Цели и задачи преподавания дисциплины
Декан ФЭиМ
_______ Е.В.Варавин
«_________ __» 2012
у |
МИКРОЭКОНОМИКА
Оқу бағдарламасы (силлабус)
МИКРОЭКОНОМИКА
Учебная программа (силлабус)
Для специальностей 050506, 050507,050508, 050509, 050511, 050908 факультета экономики и менеджмента, обучающихся на базе колледжа
Курс – 1
Всего – 2 кредита
Семестр – 2
Лекции - 15
Практические занятия – 15
СРСП – 30
СРС - 30
Экзамен
Өскемен
Усть-Каменогорск
Программа разработана на основе типового учебного плана в соответствии с приказом № 289 Министерства образования и науки Республики Казахстан от 11 мая 2005г. и ГОСО РК 3.08.310 - 2006 для спец. 050506, ГОСО РК 3.08.311 - 2006 для спец. 050507, ГОСО РК 3.08.312 - 2006 для спец. 050508, ГОСО РК 3.08.314 - 2006 для спец. 050509, ГОСО РК 3.08.315 - 2006 для спец. 050511, ГОСО РК 3.08.374 - 2006 для спец. 050908 утвержденных 01.09.2006г.
Обсуждена на заседании кафедры «Экономическая теория и рынок»
Протокол № ____ от _______________ 2010г.
Зав.кафедрой «ЭТ и Р» Ю.В. Баталов
Одобрена методической комиссией факультета экономики и менеджмента
Протокол № ___ от ____ 2012г.
Председатель Ж.С. Аубакирова
Разработал Ж.С.Джуманазарова
Нормоконтролер Е. В. Петрова
ВВЕДЕНИЕ
Учебная программа для студента (Sullabus) по дисциплине «Микроэкономика» по специальностям 050506 «Экономика», 050507 «Менеджмент», 050508 «Учет и аудит», 050509 «Финансы», 050511 «Маркетинг», 050908 «Оценка» для студентов 1 курса, обучающихся на базе колледжа.
Джуманазарова Жанар Сагаладиновна – преподаватель кафедры «Экономическая теория и рынок»
Рабочий телефон 54-05-07
Семинарские занятия проводятся согласно утвержденному расписанию
СРСП проводятся согласно утвержденному графику проведения СРСП
СРС проводится на кафедре Г-3-323 согласно утвержденному графику проведения СРС
1 КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА
Пререквизиты дисциплины
Для изучения курса «Микроэкономика» студентам необходимы знания следующих дисциплин: «Философия», «История экономических учений», «История Казахстана», «Математика», «Экономико-математические методы», «Экономическая теория» и др.
Постреквизиты дисциплины
Макроэкономика, деньги, кредит, банки, финансы, эконометрика, международная экономика, мировая экономика, государственное регулирование экономики, экономика отрасли.
Краткое описание
Предмет «Микроэкономика» относится к числу фундаментальных основных дисциплин при подготовке специалистов по экономическим направлениям. Современная микроэкономика – это наука о рациональном принятии решений при ограниченности ресурсов. Она создает основу для понимания экономического поведения домохозяйств и фирм в условиях рыночных отношений, их экономических взаимоотношений.
Микроэкономика исследует поведение отдельных экономических субъектов, в частности потребителей и фирм, и не рассматривает такие агрегатные показатели, как безработица, уровень цен, национальный доход, которые являются предметом макроэкономики.
Экономический анализ индивидуального поведения потребителя сосредотачивается на теории потребительского спроса и теории предложения труда. Анализ экономического поведения фирмы концентрируется на производственных решениях и теории цены. Значительная часть исследований связана с типом рынка, на котором работает фирма, а особенно – со степенью конкуренции на нем.
Также в рамках микроэкономики осуществляется анализ частичного равновесия. Современная микроэкономика использует аксиоматический подход и уделяет значительно большее внимание анализу общего равновесия. Нормативный раздел микроэкономики называется экономической теорией благосостояния.
Оформление микроэкономики в самостоятельную научную дисциплину приходится на последнюю треть XIX века. Создание микроэкономики как науки обычно связывают с формированием маржинализма в качестве самостоятельного направления экономической мысли и с началом широкого использования методов предельного анализа, основанных на понятии производной.
Ведущими представителями маржинализма были: Г.Госсен, Г.Тюйен, представители австрийской школы – К Менгер, Ф.Визер, Е.Бем-Баверк; англичанин У.Джевонс, создавший свой вариант теории предельной полезности и вошедший в историю экономической мысли как один из первых экономистов-математиков; Л.Вальрас, первым разработавший теоретическую модель общего равновесия в условиях совершенной конкуренции; А. Маршалл, глава кембриджской школы, давший точное описание взаимозависимости цены, спроса и предложения; Дж.Б.Кларк, возглавлявший американскую школу, в центре внимания которой стояли проблемы эффективности использования факторов производства и распределения стоимости продукта между их владельцами.
Цели и задачи преподавания дисциплины
Микроэкономический подход позволяет изучить экономические процессы и отношения, встречающиеся в повседневной практике между основными экономическими агентами: домохозяйствами и фирмами. Основная цель микроэкономики состоит в получении студентами знаний, необходимых для понимания механизма функционирования экономики на уровне домохозяйств, фирм, отраслей, а также для анализа последствий проводимой государственной политики.
При преподавании микроэкономики ставятся задачи овладения студентами теоретическими знаниями и умением применять их к практическим проблемам в экономике. Студент должен знать методологию микроэкономики, усвоить понятие рыночного равновесия и уметь использовать метод сравнительной статики для оценки поведения домохозяйств и фирм под влиянием изменений экзогенных переменных в различных рыночных структурах, понимать, как достигается общее равновесие в экономике, уметь объяснить, в чем состоит несовершенство рынка и необходимость вмешательства государства. Он должен иметь навыки анализа конкретных ситуаций в экономике с позиций микроэкономики.
Политика курса
Содержание курса: курс рассчитан для студентов 2 курса и состоит из 15 лекций (15 часов), 15 семинаров (15 часов) и 30 СРСП (45 часов). Еженедельно будут проходить лекции и семинары. Семинары планируется проводить методом беседы по плану, вопросно-ответным методом и методом обсуждения актуальных проблем макроэкономики.
Самостоятельная работа студентов (СРС) планируется в виде выполнения творческих заданий (составление тестов, кроссвордов). Активно будет использоваться написание рефератов по отдельным темам с последующим их обсуждением. Предполагается сдача 2-х рубежных контрольных проверок. Для студентов обязательно посещение лекционных и семинарских занятий, активное обсуждение на семинарских занятиях, выполнение заданий по СРС. Обязательна подготовка к каждому семинарскому занятию в форме осмысления лекций и прочитанной основной и дополнительной литературы. Проверка подготовки студентов будет осуществляться путем опроса на семинаре, тематическим тестировании, а также на консультациях в форме индивидуального собеседования. Вместе с тем, предусматривается самостоятельная работа студентов в виде составления конспектов по всем темам, предложенным в данном силлабусе.
Студент обязан:
- не пропускать занятия по неуважительной причине (за пропущенные занятия без уважительных причин будут начисляться штрафные баллы: (-5) баллов за каждое пропущенное занятие, в случае болезни необходимо представить медицинскую справку.
- пропущенные занятия отрабатывать в определенное преподавателем время или на СРСП, независимо от причины пропуска и в форме согласованной с преподавателем.
- не опаздывать на занятия (опоздание более чем на 5 минут равносилен пропуску по неуважительной причине)
- во время занятий отключать сотовые телефоны
- приходить в соответствующей одежде и в надлежащем виде (например, не жевать жевательные резинки)
- активно участвовать в учебном процессе (необходимо активно участвовать в обсуждении лекционного материала на семинарских занятиях, решать предложенные преподавателем задачи и упражнения, вовремя выполнять задания, предусмотренные преподавателем для текущего контроля знаний студентов. Подготовка к каждому занятию будет проверяться тестами периодически без предварительного предупреждения. Оценка за тесты также будет влиять на общую оценку по курсу. В течение семестра каждый студент обязан выполнить все предусмотренные преподавателем виды работ (устные ответы, конспекты лекций и дополнительного материала к СРСП, ИДЗ и др.). В случае их невыполнения, итоговая оценка будет снижаться, за сдачу работ в просроченные сроки итоговый балл будет снижен на 50%. Кроме того, студент имеет право делать дополнения к устному ответу других студентов: за каждое дополнение от +0,2 до +5 балла)
Нарушение вышеизложенных требований отражается на снижении текущих и итоговых оценок.
Изучение дисциплины завершается экзаменом, который проходит в компьютерном зале и который охватывает весь пройденный материал. Обязательным условием допуска к экзамену является выполнение всех предусмотренных в программе заданий. Кроме того, на втором курсе предусмотрена сдача дисциплины на промежуточном государственном контроле.
Общая оценка будет складываться из суммы баллов, полученный за выполнение всех заданий по дисциплине в период прохождения одного кредита.
Учебные достижения будут оцениваться по шкале оценки:
Оценка по буквенной системе | Баллы | % -ное содержание | Оценка по традиционной системе |
А | 4,0 | 95-100 | отлично |
А- | 3,67 | 90-94 | |
В+ | 3,33 | 85-89 | хорошо |
В | 3,0 | 80-84 | |
В- | 2,67 | 72-79 | |
С+ | 2,33 | 70-71 | удовлетворительно |
С | 2,0 | 65-69 | |
С- | 1,67 | 60-64 | |
D+ | 1,33 | 55-59 | |
D | 1,0 | 50-54 | |
F | 0-49 | неудовлетворительно |
е (весовая доля 40%го балла текущей успеваемости в течение семестра по результаТогда формула подсчета итоговой оценки будет следующая:
, где
Р1 – результат первого рейтинга
Р2 – результат второго рейтинга
Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене
2 ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО КУРСУ «МИКРОЭКОНОМИКА»
Лекция
Лекция – изложение преподавателем общего теоретического программного материала по определенной теме, охватывающей основные проблемы, категории, причинно – следственные факторы и т.д. Общая информация об методологических направлениях исследований конкретных проблем. Лекция, читаемая преподавателем подлежит конспектированию. Лекционный материал помогает студенту определить причинно-следственные связи и выявить закономерности развития.
Семинарское занятие
Семинарское занятие – форма академических занятий, подразумевает собой процесс изложения и анализа студентом материала, закрепление основных положений темы.
Для эффективного усвоения материала студенту необходимо уделять большую часть времени на подготовку к семинарскому занятию. При этом активное участие в работе семинара подразумевает устное изложение основных вопросов темы и подготовку вопросов к выступающему по изучаемой проблеме.
Выработка этих навыков позволяет студенту усвоить научный аппарат, расширить академический лексикон, а также развить критическое мышление. Для подготовки к семинару необходимо тщательно отбирать материал, используя учебные пособия, Интернет- источники и т.д.
СРСП и СРС
СРСП – это форма самостоятельной работы студента с преподавателем, выполняемая обучающимся в консультативном формате, для совершенствования навыков, приобретаемых в процессе обучения и ликвидации пробелов в знании учебного материала.
СРС – это самостоятельная работа студента, осуществляемая в ходе учебного процесса.
К СРС можно отнести работу с литературой (учебниками, научными периодическими изданиями, справочниками и т.д.), анализ и изучение материала, написание реферата, эссе.