Методы и стр-ра гос. упр-я.

Одним из важных усл-й реализ-и гос-м своих ф-ций по эф-ному упр-ю эк-кой при переходе к рынку явл-ся форм-ние соотв-й стр-ры гос. упр-я и аппарата, спос-го проф-но действ-ть в новой эк-кой сфере.

Конст-ей РБ, опр-но, что Прав-во (Совет Мин-ров) РБ обесп-ет провед-е единой эк-кой, финн-й, кредитной и ден-й пол-ки, гос. пол-ки в обл-ти науки, культ., образ-я, здравоохр-я, экологии, соц. обесп-я и оплаты труда.

В состав Сов. Мин-в РБ входят по долж-ти Премьер-мин-р РБ , заместитель Прем-р-мин-ра РБ, Глава Админ-ции През-та РБ, Председатель комитета гос. контроля, Председатель Правления Нац. банка, Председатель Президиума Нац-й академии наук Беларуси, мин-ры, председ-ли гос. ком-тов, Председатель ком-та гос. безоп-ти, Председатель Правления Бел-го респ-го союза потр-х общ-в.

С-ма гос упр-я РБ, постр-я по функц-но-отрасл-му и тер-му принц-м, вкл-ет 25 министерств, 7 гос. ком-тов, 7 гос. организ-й, подчин-х Прав-ву РБ.

Важную роль в стр-ре гос. упр-я эк-кой играют террит. Орг-ы соотв-х мин-в и эк-е орг-ы облисполкомов и Минского гоисполкома, а также райисполкомов, горисполкомов и местн. админ-й.

Стр-ные подраздел-я местн. исполн-х и распоряд-х орг-в, обесп-х реализ-ю на своей тер-и гос. пол-ки в отд-х отр-лях и сферах эк-ки, подчин-ся, помимо исполкомов, соотв-м респ-ким орг-м гос. упр-я.

Слож-ся с-ма гос. упр-я эк-кой в РБ в полной мере обесп-ет эф-ное взаимод-е разл-х властн. Стр-р при вып-нии ими своих полном-й. Отчасти это происх-т потому что одни и те же полном-я закреплены за разл-ми ур-нами упр-я.

Формир-е в РБ соц-но ориент-й рын-й эк-ки треб-т повыш-я эф-ти взаимод-я орг-в отрасл-го и террит-го упр-я при реш-и как общегос-х, так и регион-х проблем, что в кон-м счете обесп-т переход к упт-му разв-ю.

54.Эк безопасность в сист нац безопасн.Развит и углубл МРТ, масштабов и роли МЭО порождает пробл взаимозав стран. В мире нет ни одной страны, кот обладала бы полной эк независимостью. Перед стран встает пробл обесп нац без-и.

Под нац безопасностью пон-ся созд и поддерж на нац уровне необх-х и достат усл для устойч, поступательного разв страны, ее соц, эколог, политич, культурно-правовой среды. Указом президента в 2001г утверж Концепц Нац безопасн-ти РБ. Стр-ра нац безоп вкл 3 элем:

1)эк независимость. Это озн возмож контроля гос за нац рес, достиж такого ур пр-ва, кото обеспеч ее конкурентосп и позвол на равных участв в мирторговле и др форм МЭО.

2)стабильность и устойч нац эк, что предполаг защ всех форм соб-ти, созд надеж гарантий для предпр активности, сдерж дестабилизирующих ф-в (борьба с криминальными стр-ми, контроль за сист распред дох).

3)способн к самораз и прогр(созд благопр инвестиц климат,пов проф и культ ур раб-в).

Эк безоп – такое сост. эк,котор позвол-т обеспеч-ть ее устойчив функц-е в усл-х воздв неблагопр внутр-х и внешних ф-в, достат для удовлетв общ-х потребностей,неоход обороносп,защ нац интересов. Обесп нац безоп – создан гос-м усл, гарантир недопущение нанесению хоз-ва страны непоправим ущерба от внутр-х и внешн-х эк угроз.

Междунар эк безопасность закл-ся в созд и обеспеч ф-я такой сист мирохоз связей, кот обеспеч устойче разв мирового сообщества в целом, его регионов в частности.

Фактором уменьш опаснэк зависимости и ее последствий в соврем-х усл становится усил взаимосвязи эк-к стран-партнеров, когда наруш устойчивых связей означ потери для каждой из сторон. Также рост эк-й устойчив обеспеч-ся путем диверсификации экспорта.

Для РБ сущ след внут и внеш угр:

1) внут угрозы:

· унаслед от прошл стр-я деформированность эк;

· низкая конкурентосп нац эк, вызв технолог отсталостью, высок энергоемк и ресурсоемк;

· выс ур монополизации эк;

· низк инвестицактивность нацфирм и заруб инвесторов;

· изношенность ОС;

· низк ур природоохранной деят и экол безопасности;

· несовершенство законод и судебной сист.

2) внеш угрозы:

1) потеря традиц рынков сбыта машиностроительной прод;

2) дискриминационные меры заруб стран во внешнеэк отнош;

3) жесткий и малоэффэкспортн и валют контроль.

Институц основы эк безоп:

Объекты – эк систстраны в целом, и ее составляющие, пр-й и научно-техн потенц, финн сист,агропромышл компл,пр-я и соц инфрастр-ра, регионы, насел и трудовые рес.

Субъекты – гос-во,его законодат-во и исполнител институты, предпр, учрежд и орг-и как гос-го, так и частного секторов эк,а также общ-е объединен и граждане.

54.Экономич. безопасность(ЭБ) с системе нац. безопасности(НБ).ЭБ-достаточность обеспеч-я требуемого ур НБ с собств финн и др рес-ами, созд-е благопр. усл для развития эк-ки и повыш ур конкурентоспости страны. НБ-состояние защищенности жизненно важн интересов личности, общества и г-ва(ЛОГ) от внутр и внешн угроз.Обеспеч-е НБ вкл:опред-е жизненно важн интересов ЛОГ; выявл-е факторов, созд угрозы НБ; формир-е с-мы противодействия негативн факторам и возник угрозам. Принципы обеспеч-я НБ:1) законность-соблюд-е закон-ва;2) «всеобщая безоп-ть»-соблюд-е интересов всех субъектов отнош-й;3) соблюд-е баланса жизненно важн интересов и взаимн ответств-ти ЛОГ;4) постоян информирование граждан по вопросам состояния НБ. Осн факторы, созд. угрозу НБ:1. недостаточная конкурентоспос-ть нац эк2.изношенности ОФ;3. малый V инвестиций в реальн сектор эк-ки;4. нестабильн. финн. состояние субъектов хоз-ия;5. высок ур монополизации эк-ки. С-ма обеспеч-я НБ- совок-ть субъетов обеспеч-я НБ, объединенных целями и задачами по жизненно важн интересам ЛОГ, кот осущ согласованную деят-ть в рамках закон-ва. Субъекты с-мы: госорганы, организации, общественные объедин-я, граждане. Треб-я к с-ме обеспеч-я НБ:1. полнота и достоверность инфо о реальн и потенц угрозах;2. способность выполнения с-ой заданных ф-ий в усл неполн инфо;3. оперативность выработки и принятий реш;4. спос-ть эф-но использ силы и ср-ва с-мы обеспеч-я Н

Наши рекомендации