Объект как пространственная
Система
Пространственность архитектурно-го объекта указывает на его физичес-кую естественность. Одним из характе-рных признаков искусственности явля-ется его составленность из различных взаимосвязанных и взаимодействую-щих строительных изделий и констру-кций, т. е., его системность.
Понимание объектов любой приро-ды как систем превратилось в основу нового, преимущественно синтетичес-кого взгляда на мир, с наибольшей си-лой выражающегося в настоящее вре-мя в системной концепции научного по-знания [ 80].
Представить изучаемый объект как систему это значит понять его как неко-
торое единство, образованное опреде-
лённого сорта элементами + связующи-
ми их в целое некоторыми отношения-
Рис.3. 4. Архитектура как элемент
системы «земная природа»
Рис.3. 5. Концептуальная модель архитектуры как системы
ми (в частном случае – взаимодействи-
ями + ограничивающими эти отноше-ния условиями ( законом композиции).
К признакам системы относят цело-стность, спо-собность де-литься на подсистемы, иерархично-сть строения, открытость.
В масштабе глобальной системы «зе-мная приро-да», сущест- вующей бла-годаря энер-
ии Солнца,
архитектура яв ля ет ся подсистемой её искусстве-нной подсис-темы «тех-носферы», существование которой обе-спечивается природными ресурсами
«экосферы» через посредство подсис- темы «общество» с её «технологиями».
Являясь подсистемой техносферы,
архитектура, в свою очередь, состоит
из трёх подсистем второго иерархичес-
кого уровня ( рис.3.5):
первая подсистема объект-среда
раскрывает взаимоотношения объекта с окружением, содержит области приня- тия проектных решений по созданию целостной и динамичной среды, обни-мающей социальные, природные, кли-матические, технологические, градост-роительные, транспортные и другие ас-пекты жизненных процессов [ 5];
вторая –объект – процесс – содер-жит область принятия функционально-технологических решений и определяет процессы, для которых предназначен объект;
третья – архитектурно-морфоло-гическая– содержит структуро- и фор-мообразующие подсистемы третьего уровня. Это подсистемы:
объёмно-пространственная, опре-деляющая трёхмерную координацию элементов объекта, его структуру;
конструктивно-техническая и эко-номическая, определяющая решения пространственной структуры конструк-тивно-материальными средствами с учетом требований прочности, устойчи-
вости, долговечности и экономичности.
эстетическая, содержащая сред- ства построения выразительной худо-
жественной формы: пропорционирова-
ние, гармонизацию, ритмометрическую
организацию, свет, цвет и фактуру.
Рис.3.6.Комплексный метод проек-тирования объекта как системы
Рис.3.7. Проект института изобрази-
тельных искусств в Москве
Арх. М.Ф.Лин
Рис.3.8. Портик кариатид храма Эрехтейон в Афинском акрополе.
407 г. до н.э., Греция
Комплексный метод проектирования объекта как открытой системы требует использова-ния его откры-тости, актив-ного взаимно-действия с окружающей средой, его физическим окружением –природным ландшафтом, климатом, градостроите-льной ситуа-цией, социа-льным окру-жением или
программами
экономическо-
го развития.
По ходу
проектирова-ния объекта как системы
происходит многократная смена ориен-таций на разные целостности, когда проблема раскрывается то в более ши-роком, то в более узком контексте, с включением главного объекта в систе-му разного масштаба с выделением внутри него ряда самостоятельных, в том числе, структурообразующих под-систем.
Их разработка представляет собой выбор рациональных, непротиворечи-вых решений по схеме: анализ возмо-жных решений, оценка альтернатив, предвидение результатов. Многовари-антность каждой системы создаёт «про-странство манёвра» для внутренней увязки её подсистем. Окончательное решение должно быть приемлемым с позиций всех требований. Все подси-стемы во взаимодействии образуют но-
вое качество – композицию архитектур-
ного объекта [ 5 ].
Композиция как понятие – это средство раскрытия идейно-художест-
венного содержания любого интеллек-туального продукта, будь то литератур-
ного, музыкального, изобразительного, архитектурного, дизайнерского, - путём
такой организации его элементов и сво-
йств формы в целостную систему, ко-торая объединяет их в единое целое и помогает наиболее выразительно выя-вить идею произведения и раскрыть его содержание.
Архитектурная композиция - это закономерное и оптимальное сочетание
объёмов и пространств в единую гармо-
ничную архитектурную форму, отвечаю-щую назначению объекта природным и
социальным условиям ( уровню техни-ки, требованиям экономики и идеоло-гии).