Оформление цифрового материала
Макроэкономика
Методические указания
Для выполнения курсовой работы
Курган – 2015
Е.Г. Новикова
МАКРОЭКОНОМИКА
Методические указания
Для выполнения курсовой работы
Курган – 2015
Новикова Е.Г. Макроэкономика: методические указания для выполнения курсовой работы. – Курган: изд-во ____________, 2015. – 42 с.
Рецензент:
Методические указания составлены в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и рабочей программой дисциплины «Макроэкономика», предназначены для студентов бакалавров заочной формы обучения по направлению направлению 38.03.01 "Экономика", профиль "Национальная экономика". Методические указания включают задачи, общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы, основные этапы выполнения, тематику и примерные планы курсовых работ.
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры экономической теории (протокол № __ от __ ____________ 201_- г.), рекомендованы к изданию ________________________ (протокол № __ от ____ ___________ 201__ г).
© ФГОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», 201__
ВВЕДЕНИЕ
Целью выполнения курсовой работы является формирование и развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы в области проблем общей экономической теории, проблем микро- и макроэкономического анализа. Данная работа позволяет углубить и систематизировать знания студента, сформировать у него целостное представление в области избранной для исследования экономической проблемы, определить перспективные направления и пути ее решения, сделать соответствующие выводы по итогам исследования.
Содержательно курсовая работа представляет собой всестороннее рассмотрение исследуемой проблемы с использованием всех элементов научной работы: обоснование актуальности темы исследования, определения места и роли рассматриваемой проблемы в системе экономических проблем общества, значимости ее решения; обоснования определенного понимания рассматриваемых теоретических вопросов с использованием анализа, систематизации и обобщения имеющихся научных подходов и концепций; логически последовательного структурирования и изложения материала; обоснования полученных выводов и научно корректного представления результатов проведенного исследования.
Подготовка и написание курсовой работы способствует развитию навыков самостоятельной работы студента с научной, учебно-методической литературой, документами и материалами нормативного и справочного характера как микро- так и макроуровня.
Настоящие методические рекомендации предназначены помочь студенту рационально организовать труд по выполнению курсовой работы, учесть все основные требования. Приступая к курсовой работе, следует внимательно ознакомиться с разделом, посвященным организационным вопросам выполнения курсовой работы и только после этого обращаться к остальным разделам методических рекомендаций. Их четкое выполнение может служить гарантией качества курсовой работы и, следовательно, высокой оценки.
1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ВЫПОЛНЕНИЯ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
1.1 Выбор темы
Обучение студентов предусматривает выполнение курсовых работ по дисциплине в сроки, утвержденные учебным планом.
Студентам предлагается примерная тематика курсовых работ (приложение 1). Выбор темы осуществляется по таблице (приложение 2). Студент определяет номер темы своей курсовой работы по первой букве фамилии и последней цифре зачетной книжки. Окончательный выбор темы рекомендуется делать после консультации с преподавателем. Возможна конкретизация темы, а также формулировка новой темы, при согласовании с преподавателем.
Как показывает опыт, студенты, выполняющие работу самостоятельно, но без консультаций, допускают существенные погрешности в содержании и оформлении работы.
Роль преподавателя проявляется в следующем:
- в помощи в выборе темы, составлении плана работы;
- рекомендации в подборе литературных источников;
- рекомендации в выборе методов исследования;
- составлении заключительного отзыва по курсовой работе, обосновании оценки.
Следует отметить, что преподаватель не является автором или соавтором курсовой работы, его функции являются консультативными. Ответственность за качество выполненной работы несет студент.
1.2 Критерии оценки курсовой работы
Курсовая работа выполняется в соответствии с учебным планом в сроки, утвержденные графиком учебного процесса. Готовая курсовая работа сдается в распечатанном виде преподавателю не позднее указанных сроков. Представленная работа проверяется в течение 10 дней. Оценка выставляется по критериям, приведенным в приложении 3:
оценка «отлично» - 85 – 98 баллов;
оценка «хорошо» - 78 – 84 баллов;
оценка «удовлетворительно» - 53 – 67 балла;
оценка «неудовлетворительно» - 52 балла и ниже.
Неудовлетворительная оценка может быть выставлена в одном из следующих случаев:
- обнаружение фактов плагиата (использование фрагментов текста другого автора без соответствующих ссылок), в т.ч. представление работы или ее части из сети Интернет;
- выполнение работы по неутвержденной теме;
- отсутствие статистической информации за последние годы;
- оценка работы по совокупности критериев на уровне 52 балла и ниже.
Студент, получивший неудовлетворительную оценку, обязан переделать работу в установленные сроки. Смена ранее утвержденной темы на новую без уважительной причины не допускается.
2 СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
2.1 План работы
Выбрав тему, студент приступает к составлению плана, который должен раскрыть содержание работы. Как правило, курсовая работа состоит из 3 глав, в каждой из которых имеется 2-4 параграфа. При необходимости и по согласованию с преподавателем количество глав и параграфов может быть изменено. При формулировке заголовков глав и параграфов следует следить за тем, чтобы обеспечивалось не только раскрытие темы, но и прослеживалась взаимосвязь и логическая преемственность отдельных частей работы.
Студенты должны формулировать план работы, исходя из необходимости наличия аналитической и рекомендательной глав. В этом случае первая глава должна раскрывать теоретический аспект изучаемой проблемы, вторая – анализ конкретной проблемы на основе имеющейся, либо полученной самостоятельно информации, третья – содержать конкретные рекомендации. Примерные планы курсовых работ приведены в приложении 4.
При составлении плана рекомендуется ознакомиться с литературными источниками. На этапе предварительного знакомства с литературой лучше вести работу в следующем порядке:
- учебники и учебные пособия;
- монографии;
- статьи ведущих профильных журналов за последние 2-3 года.
Просмотр этих источников позволит студенту получить представление об основных подходах, направлениях исследования в выбранной теме, конкретизировать содержание будущей работы. Дальнейшее изучение литературы должно строиться с привлечением более ранних статей периодической печати, статистических сборников, нормативно-правовых источников, материалов сети Интернет.
После знакомства с основными теоретическими идеями выбранной темы и отбора необходимой литературы составляется первоначальный план курсовой работы, который согласовывается с руководителем. При составлении плана более тщательно рассматривается содержание каждой главы.
Список просмотренных при подготовке плана литературных источников следует представить преподавателю вместе с планом работы.
2.2 Источники информации, рекомендуемые к использованию
Нормативно-правовые акты
1 Конституция Российской Федерации
2 Гражданский кодекс Российской Федерации
3 Налоговый кодекс Российской Федерации
4 Трудовой кодекс Российской Федерации
5 Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»
6 Федеральный закон «О защите конкуренции»
7 Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»
8 Федеральный закон « О несостоятельности (банкротстве)»
9 Федеральный закон « Об акционерных обществах»
10 Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»
11 Федеральный закон «Об инвестиционных фондах»
12 Федеральный закон «О защите прав потребителей»
13 Федеральный закон «О рекламе»
Нормативно-правовые источникипредставлены в информационно-поисковой системе Консультант-плюс (профессиональная и региональные версии).
Учебная литература
Основная литература
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - МФПУ Синергия, 2013. - 560 c.
2. Аносова, А.В. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина. - М.: Юрайт, 2013. - 521 c.
3. Антипина, О.Н. Макроэкономика: Учебник / О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская. - М.: ДиС, 2012. - 496 c.
4. Базылев, Н.И. Курс макроэкономики в таблицах и схемах: Учебное пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Мн.: Совр. школа, 2010. - 144 c.
5. Басовский, Л.Е. Макроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 202 c.
6. Бродский, Б.Е. Макроэкономика: Продвинутый уровень: Курс лекций / Б.Е. Бродский. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 336 c.
7. Васильев, В.П. Макроэкономика: Учебное пособие / В.П. Васильев, Ю.А. Холоденко. - М.: ДиС, 2012. - 208 c.
8. Воронин, А.П. Макроэкономика. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие / А.П. Воронин. - М.: Экономика, 2010. - 190 c.
9. Воронин, А.Ю. Макроэкономика - I: Учебное пособие / А.Ю. Воронин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 110 c.
10. Гатаулин, А.М. Экономическая теория: микро- и макроэкономика: Учебное пособие / А.М. Гатаулин. - М.: ФиС, 2007. - 432 c.
11. Гусейнов, Р.М. Макроэкономика: Учебное пособие для бакалавров / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2014. - 254 c.
12. Даниленко, Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: Учебное пособие / Л.Н. Даниленко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 576 c.
13. Журавлева, Г.П. Макроэкономика: Учебное пособие / Г.П. Журавлева. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2011. - 127 c.
14. Золотарчук, В.В. Макроэкономика: Учебник / В.В. Золотарчук. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 608 c.
15. Зороастрова, И.В. Микроэкономика. Макроэкономика: сборник кейсов: Учебное пособие для преподавателей / А.В. Аносова, И.В. Зороастрова, А.А. Касаткина; Под ред. А.В. Аносова, С.Ф. Серегина. - М.: Маркет ДС, 2010. - 384 c.
16. Лихтенштейн, В.Е. Информационные технологии в бизнесе. Практикум: применение системы Decision в микро- и макроэкономике: Учебное пособие / В.Е. Лихтенштейн. - М.: ФиС, 2008. - 512 c.
17. Мэнкью, Н.Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью, М. Тейлор; Пер. с англ. А.П. Смольский. - СПб.: Питер, 2013. - 560 c.
18. Никифоров, А.А. Макроэкономика: Научные школы, концепции, экономическая политика: Учебник / А.А. Никифоров. - М.: ДиС, 2010. - 624 c.
19. Овчинников, Г.П. Макроэкономика: Учебник / Г.П. Овчинников, Е.Б. Яковлева. - СПб.: Бизнес-Пресса, 2012. - 368 c.
20. Розанова, Н.М. Макроэкономика: Учебник для магистров / Н.М. Розанова. - М.: Юрайт, 2013. - 813 c.
21. Скрябин, О.О. Макроэкономика: Учебное пособие / О.О. Скрябин, А.Ю. Анисимов, Ю.Ю. Костюхин. - М.: МИСиС, 2013. - 88 c.
22. Сорокин, А.В. Теория общественного богатства. Основания микро- и макроэкономики: учебник / А.В. Сорокин. - М.: Экономика, 2009. - 597 c.
23. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: Юрайт, 2012. - 686 c.
24. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: Юрайт, 2013. - 686 c.
Дополнительная литература
1. Борисовская Т.А., Ильчиков М.З., Камаев В.Д. Экономическая теория. Учебник. 5-е изд., стер. Гриф МО РФ. М.:КноРус, 2011.
2. Вечканов Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. 3-е изд. СПб:Питер, 2011.
3. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Курс лекций и практические занятия. Учебное пособие. 3-е изд. Гриф УМО вузов России СПб: Питер, 2010.
4. Попов А.И., Артамонов В.С., Иванов С.А. Экономическая теория. Учебник для вузов. Гриф МО РФ. СПб: Питер, 2010
5. Чернецова Н.С., Скворцова В.А., Медушевская И.Е. Экономическая теория. М.:КноРус, 2010.
6. Экономическая теория. Кейсы из российской практики. Бакалавриат: Учебное пособие / Под ред. Н.Н. Думной, М.А. Эскиндарова.-М.: КНОРУС, 2009.-256 с.
7. Хейне П. Экономический образ мышления. - М.:Новости,1991.
Периодическая литература
Журналы
1 Вопросы экономики
2 Общество и экономика
3 Российский экономический журнал
4 Эко
5 Регион: экономика и социология
6 Экономика и жизнь
7 Социологические исследования
8 Человек и труд
9 Труд за рубежом
Статистические сборники
1 Российский статистический ежегодник
2 Россия в цифрах
3 Регионы России
4 Труд в России
5 Социальное положение и уровень жизни населения России
6 Обследование населения по проблемам занятости
7 Российский демографический ежегодник
Интернет-ресурсы
1 http://www.mintrud.ru – сайт Министерства труда и социального развития
2 http://www.gks.ru – сайт Госкомстата РФ (часть информации находится в свободном доступе)
3 http://www.ilo.ru – сайт бюро Международной организации труда в г. Москве
4 http://callisto.nsu.ru:8180/ips/ – университетская информационная система “Россия” (статьи, статистика, аналитические обзоры, часть информации предоставляется незарегистрированным пользователям, остальная – после регистрации)
5 http://www.socpol.ru – сайт Независимого института социальной политики (базы данных, статьи, аннотации)
6 http://www.vopreco.ru – журнал “Вопросы экономики” (оглавление и аннотации)
7 http://www.ecsocman.edu.ru – сайт, посвященный проблемам социально-экономических наук (экономике, социологии, менеджменту)
8 http://www.ecsoc.msses.ru – электронный журнал по экономической социологии
9 http://www.epnet.com – полнотекстовые версии ведущих мировых журналов по различным наукам
2.3 Методические указания к работе над введением
Введение пишется по строго определенной схеме и обязательно должно содержать информацию:
- актуальность темы;
- степень ее разработанности;
- цель и задачи работы;
- логика и структура работы, включая краткое содержание глав.
Актуальность и степень разработанности темы показывает, насколько важным в сегодняшних условиях является изучение данной темы. Актуальность темы может быть обусловлена, например, высокой социально-экономической значимостью проблемы, наличием негативных процессов, явлений и необходимостью их устранения, требованиями повышения конкурентоспособности экономики (предприятий) и др.
Следующий шаг – это формулировка цели и задач исследования. Цель представляет собой конечный результат исследования, то, ради чего оно выполнялось. Цель работы конкретизуется в поставленных задачах, которые являются «ступеньками», ведущими к ее достижению. Цели и задачи должны быть конкретными и четкими. Для этого рекомендуется использовать такие глагольные формы и речевые обороты, как «изучить…», «провести анализ…», «выявить связь», «рассчитать…», «оценить уровень…» и др.
Например, цель работы на тему «Место и роль государственной собственности в структуре отношений собственности: проблемы и перспективы развития в России» будет – определить значение государственной собственности в структуре отношений собственности в России.
Задачи:
1 рассмотреть место государственной собственности в общей структуре отношений собственности современной России;
2 выявить особенности государственной собственности на современном этапе развития экономики России;
3 провести анализ перспектив развития государственной собственности в современной России.
Введение должно быть кратким (1-2 страницы в зависимости от объема всей работы) и четким. Его не следует перегружать общими фразами. Главное, чтобы любой читатель понял, чему посвящена работа, какие задачи автор сам для себя наметил. При оценке работы учитывается, насколько автор сумел достичь цели, которая заявлена им во введении.
2.4 Основная часть работы
Основная часть - наиболее сложная, важная и трудоемкая часть курсовой работы. Она содержит материал, отражающий результат исследований студента по избранной теме.
В основной части работы выделяются три главы.Каждая глава имеет название и состоит из двух-четырех параграфов. Слишком малое и слишком большое количество глав и параграфов в работе свидетельствует о том, что студент недостаточно глубоко разобрался в теме и не смог хорошо структурировать собранный материал. Материал, представленный в каждой из глав, должен быть примерно равноценным по объему.
Содержание глав и параграфов должно иметь внутреннюю логическую связь, а его раскрытие следует вести последовательно и аргументированно, с использованием научной лексики, в соответствии с нормами русского литературного языка.
Наряду с общими требованиями, существуют и специфические, которые предъявляются к отдельным главам основной части работы.
Первая глава должна быть посвящена изучению теории вопроса. Здесь раскрываются основные характеристики предмета исследования, дается трактовка основных понятий и категорий, обзор литературы, анализ различных точек зрения и обобщение подходов. В конце каждого параграфа и (или) главы необходимо делать выводы. Связь выводов с общей логикой работы и поставленными задачами позволяют придать работе необходимую цельность.
В первой главе находят отражение раскрытие сущности и экономической природы исследуемого явления (процесса), взаимосвязь с другими явлениями и процессами, структура и механизм функционирования (реализации), выполняемые функции, формы реализации.
Отметим, что некоторые темы (особенно это характерно для макроэкономики) предполагают знание различных теоретических трактовок тех или иных вопросов разными научными школами. С другой стороны, одни и те же явления экономической жизни по-разному оцениваются представителями различных социальных и профессиональных групп. Рассматривая в работе разнообразие подходов различных научных школ (либо представителей социальных и профессиональных групп) к анализируемой проблематике, целесообразно придерживаться взвешенной объективной позиции: отобразить достоинства и недостатки этих подходов (либо выявить и сформулировать экономические интересы соответствующих групп, определяющие их экономическое поведение).
Выполненная на высоком уровне первая глава должна обладать следующими характеристиками:
- глубоким анализом понятий и категорий, необходимых для раскрытия темы работы;
- анализом подходов различных авторов к рассматриваемым вопросам;
- группировкой и обобщением рассмотренных подходов;
- соответствием структуры и содержания главы теме и цели работы;
- наличие выводов по отдельным параграфам и/или главе в целом.
По объему первая глава, как правило, не должна превышать 30% всей работы (10-12 страниц машинописного текста).
Вторая глава курсовой работы является аналитической. Студенты при ее написании обязаны использовать эмпирический материал, однако допускается написание второй главы на основе литературных источников. Но при этом студент должен самостоятельно провести сравнительный анализ документов, теорий, методик, опыта работы различных организаций (городов, регионов, стран) и др. Возможно также проведение сравнительного анализа конкретных ситуаций на основе имеющейся статистической и социологической информации.
Во второй главе дается оценка состояния проблемы на практике, что предполагает анализ статистических данных, приведение фактологического материала; определяются положительные и отрицательные моменты, тенденции развития изучаемого явления (процесса) экономики.
Сущность второй главы заключается в анализе или непосредственном исследовании выбранной темы на национальном или же региональном уровне. Допускается сопоставление опыта зарубежных стран или регионов, или же сопоставление различных концепций.
Экономическая теория не является умозрительной дисциплиной. В курсовую работу необходимо включать, наряду с фактическими и цифровыми данными, описание реальной (или гипотетической) ситуации в экономике (из специально подобранной статьи в научном журнале, экономической периодики или обзора подобных материалов), отражающее ее проблематику и осмысление описываемой ситуации с помощью известных вам теоретических концепций.
Выполненная на высоком уровне вторая глава должна обладать следующими характеристиками:
- глубокой характеристикой территории, города, государства и др., выявлением особенностей, значимых с точки зрения предмета исследования;
- наличием грамотно составленной методической части исследования, в том числе программы социологического исследования, характеристики используемой статистической и иной информации с указанием ее источников и степени достоверности, описания используемых моделей и пр.;
- анализом полученных результатов, предполагающим выявление взаимосвязей и взаимозависимостей и пр.;
- наличием выводов по отдельным параграфам и (или) главе в целом.
Объем второй главы должен составлять 10-12 страниц машинописного текста.
В третьей главе на основе выполненного анализа студент предлагает практические рекомендации и конкретные решения, направленные на совершенствование изучаемых процессов и явлений. Рекомендации должны быть конкретными и вытекать из результатов предыдущего анализа. В данной главе выявляются и обосновываются перспективные направления и пути развития; выявляются подходы к решению существующих проблем и формулируются предложения по совершенствованию объекта исследования в рамках заявленной проблемы.
Важным результатом работы является выработка целостного представления о рассматриваемой проблеме. Этого можно достичь, проведя сравнительный анализ достоинств и недостатков различных моделей экономического явления либо решив какую-либо учебную проблему теоретического или прикладного характера, либо приведя обобщающую характеристику рассматриваемой модели как теоретической основы исследования тех или иных экономических процессов. Это часть курсовой работы, которая включает направления решения изучаемой проблемы.
При отсутствии рекомендаций или при их расплывчатости, неконкретности работа не может быть оценена выше, чем на «удовлетворительно».
Выполненная на высоком уровне третья глава должна обладать следующими характеристиками:
- наличием рекомендаций и прогнозов развития;
- связью предлагаемых рекомендаций с результатами предшествующего анализа;
- оценкой перспектив развития.
Этот раздел занимает 10-12 страниц машинописного текста.
2.5 Заключение
Заключение является логическим завершением курсовой работы. Оно призвано показать, выполнены ли поставленные во введении задачи, достигнута ли цель работы. В сжатой форме должны быть представлены наиболее важные результаты проделанной работы, сформулированы основные выводы и рекомендации. Следует особо подчеркнуть, что заключение пишется по всей работе, а не только по последней главе. Желательно, чтобы в нем содержалась информация о проблемах, которые остались нерешенными и требуют дальнейших исследований. Наличие таких сведений не свидетельствует о слабости работы. Напротив, оно показывает осознание студентом глубины изучаемой проблемы и сложности ее решения.
Заключение обычно занимает 1-3 страницы машинописного текста.
3 ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
3.1 Общие положения
Курсовая работа оформляется на компьютере с применением печатающих устройств на одной стороне белой бумаги формата А4 (210х297) с соблюдением следующих размеров полей: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее - по - 20 мм.
Основные размерные показатели для текстовых документов:
- шрифт Times New Roman Cyr;
- размер шрифта – 14;
- красная строка составляет 1,25;
- выравнивание по ширине страницы;
- межстрочный интервал – 1,5;
- автоматический перенос слов.
Общий объем курсовой работы - 35-40 страниц (без приложений). Значительное превышение объема (более 50 страниц) рассматривается как недостаток работы и расценивается как неспособность студента кратко и четко излагать свои мысли, отбирать существенный материал. Также является недостатком слишком малый объем работы (менее 25 с.), свидетельствующий о недостаточной глубине раскрытия темы. Объем введения ограничивается двумя страницами, заключения - тремя. Не допускается включение в работу параграфов объемом менее двух страниц, и отсутствие глав, имеющих деления на параграфы.
Страницы нумеруются арабскими цифрами, начинаяс третьей (введение) и заканчивая последним листом приложений. Первая страница на титульном листе и вторая на оглавлении не печатается. На последующих страницах номер ставится внизу листа посредине. Иллюстрации, таблицы и компьютерные распечатки, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц работы.
Курсовая работа должна включать: титульный лист; оглавление; введение; основную часть; заключение; список литературы; приложения (не являются обязательными).
Титульный лист является первой страницей работы. Он оформляется строго в соответствии с образцом, представленным в приложении 5.
После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все главы с разбивкой их на параграфы с указанием страниц, с которых они начинаются. Оглавление должно строго соответствовать заголовкам в тексте (приложение 6).
Введение, заключение, список литературы, каждая глава начинается с новой страницы, а параграфы следует располагать друг за другом с промежутком в два интервала. Необходимо выделятьпрописным шрифтом заголовки глав, не подчеркивая их. Наименование подглав записывают строчными буквами с первой прописной. Названия глав и параграфов печатаются в середине строки без кавычек и точки в конце. Если заголовки содержат несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. Главы должны иметь порядковую нумерацию, в частности, 1,2,3, а параграфы - порядковую нумерацию в пределах каждой главы (1.1, 1.2, 1.3 ..., 2.1, 2.2 и т.д.). Перед названием главы ставится её порядковый номер без точки, перед названием параграфа ставится также только его порядковый номер (слово “параграф” не пишется, знак «§» не ставится).
Текст курсовой работы следует писать с выделением абзацев. Между абзацами не должно быть промежутков.
Излагать материал необходимо четко, ясно, используя научную терминологию. Недопустимо применять обороты разговорной речи или публицистический стиль (за исключением цитат из газетных, журнальных статей). Следует избегать повторений и общеизвестных положений, содержащихся в учебниках и учебных пособиях и не играющих существенной роли в решении поставленных задач. Малоизвестные или разноречивые понятия необходимо пояснять, делая ссылку на авторов, высказывающих разные мнения.
При высказывании студентом собственного мнения необходимо избегать местоимения «я». Изложение материала ведется с использованием безличных оборотов, либо от третьего лица единственного числа или первого лица множественного лица. Например:«Можно предположить, что…», «Представляется важным…», «Автор считает, что …», «По мнению автора …», «На наш взгляд…».
Сокращение слов в тексте и в подписях под иллюстрациями не допускается. Прежде чем использовать общепринятое сокращение, необходимо ввести его понятие. Например, национальный доход (НД) – это …, а затем далее по тексту использовать только буквенное обозначение – НД. Не рекомендуется вводить собственные сокращения обозначений и терминов. Наименования, приводимые в тексте и в иллюстрациях, должны быть одинаковыми.
Допускается исправление опечаток, описок, графических неточностей подчисткой или закрашиванием белой «штрих» - краской и нанесением на том же месте исправленного изображения (не более 2-3 исправленных знаков на странице).
3.2 Оформление цитат и ссылок на источники
При цитировании или использовании выводов, положений, статистических данных, таблиц, рисунков, заимствованных у других авторов, необходимы ссылки на источники. Недопустимо включать в курсовую работу фрагменты текстов других авторов, а также цифровой материал без ссылок на источник. Это расценивается как плагиат и относится к серьезным нарушениям. Такая работа не допускается к защите, либо, если плагиат выявлен в ходе защиты, оценивается на «неудовлетворительно».
Цитаты выделяются кавычками и снабжаются ссылками на источники. При цитировании допустимо использовать современные орфографию и пунктуацию, опускать слова, обозначая пропуск многоточием, если мысль автора не искажается. Ссылка на литературный источник оформляется по тексту в квадратных скобках. Она дается по номеру в списке литературы с указанием страницы, откуда взята выдержка из текста. Порядковый номер источника отделяется от страницы занятой, например, [23, с. 15]. В случае если в сноске необходимо указать несколько источников, они отделяются друг от друга точкой с запятой [23, с. 15; 41, с. 10].
Недословное приведение выдержки из какой-либо публикации не выделяется кавычками, но также отмечается сноской в конце фразы с указанием страницы, на которой находится текст с данной выдержкой.
Нельзя пользоваться порядковыми номерами списка литературы курсовой работы как словами для построения фраз, например, «в 25 дается определение ...». Правильным построением предложения будет: «В учебнике [25] дается определение ...».
Хотя цитирование - вполне допустимый прием аргументации, приводить в курсовой работе слишком много дословных цитат не следует. Наряду с прямым цитированием, можно, в случае необходимости, излагать чужие мысли своими словами, но и в этом случае надо делать ссылку на первоисточник. Поскольку первая глава предполагает анализ подходов разных авторов к изучаемым категориям и проблемам, количество ссылок в этой главе должно быть не менее одной - двух на страницу.
Следует также иметь в виду, что при рассмотрении в работе базовых понятий, определений рекомендуется делать ссылки на словари, учебники и учебные пособия, монографии. Наличие ссылок на периодическую печать, в т.ч. на соответствующие интернет-ресурсы, в таких случаях неуместно.
При выполнении работы студент может использовать материалы, представленные в диссертациях, документах предприятий, сети Интернет. Такие источники должны быть включены в список литературы и на них аналогичным образом сделаны ссылки.
3.3 Оформление иллюстраций и таблиц
В курсовую работу должны быть обязательно включены таблицы и иллюстрации.
Иллюстрации (рисунки, графики, схемы, диаграммы) и таблицы следует располагать непосредственно после текстов, в которых они упоминаются впервые, или на следующей странице. Большие или не столь значимые для раскрытия основных идей иллюстрации и рисунки можно поместить в приложения. На все иллюстрации и таблицы в тексте должны быть даны ссылки и делаются они следующим образом: «...как видно на рисунке 4 ...» или «...(рисунок 4)», «данные таблицы 2 свидетельствуют о…» и т.п.
По тексту следует обязательно давать краткую характеристику представленного в таблице или иллюстрации материала. Слова «таблица» и «рисунок» при номере по тексту не сокращаются, например, «Продолжение таблицы 3». Знак номера (№) перед порядковыми номерами таблиц, рисунков, схем не ставится: таблица 7, рисунок 3.
Иллюстрация должна иметь название, которое помещают под ней. При необходимости под иллюстрацией помещают также поясняющие данные (подрисуночный текст). Иллюстрация обозначается общим словом «Рисунок», которое следует после поясняющих данных, перед названием. Затем ставится арабскими цифрами порядковый номер иллюстрации. Нумерация должна быть сквозной в пределах всего текста курсовой работы.
Если иллюстрация заимствована из публикации, необходимо сделать ссылку на источник с указанием страницы. Если иллюстрация составлена студентом самостоятельно, то это должно быть отмечено в основном тексте (например, словами: «на разработанной нами схеме (рисунок 1) видно …»).
Для того, чтобы приведенная на иллюстрации информация легко воспринималась, не следует вставлять в текст слишком мелкие рисунки. Все надписи, сделанные на рисунке, должны легко читаться, и иметь размер шрифта не менее 8. Пример оформления иллюстрации приведен в приложении 7.
Слово "Таблица" и ее порядковый номер пишутся вверху над таблицей в центре (без знака № и точки после цифры). Нумерация таблиц должна быть сквозной для всей курсовой работы и выполняется с использованием арабских цифр. Затем через тире дается название таблицы и единица измерения, если она общая для всех граф и строк таблицы. В конце заголовка точка не ставится. Заголовок таблицы, кратко и ясно отражающий её содержание, выполняется строчными буквами (кроме первой прописной).
Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, а подзаголовки - со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, начинаются с прописной буквы. В конце подзаголовков таблиц знаки препинания (точку, двоеточие) не ставят. Диагональное деление заголовков граф таблицы не допускается. Высота строк таблицы должна быть не менее 6 мм.
Разрывать таблицу и переносить часть ее на другую страницу можно только в том случае, если она не умещается целиком на одной странице. При этом начинают ее с новой страницы, а окончание переносят на другой лист. Заголовок помещают только над первой частью, над последующими частями пишут: «Продолжение таблицы 3». Если части таблиц помещают рядом или на другом листе, в каждой части повторяют головку. Пример оформления таблицы приведен в приложении 8.
3.4 Оформление формул
Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Они должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы. Если последующая формула является разновидностью предыдущей, допускается нумерация арабской цифрой и строчной буквой русского алфавита (3а).
Пояснения символов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой в той последовательности, как они приводятся в формуле. Перед словом «где», начинающим расшифровку приведенных в формуле буквенных обозначений, которое пишется всегда на следующей строке после формулы, ставится запятая. После слова «где» двоеточие не ставится, сразу пишется обозначение первой величины, затем тире и расшифровка обозначения. В конце каждой расшифровки ставится точка с запятой, а в конце последней - точка.
Формулы следует располагать на середине строки, а связывающие их слова «где», «следовательно», «откуда», «находимо», «определяем» - в начале строк.
Пример:
,(3)
гдеT – возраст окончания трудовой деятельности;
t0, t1 – возраст начала трудовой деятельности без получения и после получения человеческого капитала соответственно;
r – ставка дисконтирования;
ΔBt - разница в заработках в году t лиц, осуществивших и не осуществивших вложения в человеческий капитал;
Ht - прямые издержки на образование в году t;
Bt0- упущенные заработки в году t.
На все формулы в тексте должны быть ссылки, при этом следует писать: «формула (3) позволяет …».
Оформление цифрового материала
При приведении цифрового материала должны использоваться только арабские цифры, за исключением общепринятой нумерации кварталов, полугодий, которые обозначаются римскими цифрами. Количественные числительные в тексте даются без падежных окончаний. Например, неверно писать «…в ХХ-м веке …» (правильно будет «…в ХХ веке…»)
Интервалы величин в виде «от и до» записываются через тире. Например, 8-12 % или стр. 5-7 и т.д.
При величинах, имеющих два предела, единица измерения пишется только один раз при второй цифре. Такие знаки, как №, %, пишутся только при цифровых или буквенных величинах, в тексте их следует писать только словами; "номер", "процент". Математические знаки "+", "-", "=", ">", "<" и другие используются только в формулах. В тексте их следует писать словами: «плюс», «минус», «равно», «меньше», «больше».
3.6 Оформление списка литературы
В списке литературы источники располагаются в алфавитном порядке (по первой букве первого слова). В авторских источниках первым словом считается фамилия автора. Все источники в перечне нумеруются. Для каждого источника указываются: фамилия и инициалы автора (авторов); полное название книги, статьи; название журнала или сборника статей (для статей); место издания (названия городов Москва и Санкт-Петербург - сокращенно, соответственно М. и СПб., остальные – полностью); название издательства (если имеется в выходных данных), для книг – год издания, для статей – год и номер журнала, общее количество страниц в книге (например, 206 с.) или конкретные страницы в журнале (например, С. 15-17).
Обязательным является соблюдение единой системы условных разделительных знаков (точек, тире, двоеточий, косой черты и т.п.) Образец оформления библиографического описания различных источников приведен в приложении 9.
Возможен и другой подход к оформлению списка литературы, который заключается в группировке разных видов изданий. Сначала размещаются официальные государственные и нормативные документы, затем справочная литература, потом книги, монографии, статьи на русском языке, после них книги, монографии, статьи на иностранных языках, в конце источники сети Интернет и после них - неопубликованные диссертации, документы предприятий и организаций. В каждой из этих групп источники сортируются в алфавитном порядке. Нумерация идет сквозная по всем группам.
Описание интернет-источников также начинают с указания автора и наименования работы. Однако дальнейшее оформление имеет некоторые особенности, на которых следует остановиться подробнее.
После того, как приведены автор и название работы, через две косые черты необходимо указывать ресурс в интернете (URL). Допускается использовать в списке литературы только те источники, ссылка на которые начинается с протоколов http:// и ftp://. Нельзя использовать протоколы wap: или mailto://. После указания протокола требуется привести адрес сайта в сети по форме www. имя сайта. домен (например, www.socpol.ru, www.zarplata.com и др.) и далее, через косую черту – адрес источника на сайте (например, http://www.zarplata.com/za010103.htm).
Нежелательно использовать ссылки к ресурсам (сайтам), которые:
а) не имеют публичного доступа, т.е. защищены паролем или являются внутрикорпоративными (недоступными из общей сети);
б) не являются добросовестными правообладателями, т.е. сайты рефератов, курсовых работ, сайты частных лиц, публикующих материалы без согласия авторов.
Рекомендуется использовать ресурсы, зарегистрированные как средства массовой информации (электронные библиотеки, электронные версии журналов, сайты всех издательств), сайты органов статистики, официальных органов и организаций, личные авторские сайты, в том числе публикующие материалы иных авторов с их согласия.
В некоторых случаях следует обязательно указывать дату публикации. Это правило относится к ситуациям, когда используются:
а) электронные версии журналов;
б) электронные версии изданий с сайтов издательств.
В остальных случаях указание на дату публикации не является обязательным, но если дата известна, ее рекомендуется приводить в библиографическом описании источника.
Примеры оформления ссылок на интернет-источники показаны в приложении 10.
Список литературы должен содержать не менее 10 источников. Недопустимо наличие в списке более 50% учебников и учебных пособий так же как и более 50% нормативных и (или) статистических источников. На все приведенные в списке литературы источники должны быть сделаны ссылки в основной части работы.
3.7 Оформление приложений
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком строчными буквами должно быть напечатано слово «Приложение».
Если приложений в работе более одного, их следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией без знака №. Имеющиеся в тексте приложения иллюстрации, таблицы, формулы и уравнения следует нумеровать в пределах каждого приложения (пример – оформление приложений настоящих методических рекомендаций). Объем приложений не ограничивается и не входит в общий объем курсовой работы.
В основном тексте курсовой работы в необходимых местах должны содержаться ссылки на то или иное приложение: «приложение 2». Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте работы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………….................3
1 Организационные вопросы выполнения курсовой работы……………....4
1.1 Выбор темы……………………………………………………...….4
1.2 Критерии оценки курсовой работы……………………………….5
2 Содержание курсовой работы………………………………………...……6
2.1 План работы………………………………………………………...6
2.2 Источники информации, рекомендуемые к использованию…....7
2.3 Методические указания к работе над введением……………….11
2.4 Основная часть работы……………………………………...……12
2.5 Заключение…………………………………………….………….16
3 Оформление курсовой работы……………………………………………17
3.1 Общие положения……………………………………………..….17
3.2 Оформление цитат ссылок на источники……………………….19
3.3 Оформление иллюстраций и таблиц…………………………….21
3.4 Оформление формул………………………………………….…..22
3.5 Оформление цифрового материала…………………………..….24
3.6 Оформление списка литературы……………………………...….24
3.7 Оформление приложений………………………………...………26
Содержание……………………………………………………………….….28
Приложения…………………………………………………………….……29
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1