Вопрос 34. Особенности перехода к рыночной экономике в России
3.1. Понятие переходной экономики. В первую очередь хочется определиться с самим понятием переходнойэкономики, в большинстве учебников это понятие определено как промежуточноесостояние экономики в связи с изменением принципов хозяйствования врезультате социально-экономических изменений. Определяющую роль в этихизменениях играет трансформация отношений собственности. Если переходнаяэкономика в России после 1917 г. формировалась на основе господствагосударственной собственности, то в 90-х гг. началось движение отгосударственной собственности к частной. Это движение не знает мировыханалогов. Впервые за всю цивилизацию мир стал свидетелем движения от«справедливого коммунизма» к «несправедливому», но свободному капитализму. Именно экономику 90-х годов я буду в дальнейшем называть “переходной экономикой”, дабы не загромождать текст лишними временными характеристиками. Отсчет переходной экономики в России начался со 2 января 1992 г. врезультате либерализации цен. Старт переходной экономике был дан в условияхжесточайшего экономического кризиса. Этот кризис произошел в результатеправительственной политики «перестройки». Россия начала рыночную реформу,имея командную экономику. Эта экономика формировалась на основегосударственной собственности и централизованного управления. В Россиигосподствовала доктрина, что основа экономики — это тяжелая промышленность,или производство средств производства. Производству потребительских товаровотводилась роль падчерицы, равно как и сфере услуг. Более 90%государственных производственных капиталовложений направлялось в тяжелуюпромышленность и оборонный комплекс и менее 10% — в потребительский сектор:пищевую и легкую промышленность. Это были отсталые отрасли с изношеннымоборудованием, они не удовлетворяли потребностей населения. В Россиипроизводство работало ради производства, а не ради потребителя, чего неможет быть в рыночной экономике. Централизованная система управленияподавляла предпринимательские способности работников. Эта система былаоснована на подчинении, допуская инициативу лишь в узких границах. Свободапредпринимательства и свобода выбора не действовали. В целом в середине 80-х гг. централизованная система управления снеизбежностью вошла в глобальный экономический кризис, поразивший всюсовокупность экономических отношений. По мнению большинства экономистов, наиболее эффективной являетсярыночная экономика. Она способствует эффективному распределению ресурсов.Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы впроизводство тех товаров и услуг, в которых общество больше всегонуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методовкомбинирования ресурсов для производства и способствует разработке ивнедрению новых, более эффективных технологий производства. Важнымнеэкономическим аргументом в пользу рыночной системы служит тообстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы, создавая темсамым стимулы к самореализации возможностей человека, повышению трудовой ихозяйственной активности. Лишь рыночная система способна координироватьэкономическую деятельность без принуждения. Она представляет свободупредпринимательства и выбора; естественно, на этой основе она ипреуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственнымдирективам их одной отрасли в другую, чтобы обеспечить выполнениепроизводственных заданий, установленных каким-либо всемогущимправительственным ведомством. Напротив, при рыночной системе они свободномогут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно,вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы.Только рыночная экономика устраняет диктат производителей, ликвидируетдефицит, обеспечивает равновесность экономики — и все это с цельюудовлетворения безграничных потребностей людей. Свойственные рынкумеханизмы саморегулирования обеспечивают наилучшую координацию деятельностивсех экономических субъектов, рациональное использование природных,трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сбалансированность народногохозяйства. Очевидно переход к экономической системе, основанной на рыночныхотношениях, позволит России решить наиболее острые, десятилетияминакапливавшиеся проблемы страны, органично соединить внутреннюю экономику смировым хозяйством, обеспечить рост производства и тем самым социальнуюориентацию экономики, открывая доступ населению ко всем достижениям мировойцивилизации. Переход, который требуется осуществить, состоит в том, что на сменукомандной системе должны прийти свобода деятельности и ответственностикаждого человека за свое благосостояние и благосостояние общества и черезрыночный механизм связаться с различными государствами, что позволитсоздать основу для эффективного экономического сотрудничества России спромышленно развитыми странами. Для эффективного функционирования рыночнойэкономики необходимы предпосылки, которые должны быть созданы в течениепереходного периода. Они образуют как бы каркас новой экономическойсистемы: 1. Максимальная свобода предпринимательства и свобода выбора всехэкономических субъектов. Признание важной социальной роли собственниковкапитала, рабочих, крестьян, предпринимателей и организаторов производства. 2. Формирование новых форм собственности, включая частную. Этопозволит определить, кто несет ответственность за результатыхозяйствования, какая из форм собственности представляет сферу наиболееэффективного применения ресурсов. На основе новых отношений собственностиможет быть решена проблема оптимальных пропорций потребления и накопления,обновления и наращивания производственного потенциала, повышенияэффективности капитальных вложений, доходы от собственности признаютсязаконной категорией доходов. 3. Конкуренция как важнейший фактор стимулирования хозяйственнойактивности, увеличения разнообразия и повышения качества продукции всоответствии с действием закона спроса и предложения. Развитие конкуренциитребует демонополизации экономики, формирования соответствующей структурыпроизводства, обеспечивающей присутствие на рынке достаточного числапроизводителей каждого вида товаров, свободного входа на рынок любогоэкономического субъекта, государственной поддержки малого бизнеса,проведения антимонопольной политики. 4. Свободное ценообразование. Рыночные механизмы могут эффективнофункционировать только в том случае, если подавляющее большинство ценустанавливается на рынке свободно, уравновешивая спрос и предложение.Государственный контроль допустим только в ограниченной сфере и безнарушения законов рыночного ценообразования. 5. Распространение рыночных отношений на все сферы экономики. Отсюданеобходимы рынок земли, рынок капитала, рынок рабочей силы, денежный рынок,которые в своем взаимодействии обеспечивают высокую мобильностьэкономических ресурсов, их быстрое перемещение в сферы наиболеерационального применения, стимулируют накопление и рост жизненного уровня.Вместе с тем в рыночной экономике сохраняется значительный нерыночныйсектор, включающий те виды деятельности, которые не могут быть подчиненыисключительно коммерческим критериям (оборона, часть здравоохранения,образования, науки, культуры), или так называемая инфраструктура. 6. Открытость экономики, ее последовательная интеграция в системумирохозяйственных связей. Принцип состоит в том, что любой экономическийсубъект вправе осуществлять внешнеэкономические операции. Иностранныеюридические и физические лица на равных условиях со всеми производителямидействуют на внутреннем рынке в соответствии с установленнымзаконодательством и общепринятыми международными нормами. 7. Обеспечение гражданам социальных гарантий и государственнаяподдержка нетрудоспособных, социально уязвимых членов общества. 8. Отказ государства от прямого участия в хозяйственной деятельности(за исключением отдельных специальных областей). В то же время усилениекосвенного (административного) государственного и общественногорегулирования таких явлений, как инфляция, безработица, имущественная исоциальная дифференциация, нестабильность производства, неравномерностьразвития отдельных регионов. Государство осуществляет макроэкономическуюполитику и содействует формированию среды, благоприятной для хозяйственнойдеятельности, прежде всего на направлениях, соответствующих общественныминтересам. Деятельность государственных органов по регулированию экономикистроится на строгом разграничении полномочий законодательной,исполнительной и судебной власти.