Источники финансирования предпринимательской деятельности

Под термином финансирование подразумевается формирование и предоставление денежных ресурсов для создания или обновления имущества и материальных ценностей предприятия. В качестве источников финансирования для действующего и создаваемого бизнеса выступают собственные или заемные денежные средства в различных формах и на различных условиях использования (рис. 11, табл. 7).

Такие специфические источники собственных средств как амортизация и накопленная прибыль могут быть использованы только по истечении уже какого-то периода ведения предпринимательской деятельности и наличия соответствующих накоплений.

Накопленная прибыль представляет собой сумму чистой прибыли за все время существования предприятия за вычетом убытков, выплат по дивидендам и прибыли.

Амортизация – постепенное снижение ценности имущества вследствие его изнашивания. При любом финансовом положении предприятия этот источник всегда остается в распоряжении предприятия, но имеет целевой характер использования – только на обновление основных средств предприятия (оборудования, зданий, сооружений и т.п.).

Исходя из преимуществ собственных средств финансирования предпринимательских проектов, для малого и среднего бизнеса они являются наиболее желательными. Так как подходят для небольших масштабов бизнеса, не требует отчетности и согласования, не предполагают выплаты процентов. На старте развития предпринимательской деятельности доступными являются только личные сбережения и деньги спонсоров. Спонсор может быть как физическим, так и юридическим лицом, финансирующим какую-либо деятельность как физических, так и юридических лиц. Спонсор в отличие от инвестора делает финансирование без цели получения какой-либо материальной выгоды или участия в прибыли.

Внешние (заемные источники) Внутренние (собственные источники)
   
· займы, кредиты · спонсоры
· акции, облигации · личные сбережения
· средства инвесторов · накопленная прибыль (фонды)
· лизинг · амортизация
 
Гранты, субсидии

Рис. 11. Источники финансирования предпринимательской деятельности

Таблица 7

Сравнительная характеристика источников финансирования

Источники финанси-рования Достоинства Недостатки
Внутренние источники · легкость, доступность и быстрота мобилизации; · снижение риска неплатежеспособности и банкротства; · более высокая прибыльность вследствие отсутствия дивидендных или процентных выплат; · сохранение собственности и управления учредителей. · ограниченность объемов привлечения средств; · отвлечение собственных средств из хозяйственного оборота; · ограниченность независимого контроля за эффективностью использования инвестиционных ресурсов.
Внешние источники · возможность привлечения средств в значительных масштабах; · наличие независимого контроля за эффективностью использования инвестиционных ресурсов. · сложность и длительность процедуры привлечения средств; · необходимость предоставления гарантий платежеспособности; · повышение риска неплатежеспособности и банкротства; · уменьшение прибыли в связи с необходимостью дивидендных или процентных выплат; · возможность утраты собственности и управления компанией.

Так же как и личные сбережения, денежные средства спонсоров не требуют возврата, но при правильной организации бизнеса все-таки это условие должно учитываться при планировании.

Наиболее распространенными источниками внешнего финансирования проектов являются заем и кредит. Заем – это разновидность движения капитала, при котором одна сторона, именуемая заимодавцем, передает другой стороне – заемщику те или иные ценности (деньги или вещи) на условиях возвратности. Оформления займа основывается на прямой передаче денежных средств между участниками сделки, без дополнительных посредников. Для предпринимательской деятельности установлена высокая процентная ставка в виду наличия большого количества рисков. Это достаточно общее название источника, существует множество разновидностей займа.

Кредит – это финансовая сделка, заключающаяся в передаче кредитором заемщику денежных средств либо иных материальных ценностей на определенное время, с последующей выплатой заемщиком кредитору процента за пользование ссудой. Принципиальным отличием кредитной формы от займа является передача ранее привлеченных средств кредитной организацией от третьих лиц в пользование заемщику. Платность привлечения средств определяет уровень ставки по кредиту и, как правило, сопровождается оформлением залога, стоимость которого в 1,5–2 раза превышает объем получаемых средств.

В настоящее время только на территории города Челябинска действует порядка 50 банковских учреждений, каждое из которых предлагает не менее 5 программ для работы с предприятиями и предпринимателями (МСП). Уровень ставки по кредитам в настоящее время варьируется от 10 до 50% в год. При этом ставка рефинансирования (ставка по которой Центральный Банк РФ выдает кредиты коммерческим банкам) составляет порядка 7%. Размер ставки кредитования предприятий и физических лиц зависит от возможных рисков не возврата кредита и от желаемой прибыли конкретного банка. Соответственно, чем меньше проверяет банк документов при выдаче кредита, тем выше его риски, тем выше ставка процентов, но меньше времени на оформление кредитного договора. Размер процентной ставки так же определяется общим состоянием экономики, в т.ч. кредитно-денежного рынка, ожиданиями его динамики; видом сделки, ее валюты, сроком кредита и т.д.

Наиболее сложным, с точки зрения оформления и ведения отчетности, вариантов внешнего финансирования предпринимательских проектов является заимствование по средствам ценных бумаг.

Акция – ценная бумага, свидетельствующая о взносе определённой части денежных средств для работы предприятия, дающая её владельцу право собственности и участия в прибылях. Капитал, полученный посредством выпуска акций, не надо возвращать, но акционеры имеют право контролировать решения руководства предприятия. Так же полученную прибыль от деятельности предприятия необходимо или распределять на дивиденды между акционерами, или согласовывать направление ее расходования.

Облигация – это долговая ценная бумага, по которой компания обязуется выплатить владельцу определенную сумму и определенный процент в будущем времени. В качестве недостатков можно отметить относительно длительный процесс подготовки выпуска облигаций и необходимость раскрытия информации о деятельности предприятия.

Относительно легким источником финансирования выступают средства инвесторов (инвестиции). Для них предпринимательский проект – это вложение средств, с целью извлечения прибыли в дальнейшем. Инвесторы обычно не вмешиваются в вопросы оперативного управления предприятием, но требуют высокой нормы отдачи от инвестиций. Поэтому при согласовании условий финансирования достаточно внимательно вникают в суть предпринимательского проекта, в каком-то случае даже могут являться экспертами при проведении оценки показателей бизнес-плана.

Специфическим способом финансирования является лизинг – форма кредитования при приобретении дорогостоящих товаров физическими или юридическими лицами. По сути это долгосрочная аренда имущества с последующим правом выкупа по конкретный заказа предпринимателя. Позволяет, не имея значительных финансовых ресурсов, начать реализацию крупного проекта. Кроме того позволяет использовать некоторые льготы в случае применения основной системы налогообложения.

Однозначно нельзя определить природу таких источников финансирования как гран и субсидии. С одной стороны они носят четко выраженный внешний характер, но не предполагают платность. Точнее говоря, не предполагают прямую плату за их использование, но косвенно участвующее в таких программа предприятие берет на себя какие-то определенные обязательства, выполнение которых в свою очередь связано с затратами. Грант – это безвозмездная помощь предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на осуществление какой-либо деятельности с последующим отчетом об их использовании. Оказывается необходимая поддержка проектам, которые играют важную роль в развитии общества. Субсидия в отличие от гранта предполагает компенсацию уже понесенных затрат на организацию или развитие бизнеса. Как правило, основным критерием государственной поддержки предпринимательства в виде грантов и субсидий является определенный объем будущих налоговых отчислений и количество создаваемых рабочих мест, с учетом последующих выплат во внебюджетные фонды страны.

Расчеты по привлечению финансирования предпринимательских проектов – это область финансовой математики. Финансовая математика представляет собой особую область знаний, предметом которой является количественный анализ условий (параметров) и результатов финансово-кредитных операций, инвестиционных проектов, коммерческих сделок. В финансовых операциях суммы денег всегда связаны с конкретными моментами или периодами времени. В финансовых документах обязательно фиксируются сроки, даты, периодичность выплат. Фактор времени, особенно в долгосрочных операциях, иногда играет даже большую роль, чем размеры денежных сумм. Суть этого явления отражает концепция временной стоимости денег: ценность денег с течением времени меняется, в связи с чем, равные по абсолютной величине суммы денег, относящиеся к разным моментам времени, не равноценны. Причина заключается не только в существовании инфляции и риска их неполучения, имеющиеся сегодня деньги могут быть инвестированы и принести доход в будущем.

Поэтому выбор источников финансирования всегда сопровождает оценкой затрат на привлечение разных источников в сравнении с потенциально возможным эффектом от реализации предпринимательской деятельности.

Основы бизнес-планирования

Бизнес-план представляет собой детальное обоснование концепции, предназначенной для реализации предпринимательской идеи. Данный документ включает мероприятия, которые необходимо осуществить для реализации идеи и схему финансирования предпринимательской деятельности, оценку будущих доходов.

Каждое действие должно быть проанализировано с помощью точных расчетов, которые оформляются в виде предпринимательского проекта. В российской практике применяются два варианта документального оформления: бизнес-план или технико-экономическое обоснование.

Технико-экономическое обоснование – это специально разрабатываемый документ с целью выявления экономического эффекта путем сравнения валовых расходов, необходимых для реализации идей, и ожидаемых валовых доходов. Данный документ необходим, когда предприниматель готовится обратиться в банк или другое финансовое учреждение за получением кредита или когда речь идет о какой-то существенной форме взаимодействия с другим партнером по бизнесу, затрагивающей его интересы. В рамках этого документов не проводится обоснование востребованности предпринимательской идеи и детализации технологии организации бизнеса (либо в сокращенном варианте).

Бизнес-план представляет собой документ, который описывает аспекты будущего коммерческого предприятия в целом, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы их решения. Это скорее обзор бизнеса в данный момент, в краткосрочной перспективе, и в долгосрочной перспективе. При этом в бизнес-плане обязательно должны содержаться все основные шаги, необходимые для достижения каждого этапа и конечного результатам.

Бизнес-план может иметь различную структуру разделов и порядок изложения, это зависит от сути проекта и ключевых вопросов, подлежащих исследованию. Тем не менее, существует наиболее распространенная структура документа, которую представляет собой основу бизнес-плана при его разработке. Типовая структура бизнес-плана содержит следующие разделы:

· резюме;

· информация об инициаторе проекта;

· представление проекта (продукта);

· маркетинговый анализ;

· технологии и операционный (организационный) план;

· бюджет и финансовый анализ;

· анализ рисков.

При составлении бизнес-плана самыми необходимыми чертами разработчика являются профессионализм и объективность. В случае высокой заинтересованности в реализации проекта зачастую возникает завышение ожидания доходов, а из-за отсутствия опыта наиболее распространенной ошибкой является упущение отдельных статей затрат. Опытные предприниматели советуют пользоваться в таких случаях эмпирическим правилом: сумму доходов необходимо уменьшить в два раза, а величину увеличить в такой же пропорции. Если после произведенной корректировки все равно остается положительный эффект от внедрения проекта, то действительно имеет смысл перейти к его реализации.

Итогом составления бизнес плана являются показатели доходности или экономической эффективности проекта, которая заключается в определении уровня его доходности в абсолютном и относительном выражении (т.е. в расчете на единицу первоначальных затрат, капитала) в пределах некоторого периода – горизонта планирования (расчета).

Рентабельность и прибыль – показатели, которые четко отражают эффективность деятельности предприятия, рациональность использования предприятием своих ресурсов, доходность направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и т.д.).

Прибыльэто часть выручки, остающаяся после возмещения всех затрат на производство и сбыт продукции. Рассчитывается в абсолютном выражении. Рентабельность – это доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Относительный показатель, представляет собой соотношение прибыли от ведения деятельности с какой-либо величиной затрат. Существует различные виды рентабельности. Например, рентабельность продаж (соотношение прибыли и суммы доходов), рентабельность производства (соотношение прибыли и суммы полных затрат на организацию производства) и т.д. Оба показателя отражают эффективность текущей предпринимательской деятельности и должны в рамках горизонта планирования отражать положительную динамику развития.

Для оценки эффективности вложений денежных средств в предпринимательский проект, рекомендуется следующая система показателей: чистый дисконтированный доход (ЧДД или NPV); индекс доходности (ИД или ID); дисконтированный срок окупаемости (Tок). Эти показатели являются наиболее популярными и позволяют осуществлять сравнение предпринимательских проектов между собой.

Если срок реализации проекта превышает 1 год, то при проведении экономических расчетов всегда учитываются принципы теории временной стоимости денег. Для определения достоверных показателей отдачи инвестиций, чистую прибыль, получаемую в каждый год реализации проекта, необходимо пересчитать на исходный момент времени – продисконтировать.

1 2 3 4 t, лет
П1 П2 П3 П4
Σ, руб

Рис. 12. Схема процесса дисконтирования денежных потоков

Коэффициент (множитель) дисконтирования – коэффициент, используемый для приведения экономических показателей разных лет к сопоставимым по времени величинам. Рассчитывается по формуле:

kd = 1/ (1+d)n, (1)

где d – ставка дисконтирования, %;

n – период расчета, год.

Для расчета ставки дисконтирования, то есть будущего изменения стоимости денег, существуют различные методики. Одна из самых распространенных использует формулу Фишера:

d = iинфл + iриск + iЦБ , (2)

где iинфл – ставка инфляции, %;

iриск – ставка риска, %;

iЦБ – ставка рефинансирования Центрального Банка России, %.

Например, ставка дисконтирования проекта составит 23% в год, в том числе: 10 % – уровень инфляции; 5% – уровень риска; 8% – ставка рефинансирования. Ежемесячная ставка дисконтирования в таком случае составляет 1,9%. Однако в реальности отдельно прогнозировать составляющие ставки дисконтирования достаточно проблематично, поэтому зачастую ее общая величины принимается как ставка процента по заемному капиталу (например, ставка по банковскому кредиту).

Основным показателем в рамках горизонта планирования является Чистый дисконтированный доход (ЧДД, в англоязычной литературе чистая приведенная (или текущая) стоимость, net present value (NPV)) – сумма текущих эффектов за весь расчётный период или превышение накопленной прибыли над первоначальными затратами. Его расчет удобнее оформить в виде сводной таблицы показателей проекта (табл. 8).

Вместо оформления последней строки таблицы, ЧДД можно было бы определить, сложив величину дисконтированных чистых доходов от реализации проекта за весь горизонт планирования и уменьшив на величину исходных вложений: ЧДД = (434 783 + 406 427 + 378 072 + 350 199) – 1 000 000 = 569 481руб.

Если ЧДД > 0, то инвестиционный проект эффективен и, наоборот, когда ЧДД < 0, его считают нецелесообразным с точки зрения внедрения. Большее значение NPV не всегда будет соответствовать более эффективному варианту капиталовложений. Отрицательная величина NPV означает, что заданная норма прибыли не обеспечивается, и проект убыточен. При NPV=0проект только окупает затраты, но не приносит дохода. Однако такой проект имеет аргументы в свою пользу – в случае его реализации объемы производства возрастут, т.е. компания увеличится в масштабах. Такой проект может выполнять роль дополнительного производства.

Таблица 8

Пример расчета ЧДД для гипотетического проекта, при ставке дисконтирования 15%.

рублей

Наименование показателя Значение показателя по годам, руб
Первоначальные вложения проекта – 1 000 000
Выручка 3 200 000 3 200 000 3 200 000 3 200 000
Себестоимость продукции – 2 300 000 – 2 300 000 – 2 300 000 – 2 300 000
Прибыль – 1 000 000 900 000 900 000 900 000 900 000
Взносы по кредиту – 400 000 – 362 500 – 325 000 – 287 500
Чистый доход – 1 000 000 500 000 537 500 575 000 612 500
Коэффициент дисконтирования 1,00 0,87 0,76 0,66 0,57
Чистый дисконтированный поток – 1 000 000 434 783 406 427 378 072 350 199
Накопленный дисконтированный денежный поток – 1 000 000 – 565 217 – 158 790 219 282 569 481

Для формирования общего представления об эффективности проекта, а при необходимости и для его сравнения с другими вариантами вложения денежных средств, определяется относительный показатель – индекс доходности (ИД, в англоязычной литературе индекс прибыльности, profitability (PI)) – отношение суммы ЧДД (без уменьшения на сумму первоначальных расходов) к величине капиталовложений. В рамках ранее приведенного примера (см. табл. 8), величина ИД будет составлять 1,56. Этот показатель отражает относительную прибыльность (рентабельность) проекта или дисконтируемую стоимость денежных поступлений от проекта в расчете на единицу вложений. При ИД > 1 инвестиционный проект эффективен, а если ИД < 1, то его внедрять не следует.

Одним из самых простых и понятных показателей является срок окупаемости проекта – время, которое требуется, чтобы вложения обеспечили достаточное поступление денежных средств для возмещения первоначальных расходов. Этот показатель определяют последовательным расчетом чистого дохода для каждого периода проекта. Точка (период), в которой сумма чистого дохода примет положительное значение, будет являться точкой (периодом) окупаемости. Однако у срока окупаемости есть недостаток. Заключается он в том, что этот показатель игнорирует все поступления денежных средств после момента полного возмещения первоначальных расходов. При выборе из нескольких предпринимательских проектов, если исходить только из срока окупаемости инвестиций, не будет учитываться объем прибыли, созданный проектами.

Определение дисконтированного срока окупаемости рекомендуется производить в графическом виде, а именно посредством нанесение на ось времени динамику накопления ЧДД по периодам реализации проекта. Момент пересечения линии нулевой отметки накопленных доходов и будет определять период окупаемости инвестиций. По данным примера (см. табл. 8) расчета ЧДД, дисконтированный период окупаемости проекта составит порядка 2,5 лет (на графике ось Х смещена на 1 период в нумерации отрезков).

источники финансирования предпринимательской деятельности - student2.ru

Рис. 13. Пример оформление расчета срока окупаемости проекта.

Кроме базовых показателей оценки эффективности предпринимательского проекта, рекомендуется отдельно составлять бюджет движения денежных средства (БДДС), а именно разбивку внутри каждого из прогнозируемых периодов на более мелкие отрезки времени. Это позволит составить график поступления и расходования денежных средств, выявить периоды их дефицита, согласовать сроки и условия работы с поставщиками и клиентами (при наличии отсрочек в платежах).

По сути, реализация любого предпринимательского проекта предполагает не только оценку финансовых показателей его реализации, но и корректировку конечных значений с учетом возможных рисковых ситуаций. Ни одна из сфер деятельности человека не защищена от наличия неопределенности, а соответственно и от наступления ситуации риска. Поэтому наравне с множеством определений термина «риск», существует и множество классификаций рисков.

Построение универсальной всеобщей классификации рисков инвестиционного проекта не представляется возможным и не является необходимым. Достаточным для оценки рисков будет его определение по уровню влияния:

· допустимый риск (прогнозируемые потери не превышают расчетную прибыль, запланированную при реализации проекта);

· критический риск (прогнозируемые потери превышают расчетную прибыль по проекту);

· катастрофический риск (прогнозируемые потери превышают стоимость имущества предприятия).

В мировой практике выделяют большое количество различных методов, позволяющих формализовать уровень рисков и одновременно минимизировать уровень неопределенности, достигая при этом адаптации полученных показателей эффективности проекта к условиям его реализации.

Современные исследователи проблемы учета неопределенности рекомендуют составлять систему индивидуальных рисков для конкретного проекта – «матрицу рисков», в которой будет представлена количественная оценка индивидуального комплекса рисков, описывающих потенциальную опасность для каждого из участников проекта. Такая точка зрения так же предполагает использование экспертных оценок на начальной стадии описания возможных рисков, а расчет конкретных количественных величин может быть осуществлен с помощью любых доступных средств математического и статистического анализа. Самыми распространенными являются анализ чувствительности ключевых показателей проекта, корректировка нормы дисконта, дерево решений, сценарный подход.

Так же, как при принятии решения об объекте вложения средств каждый инвестор ориентируется на свой набор факторов, каждый эксперт при оценке рисков проекта использует собственные суждения. Накопленный жизненный опыт, полученные знания и кругозор эксперта, в комплексе с использованием логического мышления и интуиции, формируют «неповторимую» картину понимания деятельности предприятия и инвестиционных процессов.

В случае коммерческой заинтересованности инвесторов в реализации проекта, именно раздел бизнес-плана, посвященный анализу возможных рисковых ситуаций и вероятное отклонение заявленных экономических показателей, представляет наибольший интерес и вызывает противоречивые комментарии.

Наши рекомендации