Распределение учебного времени

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(syllabus)

Наименование дисциплины "Менеджмент"

Специальность «5В050800-Учет и аудит» «5В050900-Финансы» «5В050600 –Экономика»  
Код дисциплины  
Форма обучения Дневная
Всего 3 кредита
Курс
Семестр
Лекции 30 часов
Практические, семинарские занятия 15 часов
Количество РК
СРСП 15 часов
СРС 85 часов
Экзамен 3 семестр
Трудоемкость 135 часов

А С Т А Н А – 2012

Учебная программа дисциплины составлена на основании ГОСО и Типовой программы по дисциплине «Менеджмент»

к.э.н., ст.преп. Мусина К.П.

( ученая степень, ученое звание Ф.И.О.)

Обсуждена на заседании кафедры Экономики и менеджмента_____

(наименование кафедры)

Протокол № ___________ от «______» __________________________ 2012 г.

Зав. кафедрой _________________ 2012 г.

(подпись)

Утверждена методическим Советом Высшей школы экономики, бизнеса и социальных наук

Протокол № ___________ от «______» ______________________ 2012 г.

Председатель ____________ «_____» ____________________ 2012 г.

Программа дисциплины «Менеджмент» составлена в соответствии с требованиями (____________ компонент ) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «_____________» ГОСО высшего профессионального образования, утвержденного МО и Н РК «____» __________ 200_ г на основании типовой программы дисциплины «__________________» , утвержденной МО и Н РК «____» __________ 201_ г или на основании типовой программы дисциплины «__________________» рекомендованной УМО вузов по __________________ образованию «____» __________ 201_ г.

Программа обсуждена на заседании кафедры “Экономика и менеджмент» _______________________«____» __________ 2012 __ г (протокол № ___)

Зав. кафедрой (уч. степень, звание) __________________________________

Ф.И.О

Рабочая программа

по дисциплине МЕНЕДЖМЕНТ________________________________________

(наименование дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)

государственного компонента цикла ______

(государственного, вузовского)

БД______________________________

(СГД, ЕНД, ОПД, СД, СДС, ФТД)

по специальностям «5В050800-Учет и аудит»,«5В050900-Финансы»,

«5В050600 –Экономика»

(код и наименование)

Всего часов 135

в том числе:

лекции 30

практические, семинарские 15

СРСП 15

СРС 85

Форма контроля:

Экзамен 3 семестр

А С Т А Н А – 2012

Рабочая программа дисциплины МЕНЕДЖМЕНТ ________________________________________

составлена на основании типовой программы дисциплины, рекомендованной УМО вузов по высшему образованию «____» __________ 2007 г.

Программа обсуждена на заседании кафедры “Экономика и менеджмент» _______________________«____» __________ 2012 __ г (протокол № ___)

Зав. кафедрой (уч. степень, звание)_________________к.э.н.Омашева А.Б.

Ф.И.О

Дополнения и изменения к программе

на 2012_ / 2013_ учебный год

В программу вносятся следующие изменения:

Программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

«___»____________2012 г

Зав. кафедрой (уч. степень, звание) ________________

Ф.И.О

Внесенные изменения утверждаю ______________

Ф.И.О

1.1 Цель курса:усвоение студентами общей теории менеджмента, формирование современного управленческого мышления, практической организации и реализации управленческой деятельности, специфики менеджмента в отраслях..

1.2 Задачи курса :

- усвоить основные термины и понятия, относящиеся к организациям, менеджменту, деятельности менеджеров. Понимать ключевые концепции менеджмента;

- эволюция управленческой мысли, управление как система. Основные подходы, помогающие руководителю повысить эффективность достижения целей организации;

- основные характеристики наиболее существенных внутренних переменных организации. Понимание действия внешних переменных, знание характеристик внешней среды;

- первичные функции управления как процесса;

- приемы, методы рациональной организации управленческого труда, управления своим временем.

- принципы и практические методы управления персоналом и самоменеджмента;

- приобрести навыки самостоятельного принятия решений в различных ситуациях, разрешения и управления конфликтами в сфере транспортных услуг.

1.3 Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины.«Экономическая теория», «Экономика предприятия», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Маркетинг»,»Государственное регулирование экономики».

Распределение учебного времени

Наименование темы   Лекции Семинары   СРСП   СРС  
ТЕМА 1 Предмет и метод менеджмента ТЕМА 2 Сущность и принципы менеджмента ТЕМА 3 Основы системного подхода в управлении ТЕМА 4 Эволюция менеджмента ТЕМА 5 Концепции современного менеджмента ТЕМА 6 Методологические основы менеджмента в Казахстане ТЕМА 7 Понятие и виды организаций ТЕМА 8 Цели организации и их классификация ТЕМА 9 Внутренняя и внешняя среда организации ТЕМА 10 Организационная структура управления и норма управляемости   ТЕМА 11 Организационно-правовые формы управления ТЕМА 12 Организация взаимодействия и полномочия ТЕМА 13 Информационное обеспечение менеджмента   ТЕМА 14 Коммуникации в менеджменте ТЕМА 15 Управленческие решения в менеджменте ТЕМА 16 Экономические методы управления ТЕМА 17 Социально-психологические методы управления   ТЕМА 18 Организационно-распорядительные методы управления ТЕМА 19 Современные методы управления в рыночной экономике ТЕМА 20 Планирование в менеджменте ТЕМА 21 Организация как функция менеджмента ТЕМА 22 Мотивация в менеджменте ТЕМА 23 Контроль в системе менеджмента ТЕМА 24 Управление деятельностью человека и управление группой ТЕМА 25 Руководство: власть, влияние и партнерство   ТЕМА 26 .Лидерство :стиль руководства и имидж менеджера. ТЕМА 27 Управление конфликтами, стрессами и изменениями ТЕМА 28 Кадровая политика фирмы ТЕМА 29 Культура управленческой деятельности ТЕМА 30 Корпоративная культура управления   ТЕМА 31 Деловой этикет менеджера   ТЕМА 32 Эффективность менеджмента ТЕМА 33 Современные технологии управления ТЕМА 34 Комплексный подход к управлению производительностью                                                                               0,5     0,5     0,5     0.5       0.5     0.5     0.5       0.5     0,5     0,5     0,5     0,5   0,5   0,5     0,5     0,5     0,5     0,5     0,5     0,5   0,5     0,5     0,5     0,5     0,5   0,5   0,5   0,5     0,5   0,5     0,5     0,25     0,25     0,25     0,25     0,5   0,25     0,25     0,25     0,5   0,25     0,5 0,5     0,5   0,5     0,5   0,5     0,5     0,5     0,5         0,5     0,5               0.5     0,5     0,5   0,5                   0,5     0,5     0,5       0,5   0,5   0,5     0,5     0.5     0,5                                                                                                            
Всего часов    

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекционные занятия

№ тем Наименование темы Цели и задачи, основное содержание лекционных занятий Проблемные вопросы Объем в часах
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ТЕМА 1 Предмет и метод менеджмента   1 Понятие управления и объекты управления в рыночной экономике. 2 Предмет науки управления производством. 3Совокупность методов управления. ТЕМА 2Сущность и принципы менеджмента 1.Понятие менеджмента и его задачи. 2.Виды менеджмента. 3.Принципы управления по А. Файолю. Современные принципы менеджмента и особенности их применения в Казахстане.. 4Управление как наука и искусство. ТЕМА 3 Основы системного подхода в управлении 1.Понятие о системах и их свойствах. 2.Понятие производства как системы управления. Системный подход в управлении производством. 3.Взаимодействие объекта и субъекта управления в системе управления производством.   ТЕМА 4 Эволюция менеджмента 1.Становление и развитие школы научного управления, его основоположники. 2.Основные положения классической или административной школы управления. 3.Школа человеческих отношений, ее сущность и представители. 4.Основная цель поведенческой школы. Представители данной школы. 5.Характеристика школы науки управления. ТЕМА 5 Концепции современного менеджмента 1 Основные предпосылки создания и функционирования рыночной экономики. 2.Особенности современной рыночной экономики. 3 Социальная ориентация регуляторов экономики. ТЕМА 6 Методологические основы менеджмента в Казахстане 1.Теория руководства и искусство управления. 2 Политические и экономические предпосылки развития менеджмента в Казахстане. 3 Стратегия становления и развития Республики Казахстан. РАЗДЕЛ 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТЕМА 7 Понятие и виды организации 1 Понятие организации. Основные черты и виды организации. 2 Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Объект и субъект управления. 3 Предпринимательство в системе менеджмента.   ТЕМА 8 Цели организации и их классификация 1.Содержание и значение миссии организации. Формулировка миссии организации. 2.Политика. Стратегия. Процедура. Правила. Бюджеты. 3 Целевой подход в менеджменте.   ТЕМА 9 Внутренняя и внешняя среда организации 1.Понятие внутренней среды организации. Внутренние переменные: цели, структура, задачи, технология и люди. 2.Понятие внешней среды. 3.Среда прямого воздействия: поставщики, материалы, капитал, трудовые ресурсы, потребители, конкуренты. 4.Среда косвенного воздействия: состояния экономики, социально-культурные факторы, отношение с местным населением. ТЕМА 10 Организационная структура управления и норма управляемости 1.Понятие организационной структуры управления. Типы организационных структур управления: линейная , функциональная, линейно-функциональная (штабная), матричная. Их достоинства и недостатки. 2.Проектирование организационных структур управления. 3.Основные требования, предъявляемые корганизационной структуре.   ТЕМА 11 Организационно-правовые формы управления 1 Классификация предприятий по различным организационно-правовым признакам. 2.Характеристика и виды хозяйственных товариществ: полное товарищество, товарищество с дополнительной ответственностью, коммандитное товарищество, товарищество с ограниченной ответственностью. 3.Акционерные общества, их характеристика.   ТЕМА 12 Организация взаимодействия и полномочия 1.Делегирование, полномочия и ответственность. 2.Делегирование полномочий и распределение ответственности в системе менеджмента. РАЗДЕЛ 3ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ ТЕМА 13 Информационное обеспечение менеджмента 1 Понятие информации. Информация как предмет управленческой деятельности. 2 Определение, свойства, классификация информации. Требования, предъявляемые к информации.. 3.Информационные системы.   ТЕМА 14 Коммуникации в менеджменте 1 Роль коммуникаций в управлении. Горизонтальные и вертикальные коммуникации в менеджменте. 2.Коммуникационный процесс, его этапы и элемент. 3.Межличностные и организационные коммуникационные барьеры и методы их преодоления.   ТЕМА 15 Управленческие решения в менеджменте 1.Понятие и классификация управленческих решений 2 Методы разработки управленческих решений. 3.Этапы принятия и реализации решений. 4.Решения в условиях неопределенности. РАЗДЕЛ 4 СИСТЕМА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ТЕМА 16 Экономические методы управления 1.Сущность и классификация методов управления. 2.Место экономических методов в системе методов управления. 3.Классификация экономических методов управления: планирование, стимулирование, ценообразование, финансирование, кредитование, коммерческий расчет и другие. 4.Особенности применения экономических методов в Казахстане   ТЕМА 17 Социально-психологические методы управления 1.Классификация и характеристика социально-психологических методов управления. 2.Методы формирования производственного коллектива, регулирования групповых отношений в коллективе. 3.Человеческий фактор в концепции экономического развития.   ТЕМА 18 Организационно-распорядительные методы управления 1. Сущность организационно-распорядительных методов и их характеристика. 2 Организационные методы, используемые в оперативном управлении. 3.Распорядительное воздействие. 4.Роль правовых методов управления экономикой.   ТЕМА 19 Современные методы управления в рыночной экономике 1.Концепция поддержки предпринимательства в Казахстане. 2.Формы предпринимательства в Казахстане .3 Организационный механизм поддержки предпринимательства РАЗДЕЛ 5 ФУНКЦИИ МЕНЕЖДМЕНТА ТЕМА 20 Планирование в менеджменте. 1.Классификация функций управления. 2.Классический перечень функций А.Файоля 3.Содержание, цели и задачи планирования. 4.Стратегическое планирование деятельности организации. 5.Тактическое планирование. Характеристика и процедура разработки тактического плана.   ТЕМА 21 Организация как функция менеджмента 1.Содержание функции организации. 2.Основные принципы в процессе выполнения функции организации. 3.Разделение функций, полномочий, ответственности.   ТЕМА 22 Мотивация в менеджменте 1.Понятие мотивации, ее значение и эволюция. 2.Современные теории мотивации. Мотивация, стимулирование и активизация.. 3.Потребности и мотивационное поведение. Первичные и вторичные потребности. 4.Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей по А.Маслоу; двухфакторная теория Ф. Герцберга; теория потребностей Мак Клелланда. 5.Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости, модель мотивации Портера-Лоулера.   ТЕМА 23 Контроль в системе менеджмента . 1.Функции и виды управленческого контроля. 2.Технология контроля 3.Процесс контроля. Этапы процесса контроля 4.Организационные формы контроля.   РАЗДЕЛ 6 ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ ТЕМА 24 Управление деятельностью человека и управление группой- 1.Управление человеком и управление группой .2 Группы и их значимость. Формальные и неформальные группы. 3Хоторнские эксперименты.   ТЕМА 25 Руководство: власть, влияние и партнерство 1.Руководство в организации. Полномочия, личное влияние и власть.. 2.Убеждение и участие. ТЕМА 26 Лидерство: стиль руководства и имидж менеджера. 1. Обзор теорий лидерства 2. Понятие и разновидности стиля руководства .3. Ситуационный подход к эффективному руководству. ТЕМА 27 Управление конфликтами, стрессами и изменениями 1.Природа и содержание конфликта. Причины конфликта. 2. Последствия конфликта. 3Управление конфликтной ситуацией.. 4.Природа стресса. Причины стресса. ТЕМА 28 Кадровая политика фирмы 1.Понятие и сущность кадровой политики .Разработка и проведение кадровой политики 2.Подготовка кадров. 3. Оценка кадров управления 4.Особенности управления персоналом в фирмах США и Японии. РАЗДЕЛ 7 ЭТИКА И КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА 29 Культура управленческой деятельности 1.Сущность и понятие культуры управления. 2.Элементы культуры управления: культура работников управления. 3.Виды организационных культур: сильные и слабые; формализованные и неформализованные; функциональные и дисфункциональные; выявленные и скрытые; регулируемые и нерегулируемые и т.д. ТЕМА 30 Корпоративная культура управления 1.Понятие корпоративной культуры управления. 2.Факторы, влияющие на культуру корпорации. 3.Культура корпорации ТЕМА 31 Деловой этикет менеджера 1.Этикет – одна из форм регуляции человеческого поведения. 2.Правила делового этикета.   РАЗДЕЛ 8 ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА ТЕМА 32 Эффективность менеджмента 1.Эффективность менеджмента: внутренние и внешние параметры. 2.Сочетание интересов менеджмента, собственности и трудовых ресурсов фирмы 3.Факторы, определяющие изменение эффективности менеджмента. ТЕМА 33 Современные технологии управления 1.Технология управления -понятие, сущность, инструментарий. 2.Современные технологии управления, их содержание. 3 Технология управления по целям в условиях казахстанской экономики. 4 Сущность и значение адаптивных технологий в условиях перемен. ТЕМА 34 Комплексный подход к управлению производительностью 1.Производительность труда как показатель обеспечения эффективности деятельности организации. 2.Качество и производительность. 3 Производительность и внешняя среда.. 4.Производительность на всех уровнях организации.   Всего -30 часов     Раскрыть содержание управленческой деятельности и методов менеджмента.   Ознакомить с задачами и видами менеджмента     Раскрыть сущность системы и системного подхода в менеджменте   Ознакомить с эволюцией развития менеджмента     Объяснить студентам сущность основных концепций менеджмента   Раскрыть основные проблемы и специфику менеджмента в Казахстане     Ознакомить с сущностью и чертами организации   Раскрыть содержание общей цели организации   Раскрыть понятия: внутренняя и внешняя среда функционирования предприятия   Ознакомить с основными типами организационных структур управления, их достоинствами и недостатками     Раскрыть классификацию форм управления и особенности каждой из них   Объяснить сущность понятий: полномочия, делегирование, ответственность     Раскрыть значение информационного обеспечения процесса управления   Объяснить сущность и виды коммуникаций, этапы и структуру коммуникационного процесса   Раскрыть сущность, виды и требования, предъявляемые к управленческим решениям   Объяснить значение и классификацию экономических методов управления     Раскрыть сущность социально-психологических методов управления   Ознакомиться с сущностью и различными методами распорядительства     Раскрыть сущность современных методов управления, применяемых в Казахстане     Раскрыть содержание и значение планирования в менеджменте   Объяснить содержание функции организации в менеджменте     Раскрыть сущность мотивации, содержание теорий мотиваций     Раскрыть сущность и содержание, виды и этапы контроля   Объяснить значение взаимодействия работника и группы     Объяснить сущность понятий власть, влияние и партнерство     Объяснить основные положения теорий лидерства и виды стилей руководства     Раскрыть природу конфликта   Раскрыть сущность кадровой политики на предприятии     Объяснить содержание понятия культура управления как фактора повышения эффективности менеджмента   Раскрыть понятие корпоративной культуры и факторов, влияющих на нее     Раскрыть сущность понятия этикет и правил делового этикета   Раскрыть сущность понятия эффективность менеджмента   Объяснить понятие технологии управления и ее современные черты     Раскрыть значение управления производительностью.     Значение менеджмента для успешного функционирования предприятия.   Взаимодействие управляющей и управляемой систем   Изучение предприятия как системы     Различия основных подходов в менеджменте   Особенности современного менеджмента в условиях формирования рыночных элементов   Пути решения проблем в сфере менеджмента   Значение эффективной организации процесса управления     Важность четкого и правильного формулирования целей предприятия     Значение и условия адаптации к изменениям внешней среды   Значение и пути совершенствования организационной структуры     Особенности каждого вида товарищества   Проблемы распределения полномочий и ответственности   Эффективность менеджмента и качество информации     Пути устранения помех в процессе обмена информацией   Причины неопределенности в процессе разработки решений   Приоритетность экономических методов управления   Последствия недооценки значимости социально-психологических методов управления     Значение правового регулирования     Проблемы соблюдения основных принципов предпринимательства в РК     Причины необоснованного планирования и его последствия   Пути усиления организационных связей     Значение создания эффективной системы мотивации персонала     Реакция персонала на контролирующие действия менеджеров   Результаты Хоторнских экспериментов     Баланс власти   Сравнение стилей управления     Методы предупреждения конфликтов     Сравнение американской и японской систем управления персоналом   Культура управления и эффективность деятельности предприятия   Составляющие корпоративной культуры и пути их развития     Составляющие культуры менеджера     Основные факторы, влияющие на эффективность процесса менеджмента   Специфика технологии управления   Проблемы, возникающие в процессе управления производительностью                                                                                 0,5   0,5   0,5   0,5     0,5     0,5     0,5       0,5        

Практические занятия

Наименование темы и объем в часах Вопросы практических занятий Рекомендуемая литература
ТЕМА 1 Предмет и метод менеджмента -0,5ч ТЕМА 2 Сущность и принципы менеджмента-0,5ч   ТЕМА 3 Основы системного подхода в управлении-0,5ч   ТЕМА 4 Эволюция менеджмента-0,5ч ТЕМА 5 Концепции современного менеджмента-0,5ч ТЕМА 6 Методологические основы менеджмента в Казахстане-0,5ч ТЕМА 7 Понятие и виды организации-0,5ч   ТЕМА 8 Цели организации и их классификация -0,5ч ТЕМА 9 Внутренняя и внешняя среда организации-0,5ч ТЕМА 10 Организационная структура управления и норма управляемости-0,5ч   ТЕМА 11 Организационно-правовые формы управления-0,5ч   ТЕМА 12 Организация взаимодействия и полномочия-0,5ч . ТЕМА 13 Информационное обеспечение менеджмента-0,5ч     ТЕМА 14 Коммуникации в менеджменте-0,5ч   ТЕМА 15 Управленческие решения в менеджменте-0,5ч ТЕМА 16 Экономические методы управления-0,5ч ТЕМА 17 Социально-психологические методы управления-0,5ч   ТЕМА 18 Организационно-распорядительные методы управления-0,5ч   ТЕМА 19 Современные методы управления в рыночной экономике-0,5ч ТЕМА 20 Планирование в менеджменте-0,5ч. ТЕМА 21 Организация как функция менеджмента-0,5ч ТЕМА 22 Мотивация в менеджменте-0,5ч ТЕМА 23 Контроль в системе менеджмента-0,5ч ТЕМА 24 Управление деятельностью человека и управление группой-0,5ч ТЕМА 25 Руководство: власть, влияние и партнерство-0,5ч   ТЕМА 26 .Лидерство :стиль руководства и имидж менеджера. ТЕМА 27 Управление конфликтами, стрессами и изменениями-0,5ч ТЕМА 28 Кадровая политика фирмы-0,5ч ТЕМА 29 Культура управленческой деятельности ТЕМА 30 Корпоративная культура управления-0,5ч   ТЕМА 31 Деловой этикет менеджера-0,5ч   ТЕМА 32 Эффективность менеджмента-0,5ч ТЕМА 33 Современные технологии управления-0,5ч ТЕМА 34 Комплексный подход к управлению производительностью-0,5ч. Всего-15 часов 1 Понятие управления и объекты управления в рыночной экономике. 2 Предмет науки управления производством. 3.Совокупность методов управления. 1.Понятие менеджмента и его задачи. 2.Виды менеджмента. 3.Принципы управления по А. Файолю. Современные принципы менеджмента и особенности их применения в Казахстане.. 4.Управление как наука и искусство. 1.Понятие о системах и их свойствах. 2.Понятие производства как системы управления. Системный подход в управлении производством. 3.Взаимодействие объекта и субъекта управления в системе управления производством.   1.Становление и развитие школы научного управления, его основоположники. 2.Основные положения классической или административной школы управления. 3.Школа человеческих отношений, ее сущность и представители. 4.Основная цель поведенческой школы. Представители данной школы. 5.Характеристика школы науки управления.   1 Основные предпосылки создания и функционирования рыночной экономики. 2Особенности современной рыночной экономики. 3 Социальная ориентация регуляторов экономики. 1Теория руководства и искусство управления. 2 Политические и экономические предпосылки развития менеджмента в Казахстане. 3 Стратегия становления и развития Республики Казахстан. 1. Понятие организации. Основные черты и виды организации. 2 .Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Объект и субъект управления. 3 .Предпринимательство в системе менеджмента.   1.Содержание и значение миссии организации. Формулировка миссии организации. 2.Политика. Стратегия. Процедура. Правила. Бюджеты. 3 Целевой подход в менеджменте.   1.Понятие внутренней среды организации. Внутренние переменные: цели, структура, задачи, технология и люди. 2.Понятие внешней среды. 3.Среда прямого воздействия: поставщики, материалы, капитал, трудовые ресурсы, потребители, конкуренты. 4.Среда косвенного воздействия: состояния экономики, социально-культурные факторы, отношение с местным населением. 1.Понятие организационной структуры управления. Типы организационных структур управления: линейная , функциональная, линейно-функциональная (штабная), матричная. Их достоинства и недостатки. 2.Проектирование организационных структур управления. 3.Основные требования, предъявляемые к организационной структуре.   1 Классификация предприятий по различным организационно-правовым признакам. 2 Характеристика и виды хозяйственных товариществ: полное товарищество, товарищество с дополнительной ответственностью, коммандитное товарищество, товарищество с ограниченной ответственностью. 3 Акционерные общества, их характеристика.   1 Делегирование, полномочия и ответственность. 2.Делегирование полномочий и распределение ответственности в системе менеджмента. 1 Понятие информации. Информация как предмет управленческой деятельности. 2 Определение, свойства, классификация информации. Требования, предъявляемые к информации.. 3.Информационные системы. 1 Роль коммуникаций в управлении. Горизонтальные и вертикальные коммуникации в менеджменте. 2.Коммуникационный процесс, его этапы и элемент.   3.Межличностные и организационные коммуникационные барьеры и методы их преодоления.   1.Понятие и классификация управленческих решений .2 Методы разработки управленческих решений.. 3.Этапы принятия и реализации решений. 4 Решения в условиях неопределенности. 1 Сущность и классификация методов управления. 2 Место экономических методов в системе методов управления. 3 Классификация экономических методов управления: планирование, стимулирование, ценообразование, финансирование, кредитование, коммерческий расчет и другие. 4 Особенности применения экономических методов в Казахстане   1.Классификация и характеристика социально-психологических методов управления. 2.Методы формирования производственного коллектива, регулирования групповых отношений в коллективе. 3.Человеческий фактор в концепции экономического развития.   1. Сущность организационно-распорядительных методов и их характеристика. 2 Организационные методы, используемые в оперативном управлении. 3.Распорядительное воздействие. 4.Роль правовых методов управления экономикой.   1.Концепция поддержки предпринимательства в Казахстане. 2.Формы предпринимательства в Казахстане 3 Организационный механизм поддержки предпринимательства 1.Классификация функций управления. 2.Классический перечень функций А.Файоля 3.Содержание, цели и задачи планирования. 4.Стратегическое планирование деятельности организации. 5.Тактическое планирование. Характеристика и процедура разработки тактического плана.   1.Содержание функции организации. 2.Основные принципы в процессе выполнения функции организации. 3.Разделение функций, полномочий, ответственности.   1.Понятие мотивации, ее значение и эволюция. 2.Современные теории мотивации. Мотивация, стимулирование и активизация.. 3.Потребности и мотивационное поведение. Первичные и вторичные потребности. 4.Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей по А.Маслоу; двухфакторная теория Ф. Герцберга; теория потребностей Мак Клелланда. 5.Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости, модель мотивации Портера-Лоулера.   . 1.Функции и виды управленческого контроля. 2.Технология контроля 3.Процесс контроля. Этапы процесса контроля 4.Организационные формы контроля.   1.Управление человеком и управление группой 2 Группы и их значимость. Формальные и неформальные группы. 3Хоторнские эксперименты.     1.Руководство в организации. Полномочия, личное влияние и власть.. 2.Убеждение и участие.   1.Обзор теорий лидерства 2. Понятие и разновидности стиля руководства .3. Ситуационный подход к эффективному руководству.     1.Природа и содержание конфликта. Причины конфликта. 2. Последствия конфликта. 3.Управление конфликтной ситуацией.. 4.Природа стресса. Причины стресса.   1.Понятие и сущность кадровой политики .Разработка и проведение кадровой политики 2.Подготовка кадров. .3. Оценка кадров управления .4.Особенности управления персоналом в фирмах США и Японии. 1.Сущность и понятие культуры управления. 2.Элементы культуры управления: культура работников управления. 3.Виды организационных культур   1.Понятие корпоративной культуры управления. 2.Факторы, влияющие на культуру корпорации. 3.Культура корпорации   1.Этикет – одна из форм регуляции человеческого поведения. 2.Правила делового этикета.   1.Эффективность менеджмента: внутренние и внешние параметры. 2.Сочетание интересов менеджмента, собственности и трудовых ресурсов фирмы 3.Факторы, определяющие изменение эффективности менеджмента. 1.Технология управления -понятие, сущность, инструментарий. 2.Современные технологии управления, их содержание. 3. Технология управления по целям в условиях казахстанской экономики. 4 .Сущность и значение адаптивных технологий в условиях перемен. 1.Производительность труда как показатель обеспечения эффективности деятельности организации.. 2.Качество и производительность. 3 Производительность и внешняя среда.. 4.Производительность на всех уровнях организации.   Основная     Основная   Основная     Дополнительная   Дополнительная   Основная   Основная   Основная     Дополнительная     Основная     Основная     Основная   Дополнительная   Основная   Дополнительная   Дополнительная     Основная   Основная   Основная   Дополнительная     Основная     Основная   Основная   Основная     Основная     Основная   Основная     Основная   Основная   Основная   Основная   Основная   Основная     Основная     Основная    

Тематика СРС

№п\п Наименование темы Рекомендуемая литература  
1.                               Внутренняя и внешняя среда организации Организационная структура управления и норма управляемости   Организационно-правовые формы управления   Информационное обеспечение менеджмента   Коммуникации в менеджменте   Управленческие решения в менеджменте Экономические методы управления Организационно-распорядительные методы управления   Планирование в менеджменте Организация как функция менеджмента Мотивация в менеджменте Контроль в системе менеджмента Всего 3,5   3,9   3,9,13     3,5,6,8,9     3,5   2,3,9     3,9     3,22   3,9,13   3,5,6   1,3,9   3,9,23       85ч.  

ТЕМАТИКА СРСП

№п\п Наименование темы Форма занятий Рекомендуемая литература Объем в часах
1. Влияние факторов внешней среды на деятельность компании Реферативное сообщение 3,5
Этапы осуществления контроля Реферативное сообщение 3,9
Причины возникновения конфликта Реферативное сообщение 3,9,13
Целеполагание в менеджменте Доклад 3,5,6,8,9
Внутренняя среда предприятия Реферативное сообщение 3,5
Система стимулов для персонала Рассмотрение ситуаций 2,3,9
Причины помех в процессе коммуникаций Реферативное сообщение 3,9
Виды управленческих решений Реферативное сообщение 3,22
Требования, предъявляемые к УР Реферативное сообщение 3,9,13  
Этапы разработки и реализации УР Решение ситуационных задач 3,5,6
  Итого     15 часов

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература:

1. Бойделл Т. “Как улучшить управление организацией”. М., “Ассиана”, 1996

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 224с.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. “Менеджмент: учебник для экономических вузов”. М., “Высшая школа”, 2008

4. Виханский О.С. Практикум по курсу "Менеджмент" М:Гардирика,2008

5. Вудкок М., Френсис Д. “Раскрепощенный менеджер”. М., “Дело”, 1991

6. Герчикова И.Н. “Менеджмент”. М., 2008

7. Грейсон Дж.К., О’Делл К. “Американский менеджмент на пороге 21 века”. М., “Экономика”, 1991

8. Гуленко В.В. “Менеджмент слаженной команды: соционика и социоанализ для руководителей”. Новосибирск, РИПЭЛ, 1995

9. Дэвид Дж.Речмен, Майкл Х.Мескон, Куртлэнд Л., Боуви, Джон В.Гилл “Современный бизнес”. М., “Республика”, 1995

10. Друкер П.Ф. “Рынок: как выйти в лидеры: практика и принципы”. М., “Международная книжная печать”, 1992

11. Дукнан У.Дж. “Основополагающие идеи в менеджменте”. М., “Дело”, 1996

12. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. -- СПб, 2000

13. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. “Человеческие ресурсы управления”. М., “Дело”, 1993

14. Казанцев А.К. Практический менеджмент, М: Инфра, 1999.

15. Каренов Р.С., Раимбеков Б.Х., Акжолов А.М. “Основы менеджмента”. Караганда, КГУ, 2005

16. Карлоф Б. “Деловая стратегия”. М., “Экономика”, 1991

17. Козлов В.Д. “Управление организационной культурой”. М., МГУ, 1991

18. Коно Т. “Стратегия и структура японских предприятий”. М., 1987

19. Кунц Г., О’Доннел С. “Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций”. М., “Прогресс”, 1981

20. Ладанов И.Д. “Практический менеджмент”. М., “Россиана”, 2006

21. Любимова Н.Г. “Менеджмент путь к успеху”. М., “Агропромиздат”, 1992

Дополнительная литература:

22. Макаров С.Ф. “Менеджер за работой”. М., “Молодая гвардия”, 1989

23. Маккей Х. “Как уцелеть среди акул”. М., “Экономика”, 1993

24. Мартынов С.Д. “Профессионалы в управлении”. Л., “Лениздат”, 1991

25. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. “Основы менеджмента”. М., “Дело”, 2003.

26. Мильор Г. “Как эффективно управлять”. М., “Экономика”, 1992 Дополнительная литература:

27. Морита “Сделано в Японии”. М., “Прогресс”, 1993

28. Иосифович Н. “Ты - босс”. М., “Вече-Персей-Аст”, 1995

29. Полянов В.А. “Технология карьеры”. М., “Дело”, 1995

30. Пронников В.А., Ладанов Н.Д. “Управление персоналом в Японии”. М., “Наука”, 1995

31. Санталайнен Т. и др. “Управление по результатам”. М., “Прогресс”, 1988

32. “Секреты умелого руководителя” (под редакцией И.В.Липсиц). М., “Экономика”, 1991

33. Советы управляющему (сост. Зотов А.Н.). Свердловск, СУКН, 1991

34. Старобинский Э.Е. “Основы менеджмента на коммерческой фирме”. М., “Ителсинтез”, 1994

35. Таранов П.С. Золотая книга руководителя. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999

36. Тейлор Ф.У. “Принципы научного менеджмента”. М., журнал “Контроллинг”, 1994

37. Тичи Н., Деванна М.А. “Лидеры реорганизации”. М., “Экономика”, 1990

38. Токсанова А.Н. Теория и практика менеджмента, Астана: КазЭУ им.Т.Рыскулова,

2003 г.

39. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1988

40. Уоррен Б. “Почему лидеры не могут руководить?” М., 1991

41. Уткин Э.А. “Основы менеджмента для руководителей предприятий”. М., 1990

42. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: учеб.пособие / .М.: Экономпресс, 1998.

43. Завлин П.И. Инновационная деятельность в условиях рынка – СПб.: Наука, 1994.

44. Крутик А.Б. Поиск экономических стратегий государства на современном этапе: Тексты лекций – Омск: ОмГТУ, 2002.

45. Крутик А.Б. Отраслевое развитие малых инновационных предприятий: Препринт – СПб.: Изд-во института управления и экономики, 2004.

46.Крутик А.Б. Инновации и инвестиции в предпринимательской деятельности: учеб.пособие.- РГПУ им. А.И.Герцена, 2003г.

Наши рекомендации