Типовые решения по организации севооборотов 22 страница
Водоснабжение. Новое строительство: буровых скважин 1, водопроводов 40 м, водонапорных башен 1, резервуаров 1. Общие затраты на строительство 5 млн руб.
Внутрихозяйственные дороги (профилированные улучшенные) — 0,85 км.
Общие затраты на строительство 5 млн руб.
4. Агроэкономическое обоснование проекта.В крестьянской семье 4 трудоспособных, планируемый годовой фонд рабочего времени 12 тыс. чел.-ч. Объем реализации молока составит 150 т, мяса КРС — 7,5 т. Предполагается закупка концентратов в объеме 50 т.
Расчет потребности в семенах и схемы севооборотов, данные о посевных площадях, урожайности культур и валовом сборе продукции растениеводства приведены в тексте бизнес-плана.
Вся продукция растениеводства, кроме картофеля, будет использоваться на внутренние нужды хозяйства (на корм и семена).
Планируется покупка 403 т торфа.
С учетом прочих затрат (1340 чел.-ч) общая годовая потребность в труде составляет 14 735 чел.-ч, или 4,9 среднегодового работника. Уровень обеспеченности рабочей силой 81,6 %, требуется привлечение сезонных работников.
Полная себестоимость продукции составит 563 тыс. руб.; таким образом, прибыль будет равна 734 — 563 = 171 тыс. руб., рентабельность—30,4%.
4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
ОБРАЗОВАНИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ
КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Приведенные ниже расчеты, связанные с оценкой эффективности проекта, выполнены в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. В данном случае использовались:
показатели экономической эффективности, включающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов его участников и допускающие стоимостное измерение;
показатели коммерческой эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников.
Оценка предстоящих затрат и результатов осуществлялась в пределах расчетного периода, который принято называть горизонтом расчета. Он был установлен с учетом средневзвешенного нормативного срока службы активной части основных фондов крестьянского хозяйства (машин, оборудования и транспортных средств).
Горизонт расчета измеряется количеством шагов; в силу сезонности производства и реализации сельскохозяйственной продукции в качестве шага расчета был принят год.
Для стоимостной оценки затрат и результатов использовались так называемые базисные цены. Это цены, сложившиеся в районе размещения крестьянского хозяйства на определенный момент времени (в данном случае — май 1996 г.). Базисная цена на любой вид продукции или ресурсов в расчетном периоде считается постоянной.
При оценке эффективности проекта соизмерение разновременных платежей и поступлений осуществлялось путем их дисконтирования — приведения к некоторому начальному периоду. В данном случае приведение осуществлялось к моменту получения кредита (январь 1997 г.). Норма дисконта была принята на уровне 10 %, что связано со следующим обстоятельством. Указом Президента РФ «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе» от 16 апреля 1996 г. № 565 было предусмотрено образование в 1997 г. специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях с взиманием с них не
более 25 % учетной ставки ЦБ РФ. Практически все инвестиции крестьянское хозяйство намечало осуществлять за счет кредита из этого фонда, а ставка ЦБ в 1997 г. колебалась около уровня 40 %.
В основу расчетов положен показатель потока реальных денег — разности между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности на каждом шаге осуществления проекта.
Отток реальных денег связан с инвестиционной деятельностью крестьянского хозяйства и включает вложения:
в строительство производственных зданий и сооружений;
на приобретение машин и оборудования;
на приобретение нетелей;
в непредвиденные операции (прочие).
Горизонт расчета составляет 8 лет. Предусматривается, что все основные инвестиции производственного назначения будут осуществлены в течение первого года расчетного периода. В последние три года этого периода потребуется дополнительно 79,4 млн руб. на приобретение машин и оборудования для замены отслуживших свой нормативный срок.
Для осуществления запланированной инвестиционной деятельности крестьянскому хозяйству необходим льготный кредит в размере 500 млн руб. Условия кредитования определяются вышеназванным указом Президента РФ.
Для расчета потока реальных денег от операционной деятельности крестьянского хозяйства нужны следующие данные:
общая выручка от реализации сельскохозяйственной продукции;
амортизационные отчисления;
земельный налог за сельскохозяйственные угодья;
текущие издержки на производство продукции.
Цены реализации планировались с учетом сложившихся рыночных цен в Москве и Чехове. Амортизационные отчисления рассчитывались по единым нормам на полное восстановление основных фондов, введенным в действие с 1 января 1991 г. При расчете текущих издержек учитывалось, что крестьянское хозяйство было зарегистрировано в 1993 г. и в первые 5 лет с момента регистрации освобождено от уплаты земельного налога.
При определении притока реальных денег от операционной деятельности крестьянского хозяйства не следует забывать, что в него входят и амортизационные отчисления.
Все необходимые данные для расчета и полученные результаты приведены в табл. 127—138.
Главный показатель экономической эффективности проекта — чистый дисконтированный доход (ЧДД), представляющий собой разность между текущей стоимостью притока и оттока денежных средств. В данном проекте ЧДД равен 136,9 млн руб (649,0 — 512,1); поскольку ЧДД > 0, проект образования землепользования крестьянского хозяйства может считаться эффективным.
Данный метод оценки инвестиций обладает достаточной устойчивостью при разных комбинациях исходных данных и позволяет во всех случаях находить экономически рациональное решение. Однако используются и другие показатели, в частности индекс доходности (ИД), характеризующий относительное превышение дисконтированного притока денежных средств над их оттоком. В данном случае
Срок окупаемости — один из часто применяемых показателей, особенно для предварительной оценки эффективности вложений. Он определяется как период времени, в течение которого инвестиции будут возвращены за счет доходов, полученных от реализации проекта (с учетом дисконта).
Основной недостаток этого показателя — то, что он не учитывает результат за весь период реализации проекта; на него не влияют доходы, которые будут получены за пределами срока окупаемости. Очевидно, что данный показатель нельзя использовать при выборе проекта из ряда возможных, он пригоден лишь как ограничение при принятии решений. Это значит, что если срок окупаемости больше некоторого граничного значения, проект автоматически исключается из состава рассматриваемых.
Граничные значения срока окупаемости обычно устанавливаются коммерческими банками как условие при выделении инвестиционных ресурсов потенциальным заемщикам или нормативными актами государства при предоставлении льготных кредитов сельскохозяйственным производителям.
Так, в соответствии с упомянутым выше Указом Президента РФ «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе» установлено, что срок окупаемости проектов, осуществляемых за счет инвестиций, размещаемых на конкурсной основе и на льготных условиях кредитования, для производственных объектов сельского хозяйства не должен превышать 5 лет. Рассматриваемое крестьянское хозяйство может участвовать в конкурсе на получение льготного кредита, так как срок окупаемости капитальных вложений составляет около 5 лет. За это время текущая стоимость притока реальных денег от операционной деятельности будет равна 109,8 + 100,0 + 90,9 + 82,7 + 76,2 = 459,9 млн руб., а инвестиции — 474,1 млн руб.
Внутренней нормой доходности (ВИД) называется ставка дисконта, при которой чистый дисконтированный доход равен нулю; фактически ВИД характеризует норму доходности проекта. Ее величина рассчитывается методом подбора значения (обычно на компьютере).
Как видно из табл. 139, дисконтирование при 21 % приводит к тому, что чистый поток реальных денег все еще положителен (2,0млнруб), а при 22% он уже становится отрицательным (—6,0 млн руб). Следовательно, величина ВНД должна находиться где-то между 21 и 22 %. С помощью линейной интерполяции получим
Если величина ВНД больше ставки дисконта (в данном случае 21,2 > 10), инвестирование средств в проект выгодно. Даже если льготный кредит не будет получен, то фермер может воспользоваться кредитами коммерческих банков, скажем, при годовой ставке 18 % проект остается приемлемым.
Все приведенные расчетно-аналитические материалы, связанные с оценкой экономической эффективности инвестиций, должны быть представлены в ТЭО (проектах) образования землепользовании сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Расчеты коммерческой эффективности проекта выполняют при подготовке бизнес-плана. Необходимым критерием здесь является положительное сальдо накопленных реальных денег в любом временном интервале, где данный участник осуществляет затраты или получает доходы. Отрицательная величина этого показателя свидетельствует о необходимости привлечения участником проекта дополнительных средств (собственных или заемных), что должно быть отражено в расчетах по эффективности.
При существующих в России темпах инфляции и уровне неопределенности условий для бизнеса рекомендуется выбирать следующий шаг расчета:
в течение 1-го года — 1 мес;
начиная со 2-го года в пределах срока окупаемости — не меньше 3 мес;
за пределами срока окупаемости — от 6 мес до 1 года.
В данном случае в качестве шага расчета выбраны 3 мес для 1-го и 2-го годов, а начиная с 3-го года — 1 год. Это обусловлено сезонностью сельскохозяйственного производства, достаточно высокой устойчивостью цен на продукцию крестьянского хозяйства, а также тем обстоятельством, что соотношение цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию незначительно колеблется по годам.
Расчет сальдо накопленных реальных денег дан в табл. 140— 144. Положительный результат в конце каждого квартала первых 2 лет расчетного периода, а в дальнейшем и в конце каждого года свидетельствует о возможности осуществления проекта при условии привлечения для этого 20 млн руб. собственных и 500 млн руб. заемных средств.
201,0
120,0 521,6
V)
ON
T/1
Контрольные вопросы и задания
1.Что такое бизнес-план организации сельскохозяйственного предприятия?
2. Почему бизнес-план должен разрабатываться в составе или совместно с проектом внутрихозяйственного землеустройства?
3. Каково назначение бизнес-плана?
4. Опишите основное содержание и структуру бизнес-плана.
5. Какая исходная информация используется при составлении бизнес-плана?
6. Как оценить эффективность создания крестьянского хозяйства на основе проекта его землеустройства и бизнес-плана?
Глава XVI
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОЕКТОВ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА,
ИМЕЮЩИХ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
За последние годы структура финансирования проектно-изыс-кательских работ по землеустройству существенным образом изменилась. Помимо государственных средств федерального и местного бюджетов на землеустройство стали направляться собственные (внебюджетные) финансовые ресурсы других заказчиков (предприятий и граждан).
Заказчики проектов землеустройства, вкладывая свои денежные средства, заинтересованы, с одной стороны, получить такое проектное решение, которое обеспечит максимальную отдачу вложенных ими средств (капитала) на цели землеустройства, с другой — снизить до минимума риск потерять эти деньги из-за изменения рыночной ситуации.
Таким образом, в условиях рыночной экономики проекты землеустройства имеют не только статический характер (организация территории на перспективу), но и стали определять всю инвестиционную деятельность землевладельцев и землепользователей по улучшению использования и охране земли.
В настоящее время исследования по оценке эффективности инвестиционных проектов землеустройства находятся только в начальной стадии. Землеустроительные производственные предприятия, организации и учреждения, а также частные землемеры не используют никаких показателей оценки эффективности проектов землеустройства как инвестиционных. Методика оценки эффективности инвестиционных проектов в землеустройстве отсутствует.
Однако с 1994 г., когда были введены в действие «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования» (утверждены
Госстроем, Минэкономики, Минфином России 31 марта 1994 г.), необходимость в инвестиционных расчетах при землеустройстве стала очевидной.
В начале 1999 г. был принят Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений» (№ 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г.); в настоящее время утверждены новые СП и СНиП, «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции», изданы «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» (вторая редакция. — М.: Экономика, 2000), внесены изменения в налоговое законодательство, систему бухгалтерского учета.
Все это требует нового подхода к оценке эффективности проектов землеустройства. Данные работы начаты на кафедре землеустройства ГУЗ, а также с 1999 г. Госкомземом России (ныне Федеральная служба земельного кадастра).
Известно, что в настоящее время проект землеустройства носит в большей степени организующий характер, хотя в плане его осуществления предусматриваются именно инвестиционные мероприятия и даже целые инвестиционные проекты. Таким образом, по содержанию и количеству намечаемых мероприятий проекты землеустройства можно отнести к мультипроектам, в которых содержатся отдельные самостоятельные проекты. Многоплановость и многообразие содержания проекта внутрихозяйственного землеустройства позволяют судить о нем как о своеобразной инвестиционной программе сельскохозяйственного предприятия, тесно увязанной с агропотенциалом земли. Проектируемый характер использования земель, как правило, зависит от инвестиций в строительство новых ферм, их расширение или реконструкцию, в строительство дорог и мелиорацию земель.
Сложившиеся в условиях плановой экономики методы разработки и обоснования проектов внутрихозяйственного землеустройства, их содержание в целом отвечали государственным требованиям по рациональному использованию и охране земель. Тем не менее эффективность мероприятий, связанных с осуществлением, полным освоением проектов и достижением намеченных в них технико-экономических показателей, оставалась в большинстве случаев весьма низкой. Это было обусловлено следующими причинами:
при директивной установке на проведение землеустройства и обеспечение документацией проект выступал в качестве рекомендаций, не обязательных к исполнению и не стимулирующих развитие производства;
отсутствовали финансовая поддержка и реальные ресурсы для осуществления конкретных инвестиционных мероприятий, разрабатываемых в проектах землеустройства;
ежегодные и оперативные планы работы хозяйств были слабо связаны с проектами землеустройства;
участники создания и реализации проектов не были заинтересованы в конечных результатах их осуществления;
экономические расчеты при обосновании эффективности проекта в землеустроительном производстве были недостаточно обоснованными.
Все это, естественно, порождало вопросы: «А нужен ли вообще проект землеустройства?»; «Каким должно быть его содержание и как будет развиваться хозяйство без проекта?».
Применявшиеся долгое время методики оценки эффективности проектов землеустройства имеют следующие недостатки.
1. Слабый учет коммерческих интересов субъектов, участвую
щих в разработке и реализации проектов. В условиях жесткого
централизованного регулирования экономики на первое место
выдвигались интересы государства, то есть преобладал народно
хозяйственный подход, смешивались понятия отраслевой эф
фективности и эффективности конкретного хозяйства. Показа
тели эффективности затрат часто не выступали в качестве основ
ных критериев при принятии землеустроительных решений, а
финансово-экономические показатели проекта играли вспомога
тельную роль.
Государство как единственный инвестор регулировало все взаимоотношения субъектов землеустроительного процесса, применяя командно-административные методы управления экономикой. Главные принципы кредитования (обязательный возврат средств, получение требуемой нормы прибыли) часто не соблюдались. Рыночная экономика требует других принципов и критериев оценки эффективности проектов.
2. Поверхностный учет фактора времени. Для сравнения проек
тов (или вариантов одного проекта, имеющего различные сроки
осуществления, объемы капитальных вложений и текущих затрат),
а также для учета фактора времени использовался нормативный
коэффициент эффективности, то есть фактически разновремен
ные капитальные затраты приводились к ежегодным, ценность
которых с течением времени также изменялась.
Применение коэффициента сравнительной эффективности по-настоящему не учитывало реальный фактор времени и срок жизни конкретных проектов, а только приводило затраты и эффекты к одному статическому моменту времени, с одинаковой нормой прибыли. Фактически в расчетах сравнивались несопоставимые величины: затраты — настоящие, а прибыль — будущего времени. Статические методы не предусматривали динамики цен, изменения текущей стоимости проекта в определенные моменты реализации.
3. Неполный учет результатов возврата инвестированных средств.
В качестве основного показатели возмещения капитальных вло-
жений принималась только чистая прибыль, тогда как в действительности инвестиции возвращаются в виде денежного потока, включающего сумму, состоящую из чистой прибыли и амортизационных отчислений. Это снижало коэффициент эффективности капитальных вложений и завышало срок их окупаемости. Кроме того, недоучитывались социальные и экологические результаты реализации проектов.
4. Односторонность оценки. Все оценочные показатели базировались на одних и тех же данных — сумме прибыли и сумме капитальных вложений; не использовались никакие иные финансово-экономические коэффициенты.
5. Отсутствие учета рисков инвестиционного проекта, инфляции и неопределенности. Для оценки эффективности проектов землеустройства часто использовались технико-экономические показатели, слабо коррелирующие с финансово-экономическими характеристиками деятельности предприятия.
Согласно «Методическим рекомендациям по оценке эффективности инвестиционных проектов» (утверждены Минэкономики и Минфином РФ, Госкомитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике, № В К 477 от 31 июня 1999 г.) с точки зрения уровня целей инвесторов различают три вида эффективности:
народнохозяйственная (общественная, экономическая);
бюджетная;
коммерческая (финансовая).
К показателям народнохозяйственной эффективности следует относить результаты и затраты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников (субъектов) инвестиционной деятельности.
Показатели бюджетной эффективности учитывают финансовые последствия реализации инвестиционных проектов для федерального или местных бюджетов; они определяются как превышение доходов соответствующих статей бюджета над расходами.
Показатели коммерческой эффективности учитывают финансовые последствия реализации инвестиционных проектов для их непосредственных участников. При их определении анализируют потоки реальных денег от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности.
Для оценки эффективности инвестиционных проектов очень важным является учет фактора времени. Всегда присутствует инфляция, с течением времени меняются цены, внешние рынки влияют на конъюнктуру отечественного, меняются процентные ставки на капитал, происходит его перелив в другие отрасли и проекты.
Различают два метода оценки эффективности проектов: статический и дисконтный. Статический не учитывает изменение ценности денег во времени. Он имеет следующие достоинства:
сравнительную простоту и экспресс-результативность;
возможность делать выводы о рискованности проекта и его ликвидности.
Вместе с тем статический метод не учитывает:
изменение стоимости денег, что искажает оценку эффективности, так как при одинаковых сроках окупаемости инвестиций доходы по срокам и объемам поступления могут быть различными;
инфляцию и риск;
возможность реинвестирования дохода;
динамику денежных поступлений в определенные сроки при расчете чистого дохода;
денежные потоки рассматриваются не в пределах всего горизонта расчета, а только в пределах срока окупаемости инвестиций, что занижает оценку эффективности проекта.
Статический метод может быть использован как приблизительный для отбора проектов, имеющих кратчайшие сроки окупаемости и времени жизни проекта, когда дисконтирование незначительно влияет на денежные потоки. Кроме того, этот метод применяется для расчета порога риска крупных инвестиционных программ.
Дисконтный метод основан на приведении разновременных платежей и поступлений к одному моменту с помощью коэффициентов дисконтирования.
Статический метод опирается на три основных показателя:
простой срок окупаемости инвестиций;
простая (учетная, расчетная) норма прибыли;
точка безубыточности (порог рентабельности).
Простой срок окупаемости — это время, требуемое для возмещения первоначальных инвестиций. Как правило, рассчитывается как частное от деления капитальных вложений (К) на дополнительный среднегодовой чистый доход (ДЧ). Формула расчета имеет вид
Использование данной формулы предполагает одноразовое, мгновенное вложение инвестиций и получение регулярных доходов примерно равными долями. В случае, когда капитальные вложения осваиваются в течение нескольких лет, а доход поступает неравномерно, срок окупаемости определяется длительностью периода, за который нарастающий итог доходов будет равен сумме капвложений, то есть выполняется равенство
В основе расчета простой нормы прибыли лежит идея о том,
что инвестиции оплачиваются за счет чистой прибыли и амортизационных отчислений.
Точка (норма) безубыточности, или порог рентабельности, характеризует объем продаж, при котором выручка от реализации продукции совпадает с издержками производства.
Для понимания процедуры оценки инвестиционных проектов следует помнить, что в качестве основных критериев привлекательности любого проекта служат:
экономическая и коммерческая выгода;
социальная целесообразность и значимость;
финансовая возможность, производственная и ресурсная обеспеченность;
техническая осуществимость.
Информационно-логическая схема данной процедуры показана на рис. 17 (она рекомендуется многими специалистами; см., например, Виленский П. Л. и др. Оценка эффективности инвестиционных проектов. — М.: Дело, 1998. — С. 53—54).
Учитывая многообразие интересов субъектов инвестиционного проекта и основные критерии, оценку эффективности проектов можно разделить на два этапа. На первом из них оценивается проект в целом, причем вопрос решается принципиально с точки зрения эффективности будущих результатов и выгод (общественных и коммерческих).
Выбор наиболее эффективного проекта начинается с четкого определения возможных вариантов. Главные критерии — доходность, дешевизна, безопасность для инвестора; они служат основой при сравнении альтернативных проектов.
На первом этапе целесообразно также определить, куда выгоднее вкладывать деньги: в новое производство, реконструкцию или расширение производственных мощностей, улучшение земель, строительство объектов производственной инфраструктуры, в сферу переработки сельскохозяйственной продукции, приобретение автотранспорта, техники и т. д.
Достижению успеха в предпринимательской деятельности и реализации проектов землеустройства способствует соблюдение следующих правил:
сбор достоверной информации;
прогнозирование перспектив рыночной конъюнктуры;
гибкая корректировка тактики бизнеса;
более высокая прибыль от реализации инвестиционного проекта по сравнению с прибылью от помещения средств на банковский депозит;
рентабельность инвестиций должна быть выше темпов инфляции;
рентабельность проекта должна быть выше рентабельности альтернативных проектов.
В зависимости от значимости и вида проекта, особенности и характеристики объекта проводят необходимые расчеты. Если общая оценка эффективности подтверждается, то переходят ко второму этапу, в противном случае проект отклоняется. 364
На втором этапе проводится посубъектная оценка эффективности проекта для каждого участника, могут уточняться состав участников, их возможности в реализации проекта, схемы его финансирования. Если полученные результаты удовлетворяют всех участников, проект может быть принят к реализации; в противном случае он отклоняется или пересматриваются условия финансирования, состав участников, сроки реализации.
2. УЧЕТ ВРЕМЕННОЙ ЦЕННОСТИ ДЕНЕГ
Смысл оценки любого инвестиционного проекта состоит в получении ответа на один главный вопрос: оправдают ли будущие выгоды сегодняшние затраты?
Важность учета фактора времени при расчете эффективности инвестиций особенно возрастает при вложении средств и получении результатов в разные периоды. В условиях плановой экономики, когда главным инвестором выступало государство, сравнение разновременных затрат проводилось с помощью коэффициента нормативной эффективности и лучший вариант определялся по минимуму приведенных затрат.
Поведение инвесторов в рыночной экономике совершенно иное; если реализация проекта не обеспечивает приемлемую для них (с учетом риска) норму дохода на вкладываемый капитал, они предпочтут вкладывать деньги в другие проекты.