Структура и рекомендации к содержанию
Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для определения единых подходов к структуре и содержанию основных частей бизнес-планов инвестиционных проектов, представляемых на рассмотрение в Министерство экономики Республики Тыва (далее - Министерство).
1.2. В настоящих Методических рекомендациях определены основные понятия, используемые для описания процессов бизнес-планирования, а также представлены рекомендации по составлению основных структурных частей бизнес-планов инвестиционных проектов.
1.3. Методические рекомендации составлены в целях реализации полномочий Министерства экономики Республики Тыва по разработке методических материалов и рекомендаций по вопросам отнесенным к компетенции Министерства в части оказания информационной, правовой и консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
1.4. Методические рекомендации составлены на основании следующих документов:
· Положение о Министерстве экономики Республики Тыва (утв. постановлением Правительства Республики Тыва от 11 мая 2007 г. N 535) (с изменениями от 6 августа, 17 декабря 2007 г., 28 мая 2008 г.);
· Закон Республики Тыва «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва» от 7 июля 2008 г. N 795 ВХ-II
· Закон Республики Тыва «Об инвестиционной деятельности в Республике Тыва (новая редакция)» (с изменениями от 22 ноября 2005 г., 28 мая, 23 июля 2007 г.)
Понятия и определения
2.1. Законодательство Российской Федерации и Республики Тыва определяет следующие основные понятия, которые используемые для описания процессов бизнес-планирования:
инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план);
инициатор инвестиционного проекта –юридическое лицо или физическое лицо, подающее обращение в Министерство о государственной поддержке в связи с реализацией проекта.
Структура и рекомендации к содержанию
основных структурных частей бизнес-плана инвестиционного проекта
1. Титульная страница бизнес-плана должна содержать:
· Фамилия И.О. физического лица, или наименование юридического лица инициатора проекта, адреса, телефоны, e-mail и сайт в интернете (если есть);
· Наименование и очень кратко (одним предложением) - суть проекта, информацию об исполнителях проекта и дату его составления.
2. Резюме (суть) проекта - представляет собой основные положения, его основные выводы. Цель резюме – максимально заинтересовать и способствовать более подробному ознакомлению с содержанием бизнес-плана. В данном разделе формулируется основная цель самого проекта с учетом факторов, определяющих его коммерческий успех.
Поэтому:
· Резюме проекта в бизнес-плане должен быть составлен простыми словами без использования терминологии и простыми предложениями;
· Резюме должно показать перспективность вложений в представляемый инвестиционный проект, высокую социальную и бюджетную эффективность реализации проекта.
Необходимо вкратце отразить:
· положение дел в отрасли (этапы развития рынка продукции);
· основную цель с описанием уникальности идеи проекта;
· оценку объема платежеспособного спроса (если есть, то со ссылкой на уже имеющиеся заказы);
· стоимость проекта;
· период окупаемости проекта
· социальную и бюджетную эффективность проекта (количество создаваемых рабочих мест, налоговых и иных поступлений в бюджет);
· правовую и техническую защищенность проекта (лицензии, патенты).
3. Описаниеавтора (инициатора) инвестиционного проекта должно содержать:
· Основную информацию о компании (физическом лице), которая предлагает данный инвестиционный проект, ее полные реквизиты, информацию об учредителях (для юридического лица);
· История и опыт инициатора проекта (наличие специальных знаний, участие в аналогичных проектах), достижения (дипломы, медали, награды, авторитет в деловых кругах);
· Наличие и объем собственных материальных и финансовых активов.
Цель описания автора – показать достаточность знаний и умений, а также необходимых качеств и иных параметров инициатора для успешной деятельности в предполагаемой области или сфере производства.
4. Описание продукта или услуги - включает информацию о продукте или услуге, его основных характеристиках:
· Основных потребителях (основные области применения и назначения товара описание целевой группы, доле в общем объеме населения или в общем количестве компаний-потребителей, динамика спроса);
· Потребительских свойствах товара (основные технические параметры, фотоснимки, чертежи, наглядные схемы, наличие опытных образцов);
· Отличия от существующих аналогов (уникальность, преимущества). В большинстве случаев инвестора привлекают фирмы с уникальной концепцией или идеей, которая удовлетворяет нереализованные нужды потребителей;
· Информацию о патентах и лицензиях, сертификатах соответствия государственным и международным стандартам качества, санитарным нормам. Для инвестора важна не столько возможность коммерциализации идеи, сколько ее правовая защищенность.
5. Маркетинг. Основной задачей данного раздела бизнес-плана является дать ответ на вопросы - сколько и какого именно товара требует рынок, по какой цене и почему именно его готовы покупать потребители. Данный раздел должен содержать информацию о:
· Наименовании конкурентов (реквизиты);
· Имеющихся на рынке товарах, продукции конкурентов;
· Сравнение характеристик и потребительских качеств товаров конкурентов и предлагаемого продукта;
· Цены конкурентов и их стратегию продвижения товаров;
· Мотивации покупателей к принятию решения о покупке.
В этом разделе также должен быть приведен общий анализ:
· Состояния и тенденций развития отрасли (средняя результативность деятельности, объемов производства предприятий отрасли);
· Степени развития конкуренции (барьеров вхождения в рынок, по возможности оценить доли рынка конкурентов);
· Предполагаемыеобъемы рынка сбыта продукции.
В данной части бизнес-плана основным является определение рыночной ниши, т.е. того, какой именно товар и для какого потребителя он рассчитан (количественный и качественный анализ потребителей, где они расположены, каким образом предлагается реализовывать товар или услугу). Является важным показать знание конкурентов, стратегию продвижения товара конкурентами. В качестве выводов по данному разделу должны быть представлены решения по следующим пунктам:
· О собственной стратегии рекламирования продукта или услуги;
· Ценообразовании;
· Политике при работе с покупателями.