Примерная методика разработки
ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Методические указания к выполнению курсовой работы
для бакалавров по направлению «Менеджмент»
Архангельск
Рассмотрены и рекомендованы к изданию методической комиссией
Института экономики Северного (Арктического) федерального
университета имени М.В.Ломоносова
«____» ____________________ 2012 г.
Составитель
ИСАЕВА Е.Д., доц., канд. экон. наук
Рецензент
Пономарева Е.Н.., доц., канд. экон. наук
УДК 65.0
ББК 65. 250
Исаева Е.Д. Теория менеджмента: Методические указания к выполнению курсовой работы Е.Д.Исаева – Архангельск: Изд-во С(А)ФУ, 2012 – 27с.
Приведены рекомендации к выполнению курсовой работы по дисциплине.
Предназначены для студентов Института экономики обучающихся по направлению 080200.62 «Менеджмент» очной формы обучения.
© Северный (Арктический)
федеральный университет, 2012
© Исаева Е.Д. 2012 г.
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы в России произошли глубокие экономические преобразования: существенно изменились отношения собственности, а вместе с этим и цели деятельности организации. Деятельность современной организации требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное развитие, но и само существование. С управлением связаны интересы множества людей. Менеджмент, как процесс оптимизации использования человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организационных целей, постоянно требует изменений. В своем развитии организации прошли несколько этапов, различающихся по представлению об их сущностных чертах, взаимоотношениях с внешней средой, о роли и функциях управления, о критериях эффективности функционирования и развития. Современная организация приближается к четвертой модели, которая рассматривает предприятие (фирму) как общественный институт, стремящийся к балансу интересов различных субъектов, как внутри организации, так и за ее пределами. Цели предприятий рассматриваются не только с точки зрения производства и сбыта, но и с позиций удовлетворения требований потребителей, поставщиков, конкурентов, инвесторов, государства и общества в целом. Практическая реализация данной модели позволяет увязывать интересы различных участников, что и свидетельствует о стремлении менеджеров к повышению эффективности управления.
Написание курсовой работы является необходимым элементом учебного процесса, помогающим студенту закрепить и углубить полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы знания, отразить индивидуальное усвоение материала курса.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
В соответствии с учебным планом изучения дисциплины «Теория менеджмента» студенты дневной формы обучения в 3 семестре выполняют курсовую работу по теме «Разработка мероприятий по повышению эффективности системы управления (на примере конкретной организации)». Основные задачи, стоящие перед студентом:
- изучение теоретических основ управления организацией;
- анализ системы управления выбранной организацией (фирмой, предприятием);
- анализ рыночной ситуации и выявление потребности в изменениях системы управления;
- разработка мероприятий по повышению эффективности управления выбранной организацией.
Студент должен:
- сформировать системное представление о процессах управления современной организацией;
- научиться понимать многообразие процессов, протекающих в организации, и их взаимосвязь с другими процессами, происходящими в обществе;
- знать законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность предприятия; основы трудового законодательства;
- применять принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;
- использовать отечественный и зарубежный опыт в области управления и рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;
- научиться выявлять проблемы, предлагать способы их решения и оценивать результаты;
- использовать информационные технологии в управленческой деятельности;
- уметь организовывать управление предприятием, разрабатывать организационно-управленческие структуры, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции; планировать управленческие процессы, организовывать взаимодействие в группе; понимать роль и функции руководителя организации.
Комплексная постановка проблемы в курсовой работе заставляет студента обращаться практически ко всем темам курса. Выполнение курсовой работы способствует формированию концептуального мышления, учит обосновывать эффективность управленческих решений
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Выбор объекта исследования студент осуществляет самостоятельно, руководствуясь собственным опытом, знаниями, возможностью получения дополнительной информации.. В качестве объекта может быть выбрана организация, в которой работает он сам или члены его семьи, организация, в которой он хотел бы работать в будущем, или же выбор осуществляется по результатам ознакомительной практики и по материалам открытой печати. Ограничений по выбору нет, это могут быть самые разные организации: промышленные предприятия, банки, страховые фирмы, образовательные учреждения и т.д., при этом возможна, по согласованию с преподавателем, групповая работа, т.е. 3-5 студентов исследуют одну крупную организацию.
В структуре курсовой работы выделяются: введение; 3 главы и заключение.
Во введении обосновывается актуальность темы в связи с переходом к рыночным методам управления, кратко освещаются состояние проблемы и ситуация, в которой она решается, раскрываются методы и последовательность разработки системы управления организацией, приводятся основные информационные источники. Также необходимо отразить личные цели, к которым относятся стремление что-то понять, изучить и научиться применять на практике. Например: «Целью написания курсовой работы является изучение теоретических аспектов организации управления и формирование управленческих компетенций будущего менеджера».
Первая глава посвящается изучению теории управления. В этой главе необходимо со ссылкой на первоисточники раскрыть системный подход к пониманию организации и управления, их взаимосвязи и структуре, описать методы анализа структуры управления и подходы к оценке эффективности. Ссылки оформляются в квадратных скобках, например [1].
Вторая глава посвящается описанию конкретной организации, анализу действующей структуры и выявлению основных проблем в управлении организацией. Для описания организации можно использовать табличную или словесную форму представления информации. Следует кратко описать историю создания и реорганизации (если она была) выбранной организации, ее организационно-правовую форму, организационную структуру, численность персонала, виды деятельности, производимую продукцию или услуги. Подробно описать управленческие процессы, т.е. отразить миссию, стратегию, которой придерживается организация, ответить на вопросы: Кто разрабатывает стратегию? Ведется ли оперативное планирование и кто этим занимается? Какое подразделение занимается вопросами изучения рыночной ситуации? Как используются результаты исследования рынка? Как мотивируется персонал? Удовлетворены ли работающие работой в организации? Об удовлетворенности можно судить по показателю текучести персонала. Как осуществляется контроль в организации? Кто, что и как контролирует? Какой технологии придерживается организация? Квалифицированный ли персонал производит продукцию или оказывает услуги? Какие ресурсы использует организация? В чем Вы видите положительные моменты в управлении организацией?
Далее следует охарактеризовать рыночную ситуацию или привести описание внешней среды организации. Охарактеризовать спрос на продукцию или услуги, предлагаемые организацией на рынок. Спрос может быть стабильным, растущим или сокращающимся. Дайте характеристику конкурентам. При этом помните, что организация может конкурировать не только на рынке готовой продукции, но и на рынке сырья. Проанализируйте ситуацию с поставщиками ресурсов. Проанализируйте законодательную базу и по возможности отразите предстоящие изменения. Результаты анализа представьте в таблице . Анализируемые факторы распределите по степени влияния на организацию, если спрос растет, то организация имеет возможности увеличения масштабов производства, если спрос сокращается, то это угроза для организации..
Результаты анализа необходимо представить в виде таблицы SWOT-анализа, пример которой приведен на рисунке 1.
По результатам анализа следует предложить будущую стратегию организации. Выбранная стратегия должна воплощать наиболее рациональный подход к будущему развитию организации, определять ее долгосрочную позицию на рынке и конкурентоспособность и, в конечном итоге, быть направленной на реализацию ее миссии. Выбранная стратегия служит основой для детальной разработки функциональных стратегических целей. Применительно к выбранной стратегии предлагаются изменения в управлении организацией. Могут быть изменены либо управленческие процессы, либо структура управления организацией.
Структура организации - это соотношение между горизонтальным и вертикальным разделением труда, или между подразделениями и иерархическими ступенями власти. Это распределение прав и ответственности. Структура организации строится на концепциях координации и специализации. Структура определяет работу каждого работника и его формальные связи в организации, что в конечном итоге отражается в штатном расписании и должностных инструкциях.
Возможности 1. Рост спроса 2. Наличие поставщиков ресурсов 3. … | Угрозы 1. Рост числа конкурентов 2. Ужесточение требований законодательства 3. … | |
Сильные стороны 1.Квалифицированные менеджеры 2. Современная технология 3. … | Сила + Возможность | Сила + Угрозы |
Слабые стороны 1. Узкий ассортимент 2. … 3. … | Слабость + Возможность | Слабость + Угрозы |
Рис. 1. Пример таблицы SWOT-анализа
Таким образом, результатом проектирования организационной структуры будет штатное расписание и должностные инструкции.
По результатам анализа необходимо оценить соответствие структуры организации ожидаемым изменениям внешней среды и предложить изменения в структуре организации
Третья глава посвящается выбору и обоснованию выбора новой организационной структуры и оценке ее ожидаемой эффективности. Вначале можно коротко описать актуальность проведения изменений в организации, опираясь на различные информационные источники. Затем обосновать предлагаемые изменения в исследуемой организации. Приоритет следует отдавать мероприятиям, связанным с изменением организационной структуры, т.е. предлагать создать должность или отдел или соединить два структурных подразделения, уменьшить число уровней управления, разделить или объединить функции отдельных работников системы управления. Изменения должны найти отражение в организационных документах, которые нужно привести в Приложении.
Для построения эффективной организационной структуры управления необходимо учитывать следующие принципы:
- сочетание централизованного руководства организацией с широкой самостоятельностью и инициативой на местах; развитие демократических основ управления и обеспечение единоначалия и персональной ответственности за ведение дел;
- системный подход, предполагающий совокупность управленческих решений, способствующих достижению целей организации;
- эффективное управление, предполагающее рациональную степень загрузки руководителя (количество подчиненных не должно превышать для функционального руководителя 7 человек, если же в отделе работает большее количество персонала, целесообразно ввести должность заместителя руководителя и разделить зоны ответственности);
- правовая регламентация деятельности любого подразделения.
Правовой аспект отражает условия и порядок функционирования данного подразделения, степень его значимости и самостоятельности.
Примерная методика по разработке Положений о структурных подразделениях приведена в Приложении 1. Положение о структурном подразделении - документ, предназначенный для нормативно-правовой регламентации деятельности каждого структурного подразделения. Положение отражает статус и место данного подразделения в системе управления. На основе положения составляется штатная структура данного подразделения, организуется его повседневная деятельность, определяется степень ответственности за выполнение возложенных на него задач и функций. Процесс проектирования предполагает решение задачи оптимального распределения управленческих функций.
Спроектированная в соответствии с этими принципами структура управления предполагает выполнение всех решений и постановлений по иерархической подчиненности и персональную ответственность за реализацию конкретных управленческих решений.
Измерение и оценка эффективности необходимы для понимания воздействия изменений на поведение организации, они являются обязательным условием успешного функционирования и развития организации. Студентам рекомендуется использовать системный подход к измерению эффективности, который исходит из понимания организации как открытой системы, как целостного образования, цели которого диктуют его состав, структуру, процессы, связи с внешней средой и общую концепцию развития. Оценка эффективности предполагает измерение количества ресурсов, приобретенных организацией во внешней среде, оценки выгодности сделок с фирмами - поставщиками ресурсов. В соответствии с этим формулируются цели организации, а затем оценивается степень их достижения. В практике управления для оценки эффективности можно использовать четыре группы показателей:
- показатели экономической эффективности;
- показатели внутренней интеграции и координации;
- показатели адаптивности и реагирования на внешние воздействия;
- показатели использования человеческого капитала.
Для сравнения организаций по эффективности финансово-экономической деятельности используют следующие показатели:
- рентабельность активов по чистой прибыли;
- рентабельность собственного капитала по чистой прибыли;
- рентабельность основной деятельности;
- рентабельность реализованной продукции;
- коэффициент общей оборачиваемости активов;
- оборачиваемость дебиторской или кредиторской задолженности;
-коэффициент текущей ликвидности;
- коэффициент автономии;
- коэффициент обеспеченности оборотных активов;
- выручка на одного занятого или производительность труда.
Как правило, эти показатели используются при ранжировании организаций по отрасли.
Для современных организаций наиболее подходит стратегия ограниченной оптимизации, поскольку требуется одновременно достигать нескольких разнонаправленных целей, т.е. поддерживать баланс интересов. Студентам необходимо предложить систему показателей оценки эффективности и по возможности (при наличии необходимой информации) рассчитать их значение.
В заключение подводятся итоги разработки структуры организации, необходимость и возможность изменений, связанных с динамикой внешней среды.
При составлении списка использованных источников необходимо указать: авторов работ, название, выходные данные. Оформить список в соответствии с требованиями стандарта оформления студенческих работ. В обязательном порядке следует указать законодательные акты и другие официальные документы, регулирующие сферу деятельности выбранного объекта.
Рекомендуемый объем работы 25- 30 страниц, без Приложений.
В качестве приложений могут быть:
- организационная структура до и после предлагаемых изменений;
- Положение о вновь создаваемом структурном подразделении или должностная инструкция на вновь вводимую должность или изменения в соответствующих документах.
Рекомендуемая структура проекта:
Титульный лист
Задание
Лист для замечаний
Оглавление
Введение 1-2 стр.
1 Характеристика организации 6-10 стр.
2 Анализ рыночной ситуации и выявление проблем 8-10 стр.
3 Разработка мероприятий по повышению эффективности управления организацией 8-10 стр.
Заключение 1-2 стр.
Список использованных источников не менее 20 источников.
Приложение.
Литература, рекомендуемая для написания
курсовой работы:
Нормативные документы:
1. Гражданский Кодекс РФ
2. Трудовой Кодекс РФ
3. Устав организации
Учебная литература:
4 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс [Текст]. Учебник. - 4-е изд. - М.: Фирма «Гардарика», 2010.
5 Веснин В.Р. Теория организации: [Текст] учеб. – ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008
6 Веснин В.Р. Основы менеджмента: [Текст] учебник – изд-во Проспект, 2011
7 Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: [Текст] Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2006 - 304с.
8 Менеджмент: теория и практика в России: [Текст] Учебник/ под ред. А.Г.Поршнева, М.Л.Разу, А.В.Тихомировой – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008
9 .Холл Р.Х. Организация: структуры, процессы, результаты [Текст]. С-ПБ, Питер, 2001
10 Смирнова В.Г., Мильнер Б.З., Латфуллин Г.Р., Антонов В.Г. [Текст] Организация и ее деловая среда. Модульная программа для менеджеров. – М.: ИНФРА-М, 1999.
11 Туровец О.Г., Родионова В.Н. Теория организации [Текст]: учеб.пособие - М.: ИНФРА-М; 2004.
12 Евенко Л.И. Организация как система. Теория и практика американского менеджмента. [Текст]: М.,1992
13 Практикум по теории управления: [Текст] Учебное пособие/ Под ред. Ю.В.Васильева, В.Н.Парахиной, Л.И.Ушвицкого. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика,2005
14 Дятлов А.Н. Управление организационными изменениями. [Текст] - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009
15 Широкова Г. В. Управление организационными изменениями[Текст]: учебное пособие для вузов. – С.-Петербург: Спб ГУ, 2010
16 Гибсон Дж. Л. И. др. Организации: поведение, структуры, процессы [Текст] - М.: ИМ, 2000
17 Кондратьев В.В., Краснова В.Б. Реструктуризация управления компанией -17-Модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации» Модуль 6 [Текст] – М.: ИНФРА-М, 1999
18 Коротков Э.М. Исследование систем управления – М.: Дека, 2000
19 Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. - СПб. Питер, 2001
20 Моргунов Е.Б. Управление нововведениями в организации. [Текст] - М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2004
21 Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса. [Текст] М., 1997
22 Питерс Т., Уоттермен Р. В поисках эффективного управления. [Текст] М., 2007
23 Райченко А.В. Прикладная организация / Формирование направления [Текст] – М.: ГУУ, 2002
24 Румянцева З.П., Филинов Н.Б., Шрамченко Т.Б. Общее управление организацией: принципы и процессы. [Текст] – М.: ИНФРА-М, 1999
25 Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты [Текст]. - СПб, Питер 2001
26 Харрингтон Дж. Совершенство управления изменениями. [Текст] – М.: ИНФРА-М, 2007
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Пример оформления титульного листа
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
менеджмента | ||||||||||||||||||
(наименование кафедры) | ||||||||||||||||||
(фамилия, имя, отчество студента) | ||||||||||||||||||
Институт | экономики | курс | группа | |||||||||||||||
КУРСОВАЯ РАБОТА | ||||||||||||||||||
По дисциплине | ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА | |||||||||||||||||
На тему | РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ | |||||||||||||||||
(наименование темы) | ||||||||||||||||||
Работа допущена к защите | ||||||||||||||||||
(подпись руководителя) | (дата) | |||||||||||||||||
Признать, что работа | ||||||||||||||||||
выполнена и защищена с оценкой | ||||||||||||||||||
Руководитель | доцент | Е.Д.Исаева | ||||||||||||||||
(должность) | (подпись) | (и.,о., фамилия) | ||||||||||||||||
(дата) | ||||||||||||||||||
Архангельск | ||||||||||||||||||
201_ | ||||||||||||||||||
Приложение 2
Пример оформления задания на курсовое проектирование
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Кафедра менеджмента | |||||||||||||||||||||||||||||||||
(наименование кафедры) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ | |||||||||||||||||||||||||||||||||
п | По дисциплине «Теория менеджмента» | ||||||||||||||||||||||||||||||||
(наименование дисциплины) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
студенту | Института | экономики | II | курса | группы | ||||||||||||||||||||||||||||
(фамилия, имя, отчество студента) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА: | Разработка мероприятий по повышению эффективности управления организацией | ||||||||||||||||||||||||||||||||
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ: | Рекомендованная литература | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Материалы ознакомительной практики | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Материалы открытой печати по конкретным организациям | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Срок проектирования | « | » | 201 г. по | « | » | 201 г. | |||||||||||||||||||||||||||
Руководитель | доцент | Е.Д.Исаева | |||||||||||||||||||||||||||||||
(должность) | (подпись) | (и.,о., фамилия) | |||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение 3
ПРИМЕРНАЯ МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ
ПОЛОЖЕНИЯ О ПОДРАЗДЕЛЕНИИ
Положение о структурном подразделении - документ, предназначенный для нормативно-правовой регламентации деятельности структурного подразделения. Положение определяет статус данного подразделения, отражает его место в системе управления, показывает внутреннюю организацию. На основе положения составляется штатное расписание данного подразделения, организуется его повседневная деятельность, определяется степень ответственности за выполнение возложенных на него задач и функций. Применение положения позволяет обоснованно оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о его материальном и моральном стимулировании.
При разработке положения следует учитывать результаты предварительного изучения содержания, объема выполняемых функций, особенности организации труда.
Положение включает следующие разделы:
1. Общие положения.
2. Задачи.
3. Структура (штаты).
4. Функции.
5. Права.
6. Взаимоотношения с другими подразделениями.
7. Ответственность.
В разделе «Общие положения» указывается точное название подразделения, его место в организационной структуре, степень самостоятельности, подчиненность. Кроме того, необходимо привести перечень основных правовых, директивных, нормативных и инструктивных документов, которыми руководствуется подразделение в производственной деятельности.
Раздел «Задачи» раскрывает содержание основных задач подразделения. Особое внимание при этом следует обратить на согласованность формулировок задач для взаимосвязанных подразделений.
В разделе «Структура» отражается внутреннее разделение труда, приводится штатное расписание.
Раздел «Функции» является основным разделом положения. В нем приводится характеристика деятельности данного подразделения. Функции должны быть четко сформулированы и распределены между участниками процесса. Также здесь указывается степень самостоятельности подразделения в решении тех или иных вопросов.
Раздел «Права» содержит перечень прав, реализуемых руководителем и другими работниками, в соответствии с установленным разделением и кооперацией труда. Важно отразить соответствие прав подразделения действующему законодательству, постановлениям правительства и вышестоящих органов, а также Уставу фирмы.
Не менее важным является раздел «Взаимоотношения с другими подразделениями». В данном разделе определяются взаимосвязи различных подразделений, взаимные обязательства, отражается характеристика входящей и исходящей документации, учитываются периодичность, сроки и формы представления информации.
В разделе «Ответственность» отражаются основные позиции, по которым руководитель несет личную ответственность за выполнение возложенных на подразделение задач; за достоверность документации, подготавливаемой подразделением; за правильность применения тех или иных инструкций, положений и т.п.; за рациональную организацию труда исполнителей; за состояние трудовой дисциплины и работу с кадрами.
На основе Положения о подразделении разрабатываются должностные инструкции сотрудников. Обязанность руководителя рационально распределить объем работ между сотрудниками, четко прописать конкретные задачи для каждого работника, его полномочия и ответственность. Крайне важно правильно определить порядок взаимодействия руководителя и сотрудника, определив круг задач, которые работник вправе решать самостоятельно.
Приложение 4
Должностные инструкции
Определив организационную структуру управления, перечень входящих в нее отделов и служб, следует разработать должностные инструкции с учетом современных требований и действующей нормативно-правовой базы.
Должностная инструкция - это нормативный документ, в котором определены функции, права, обязанности сотрудника. Должностная инструкция разрабатывается руководителем подразделения или специалистом по работе с персоналом, согласовывается с юрисконсультом и утверждается директором предприятия.
Должностная инструкция должна содержать следующие разделы:
1) Общие положения. В этом разделе устанавливаются: область деятельности работника; порядок его назначения и освобождения от должности, замещения во время его отсутствия; квалификационные требования; подчиненность. Здесь также указываются нормативные документы, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности.
2) Функции: перечисляются основные направления деятельности.
3) Должностные обязанности: определяются конкретные виды работ, выполняемые работником.
4) Права: устанавливаются права, необходимые работнику для выполнения возложенных на него обязанностей.
5) Ответственность: указывается, за что конкретно и какую ответственность несет данный работник
Приложение 5