Рынок труда и его особенности. Спрос и предложение на рынке труда.
Особенности формирования цены на рынке труда в условиях совершенной конкуренции.
Предложение труда может быть рассмотрено на трех уровнях: предложение труда со стороны отдельного рабочего; предложение труда индивидуальному предпринимателю; рыночное предложение конкретного вида труда.
Индивидуальное предложение труда определяется его вмененными издержками, которые характеризуют обусловленные трудом жертвы. Два эффекта повышения ставки заработной платы: эффект замещения и эффект дохода.
Эффект замещения побуждает людей больше трудиться, так как рост ставки заработной платы делает досуг экономически невыгодным.
Эффект дохода состоит в том, что более высокая заработная плата повышает благосостояние человека.
В зависимости от того, какой эффект преобладает, предложение труда со стороны работника будет либо расти, либо сокращаться.
Разница между реально полученной ставкой заработной платы и трансфертами, называется экономической рентой работника. Размер экономической ренты зависит от эластичности предложения труда.
Ценообразование на рынке труда в условиях несовершенной конкуренции. Монополия на рынке товаров и услуг.
На рынке ресурсов стоимость предельного продукта от использования дополнительной единицы ресурса будет выше создаваемого в данном случае предельного дохода.
Монополист занижает объем выпуска продукции по сравнению с рынком совершенной конкуренции, его спрос на ресурсы будет также ниже, следовательно, уровень занятости работников будет также ниже, чем при совершенной конкуренции.
Предельный работник получает заработную плату меньшую, чем стоимость созданного им предельного продукта. Возникает бесплатный для предпринимателя выигрыш.
Монопсония на рынке труда. Если на рынке существует лишь один покупатель, такая ситуация называется монополией покупателя или монопсонией. В отличие от совершенно конкурентной фирмы монопсонисту противостоит восходящая кривая предложения труда. В этом случае, чтобы нанять дополнительного работника, фирма будет вынуждена повысить заработную плату.
Двусторонняя монополия. Ситуацию можно расценивать как наличие монополии продавца (профсоюзов, заключающих коллективные договоры) и монополии покупателя (фирмы-работодателя).
Особенности ценообразования на рынке капитала.
Спрос на капитал, или капитальные товары (оборудование, инструменты и пр.), вытекает из стремления инвестировать, т.е. прирастить капитал. Сложно сравнивать предельные затраты и выгоды и принимать рациональное решение. Существуют два метода решения данной проблемы: 1) метод приведения потока будущих издержек и доходов к настоящему моменту времени, или дисконтирования стоимости будущих денежных потоков, 2) метод определения уровня отдачи (окупаемости) от капитальных вложений.