Требования, предъявляемые к содержанию
Курсовой работы
Курсовая работа должна содержать титульный лист, содержание, введение (1-2 с.), основную часть (примерно 30-35 с. всей работы), заключение (2-3 с.), список использованных источников, приложения. Объем курсовой работы – 40-45 страниц машинописного текста на стандартных листах бумаги.
Во введенииобосновывается выбор темы, ее актуальность, указываются цель и задачи выполняемой работы, теоретические и методологические основы исследования, предмет, объект, методы исследования.
Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень ее проработанности в других трудах, а также показать суть проблемной, т.е. противоречивой и требующей решения ситуации. Правильно сформулировать актуальность выбранной темы означает показать умение отделять главное от второстепенного, выяснять то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.
От доказательства актуальности выбранной темы целесообразно перейти к формулировке цели работы, которая должна заключаться в решении проблемной ситуации путем ее анализа и нахождении закономерностей между экономическими явлениями.
Исходя и в развитие цели работы определяются задачи. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать…, разработать…, обобщить…, выявить…, доказать…, внедрить…, показать…, выработать…, изыскать…, найти…, изучить…, определить…, описать…, установить…, выяснить…, вывести формулу…, дать рекомендации…, установить взаимосвязь…, сделать прогноз… и т.п.) Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов и подразделов курсовой работы.
Научная новизна курсовой работы заключается в уточнении отдельных понятий, составных частей экономических процессов и неразрывно связана с практической значимостью работы. Практическая значимость должна состоять в выработке конкретных мероприятий, которые следует провести экономическим субъектам для повышения эффективности своей деятельности.
При написании введения особое внимание следует обратить на определение предмета и объекта исследования. Предмет исследования определяется теми экономическими отношениями, которые анализируются в работе.
Важным элементом введения являются направления реализации полученных выводов и предложений Полученные автором результаты могут быть реализованы при издании различных учебно-методических материалов, в практике деятельности экономических субъектов (что подтверждается соответствующими актами). Такой составной частью введения отличаются далеко не все работы, однако наличие направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую теоретическую и практическую значимость.
В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. кратко дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.
При работе над введением нужно быть готовым к тому, что текст этой составной части будет переработан два – три раза и от первоначальных формулировок может мало что остаться. Это связано с важностью данной части работы, а также с тем, что процесс написания носит творческий характер, и на первоначальном этапе еще не до конца представляется будущая работа.
Основная часть работы состоит из трех разделов и подразделов, логически увязанных между собой и соответствующих цели и задачам исследования. В первом (теоретическом) разделе основной части студент раскрывает сущность проблемы, показывает умение критически рассматривать и обобщать мнения различных авторов по изучаемому вопросу, выявлять закономерности, обосновывать свою точку зрения.
Излагая вопросы теории, следует помнить, что эта часть работы не самоцель, а средство для создания теоретической базы для рассмотрения практических вопросов исследуемой проблемы. Поскольку проникновение в сущность изучаемого явления и процесса возможно только при условии использования системного подхода, то в первом разделе работы целесообразно отвести отдельное место истории развития предмета изучения, анализу зарубежного опыта организации экономических процессов.
Исключительно важно научиться отличать популярные стили изложения (литературный, журналистский, газетный, разговорный) от научно-экономического и овладеть его особенностями: отсутствие в тексте личных местоимений; слов, выражающих чувства, эмоции («я думаю», «к сожалению» и т.д.); повествование от третьего лица (вместо «я считаю…», «представляется целесообразным…» и т.д.), соблюдать выдержанность в оценках личности, точек зрения, процессов; избегать необъективного или политизированного подхода и др.
Второй разделосновной части имеет 2-3 подраздела и посвящен исследованию поставленной в работе проблемы на основе практического материала по предприятию (действующей бухгалтерской, статистической, оперативной отчетности и пр.). Обязательным требованием, предъявляемым к курсовой работе, является ее выполнение на конкретных материалах предприятия. В подразделе 2.1 приводится краткая характеристика предприятия (название предприятия, его местонахождение, организационно-правовая форма, специализация, дается характеристика внешней среды). В таблице должны быть представлены показатели хозяйственной деятельности за последние два года.
Студенту следует изучить показатели хозяйственной деятельности, которые всесторонне раскрывают предмет исследования. Необходимо раскрыть положительные и отрицательные аспекты в работе предприятия, оценить изменения показателей, выявить неиспользованные резервы и в дальнейшем найти им применение при разработке плана.
В этом разделе очень важно:
дать оценку деятельности предприятия как по степени выполнения плановых показателей (по направлениям, включенным в тему исследования) за текущий год, так и в динамике за ряд лет (если это возможно);
установить причины отклонений исследуемых фактических или ожидаемых показателей от плана в текущем году, так и изменение показателей в динамике;
определить, какие факторы повлияли на состояние и динамику исследуемых показателей и с помощью технико-экономических расчетов оценить степень их влияния;
выявить и оценить тенденции изменения показателей, используя их для планирования, прогнозирования или поиска резервов повышения эффективности деятельности;
проверить обоснованность плановых показателей в текущем году;
рассчитать эффективность использования ресурсов;
если в содержании предусмотрен раздел или подраздел, связанный с планированием исследуемых показателей, то необходимо представить проект плана на будущий год, дать его технико-экономическое обоснование, оценив при этом методы, используемые для расчетов на предприятии, а также (если это необходимо) предложить другие, более современные, направленные на оптимизацию планирования.
Систематизируя материал, студенту следует обратить внимание на особенности построения таблиц, приводимых в тексте работы и размещаемых в приложениях. Таблица, помещаемая в тексте работы, должна быть простой, компактной, содержать обобщенную информацию. В приложении помещается дополнительный конкретизирующий практический, статистический и графический материал, не вошедший в основной текст курсовой работы, так как он был использован в ней в сжатом виде.
В данном разделе может быть отражено проведение самостоятельного научного эксперимента.
В конце каждого подраздела следует формулировать выводы (2-3 абзаца) по существу изложенного материала. В качестве аргументов, обосновывающих выводы, используются ссылки на труды зарубежных и отечественных экономистов, нормативные документы, логические рассуждения, результаты обработки статистических данных. Обычно выводы начинаются оборотом «таким образом, …», затем формулируется содержание самих выводов.
При формулировании выводов необходимо учитывать, что, во-первых, выводы должны быть нетривиальными, неочевидными; во-вторых, в качестве выводов следует формулировать полученные конечные результаты, а не промежуточные; в-третьих, вывод нельзя подменить декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.); в-четвертых, целесообразно приводить те положения, которые важны для изложения последующего материала; в-пятых, выводы должны быть краткими и в сжатом виде содержать проделанные в ходе написания параграфа или вопроса рассуждения.
Третий разделработы является итоговым. Название раздела должно соответствовать конечной цели работы. В нем могут быть представлены перспективы развития предприятия (по тем показателям, которые исследованы), пути повышения эффективности деятельности. Систематизация практических предложений может иметь различные формы. Это могут быть: рекомендации по поиску резервов, расчет и технико-экономическое их обоснование, выбор и обоснование наиболее оптимальных плановых показателей, разработка новых методик экономического исследования, составление различных обобщающих схем, таблиц, расчеты использования тех или иных факторов в повышении эффективности деятельности предприятия и т.п. Степень детализации и глубина разработки рекомендаций и предложений зависят от темы исследования и вида работы. Однако все рекомендации должны иметь целенаправленный характер, вытекать из предыдущего исследования. Студент должен обосновать прогрессивность и целесообразность тех или иных предложений, их значимость для предприятия, на материалах которого выполнена работа. Рекомендации следует (где это возможно) подкрепить технико-экономическими расчетами или обосновать логически.
Обязательным требованием к содержанию данного раздела является то, что он служит логическим завершением всего исследования (т.е. неразрывно связан с предыдущими разделами).
В заключениикурсовой работы обобщается все проведенное исследование, кратко формулируются основные выводы по каждому разделу, даются конкретные предложения по совершенствованию анализа, планирования и повышению эффективности деятельности предприятия.
Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов, т.е. синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.
В заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) автора ясно мыслить и излагать материал. В этой части работы содержится так называемое «выводное знание», которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку комиссии при защите работы. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав и вопросов, а должно содержать главные итоговые результаты всей работы. Искусство составления заключения – это умение в краткой, лаконичной форме показать все самое ценное в работе: новые идеи, собственный взгляд, важность проблем, их обоснованности и пути решения, предложения.