Методические указания к выполнению

Контрольной работы

Общие положения

В соответствии с рабочим учебным планом студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу по курсу «Товароведение и экспертиза товаров». Студентам предоставляется на выбор два методических подхода к выполнению контрольной работы. Первый вопрос – теоретический является общим для двух вариантов выполнения. Второй выбирается либо также на основании тем, приведенных в настоящих указаниях, либо на основе материалов конкретной отрасли или конкретного предприятия по месту работы студента-заочника.

Предпосылкой успешного выполнения контрольной работы является предварительное изучение рекомендуемой учебной, научной, научно-технической, а также периодической и справочной литературы.

Приступая к выполнению контрольной работы, необходимо изучить тенденции и объем производства данной продукции, ее значение в экономике страны на основании статистических данных, ознакомиться с указаниями по изучению данной темы дисциплины и рекомендованным списком литературы. Производится сбор информационного материала по теме своего задания. Используются монографии, учебная и справочная литература по интересующему вопросу.

Необходимое условие успешного выполнения задания - ознакомление с ГОСТом, действующим на данный вид продукции. Нужно учесть, что стандарты имеют определенный срок действия и периодически пересматриваются. Номер требуемого ГОСТа определяется по ежегоднику “Указатель государственных стандартов”.

В ответах на вопросы задания нужно указать свойства продукции, марки, применения, условия хранения и транспортировки со ссылкой на соответствующий стандарт.

Необходимо обратить внимание на критерии оценки качества продукции, отметить влияние способа ее производства на качество.

При описании продукции, отдельные виды которой имеют различные конструктивные особенности (профили проката, древесные сортименты и др.), ответ следует иллюстрировать эскизами, выполненными с использованием элементарных правил черчения.

Контрольная работа должна содержать не только справочные сведения, полученные из литературных источников, но и соответствующие выводы об основных причинах различия свойств, качества, аналогичной продукции.

Студенты, которые по характеру своей работы непосредственно связаны с продукцией, включенной в один из вопросов задания, могут по согласованию с ведущим курс преподавателем выполнить это задание вместо установленного.

Порядок выполнения контрольного задания следующий:

Первый этап (выбор варианта задания)

Варианты контрольных работ и их распределение в зависимости от начальной буквы фамилии студента:

Номер темы (вариант) Начальная буква фамилии студента Номер темы (вариант) Начальная буква фамилии студента
А О
Б П
В Р
Г С
Д,Е Т
Ж,З,И У,Ф
К Х,Ц
Л Ч,Ш
М Щ,Э
Н Ю,Я

3.1.2. Второй этап (ответ на теоретический вопрос).

Студент, ознакомившись с теоретическим вопросом, должен полно и качественно на него ответить. Ответ должен быть развернутым и полностью отражать сущность представленного вопроса.

Ответ на вопрос должен быть не менее 4-5-ти печатных страниц.

3.1.3. Третий этап (практическое задание).

На данном этапе студент выбирает объект исследования. В качестве объекта выступает любой товар (продукция, работа, услуга) из предлагаемого перечня товаров в выбранном варианте задания. Этапы выполнения практической части:

1. Осуществить классификацию выбранной товарной группы иерархическим и фасетным способом. При иерархическом подходе использовать 6 уровней классификации, при фасетном – 7.

2. Осуществить анализ и оценку потребительских свойств выбранной товарной группы. На третьем этапе студенты «рабочей» группы индивидуально определяют ранг (значимость, важность) выбранных характеристик при оценке качества выбранной товарной группы. Оценка может осуществляться двумя способами:

a) распределение рангов важности как долей от 1 (суммарная величина их значений должна равняться единице). К примеру, три характеристики молока могут быть оценены следующим образом: цвет – 0,1, запах – 0,5, жирность – 0,4.

b) оценка рангов важности по выбранной шкале. К примеру, три характеристики молока могут быть оценены по 5-балльной шкале следующим образом: цвет – 1, запах – 5, жирность – 4.

3. На примере конкретного предприятия представить ассортимент товаров выбранной товарной группы, который данное предприятие производит или которым торгует. Проанализировать выбранный товарный ассортимент на предмет широты, глубины, величины, новизны, устойчивости, рациональности.

4. Определить, обосновать ассортиментную стратегию, которая может быть применима к рассматриваемому ассортименту на основании проведенного анализа. Предложить 3-5 конкретных мероприятия в рамках выбранной стратегии.

5. Из проанализированного товарного ассортимента выбрать конкретную товарную позицию для дальнейшего рассмотрения.

6. Для выбранной товарной позиции необходимо определить код ОКП (общероссийского классификатора продукции) с указанием наименования каждого разряда данного кода.

7. Для товара определить стадию жизненного цикла товара (согласно любым двум концепциям ЖЦТ).

8. Привлекая в качестве экспертов еще двух человек, оценить конкурентоспособность товара по сравнению как минимум с двумя товарами-конкурентами, используя при этом как минимум 10 критериев.

9. Описать проведение экспертизы выбранного товара.

10. Описать особенности и требования, предъявляемые к транспортировке, хранению, упаковке и маркировке выбранного товара.

Наши рекомендации