Пространство и время реального объекта
Виды объектов
Окружающий нас противоречивый, постоянно изменяющийся мир матери-ален и объективен, существует вне нас и независимо от нашего сознания. Он дан нам в ощущениях и познании с це-лью его использования и преобразова-ния для наших нужд и потребностей.
Живое созерцание этого мира даёт нам представление о нём как о непре-рывном единстве природных, естест-венных объектов и явлений с объекта-ми искусственными, созданными рука-ми и волей человека, а также с явле-ниями, вызванными функционировани-ем этих объектов.
Абстрактное осмысление этого единства приводит к мысли, что все ис-кусственные объекты как бы выкри-сталлизовались из материала природы под воздействием целенаправленной, созидательной деятельности человека. Другими словами, искусственное есть результат преобразования естествен-ного (рис.3.1.)
Между естественными и искусст-венными объектами существует прин-ципиальное различие. Первые являют-ся непосредственно данными, они есть и созданы природой в процессе длите-льной эволюции. Изучаются естествен-ными науками, фундаментальные дос-тижения которых являются теоретиче-ской основой научно-технического и ку-льтурного прогресса, реализующего се-бя в создании различных искусствен-ных объектов, удовлетворяющих разли-чным материальным и духовным потре-бностям общества.
Отличительной особенностью ис--кусственных объектов является то, что их созданию обязательно предшеству-ет конструирование или проектиро-вание, т.е., сложный мыслительно-дей-ственный процесс, завершающийся ис-полнением проекта создания объекта.
Из всех видов искусственных объектов
наиболее материалоёмкими и, пожа-луй, самыми необходимыми для челов-ека являются объекты строительст-ва – здания и сооружения, а также их предметное окружение и наполнение.
Объекты строительства были в про-шлом, есть в настоящем и будут в бу-дущем. Объекты прошлого и настоя-щем в будущем не существуют. Однако
их небытия принципиально различны. Первое относительно, а второе абсо-лютно. Ведь исчезновение, как прави-ло, не бывает бесследным так как об-наруживаются остатки фундаментов, стен, настенных росписей или описа-ния, рисунки, фотографии с натуры и др. Этого порой бывает достаточно, чтобы, в случае необходимости, рекон-струировать, возродить из небытия весь объект.
Объекты и предметы прошлого, по-строенные и сделанные в далекие вре-мена, порой доходят до нас, не претер-пев основательных разрушений. Как правило, ветшает слагающий их мате-риал. Такие объекты и вещи, в случае необходимости, реставрируются,т.е., обновляются, возвращаются к своему первоначальному виду и качеству.
Объекты прошлого и настоящего материальны, являются элементами окружающей нас среды и поэтому их можно непосредственно и всесторонне изучать, отражать в нашем сознании и, в том числе, изображать с натуры. Объекты будущего недоступны непо-средственному восприятию. Их можно только лишь представить мысленно, увидеть «внутренним взором» и тогда их мысленные образы становятся той «натурой», которую также можно изо-бразить.
Процедура мысленных представ-лений несуществующих, но долженст-вующих быть как архитектурных объек-тов, так и их предметного наполнения, сопровождаемая документированием этих представлений с помощью таких изображений, расчетов и описаний, ко-торые позволяют создать эти объекты в пространстве, составляют сущность процессов архитектурного и дизай-нерского проектирования.
Эти процессы можно считать про-цессами прогнозирования, предвиде-ния или опережающего отражения бу-дущего втом случае, когда результаты реализации проекта оказываются ожи-
даемым.
Рис.3.2. Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. Фасад центральной части,
1806 г. арх. А.Д.Захаров
Рис.3.3. Дом Кауфмана в Бэар-Ран.
aрх. Ф. Л. Райт
1937 г
Пространство и время реального объекта
Всякий материальный искусствен-ный объект возникает, существует и ис-чезает, пребывая на протяжении своей «жизни» в непрерывном движении. Это свидетельствует о его существовании во времени, а тот факт, что в каждый момент его «жизни» он занимает опре-делённое место и имеет свой объем, - о его существовании в пространстве. Пространство и время являются всеоб-щими формами существования матери-альных объектов. Отсюда следует, что пространственность объекта являет-ся его неотъемлемым объективным свойством, подлежащим познанию.
В отличие от прочих свойств мате-риальных объектов пространственно-сть представляется очевидной, так как при их изучении она воспринимается в первую очередь и непосредственно. Однако это первое впечатление ничего не говорит о природе пространствен-ности, кроме её объективности. Попыт-ки познать эту природу восходят к анти-чным временам и продолжаются до на-ших дней. В результате раскрыты сле-дующие общепризнанные свойства вос-принимаемого человеком реального физического пространства:
трёхмерность, т.е., его метричес-кая определённость по трём взаимно перпендикулярным направлениям, вы-ходящим из одной, произвольной точки пространства, называемой точкой от-счёта:
однородность и изотропность,
т.е., одинаковость и независимость его свойств от направлений; непрерывность, т.е., отсутствие дис-кретности;
бесконечность, т.е., ничем не ог-раниченная протяжённость во всех на-правлениях.
Эти свойства характеризуют прост-ранство, в котором справедливы зако-ны ньютоновой механики и которое описывается эвклидовой геометрией.
Среди множества реальных объек-
тов объекты строительства выделя-ются практической неподвижностью и локальностью занимаемых ими частей пространства. Так как последние опи-сываются эвклидовой геометрией, то и архитектурные объекты в первом при-ближении имеют эвклидову природу,.но эта природа не является строгой.
Нестрогость эвклидовости архите-ктурных объектов объясняется их ис-кусственностью и специфичностью наз-начения: вызывать эстетические эмо-ции и служить социально значимой це-ли. Для удовлетворения такому назна-чению, помимо геометрических факто-ров, следует учитывать человеческий, антропометрический фактор, а также природные факторы времени, грави-тации и насыщенности архитектурного пространства светом и энергией Солн-ца и искусственных источников. Все эти факторы придают ему слабо изученную в своей совокупности многомерность. Однако удельный вес трёхмерной эв-клидовости в этой многомерности столь велик, что для простоты дальнейших рассуждений остальными «измерения-ми» можно пренебречь.
Изучение феномена времени суще-ствования реального объекта привело к представлению о нем как о реальной
четвертой координатной оси «простра-нства событий» Эйнштейна-Миньков-
ского, однонаправленной из прошлого через настоящее в будущее. Эта ось прямолинейна и проградуирована се-кундами, которые отмеряются при по-мощи часов.