направлений подготовки СПО
Г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Проблематика, выбор темы и руководство индивидуальным проектом
2 Состав, структура и содержание основных элементов индивидуальных проектов
3 Оформление индивидуального проекта
4 Подготовка индивидуального проекта к защите
5 Подготовка презентации к защите индивидуального проекта
6 Критерии оценки индивидуального проекта
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ВВЕДЕНИЕ
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся. Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Рекомендации разработаны в целях оказания помощи обучающимся в подготовке индивидуальных проектов и успешной их защите.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных дисциплин, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных дисциплин или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках самостоятельной работы, специально отведенной учебным планом, и должен быть представлен в виде разработанного проекта.
Проекты, выполняемые обучающимися, могут быть отнесены к одному из пяти типов: исследовательский; информационный; практико-ориентированный, творческий, игровой (ролевой).
Исследовательский тип работы требует хорошо продуманной структуры, обозначения цели, обоснования актуальности предмета исследования, обозначения источников информации, продуманных методов, ожидаемых результатов. Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенно или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Информационный проект требует направленности на сбор информации о каком-то объекте, физическом явлении, возможности их математического моделирования, анализа собранной информации и ее обобщения, выделения фактов, предназначенных для практического использования в какой-либо области. Проекты этого типа требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Такие проекты могут быть интегрированы в исследовательские и стать их органичной частью.
Практико-ориентированный проект отличается четко обозначенным с самого начала конечным результатом деятельности участников проекта.
Творческий проект, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников; творческие проекты классифицируются по доминирующему виду творчества: художественно-изобразительные, художественно-речевые, художественно-оформительские, театральные, музыкальные и т.д.
Игровой или ролевой проект - это проекты с элементами творческих игр, когда участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием и характером проекта.
Структура индивидуального проекта должна включать:
1. Тему;
2. Актуальность;
3. Цель, задачи;
4. Описание проекта;
5. План реализации проекта
№ п/п | Этапы реализации проекта | Срок реализации | Планируемый результат |
1. | |||
2. | |||
… |
6. Ресурсное обеспечение;
7. Риски.
Основные этапы работы над проектом представлены в виде опорной схемы в приложении Г.
Проблематика, выбор темы и руководство индивидуальным проектом
При определении тематического поля проекта можно опираться, например, на потребности человека в различных областях жизнедеятельности: техникум, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, производство и предпринимательство, общение. При этом основополагающим принципом должна стать самостоятельность выбора обучающегося – основа для формирования его ответственности за процесс и результат работы.
Первая ступень в процессе выполнения проекта - поиск проблемы. Необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему.
Тематика индивидуального проекта непосредственно связана с постановкой проблемы проекта. Выбор темы индивидуального проекта имеет исключительно большое значение.
Обучающемуся предоставляется право выбора темы индивидуального проекта вплоть до предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее разработки. Основным критерием при выборе темы служит познавательный и практический интерес обучающихся.
Выбор темы индивидуального проекта сопровождается консультацией руководителя проекта, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению и защите проектов.
Основными функциями руководителя проекта являются:
- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения индивидуального проекта;
- оказание помощи обучающемуся в подборе необходимых информационных источников;
- контроль хода выполнения проекта.
После выбора темы индивидуального проекта начинается самостоятельная работа обучающегося по выполнению.
Состав, структура и содержание основных элементов индивидуальных проектов
Содержание индивидуального проекта представляет собой составленный в определенном порядке развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в каждом параграфе. Правильно построенное содержание служит организующим началом в работе обучающихся, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.
Содержание индивидуального проекта обучающийся составляет совместно с руководителем, с учетом замысла и индивидуального подхода.
Согласно традиционной структуре основная часть должна содержать не менее 2 глав.
Проработка источников сопровождается выписками, конспектированием. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в индивидуальном проекте.
Собрав и изучив информационные источники и практический материал, обучающийся приступает к написанию индивидуального проекта. Это сложный этап работы над темой, требующий сосредоточенности и упорного труда.
Хотя индивидуальный проект выполняется по одной теме, в процессе ее написания обучающийся использует весь имеющийся у него запас знаний и навыков, приобретенных и приобретаемых при изучении смежных учебных дисциплин.
Излагать материал рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из информационных источников.
На титульном лист индивидуального проекта указывается наименование учебного заведения, тема, фамилия и инициалы обучающегося, специальность, фамилия и инициалы руководителя. (Приложение В)
Содержание отражает в строгой последовательности расположение всех составных частей работы: введение, наименование всех частей и параграфов, заключение, список информационных источников, приложения. По каждой из частей и параграфов в содержании отмечаются номера страниц, соответствующие началу конкретной части проекта (Приложение А).
Введение индивидуального проекта имеет объем 2-3 страницы. В нем отражаются следующие признаки:
- актуальность проблемы, темы, ее теоретическая значимость и практическая целесообразность, коротко характеризуется современное состояние проблемы в теоретическом и практическом аспектах;
- цель и совокупность поставленных задач для ее достижения;
- предмет - конкретные основы теории, методическое обеспечение, инструментарий и т.д.;
- объект,на материалах которого выполнен индивидуальный проект, его отраслевая и ведомственная принадлежность, месторасположение;
- период – указываются временные рамки;
- теоретическая основа – труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме;
- информационная база – обзор использованных законодательных и нормативных актов и т.п.
Основная часть индивидуального проекта состоит из совокупности предусмотренных содержанием работы параграфов.
Содержанием первой части являются, как правило, теоретические аспекты по теме, раскрытые с использованием информационных источников. Здесь рекомендуется охарактеризовать сущность, содержание основных теоретических положений предмета исследуемой темы, их современную трактовку, существующие точки зрения по рассматриваемой проблеме и их анализ.
Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора. Точно так же общепринятыми должны быть и формулы расчета.
Вторая часть посвящается общей характеристике объекта исследования, характеристике отдельных структурных элементов объекта исследования, порядку их деятельности и функционирования, а также разработке выводов и предложений, вытекающих из анализа проведенного исследования. В ней предлагаются способы решения выявленных проблем. Вторая часть является результатом выполненного проекта.
Заключение. Здесь в сжатой форме дается общая оценка полученным результатам, реализации цели и решения поставленных задач. Заключение включает в себя обобщения, краткие выводы по содержанию каждого вопроса индивидуального проекта, положительные и отрицательные моменты в развитии изучаемого объекта, предложения и рекомендации по совершенствованию его деятельности.
Список информационных источников составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.05 – 2008 Библиографическая ссылка. ГОСТ 7.1. – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. (Приложение Б).
Библиографический список нумеруется от первого до последнего названия. Подзаголовки к отдельным типам документов не делаются, каждый документ выносится отдельно.
В приложении приводятся копии документов, сравнительные таблицы, схемы и др.