Программа 3-й производственной (преддипломной) практики

Данная 3-я производственная практика (преддипломная) является завершающим этапом подготовки специалиста и проводится для овладения выпускником первоначальным профессиональным опытом, проверки профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности и сбора материалов для выполнения дипломной работы. На этом этапе завершается формирование специалиста, способного решать сложные задачи.

Таблица 17 - 3 производственная (преддипломная) практика

Форма обучения Срок обучения Курс Семестр Кол-во недель
Очная 5 лет
  3 года
Заочная 5 лет 3 месяца
  3 года 3 месяца

Студенту в ходе практики предстоит изучить следующие вопросы:

1. В области менеджмента

Целью данного раздела является оценка организационной и управленческой структуры предприятия, анализ эффективности управляющей подсистемы.

Студенту необходимо:

1. Изобразить схематично организационную и управленческую структуры предприятия, определить тип организационной структуры, степень централизации в управлении предприятием, оценить эффективность делегирования полномочий. Дать оценку структур предприятия, дать рекомендации по их обновлению.

2. Описать систему коммуникаций на предприятии, виды организационных коммуникаций, выявить взаимосвязь подразделений. Определить место и роль коммерческой службы предприятия, ее взаимосвязь со службой маркетинга.

3. Раскрыть методы управления персоналом, методы мотивации, оценить эффективность стиля управления, применяемого на данном предприятия; степень развития коллектива предприятия, морально-психологический климат, проанализировать взаимодействие неформальных групп на предприятии.

4. Описать методы контроля, используемые на предприятии в различных сферах его деятельности, оценить его эффективность, жесткость (мягкость) контроля, учет психологического фактора в процессе контроля.

2. В области экономики

Целью данного раздела является изучение экономического положения предприятия, его ресурсного потенциала, финансового состояния. Система показателей и анализ эффективности коммерческой деятельности на торговом предприятии необходимо проанализировать на примере 3 последних лет работы предприятия.

В данной части отчета необходимо дать краткую экономическую характеристику предприятия (расчет основных экономических показателей деятельности предприятия). Основные экономические показатели деятельности предприятия рекомендуется оформить в виде таблиц.

Источники информации об экономической деятельности организации (предприятия) служат: баланс, данные статистической отчетности, экономического анализа, материалы финансово-хозяйственной деятельности, прогнозируемые показатели и др.

Основные экономические показатели деятельности предприятия рекомендуется оформить в виде таблиц 18, 19, 20, 21, 22, 23.

Таблица 18 - Состав и структура товарооборота

  200_г. 200_г. 200_г. 200_г. к
Показатели тыс. руб. % тыс. руб. % Тыс. руб. % 200_г., %
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.   100,0   100.0   100,0  
2. В т.ч. – продовольственные товары: - молочные товары - … - непродовольственные товары              
3. По каналам реализации:              
- магазины              
- палатки              
- ларьки              
- развозная торговля              
- разносная торговля              
             

Таблица 19 - Состав и структура товарных запасов на конец года

  Показатели   200_г.   200_г.   200_г. 200_г. к 200_г., %
тыс. руб. % тыс. руб. % Тыс. руб. %
1.Продовольственные товары:              
-              
- …              
2.Непродовольственные товары:              
-              
- …              
ИТОГО:   100,0   100,0   100,0  

Таблица 20 - Состав и структура издержек обращения предприятия

  Статьи издержек 200_г. 200_г. 200_г. 200_г. к 200_г., %
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
1.              
2.              
3….              
             
             
Всего издержек   100,0   100,0   100,0  

Таблица 21 - Эффективность использования трудовых ресурсов на торговом предприятии

  Показатели     200_г.   200_г.   200_г. 200_г. к 200_г., %
1.Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. - в текущих ценах - в сопоставимых ценах        
2. Среднесписочная численность работников, чел.        
3. Фонд оплаты труда, тыс. руб.        
4. Уровень фонда оплаты в % к выручке        
5. Среднегодовая оплата труда 1 работника – всего, тыс. руб.        
6. Товарооборот на 1 рубль расходов на оплату труда, руб.        
7. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.        
8. Валовой доход, тыс. руб.        
9. Валовой доход в расчете на 1 рубль расходов на оплату труда        
10. Приходится в расчете на 1 работника, тыс. руб.:        
- выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг        
- прибыли        
- валового дохода        
11. Трудоемкость, чел.-ч / руб.        

Таблица 22 - Обеспеченность основными производственными фондами и эффективность их использования

  Показатели     200_г.   200_г.   200_г. 200_г. к 200_г., %
1.Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.        
2. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.        
3.Площадь магазина, кв. м.        
4.Фондовооруженность, тыс. руб./чел.        
5.Фондоотдача , руб.        
6. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. в расчете на 1 кв. м площади        
7.Прибыль на 1 кв.м. площади        
8. Рентабельность основных фондов, %        

Таблица 23- Основные экономические показатели деятельности коммерческой организации

  Показатели   200_г.   200_г.   200_г. 200_г. к 200_г., %
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. - в текущих ценах - в сопоставимых ценах        
2. Себестоимость товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.        
3. Затраты на 1 рубль выручки, руб.        
4. Валовая прибыль или убыток, тыс. руб.        
5. Коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб.        
6. Прибыль (+), убыток(-) от продаж, тыс. руб.        
7. Чистая прибыль, тыс. руб.        
8.Среднесписочная численность работников, чел.        
9. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.        
10 . Фондоотдача, руб.        
11. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.        
12. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств        
13. Фонд оплаты труда, тыс. руб.        
14. Среднегодовая заработная плата работника, тыс. руб.        
15. Получено чистой прибыли, тыс. руб. - на 1 работника - на 1 оборот оборотных средств        

3. В области организации, технологии и проектирования предприятий

Целью данного раздела является проведение расчета и оценки показателей ассортимента на примере конкретного предприятия.

Одной из важнейших характеристик товаров является ассортимент, который определяет принципиальное различие между товарами разных видов и наименований. Свойства ассортимента и расчет показателей на примере конкретной группы товаров (данные оформить таблицей 24).

Таблица 24 - Номенклатура свойств и показателей ассортимента

Показатели 200__ 200__ 200__ Примечание
Широта действительная        
Широта базовая        
Полнота действительная        
Полнота базовая        
Устойчивость        
Новизна        

Изучить виды нормативных и технологических документов, регламентирующих ассортимент товаров.

Провести оценки стратегии организации и технологии торговли, стратегии ассортиментной политики торгового предприятия, типа торгового предприятия по специализации, соответствие его фирменного наименования ассортименту предлагаемых товаров и услуг. Провести обоснование выбора стратегии режима работы магазина. Проанализировать стратегию размещения товаров в магазине (складе), выбор способов выкладки товара.

Характеризовать методы продажи товаров, оценить их эффективность использования. Оценить выполнение принципов организации торгово-технологического процесса, организацию и технологию операций по поступлению, приемке товаров.

Провести расчет технико-экономических показателей работы складов: оптово-складской товарооборот, грузооборот склада, стоимость складской переработки 1 тонны груза, производительность труда, эффективность использования складской площади, уровень механизации работ. Проанализировать деятельность предприятия исполнения законодательства по защите прав потребителей.

Оценить соблюдение правил розничной торговли и эксплуатации контрольно-кассовых машин.

Оценить соблюдения правил продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, правил работы предприятий розничной торговли, правил эксплуатации контрольно-кассовых машин, санитарных правил торговых предприятий, правил розничной торговли алкогольной продукции, правил продажи новых автотранспортных средств, правил продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, правил продажи меховых товаров.

4. В области организации коммерческой деятельности предприятий

Целью данного раздела является изучение организации коммерческой деятельности на предприятии.

В данном разделе отчета следует проанализировать закупочную деятельность предприятия: источники поступления товаров, критерии выбора поставщиков, представить их сравнительный анализ. Следует оценить участие предприятия в разработке промышленными предприятиями планов производства товаров, работе ярмарок и выставок. Изучить организацию процесса заключения и расторжения договоров поставки и купли-продажи. Проанализировать исполнение сторонами договорных обязательств. Изучить формы и методы продажи товаров, услуги торговли. Представить результаты исследования рыка: о конъюнктуре, основных конкурентах, посредниках, спросе покупателей. Проанализировать применяемые методы исследования рынка и прогнозирования тенденций его развития.

Выводы и предложения

На основе проведенного анализа деятельности организации студент должен выявить тенденции ее развития, сильные и слабые стороны, потенциальные возможности и угрозы, разработать конкретные предложения по совершенствованию деятельности предприятия.

ОТЧЕТНОСТЬ по практике

По итогам производственных практик каждый студент оформляет отчет.

Общая структура отчета должна включать в себя следующие разделы:

- титульный лист (приложение 2);

- дневник прохождения практики (приложение 3);

- оглавление с указанием начальной страницы каждого задания;

- основная часть, включающая рассмотрение всех вопросов программы;

- выводы и предложения;

- приложения.

В конце отчета ставится дата его написания и подпись студента.

В приложении к отчету приводятся дополнительные документы, характеризующие деятельность предприятия.

Оформление отчета

· Страницы текста должны соответствовать формату А 4.

· Текст отчета должен быть выполнен машинописным способом через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, размер (кегль) – 14; тип Times New Roman.

· Размер полей вокруг текста составляет: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.

· При выполнении необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе.

· Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской с нанесением на том же месте исправленного изображения машинописным способом или от руки чернилами.

· Разделы следует нумеровать арабскими цифрами с точкой и записывать с прописными (заглавными) буквами по центру страницы, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются.

· Подразделы, пункты, подпункты следует нумеровать арабскими цифрами с точкой и записывать с прописной (заглавной) буквы с абзацного отступа без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются.

· Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста.

· Подразделы (пункты) должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела (подраздела). Номер подраздела (пункта) включает номер раздела и порядковый номер подраздела (порядковый номер пункта), разделенные точкой, например, 1.1., 1.2., 1.3. или 1.1.1., 1.1.2, 1.1.3 и т.д.

· Если раздел или подраздел имеет только один пункт, то нумеровать его не следует.

· Расстояние между заголовками структурных элементов отчета и разделов основной части и текстом должно быть не менее 3 интервалов (то есть следует пропустить одну строку).

· Страницы отчета следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки в конце.

· Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

· Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета.

· Иллюстрации (чертежи, графики, схемы и т.д.) следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

· На все иллюстрации должны быть даны ссылки в отчете.

· Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всего отчета.

· Иллюстрации должны иметь название, которое помещают под иллюстрацией после слова «Рисунок» и номера через тире посередине строки. При необходимости под иллюстрацией помещают пояснительные данные (подрисуночный текст), тогда слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных.

· Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц.

· Название таблицы следует помещать над таблицей слева в одну строку, без абзацного отступа, с ее номером через тире.

· Таблицу следует располагать в отчете сразу после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

· На все таблицы должны быть ссылки в отчете. При ссылке следует писать слово «Таблица» с указанием ее номера.

· Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист, при этом над другими частями таблицы пишут «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы.

· Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всего отчета.

· Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной (заглавной) буквы в единственном числе, а подзаголовки – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописной – если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся.

· Таблицы ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

· Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножение, применяют знак (х).

· Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в ней. Значение каждого символа следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.

· Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего отчета арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

· В отчете допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.

· Если в отчете только одна формула или уравнение (рисунок, таблица), то их обозначают цифрой 1.

· Ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, формулы и т.д. следует указывать их порядковым номером, например, «… в разд. 4», «…по формуле (3)», «… в таблице 1», «…на рис. 8», «…в приложении 6».

· Приложения следует оформлять как продолжение отчета на его последующих страницах, располагая приложения в порядке появления на них ссылок в тексте отчета.

· Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напечатано слово «Приложение».

· Если приложений в отчете больше одного, их следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

· Если в качестве приложения используется документ, имеющий самостоятельное значение, его вкладывают в отчет без изменения в оригинале. На титульном листе документа в правом верхнем углу печатают слово «Приложение» и проставляют его номер. Страницы, на которых размещен документ, включают в общую нумерацию страниц отчета.

Подготовленные страницы отчета должны быть сшиты (переплетены) и сложены в папку.

Сроки сдачи отчета и дату защиты назначает деканат факультета экономики ВятГГУ, кафедра коммерции и маркетинга.

Наши рекомендации